АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, ВЗНОСОВ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 2025 ГОДУ
И.М. Крайнова, старший преподаватель Т.В. Раева, старший преподаватель
Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
001:10.24412/2411-0450-2024-11-2-101-103
Аннотация. Статья отражает вопросы применения норм Налогового кодекса РФ (далее -НК РФ) в 2025 году плательщиками, использующими специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (далее - УСН, «упрощенка»), в том числе исчисления и уплаты ими налога на добавленную стоимость (далее - НДС), страховых взносов по главе 34 НК РФ. Обращено внимание на правила выставления счетов-фактур плательщиками УСН в разных ситуациях, указано, какой способ налоговой оптимизации больше не будет работать в новых условиях. Авторами сделан вывод о том, что у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) с нового года увеличится не только нагрузка по налогам, но и нагрузка по страховым взносам.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, НДС, субъекты малого и среднего предпринимательства, страховые взносы.
Президент утвердил закон Закон № 176-ФЗ о налоговой реформе в России с 2025 года, в который позднее были внесены поправки Федеральным законом от 29.10.2024 № 362-ФЗ [1; 2].
Согласно новым нормам НК РФ упрощенцам, освобожденным от НДС с 2025 года, не придется выставлять счета-фактуры с пометкой «Без НДС». Новый закон вводит в статью 168 НК положение, что не составляют счета-фактуры плательщики на УСН, получившие освобождение от НДС, если их доходы за предыдущий год не превышают 60 млн руб. [3] Обязанность по счетам-фактурам «Без НДС» останется только у компаний и ИП на общем режиме, которые получили освобождение от НДС по статье 145 НК РФ. Упрощенцам с освобождением от НДС также не потребуется вести книгу продаж, так как регистрировать в книге в данном случае нечего.
Авторы обращают внимание на то, что плательщики УСН согласно последней редакции главы 21 НК РФ в 2025 году имеют право на вычет НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным на УСН в 2024 году, при условии, что их стоимость не признана в расходах по единому налогу. Изменения касаются не только тех, кто уплачивает единый налог с объекта «Доходы, уменьшенные на
величину расходов», но и плательщиков с объекта - «Доходы». Вычет распространяется на входной НДС по приобретенным в 2024 году основным средствам, если объекты не введены в эксплуатацию.
При переезде в новый регион компании и ИП на «упрощенке» будут в течение трех лет платить налог по ставке прежнего места регистрации, если на новом месте регистрации ставка налога окажется ниже (п. 2 ст. 346.21 НК в новой редакции). Таким образом, законодатель пресекает фиктивную миграцию в регионы с льготными ставками по УСН. Для тех, кто уже переехал или только собирается сменить адрес и переехать в новый регион в 2024 году, переходные правила не введены. Если ничего не поменяется, эти плательщики УСН будут считать налог за 2024 год по прежним правилам, то есть по ставке нового региона (п. 2 ст. 346.21 НК в редакции 2024 года).
Законодатель установил, что коэффициент-дефлятор на 2025 год будет равен 1, поэтому работать на УСН в 2025 году смогут компании и ИП, у которых доход не превысил 450 млн руб. (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК) [3]. Предельный доход для перехода на УСН бизнесу, утратившему право на спецрежим, индексировать в 2024 году не будут. Такие ор-
ганизации смогут переити на упрощенную систему с 2025 года при доходе за 9 месяцев 2024 года, не превышающем 337,5 млн руб.
В общем случае переИти на упрощенную систему налогоплательщики вправе не ранее чем через один год после того, как утратили право на спецрежим (ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ, п. 7 ст. 346.13 НК) [1; 3].
С 2025 года будет действовать новый порядок, по которому компании и ИП переходят с УСН на общий режим. С 2025 года утрачивать право на упрощенку компании и ИП будут по-новому. С 2025 года лимит по УСН вырастет до 450 млн руб. Если плательщики превысят этот лимит, то право на спецрежим у них теряется, обращаем внимание, с месяца превышения, а не со следующего за превышением месяца.
