Научная статья на тему 'Актуальность заселения космоса в техногенной концепции К. Э. Циолковского'

Актуальность заселения космоса в техногенной концепции К. Э. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
392
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / ЗАСЕЛЕНИЕ КОСМОСА / ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА / ТЕХНОГЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЦИОЛКОВСКИЙ / SPACE / SPACE SOLVING / SPACE PROBLEMS / TECHNOGENIC CONCEPT / TSIOLKOVSKY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луценко Д., Мешкова А.

Рассматривается актуальность техногенной концепции К.Э. Циолковского в решении проблем заселения космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUALITY OF SPACE INCREASING IN THE TECHNOGENIC CONCEPT BY K.E. TSIOLKOVSKY

The article is devoted to the topic of relevance of the technogenic concept of K.E. Tsiolkovsky in solving the problems of the population of space.

Текст научной работы на тему «Актуальность заселения космоса в техногенной концепции К. Э. Циолковского»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

УДК 101

АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАСЕЛЕНИЯ КОСМОСА В ТЕХНОГЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ

К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Д. Луценко, А. Мешкова Научный руководитель - П. А. