Научная статья на тему 'Актуальные аспекты формирования управленческой отчетности и системы внутреннего контроля в организациях оптовой торговли'

Актуальные аспекты формирования управленческой отчетности и системы внутреннего контроля в организациях оптовой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / MANAGEMENT REPORTING / НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / NON-FINANCIAL INDICATORS / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL SYSTEM / ОТДЕЛ ПРОДАЖ / SALES DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т. Д.

В статье обосновывается необходимость формирования внутренней управленческой отчетности. Рассматривается система внутреннего контроля и тенденции ее развития в организациях оптовой торговли. Важная роль в статье отведена принципам, классификации и информации, отражаемой в управленческих отчетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives grounds for the necessity of internal management reporting development and considers an internal control system as well as its progress trends within wholesale establishments. The critical role in this article has been assigned to the principles, classification and data reflected in management reports.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты формирования управленческой отчетности и системы внутреннего контроля в организациях оптовой торговли»

РАЗДЕЛ I. СОСТОЯНИЕ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Попова Т. Д.,

д. э. н., профессор кафедры «Экономика» ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВПО «ДГТУ» в г. Шахты

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

УДК 657.6

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования внутренней управленческой отчетности. Рассматривается система внутреннего контроля и тенденции ее развития в организациях оптовой торговли. Важная роль в статье отведена принципам, классификации и информации, отражаемой в управленческих отчетах.

Ключевые слова

Управленческий учет, управленческая отчетность, нефинансовые показатели, система внутреннего контроля, отдел продаж.

Необходимость внедрения управленческого учета и контроля неоспорима в связи с экономическими условиями, диктуемыми рыночными отношениями.

Сегодня управленческий учёт воспринимается как система детализированного учёта затрат. Действительно, роль управления затратами высока, однако цель управленческого учёта -обеспечение достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Единицы торговых организаций имеют качественно организованную систему управленческой бухгалтерии, которая способна обеспечить внутренних пользователей информацией для принятия эффективных управленческих решений.

Основные свойства управленческой информации - это достоверность, точность, понятность, полнота и полезность.

В экономической литературе рекомендуется провести разбивку структуры предприятия на центры принятия управленческих решений, выделив четыре вида центров ответственности, а именно по: доходам, расходам, прибыли и инвестициям.

Приняв во внимание опыт западных стран и практику современных российских компаний можно выделить следующие этапы ввода управленческого учета:

1) определить квалифицированного бухгалтера, который будет заниматься ведением управленческого учета;

2)составить план счетов для управленческого учета;

3) произвести описание бизнес-процессов, протекающих на предприятии;

4) окончательно утвердить формы отчетов;

5) утвердить программный продукт для реализации управленческого учета.

Основными принципами формирования внутренних отчётов являются адресность, конкретность и полезность. Они должны отвечать специфическим требованиям руководства.

Так, в управленческой отчетности торгового предприятия следует отражать следующие показатели:

- качество товаров;

- скорость поставки;

- показатель достаточности запасов;

- число складов;

- долю рынка;

- количество рекламаций.

Предлагается разрабатывать бюджеты торгового предприятия.

Торговые организации нуждаются в информации об издержках обращения в разрезе групп товаров, поставщиков товаров, зон реализации. Местом возникновения затрат могут быть такие сферы, как снабженческо-заготовительная деятельность; управление, включая обеспечение материалами, оборудование, подготовку кадров; представительство продукции на рынке; сегментный анализ рынка.

Для повышения эффективности бюджетирования руководство торговой организации должно чётко определить стратегические цели и показатели. Важно, чтобы система показателей была сбалансированной. Так, например, если выделен коэффициент, характеризующий удовлетворённость клиентов в качестве товара, то в бюджетную модель целесообразно включить корректирующий бюджет возврата некачественных товаров.

Исследования показали, что любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Контроль представляется как систематическая и конструктивная деятельность органов

управления: процесс принятия управленческих решений; механизм обратной связи; выявление нарушений и соблюдение хозяйственного законодательства. При этом чем правильнее принято управленческое решение, тем меньше вероятность возникновения ошибок и нарушений.

