Научная статья на тему 'БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ЧАЙНО-КОФЕЙНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ'

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ЧАЙНО-КОФЕЙНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чайно-кофейная продукция / бухгалтерский учет / налогообложение / tea and coffee products / accounting / taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова Ирина Михайловна

В статье рассмотрены вопросы бухгалтерского учета расходов при передаче продуктов питания сотрудникам компаниями налогоплательщиками, находящимися на общем режиме налогообложения, или на упрощенке, начисления НДС, а также необходимости включения сумм в доходы сотрудников, облагаемые налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), в базу по страховым взносам, в том числе по взносам по страхованию от несчастных случаев на производстве (далее – взносов по травматизму). Автор надеется, что рекомендации помогут бухгалтерам избежать налоговых ошибок, следовательно, и штрафных санкций. Этим и обусловлена актуальность данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF TEA AND COFFEE PRODUCTS FOR EMPLOYEES

The article deals with accounting issues when transferring products to employees and their recognition as expenses by taxpayers who are under the general taxation regime, or on simplified taxation, VAT accrual, as well as the need to include amounts in employees' income taxed on personal income (hereinafter – personal income tax), in the base for insurance premiums, in including contributions for occupational accident insurance (hereinafter referred to as injury contributions). The authors hope that the recommendations will help accountants avoid tax errors, and therefore penalties. This is the reason for the relevance of this article.

Текст научной работы на тему «БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ЧАЙНО-КОФЕЙНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ»

sult of the study, a checklist for making a decision on replacing objects of the active part of fixed assets was proposed.

Key words: equipment replacement, fixed assets, relevant information, cash flows

УДК 657

Крайнова Ирина Михайловна, ст. преподаватель (e-mail:krainovaim@mail.ru)

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ЧАЙНО-КОФЕЙНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы бухгалтерского учета расходов при передаче продуктов питания сотрудникам компаниями - налогоплательщиками, находящимися на общем режиме налогообложения, или на упрощенке, начисления НДС, а также необходимости включения сумм в доходы сотрудников, облагаемые налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), в базу по страховым взносам, в том числе по взносам по страхованию от несчастных случаев на производстве (далее - взносов по травматизму). Автор надеется, что рекомендации помогут бухгалтерам избежать налоговых ошибок, следовательно, и штрафных санкций. Этим и обусловлена актуальность данной статьи.

Ключевые слова: чайно-кофейная продукция, бухгалтерский учет, налогообложение.

Работодатели часто предоставляют своим сотрудникам в офисе бесплатные чай, кофе, сахар и иные подобные продукты. Возникает вопрос, как отражать данные расходы по движению чайно-кофейной продукции в бухгалтерском учете. Некоторые коллеги предлагают отражать операции по приобретению и списанию продуктов питания для работников через счет 10 «Материалы» (рис. 1).

Другие специалисты придерживаются мнения, что «чайно-кофейные» расходы можно не учитывать на счете 10 «Материалы», а списывать на расходы текущего периода в качестве запасов для управленческих нужд. Решение о таком варианте учета «управленческих запасов» надо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.Следует учесть, что действовать оно будет в отношении всех запасов, приобретенных для управленческих нужд организации.

60 «Расчеты с поставщиками

и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

10 «Материалы»

Д

Д

К

Оприходованы продукты питания

N-►

26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Д

Списаны продукты питания на расходы по обычным видам деятельности, не учитываемые для целей налогообложения прибыли

■4-►

19 «НДС по приобретенным ценностям»

Д

Отражен НДС, выделенный в первичных документах

К

26 «Общехозяйственные расходы»,

91 «Прочие доходы и расходы»

Д

Списан НДС при наличии счета-фактуры, выделенный в чеке он-лайн-кассы, на расходы, не учитываемые для целей налогообло-

К

Рисунок 1. Отражение «чайно-кофейных» расходов с использованием счета 10 «Материалы»

По мнению автора, приобретенная чайно-кофейная продукция, предназначенная для безвозмездной передачи работникам, не должна признаваться активами организации, так как она не приносит экономические выгоды для нее. Следовательно, эта продукция на счетах учета запасов отражаться не должна (рис. 2).

К

К

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

91 «Прочие доходы и расходы»

К

Отражено приобретение чайно-кофейной продукции в составе прочих расходов организации, не признаваемых для целей налогообложения

19 «НДС по приобретенным ценностям»

Д

Отражен НДС, выделенный в

первичных документах <-►

К

Списан НДС на прочие расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли <-►

Д

К

Д

Рисунок 2. Отражение «чайно-кофейных» расходов, по мнению автора

Согласно принципу рациональности на практике рекомендуем сразу отразить расходы на всю сумму с учетом НДС в составе прочих расходов организации: Д 91 К 71, 60.

Обращаем внимание, что при этом отражении в учете продуктов никто не отменял составление акта на списание чайно-кофейной продукции на нужды офиса. Форму акта на списание организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в приказе по учетной политике. Проводка на основании акта не делается.

В налоговом учете данные расходы не учитываются в расчете налога на прибыль организаций, так как оплата товаров для личного потребления работников прямо поименована в «запрещающем» перечне ст. 270 НК РФ (покупка чая и кофе является таковой), кроме того, подобные траты не относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда [1].

Чайно-кофейные расходы не учитываются в расходах при исчислении единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», так как перечень расходов в статье 346.16 НК РФ является закрытым [1].

