Научная статья на тему 'Актуальные аспекты миграции и миграционной политики в Новосибирской области'

Актуальные аспекты миграции и миграционной политики в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION / REGIONAL MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевцова Елена Владимировна

В статье рассматривается миграционная ситуация в Новосибирской области, анализируются миграционные потоки, акцентируется внимание на проблеме «утечки мозгов». Миграционная политика рассматривается в контексте политики, реализуемой в рамках «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы» и политики в области борьбы с «утечкой мозгов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF MIGRATION AND MIGRATION POLICY IN NOVOSIBIRSK REGION

The article discusses migration situation in the Novosibirsk region, analyzes migration flows, focuses on «brain drain» problem. Migration policy is considered in policies context implemented under the state program to assist the voluntary resettlement of the Novosibirsk region of compatriots living abroad on the years 2007-2012 and protected «brain drain» problem.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты миграции и миграционной политики в Новосибирской области»

УДК 314.728

Е. В. Шевцова

Сибирская академия государственной службы ул. Нижегородская, 6, Новосибирск, 630120, Россия

E-mail: shevtsova@inbox.ru

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИИ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается миграционная ситуация в Новосибирской области, анализируются миграционные потоки, акцентируется внимание на проблеме «утечки мозгов». Миграционная политика рассматривается в контексте политики, реализуемой в рамках «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы» и политики в области борьбы с «утечкой мозгов».

Ключевые слова: миграция населения, региональная миграционная политика.

Миграция населения влияет на все стороны жизни человека - экономическую, социальную, культурную, политическую, поэтому изучением миграционных процессов населения и миграционной политики, как одного из методов регулирования численности населения, интересовались еще ученые Древнего мира и Средних веков. В наше время, особенно в начале XXI в., данные исследования становятся наиболее актуальными. Новосибирская область является центром притяжения для мигрантов Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири, а также ближнего зарубежья, поэтому изучение миграционных процессов именно в Новосибирской области, центре Сибирского федерального округа, представляется наиболее интересной темой исследования. Кроме того, Новосибирская область является приграничным районом, что накладывает на нее дополнительные обязательства по обеспечению национальной и экономической безопасности.

С начала 2000-х гг. в демографическом развитии Новосибирской области наметился ряд существенных проблем. Основной проблемой является снижение численности населения. Динамика численности населения Новосибирской области (табл. 1) показывает, что снижение численности населения в период 2002-2009 г. составило 63 155 человек, максимальное снижение численности населения в абсолютном масштабе имело место в 2004 г., однако в дальнейшем темпы снижения численности населения уменьшались и в 2009 г. впервые население Новосибирской области увеличилось на 4 215 человек.

Компонентами абсолютного прироста численности населения являлись естественная убыль и миграционный прирост населения. Данные расчетов приведены в табл. 2. Видно, что начиная с 2004 г. в Новосибирской области наблюдается миграционный прирост населения, который имеет в дальнейшем тенденцию к увеличению, естественная убыль населения Новосибирской области с 2004 г. частично компенсируется миграционным приростом. Следовательно, миграция населения имеет существенное воздействие на изменение численности населения, являясь компонентом абсолютного прироста, требует пристального внимания в плане управления данными процессами.

Миграционный поток Новосибирской области складывается из трех составляющих: миграции с регионами Российской Федерации, миграции со странами СНГ и миграции со странами дальнего зарубежья. Положительное сальдо миграции обеспечивается за счет прибывших из стран СНГ и внутрироссийской миграции. Со странами дальнего зарубежья область имеет отрицательное сальдо миграции - основными странами эмиграции в дальнее зарубежье в течение последних 10 лет являются Германия, США и Канада.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 1 © Е. В. Шевцова, 201 1

Таблица 1

Динамика численности населения Новосибирской области в 2002-2009 гг.*

Год Численность населения, чел. Абсолютный прирост, чел. Темп роста, % Темп прироста, %

к 2002 г. к предыдущему году к 2002 г. к предыдущему году к 2002 г. к предыдущему году

2002 2 703 012 - - - - - -

2003 2 688 423 -14 589 -14 589 99,5 99,5 -0,5 -0,5

2004 2 672 835 -30 177 -15 588 98,9 99,4 -1,1 -0,6

2005 2 662315 -40 697 -10 520 98,5 99,6 -1,5 -0,4

2006 2 649 880 -53 132 -12 435 98,0 99,5 -2,0 -0,5

2007 2 640 656 -62 356 -9 224 97,7 99,7 -2,3 -0,3

2008 2 635 642 -67 370 -5 014 97,5 99,8 -2,5 -0,2

2009 2 639 857 -63 155 4 215 97,7 100,2 -2,3 0,2

* Источник: расчеты по данным Новосибирскстата.