Система контроля любой организации представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством в качестве средств эффективного ведения хозяйственной деятельности. Бесконтрольность служит питательной средой приписок, хищений, нерационального использования ресурсов. Отсутствие четко закрепленных прав, обязанностей, функций и ответственности работников, несогласованность действий работников с инструкциями и целями организации могут привести к значительным потерям, снижению эффективности производства. Эффективность внутрихозяйственного контроля предполагает соответствующее распределение обязанностей между теми, кто осуществляет процедуры бухгалтерского учета и контроля, и теми, кто работает с активами.

Наиболее эффективным способом внутрихозяйственного контроля являются предварительные проверки, так как они позволяют предупредить возникновение различных недостач, перерасходов и потерь ресурсов в хозяйственной деятельности организации. Санкционируя выполнение хозяйственной операции, руководитель организации или лица, им уполномоченные, подвергают ее проверке в части хозяйственной целесообразности, нормативной правовой и плановой обоснованности, хозяйственной и материальной ответственности лиц, которым поручается ее выполнение, и т. п.

При внутрихозяйственном контроле посредством текущих проверок осуществляется оперативный контроль за совершением хозяйственных операций,

в частности проверяются условия хранения товарно-материальных ценностей, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Среда применения внутрихозяйственного контроля - внутренняя среда организации. Ответственность за разработку и использование соответствующей системы внутреннего контроля возлагается на администрацию.

Объектами внутрихозяйственного контроля являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства и реализации.

При формировании себестоимости наиболее характерными ошибками считаются: необоснованное завышение материальных затрат; включение в издержки производства расходов, которые в соответствии с законодательством должны быть отнесены на другие счета; включение в себестоимость затрат, производственный характер которых не обоснован; отнесение на себестоимость расходов без надлежащего документального оформления; необоснованное распределение расходов между отчетными периодами; неправильное исчисление амортизации основных средств и нематериальных активов; неверное распределение сумм накладных расходов по объектам калькуляции.

Осуществление контроля, непременно входящее в должностные обязанности руководителя, должно включаться в функции любого ответственного лица.

Изучение действующей системы внутреннего контроля показало, что к основным его недостаткам относится недооценка менеджментом значения процедур контроля, например, таких как внутренняя регламентация деятельности сотрудников в части осуществляемых или контрольных функций и ответственности, наличие недостатков в организации документооборота, пренебрежение основными принципами контроля, такими как разделение обязанностей, а также отсутствие квалифициро-

ванного персонала, для которого функции по организации и мониторингу системы контроля являлись бы основными, а не дополнительными.

Согласно аудиторскому правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» система внутреннего контроля (СВК) включает:

- контрольную сферу;

- систему бухгалтерского учёта;

- процедуры внутреннего контроля.

СВК отдела продаж должна обеспечить следующие моменты:

- законность операций, связанных с реализацией ТМЦ;

- выполнение запланированных показателей продаж во всех существенных условиях;

- разработку и обоснование наиболее эффективной сбытовой политики, в том числе в разрезе основных её элементов;

- правильность учета расчётов с покупателями;

- безошибочность регистрации и обработки показателей движения товаров, а также учёта НДС по реализованному товару;

- возможность получения менеджментом организации полной и точной информации по показателям плана продаж, а также оперативной информации об объёмах продаж товара на данный момент в разрезе различных признаков (ассортиментные группы, по географическому признаку, по покупателям и прочим показателям) с использованием данных управленческого и бухгалтерского учета;

- выполнение условий договоров с покупателями;

- эффективное применение принципов и требований внутреннего контроля;

- использование потенциала развития организации в направлении освоения новых рынков продаж, совершенствования существующей системы

продаж и работы с контрагентами, прочие перспективы улучшения деятельности организации.

В результате организации такой системы внутреннего контроля необходимо в первую очередь проанализировать существующую среду контроля в разрезе элементов:

- стиль и основные принципы руководства отделом продаж;

- организационная структура отдела продаж;

- осуществляемая кадровая политика;

- распределение ответственности и полномочий;

- порядок осуществления внутреннего управленческого учёта и подготовка отчётности для внутренних целей;

- соответствие хозяйственной деятельности отдела требованиям законодательства.

Стиль и основные принципы руководства отделом продаж проявляются в подходе руководства отдела к выполнению своих обязанностей и организации работы сотрудников отдела.

Организационная структура отдела продаж является внутренним ресурсом развития отдела, заключается в формировании чёткой системы взаимодействия между сотрудниками. В задачи внутреннего контроля отдела продаж входит выбор его оптимальной структуры, обладающей гибкостью управления, эффективной системой связи, выполняющей такие принципы внутреннего контроля, как принципы единоначалия и чёткого разграничения ответственности прав и полномочий.