В настоящее время по нормам НК РФ плательщики УСН теряют право на спецрежим и автоматически переходят на общую систему налогообложения с начала квартала, в котором нарушили любое из условий применения упрощенки — превысили лимит доходов, численности, остаточной стоимости основных средств и пр. (п. 4 ст. 346.13 НК).
Законодатели добавили новые исключения в перечень расходов для УСН (п. 1 ст. 346.16 НК). С 2025 года в расходы упрощенцы не смогут включать уплаченный туристический налог (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК в будущей редакции). Согласно действующей сейчас редакции подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК в расходы при упрощенке включаются все уплаченные налоги, кроме налога по УСН и НДС. С 2025 года к исключениям добавится еще и туристический налог.
Для субъектов МСП законодатель сохранил применение пониженного тарифа по
порядок применения этого тарифа скорректирован, так, с нового 2025 года данный тариф используется при исчислении страховых взносов с выплат, превышающих 1,5 МРОТ. По действующим в 2024 году правилам пониженный тариф применяется к выплатам сверх одного МРОТ (подп. 17 п. 1 и п. 2.4 ст. 427 НК). Для представителей МСП из сферы обрабатывающих производств тариф страховых взносов снижен с 15% до 7,6%. Их нужно платить с части зарплат, которые превышают 1,5 МРОТ.
В 2024 году МРОТ составляет 19 242 руб., с 2025 года он вырастет на 16,5% - до 22 440 руб. [4]. Получается, что с 2025 года упрощенцы будут платить больше взносов по обычному тарифу, так, например, зарплата работника составляет 40 000 руб. за месяц. В 2025 году малая компания на УСН будет начислять с 33 660 руб. (22 440 руб. х 1,5) взносы по обычному тарифу 30 процентов. И только с оставшейся суммы 6340 руб. (40 000 - 33 660) - взносы по пониженному тарифу 15 или 7,6%.
Льготный тариф взносов в размере 15% вводили для субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения короновирусной инфекции, как антикризисную меру по санитарным требованиям в период приостановки деятельности компаний по этой причине. Указанная мера в настоящее время выполнила свою функцию. Субъекты реестра МСП показали за период устойчивый рост, поэтому Правительство решило, что можно условия применения льготного тарифа скорректировать.
Авторы надеются, что материал статьи поможет бухгалтерам компаний на УСН безошибочно применять новые нормы НК РФ с 1 января 2025 года.
страховым взносам в размере 15%. Однако
Библиографический список
1. Федеральный закон от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480697/?ysclid=m3y48tdr37825787706 (дата обращения: 15.11.2024).
2. Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_489269/?ysclid=m3y4c0831h68112015 (дата обращения: 15.11.2024).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/?ysclid=m3y4rifx15210789299 (дата обращения: 15.11.2024).
4. Федеральный закон от 29 октября 2024 г. N 365-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86822.html?ysclid=m3y4xsycd6469040486 (дата обращения: 17.11.2024).
CURRENT ASPECTS OF THE CALCULATION AND PAYMENT OF TAXES AND CONTRIBUTIONS BY TAXPAYERS APPLYING THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM IN 2025
I.M. Krainova, Senior Lecturer
T.V. Raeva, Senior Lecturer
Siberian State University of Railway Transport
(Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article reflects the issues of application of the norms of the Tax Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Tax Code of the Russian Federation) in 2025 by taxpayers using a special tax regime - the simplified taxation system (hereinafter referred to as the Simplified taxation system), including the calculation and payment of value added tax (hereinafter referred to as VAT), insurance premiums under Chapter 34 of the Tax Code The Russian Federation. Attention is drawn to the rules of invoicing by STS payers in different situations, it is indicated which method of tax optimization will no longer work in the new conditions. The authors concluded that small and medium-sized businesses (hereinafter referred to as SMEs) will increase not only the tax burden, but also the burden on insurance premiums from the new year.
Keywords: simplified taxation system, value added tax, small and medium-sized businesses, insurance premiums.