Начислять НДС на стоимость трат не нужно, но и налог, уплаченный при приобретении товаров, к вычету не принимается. НДФЛ в данном случае не возникает, страховые взносы не начисляются, так как нельзя персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником [2].

Есть альтернативные способы признания расходов на чай, кофе и тому подобное, но сразу отметим, что использовать их можно, только если организация готова к спору с налоговиками.

Первый вариант, если учесть чайно-кофейную продукцию как траты на питание [3, 4].Тогда «чайно-кофейные» расходы необходимо признавать в составе расходов на оплату труда. При этом следует установить в трудовых договорах с работниками, или в коллективном договоре, что обеспечение сотрудников чайно-кофейной продукцией - это элемент системы оплаты труда в организации. Следует также в данном случае обеспечить получение информации о полученном доходе по каждому работнику организации.

При наличии персонифицированной информации о полученном доходе каждого сотрудника, со стоимости переданных им продуктов питания следует начислить НДС к уплате в бюджет. Входной НДС, предъявленный поставщиками продуктов можно поставить к вычету при наличии счета-фактуры или универсального передаточного документа. Кроме того, в данном случае следует уплатить НДФЛ и страховые взносы [3, 4, 5].

Второй вариант, учесть данные расходы в составе представительских. Тогда «чайно-кофейные» расходы правомерно учитываются в прочих расходах, но с документальным подтверждением придется похлопотать. Однако в настоящее время перечень документально подтвержденных расходов на представительские мероприятия значительно сокращен. Потребует-

ся первичная документация и отчет о проведении представительского мероприятия. Необходимо учитывать, что представительские расходы нормируются для целей налогообложения прибыли. Норма данных расходов -не более 4% от фонда оплаты труда организации [1].

Кромеприобретения кофе, чая для сотрудников, организации-работодатели обеспечивают их чистой питьевой водой. В налоговом учете данных расходов обращаем внимание на следующее:

- затраты признаются при расчете налога на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда для работников;

- «входной» НДС по тратам на воду можно в общем порядке принять к вычету из бюджета в полном объеме, несмотря на то, что невозможно рассчитать, кто и сколько воды выпьет за день.

Обращаем ваше внимание, что для «упрощенцев» ничего не меняется: затраты на питьевую воду для работников, как и «чайно-кофейные» затраты, на «доходно-расходной» УСН включать в налоговые расходы нельзя. Причина стандартная: такой вид затрат не предусмотрен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который устанавливает закрытый перечень «упрощенных» расходов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/

2. Письмо Минфина от 11.06.2015 № 03-07-11/33827 // КонсультантПлюс- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/

3. Письмо Минфина от 07.02.2022 № 03-01-10/7881 // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/

4. Письмо Минфина от 03.08.2018 № 03-04-06/55047 // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/

5. Письмо Минфина от 21.08.2020 № 03-03-06/1/73500 // КонсультантПлюс - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/

Krainova Irina Mikhailovna, Senior Lecturer

(e-mail: krainovaim@mail.ru)

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF TEA AND COFFEE

PRODUCTS FOR EMPLOYEES

Abstract: The article deals with accounting issues when transferring products to employees and their recognition as expenses by taxpayers who are under the general taxation regime, or on simplified taxation, VAT accrual, as well as the need to include amounts in employees' income taxed on personal income (hereinafter - personal income tax), in the base for insurance premiums, in including contributions for occupational accident insurance (hereinafter referred to as injury contributions). The authors hope that the recommendations will help ac-

countants avoid tax errors, and therefore penalties. This is the reason for the relevance of this article.

Key words: tea and coffee products, accounting, taxation. УДК 657

DOI 10.47581/2023/IE-07/Kuznecov-Krupnov-01 Кузнецов Глеб Антонович, аспирант

e-mail: kgleb97@yandex.ru Научный руководитель:

Крупнов Юрий Александрович, доктор экономических наук, профессор e-mail: yukrupnov@mail.ru

Государственный университет просвещения, г.Москва, Россия

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблемы экологической ответственности бизнеса. Анализируется возможность ее решения на основе построения адекватных цепочек поставок. Определены основные направления, методы и модель повышения экологической ответственности организаций в легкой промышленности. Рассмотрены способы внедрения экологичных инициатив на практике в текстильной индустрии.

Ключевые слова: экология, устойчивое развитие, экологическая ответственность, легкая промышленность, цепочки поставок

Текстильная промышленность и легкая промышленность в целом по числу занятых работников и годовой добавленной стоимости занимают заметное место в мировой экономике. По мере роста численности и платежеспособности населения масштабы текстильной индустрии и индустрии моды постоянно растут. Вместе с увеличением объемов выпуска продукции возникают новые проблемы в экономической, экологической и социальной сферах [1]. Одним из инструментов их решения является совершен ствова-ние цепочек поставок текстиля и модной одежды, что требует глобального подхода [2].

Считается, что текстильная и швейная промышленность состоит из производителей пряжи, тканей и одежды, также в нее входят предприятия розничной торговли. Производители и продавцы объединены в международную интегрированная отрасль, в рамках которой продукция часто разрабатывается в одной стране, производится в другой и продается в третьей. В последние годы рассматриваемая отрасль стремительно развивается благодаря консолидации розничной торговли, развитию электронных инстру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.