Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / правовая норма / национальная стратегия / властные отношения / тенденция развития / local government / legal norm / national strategy / power relations / development trend

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Д. Адамбеков

Местное самоуправление в Кыргызстане имеет давнюю историю. В самобытных национальных формах оно существовало задолго до образования современного государства кыргызов в его нынешних границах. По интересующему нас вопросу эпос описывает формы народной демократии, включая такие аспекты управления, как порядок принятия общих решений, которые осуществлялись путем голосования; повествуется о советах аксакалов, выборах вождей и т.д. Местное самоуправление в республике функционирует на основе целой системы нормативных правовых актов, разработанных на центральном и местном уровнях. В этой статье мы попытались раскрыть основные аспекты проблем которые являются помехой для современого регулирования правовом русле взаимоотношения в правовом русле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF LOCAL GOVERNMENT IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Local self-government in Kyrgyzstan has a long history. It existed in distinctive national forms long before the formation of the modern Kyrgyz state within its current borders. On the question of interest to us, the epic describes the forms of people's democracy, including such aspects of governance as the procedure for making general decisions, which were carried out by voting; tells about the advice of aksakals, elections of leaders, etc. Local self-government in the republic functions on the basis of a whole system of normative legal acts developed at the central and local levels. In this article, we tried to reveal the main aspects of the problems that are an obstacle to the modern regulation of the legal framework of the relationship in the legal framework.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

А.Д. Адамбеков, аспирант

Национальная академия наук Киргизской Республики (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-107-110

Аннотация. Местное самоуправление в Кыргызстане имеет давнюю историю. В самобытных национальных формах оно существовало задолго до образования современного государства кыргызов в его нынешних границах. По интересующему нас вопросу эпос описывает формы народной демократии, включая такие аспекты управления, как порядок принятия общих решений, которые осуществлялись путем голосования; повествуется о советах аксакалов, выборах вождей и т.д. Местное самоуправление в республике функционирует на основе целой системы нормативных правовых актов, разработанных на центральном и местном уровнях. В этой статье мы попытались раскрыть основные аспекты проблем которые являются помехой для современого регулирования правовом русле взаимоотношения в правовом русле.

Ключевые слова:местное самоуправление правовая норма национальная стратегия, властные отношения, тенденция развития.

Важность темы исследования обусловлена тем, что в складывающейся системе политико-властных отношений значительная роль отводится местному самоуправлению как относительно самостоятельной форме осуществления публичной власти. Подтверждением тому служит отчетливо проявляющаяся в последние годы общая тенденция смещения центра тяжести управленческой деятельности и ответственности за практическое решение ключевых проблем социально-экономического развития страны на первичный территориальный уровень (села, поселки, города), на уровень местных сообществ [1, с. 23-32].

В силу этого и с целью дальнейшей реформы системы управления и демократизации общества принята Национальная стратегия «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года», утвержденная указом Президента Кыргызской Республики от 17 декабря 2002 года. Тем не менее, реализация управленческих преобразований сталкивается со значительными трудностями, вызванными не только субъективными и объективными факторами. Но и, прежде всего, практическим отсутствием необхо-

димой научно-теоретической основы, не позволяющей выработать соответствующие взгляды на сущность и значимость местного самоуправления для отечественного общегосударственного строительства.

С этих позиций общетеоретическое исследование местного самоуправления в государственно-правовой системе республики как субъекта политико-властных отношений, находящегося в тесной взаимосвязи с государством и реализующего в одном случае вопросы государственного значения, а в другом - вопросы местного значения являются чрезвычайно важными [2, с. 44-59].

В связи с этим, особый интерес вызывает правовое регулирование форм местного самоуправления, формирование его правовой базы, имеющей первоочередное значение для муниципального становления и развития. Следует заметить, что реформе одной из основ народовластия в последние годы уделяется значительное внимание, причем в рамках интереса к данной тематике в стране проводится большое количество конференций, семинаров, круглых столов, широко освещается в различных печатных изданиях.

Однако при этом общетеоретические проблемы, связанные с характером правового регулирования, рациональностью результатов правотворчества государственных и муниципальных субъектов права, составляющих основу регулирования, остаются всегда за пределами внимания общественности. Поэтому, актуальность научно-теоретических исследований правового регулирования форм местного самоуправления, анализ и обобщение возникающих при этом на практике проблем, выработка предложений и рекомендаций по формированию и применению нормативных правовых актов различного уровня, а также изучение эффективности механизмов государственного контроля по обеспечению законности муниципальных норм является бесспорным.

Справедливо и то, что имеющийся практический опыт правового регулирования сферы местного самоуправления в недостаточной степени обобщен и систематизирован на теоретическом уровне. К тому же и правовая теория часто не содержит четких ответов на проблемные вопросы создания и реализации муниципальных норм, которые ставит практика. Безусловный интерес соискателя к анализируемой тематике в значительной мере продиктован потребностями его практической работы и недостаточной с точки зрения теории их научной разработанностью. Все это определяет актуальность темы исследования, ее практическую и научную значимость [3, с. 61-65].