Таблица 2

Естественная убыль и миграционный прирост населения Новосибирской области в 2002-2008 гг.

Год Абсолютный естественный прирост / убыль, чел. Абсолютный миграционный прирост / убыль, чел. Коэффициент естественного прироста, на 1 000 чел. Коэффициент миграционного прироста, на 10 000 чел.

2002 -14 235 -354 -5,4 -1

2003 -13 190 -3 233 -4,9 -9

2004 -12 142 372 -4,5 6

2005 -14 450 1 757 -5,5 8

2006 -12 335 2 777 -4,7 12

2007 -8 682 3 668 -3,3 14

2008 -5 273 9 488 -2 36

• Источник: расчеты по данным Новосибирскстата.

Структура прибывших и выбывших мигрантов по видам миграции: внутрирегиональной (внутри Новосибирской области), межрегиональной (миграция с другими субъектами РФ), международной, которая включает в себя миграцию со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья, выглядит следующим образом (табл. 3):

• в структуре прибывших мигрантов по Новосибирской области преобладает доля внутрирегиональных мигрантов, с 2006 по 2008 г. эта доля постепенно уменьшалась, но несущественно; доля выбывших мигрантов по типу внутрирегиональной миграции также преобладает, однако имеет тенденцию к постепенному увеличению;

• доля межрегиональной миграции имеет противоположную динамику, так как по потоку прибывших мигрантов, в отличие от внутрирегиональной миграции, идет постепенное увеличение; а изменение доли выбывших по типу межрегиональной миграции имеет нестабильный характер;

• в международной миграции отмечается преобладание миграционного обмена со странами СНГ и Балтии над странами дальнего зарубежья.

Структура прибывших и выбывших мигрантов в Новосибирской области за 2006-2008 гг., % *

Таблица 3

Прибывшие Выбывшие

2006 2007 2008 2006 2007 2008

Миграция всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе: внутрирегиональная межрегиональная 53,9 37,1 52,8 38,8 48,3 41,3 57,6 38,9 57,6 39,6 60,0 37,5

Международная миграция в том числе: со странами СНГ и Балтии с другими зарубежными странами 8,5 0,4 8,1 0,4 10,0 0,4 2,1 1,4 1,7 1,1 1,4 1,0

Источник: расчеты по данным Новосибирскстата.

Наибольший вклад в положительное сальдо миграции Новосибирской области вносит межрегиональная миграция населения. Миграционный поток со странами ближнего зарубежья значительно меньше, при этом поток с другими зарубежными странами имеет отрицательное сальдо, однако следует отметить, что по воздействию на численность населения он несущественен. Таким образом, активного регулирования требует именно межрегиональная миграция.

Сокращение населения трудоспособного возраста является еще одной проблемой для развития Новосибирской области. По прогнозу, выполненному департаментом труда и занятости Новосибирской области, в среднем за год потери этой части населения составляют около 8 тыс. чел., причем они носят долгосрочный характер, обусловленный снижением показателей рождаемости в 90-х г. прошлого столетия, высокой смертностью населения вследствие увеличения контингента лиц старше пенсионного возраста. Доминирование этих процессов ведет к тому, что в среднесрочной перспективе численные потери этой части населения могут составить более 21 тыс. чел. в год, соответственно удельный вес населения трудоспособного возраста в общей численности населения уменьшится до 56 % к 2018 г. (см. рисунок).

1 750 1 700 1 650 1 600 1 550 1 500 1 450 1 400 1 350

63,2 64'° 63,7

ЩД,4 1(695i1 1 679,

Численность населения трудоспособного возраста

^Удельный вес населения трудоспособного' возраста в общей численности населения , 60,9

57,5 1 508,9

55,9

1 466,0 „

65 63 61 59 57 55 53 51 49 47 45

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2016

2018

Изменение численности населения трудоспособного возраста Новосибирской области и его доли в общей численности населения на начало 2004-2018 гг. (2004-2008 гг. - факт; с 2010 г. - прогнозная оценка) 1

1 Составлено по: О состоянии и использовании трудовых ресурсов Новосибирской области: Доклад. URL: http://www.dtzn.nso.ru/main/publichnye_doklady.html.