Эффективная кадровая политика как составляющая контрольной среды направлена на создание определённых условий подбора и дальнейшей работы персонала отдела продаж. При этом следует разработать Положение по отделу продаж в части персонала.

Разработку следующего элемента контрольной среды - порядка осущест-

вления внутреннего управленческого учёта отделом и подготовки отчётности для внутренних целей - необходимо осуществлять, руководствуясь принципами построения и работы управленческого учёта в отделе продаж.

В оптовых организациях особое значение имеет деятельность, направленная на выполнение плана продаж. На объём продаж влияют скорость и объём товарооборота, взаимоотношения с контрагентами, цена товара, репутация или имидж организации и многие другие факторы, в отношении которых руководство принимает решения. Выбранная руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга и комплекса решений и действий по управлению продажами представляет собой сбытовую политику.

Основные элементы сбытовой политики - это ценовая и товарная политики. Процедуры внутреннего контроля соблюдения ценовой политики следующие:

1) контроль со стороны начальника отдела продаж;

2) контроль цен на реализуемый товар.

Товарная политика направлена на обеспечение наиболее оптимального соответствия ассортимента товара оптовой организации потребностям покупателей. В связи с этим перед системой внутреннего контроля поставлены следующие задачи.

1. Контроль выполнения принятой товарной политики. Включает в себя контроль наличия групп товаров в соответствии с товарной политикой в необходимом количестве в определённые сроки на складе организации. Контроль осуществляет начальник склада, который сверяет фактическое наличие и состав товара с планом закупок и отчитывается по результатам начальнику отдела продаж. Ключевыми на данном этапе являются принципы внутреннего контроля: ответственности, своевременного сообщения об отклонениях, интеграции.

2. Мониторинг спроса покупателей с целью выявления ассортиментных предпочтений. На данном этапе особое значение имеет должный уровень обмена оперативной информацией между отделом продаж и отделом маркетинга.

3. Анализ структуры ассортимента товара, находящегося на складе организации. Контроль осуществляют отдел маркетинга, отдел закупок и отдел продаж. Цель контроля - анализ спроса покупателей, выполнение плана продаж, правильности выбранной товарной политики. При выявлении существенных изменений или несоответствий планам анализируются причины, которые могли это изменение вызвать: ошибки в плане закупок, ошибки в плане продаж, неучтённые факторы изменения спроса покупателей, неверная ценовая политика; хищения материально ответственных лиц, ошибки в учёте и т. п. [3].

Таким образом, на эффективность функционирования СВК отдела продаж в оптовых организациях влияет качество элементов системы: среды контроля, системы бухгалтерского учета, процедур контроля. В среде контроля важно уделить внимание организационной структуре отдела, распределению обязанностей и полномочий между внутренними службами.

Библиографический список

1. Бреславцева Н. А., Попова Т. Д., Колесникова Е. В. Управленческий учет в сфере услуг. - Ростов н/Д : Феникс, 2014.

2. Кизилов А. Н., Карасёва М. Н. Бухгалтерский (управленческий) учет : учеб. пособие. - М. : ЭКСМО, 2006.

3. Попова Т. Д., Медведева О. В. Учет и внутренний контроль в организациях оптовой торговли : моногр. -Шахты : изд-во ЮРГУЭС, 2006.

Еник Э. Г.,

аспирантка кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и прогнозирование»

ФГБОУ ВПО РГЭУ (РИНХ)

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ИЗДЕРЖЕК ЦЕНТРОВ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

УДК 657.1

Аннотация

В статье раскрыты основные подходы к выделению издержек центров финансовой ответственности в отечественной и международной практике, обоснованы основные критерии выделения издержек для целей отражения в управленческом учете.

Ключевые слова

Стандарты учета, управленческий учет, центры финансовой ответственности, территориальные издержки, функциональные издержки, учетный объект, элементы затрат, статьи затрат.

Методическая основа учета издержек для целей управления опирается на типовые приемы бухгалтерского учета, которые имеют свою особенность проявления в рамках управленческого учета,

и одним из этих приемов является оценка и калькуляция. При этом управленческий учет ориентирован на формирование издержек всех возможных объектов учета, к которым относятся структурные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.