Прежде всего, данное обстоятельство стало производной такой ситуации, когда в течение длительного времени представительные органы по-существу использовались как формальные демократические институты. Другая причина состоит в том, что исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления в лице главы айыл окмоту отличаются двойственностью природы образования, когда глава фактически возглавляет исполнительную и представительную власть местного самоуправления. Естественно, что будучи выборным лицом, избранным населением на основе всеобщего равного прямого голо-

сования, глава местного самоуправления соответствующей территории обладает представительскими началами, закрепляющими за ним широкие нормотворческие полномочия как за главой муниципалитета.

Тем более что он избирается как глава местного самоуправления, в результате чего автоматически осуществляет функции председателя кенеша, а не избирается на представительную должность на соответствующей сессии. В итоге представительские начала статуса главы усиливаются тем обстоятельством, что он избран от имени всего сообщества, а не его части. Кроме того, широко практикуются косвенные способы влияния главы территории на нормотворчество в целом и на местный кенеш в частности. Вследствие того, что политически активная часть сообщества состоит из преимущественно руководителей различных территориальных подразделений, они и формируют представительный орган. Более того, в большинстве своем эти руководители находятся в непосредственном подчинении у исполнительной власти. Таким образом, представительный орган как бы находится под контролем главы местного самоуправления.

Безусловно, такую ситуацию необходимо исправлять в законодательном порядке либо разделяя представительские и исполнительские функции на уровне выборного лица, либо ограничивая депутатский корпус принципом «несовместимости» статуса депутата с любой должностью исполнительной структуры.

Потребности юридической практики вызывают необходимость решения проблемы, связанной с социально-правовой природой правовых актов в сфере территориального самоуправления и их местом в единой системе нормативно-правовых актов республики. Социально-правовая природа актов местного самоуправления предопределена, прежде всего, его конституционным характером [4, с. 88-92]. Исследуя правовую природу уставов местных сообществ Кыргызской Республики, приходим к тому, что утверждение о при-

оритетности уставов в системе муниципальных актов, как актов имеющих «конституирующее» признаки, обладающих повышенной легитимностью, имеют некоторый противоречивый характер. Поскольку устав принимается не большинством населения, а рассматривается представителями на курултаях, правомочных только предложить местному кенешу принять устав, то решения принятые непосредственно сообществом могут и превзойти нормы устава. В том числе порядок принятия местным кенешем решений по уставу является таким же, как и для остальных муниципальных актов.

Более того, в условиях быстро обновляющегося законодательства сам устав может послужить причиной появления противоречий внутри системы муниципальных актов и в соотношении с законом. Рассматривая договорные правоотношения внутри системы муниципальных органов, нельзя не задаться следующим вопросом: Какие именно функции муниципальные органы власти вправе передавать по договору на исполнение другим органам? Данный вопрос возникает в связи с тем, что законодательство формулирует слишком расплывчато эти нюансы. Поэтому, представляется, что решением проблемы должно быть четкое указание закона об

определении перечня полномочий и функций, возможных для передачи третьей стороне. Важным в собственном правовом регулировании является обеспечение законности актов местного самоуправления, требующей на сегодня своего совершенствования.

Одним из способов могло бы быть осуществление предварительного контроля проектов актов местного самоуправления, потому как важно уже на стадии подготовки нормативных актов «заложить» соответствующие гарантии их законности. Вместе с тем такого рода действия по предварительному контролю подобных правовых актов в целом оправданы, если предварительной правовой экспертизой занимаются не органы прокуратуры, а органы юстиции, на которые законодательством возложены функции осуществления правовой экспертизы и государственной регистрации общеобязательных правовых актов либо иные административные органы государственной власти. При этом предварительный и последующий формы контроля желательно не совмещать, так как соединение их в едином органе, в частности в прокуратуре приведет к тому, что такому органу будет сложно объективно осуществлять разнородные действия.

Библиографический список

1. Абашмадзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критика. Тбилиси, 1972.

2. Абрамзон С.М. «Очерки культуры киргизского народа». Ф., 1946.

3. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., Наука, 1971.

4. Исследование ситуации об участии органов местного самоуправления и местного сообщества города Бишкек в процессе нормотворчества и законотворчества. Б., Фонд «Сорос-Кыргызстан», 2001.

5. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.

6. История Кыргызстана с древнейших времен и до конца века / Учебник для вузов. Б., 1996.

7. История Киргизской ССР. Том 1. Фрунзе. Изд. «Кыргызстан», 1968.

CURRENT ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF LOCAL GOVERNMENT IN THE

KYRGYZ REPUBLIC

A.D. Adambekov, Postgraduate

National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. Local self-government in Kyrgyzstan has a long history. It existed in distinctive national forms long before the formation of the modern Kyrgyz state within its current borders. On the question of interest to us, the epic describes the forms of people's democracy, including such aspects of governance as the procedure for making general decisions, which were carried out by voting; tells about the advice of aksakals, elections of leaders, etc. Local self-government in the republic functions on the basis of a whole system of normative legal acts developed at the central and local levels. In this article, we tried to reveal the main aspects of the problems that are an obstacle to the modern regulation of the legal framework of the relationship in the legal framework.

Keywords: local government, legal norm, national strategy, power relations, development trend.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.