Решить данную проблему в определенной степени может миграция населения в Новосибирскую область. Среди прибывших за 2006-2008 гг. примерно 75 % - мигранты в трудоспособном возрасте, дети - 14-15 %, старше трудоспособного возраста - 10-11 %. Благоприятным фактом является то, что не прослеживается отрицательных показателей по миграционному сальдо трудоспособного населения.

Примерно третью часть от общего числа мигрантов составляют молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. При более детальном анализе этой возрастной группы можно увидеть, что прибывшие в возрасте 20-24 лет, и в возрасте 25-29 незначительно, на 2-2,5 % превышают выбывших, что является положительной тенденцией для рынка труда г. Новосибирска. Удельный вес прибывших группы 30-39 лет постепенно снижается. Данные явления, вероятно, связаны с перенасыщенностью рынка труда Новосибирска специалистами с высшим образованием, что подтверждает и последующий анализ образовательного уровня мигрантов.

Определенной проблемой для Новосибирской области может стать увеличение доли мигрантов с высшим образованием, а также имеющих степень доктора и кандидата наук, в общей численности выбывших мигрантов в возрасте 14 лет и старше (табл. 4).

Таблица 4

Изменение доли мигрантов, имеющих высшее образование в общей численности мигрантов в возрасте 14 лет и старше за 2006-2008 гг.

Год Доля мигрантов, имеющих высшее образование в общей численности мигрантов в возрасте 14 лет и старше Из них имели степень

Доктора наук Кандидаты наук

Прибывшие Выбывшие Прибывшие Выбывшие Прибывшие Выбывшие

2006 19,32 20,72 0,11 0,12 0,22 0,20

2007 20,75 22,82 0,46 0,15 0,15 0,24

2008 21,43 26,93 0,11 0,19 0,31 0,32

* Источник: расчеты по данным Новосибирскстата.

Из данных табл. 4 видно, что доля мигрантов, имеющих высшее образование, в общей численности мигрантов среди выбывших превышает соответствующую долю у прибывших мигрантов. Если рассматривать мигрантов, имеющих степень доктора и кандидата наук, то по выбывшему населению прослеживается тенденция увеличения доли с 2006 по 2008 г., а по прибывшим мигрантам в категории доктора наук имеется в 2007 г. увеличение доли, а по категории кандидаты наук наоборот - сокращение.

Миграционную политику, фактически проводимую в Новосибирской области, можно условно разделить на две составляющих: политику, в отношении соотечественников по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (с изменениями от 10 марта, 30 июня 2009 г., 12 января 2010 г.), и политику по борьбе с «утечкой умов». Политика в отношении иностранной трудовой миграции не рассматривается, так как данный вид миграции не влияет на численность постоянного населения области.

Новосибирская область была выбрана в числе первых 12 пилотных регионов, реализующих программу переселения соотечественников на Родину. В июле 2007 г. губернатором Новосибирской области была утверждена соответствующая Программа мероприятий. Данная Программа называется «Столица Сибири» и имеет одно место вселения - г. Новосибирск. С 1 января 2009 г. началась практическая реализация программы. Общая плановая численность участников с членами их семей на 4 года - 4 тысячи человек, плановая численность на 2009 г. составляла 100 человек.

В основные программные мероприятия входит: оказание содействия в жилищном обустройстве переселенцев (без предоставления жилья в собственность), решение вопросов правового статуса, оказание содействия в трудоустройстве, профессиональная и социальная адаптация участников программы и членов их семей, социальная поддержка и предоставление государственных социальных гарантий.

По данным Департамента труда и занятости Новосибирской области за 2009 г. из 16 стран мира в департамент труда и занятости населения Новосибирской области поступило 509 анкет соотечественников, желающих принять участие в Программе. Наибольший интерес программа вызывает у жителей Казахстана (56 % от общего числа поступивших анкет), Узбекистана (11 %), Украины (9 %) и Киргизии (8 %). Также в числе переселенцев граждане Аргентины, Грузии, Армении, Израиля и т. д.

Департаментом труда и занятости населения были приняты положительные решения по 416 анкетам. Свыше 250 соотечественников получили свидетельства, подтверждающие участие в Программе. В течение 2009 г. 215 граждан переехали в Новосибирск. Вместе с ними прибыли и члены их семей - 197 человек, среди которых свыше 100 детей дошкольного и школьного возрастов. Около 80 % прибывших - трудоспособные граждане в возрасте до 40 лет. Образовательный уровень соотечественников весьма высок: 57,2 % из них имеют высшее образование, а 18,6 % - среднее профессиональное 2. За январь - середину апреля 2010 г. в Новосибирск из-за рубежа прибыли 65 соотечественников, в том числе 45 участников программы, 7 трудоспособных членов семей, 7 школьников, 3 дошкольника, 3 пенсионера.

По профессиональному статусу специалисты высокого уровня квалификации (главные экономисты, главные инженеры, руководители подразделений, инженеры, дизайнеры, главные специалисты) составляют среди прибывших участников программы около 25 %. Специалисты среднего уровня квалификации (экономисты, мастера, медицинские работники, работники образования и т.д.) - 23 %, служащие (администратор, торговый агент, секретарь и т. д.) - 5 %, квалифицированные рабочие - 40 %.

Среди регионов России, по данным мониторинга Программы, выполненного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, Новосибирская область лидирует по выполнению плана переселения соотечественников, основная часть регионов не выполняет плановые цифры по приему. В целом по стране планируется принять на территориях вселения до 2012 г. 128 146 участников Государственной программы (с членами семей - 419 862 человека). В 2007 г. по Программе в Россию переселилось всего 700 человек, в 2008 г. - 8 800, хотя ожидаемые цифры были несравнимо выше.

Однако в реализации Программы на территории Новосибирской области есть серьезные проблемы, прежде всего это вопрос жилья. Программой Новосибирской области в числе рисков при ее реализации указывалась невозможность обеспечения жильем участников Программы за счет средств субъекта, сложности с наймом и оплатой временного жилья, неспособность семьи переселенца в ближайшей перспективе нести расходы по аренде или приобретению постоянного жилья.

Предвидя возникновение у переселенцев материальных проблем, с целью недопущения негативных последствий при реализации Программы, в 2009 г. постановлением губернатора Новосибирской области от 07.09.2009 № 373 «О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 06.07.2007 № 274» в нее включены мероприятия по оказанию содействия в решении жилищных вопросов в период временного обустройства.

Постановлением губернатора Новосибирской области от 28.10.2009 № 453 «О содействии добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом» утверждено Положение о частичном возмещении расходов участников Программы. Приказом руководителя департамента труда и занятости населения Новосибирской области от 12.11.2009 № 489 утвержден Порядок частичного возмещения расходов участников Программы на оплату стоимости найма (аренды) жилья по месту временного пребывания.

2 См. подробнее: http://gazeta.nskczn.siberia.net/main/news/view/1033/1/nash_region_gotov_prinyat_vseh_ sootechestvennikov_gotovyh_k_pereseleniyu_html.

С декабря 2009 г. началось осуществление выплат. Частичное возмещение расходов по найму жилья получили 17 участников Программы на сумму 163 тыс. руб.

Второй существенной проблемой является несоответствие предоставляемых вакансий по трудоустройству реальному квалификационному и образовательному уровню участников Программы.

На официальном сайте Федеральной миграционной службы России содержатся сведения о вакантных рабочих местах по Новосибирской области 3. Данные приведены по состоянию на 18 февраля 2010 г. Проанализировав предложения по трудоустройству, получаем среднюю заработную плату по вакансиям 11 626 рублей, при этом средняя номинальная начисленная заработная плата за январь-февраль по Новосибирской области по данным Новоси-бирскстата составила 16 623,2 рубля. В среднем заработная плата по вакансиям ниже на 30 % средней заработной платы по области 4.

Более детальный анализ дает следующую картину: 90 % вакансий с заработной платой ниже средней номинальной начисленной заработной платы по области и только 10 % выше. Только для 35 % вакансий необходимо высшее образование, для 65 % вакансий достаточно среднего и начального образования, что не соответствует структуре прибывающих соотечественников, так как среди них 57,2 % имеют высшее образование и соответственно рассчитывают на соответствующие должности. По данным Департамента труда и занятости Новосибирской области на 31.12.2009 из 215 прибывших соотечественников участников Программы 126 были трудоустроены - 57 %, с членами их семей ситуация еще более тревожная: из 197, из них в трудоспособном возрасте 80 человек членов их семей, только 20 были трудоустроены - 25 %.

Если данная проблема не будет решена в дальнейшем, это повлечет за собой снижение потока желающих переселиться в Новосибирскую область.

Второе направление миграционной политики Новосибирской области - борьба с «утечкой умов», причем данное понятие рассматривается достаточно широко: Новосибирская область позиционирует себя как центр науки в Сибири, центр инновационных технологий, поэтому администрация области проводит политику, направленную на развитие научного потенциала области и борьбу с переходом научных работников в коммерческую сферу, переезд их в другие регионы России, а также за рубеж.

Меры, направленные на реализацию данного направления.

• Решение жилищной проблемы молодых ученых с помощью программы строительства коттеджного поселка. Весной 2010 г. начато строительство первой очереди коттеджного поселка на участке площадью 28 га, расположенном на «Лысой горе» по дороге из Нового поселка в Морозово, напротив ДОЛ «Солнечный». К этому участку уже подведены инженерные коммуникации. Стоимость жилплощади гарантирована ниже 30 000 рублей за метр. Предполагается ипотечное кредитование членов кооператива на 20 лет по минимальной ставке. Вторую очередь коттеджного поселка молодых ученых СО РАН решено строить рядом с первой - в сторону Академгородка и Каинской заимки, на землях Экспериментального хозяйства СО РАН 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• С 2005 г. в регионе действует система грантовой поддержки приоритетных для области научных исследований. Ежегодно финансовые средства областного бюджета получает не менее 10 молодых научных сотрудников институтов отделений наук (СО РАСХН, СО РАМН, СО РАН) и региональных вузов. Соискателями могут выступать кандидаты и доктора наук, ограничение по возрасту - до 33 и до 40 лет соответственно. Размер одного гранта - до 100 тысяч рублей.

• Для формирования в будущем критической массы талантливых ученых в 2008 г. постановлением губернатора учрежден Областной центр работы с одаренными детьми для выявления и развития гениальных детей и подростков. С 2010 г. в лучших образовательных учреждениях Новосибирской области будут созданы специальные классы для одаренных детей. Такие классы будут специализироваться на естественнонаучных дисциплинах. Как сообщает

3 См. подробнее: http://gks.novosibstat.ru/digital/region3/DocLib/region3_2.htm.

4 См. подробнее: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/interritory/detail.php?ID=26385.

5 См. подробнее: Пресс-релиз центра общественных связей СО РАН «Жилой фонд новосибирского Академгородка должен утроиться» от 20.11.2009 г.

пресс-служба губернатора, набор учащихся в них планируется проводить по результатам конкурсов и олимпиад. Школы и гимназии, в которых будут созданы специализированные

классы, получат более высокий норматив финансирования на каждого ученика, обучающего-

6

ся в таком классе .

• Для закрепления молодых специалистов в области и предотвращения их миграции в другой регион по причине отсутствия работы Департаментом труда и занятости Новосибирской области проводится план мероприятий по содействию в трудоустройстве выпускников и студентов старших курсов. Осуществляются следующие мероприятия: ярмарка вакансий, день открытых дверей службы занятости, презентация организаций с участием работодателей, подбор работников для организаций по заявке работодателей, день карьеры, тренинги, направленные на успешное трудоустройство, оценка профессиональной компетенции выпускников, семинар по социальной адаптации молодежи на рынке труда области, тестирование выпускников. В период реализации Плана в районных отделах центра занятости населения г. Новосибирска функционируют «Часы приема выпускников» 7.

Третьим и основным направлением миграционной политики проводимой в Новосибирской области, должна стать политика в отношении внутренней миграции. Строительство Технопарка в Новосибирской области в будущем потребует 10 тысяч новых высококвалифицированных специалистов. Новосибирск, позиционируя себя как центр инновационных научных разработок в России, может активно привлекать высококвалифицированные научные кадры из центральных регионов России, однако данная программа требует всестороннего осмысления и глубокой проработки мотивационных факторов.

Материал поступил в редколлегию 24.09.2010

E. V. Shevtsova

ACTUAL ASPECTS OF MIGRATION AND MIGRATION POLICY IN NOVOSIBIRSK REGION

The article discusses migration situation in the Novosibirsk region, analyzes migration flows, focuses on «brain drain» problem. Migration policy is considered in policies context implemented under the state program to assist the voluntary resettlement of the Novosibirsk region of compatriots living abroad on the years 2007-2012 and protected «brain drain» problem.

Keywords: migration, regional migration policy.

6 См. подробнее: http://edunso.ru/node/448.

7 См. подробнее: http://www.dtzn.nso.ru/main/publichnye_doklady.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.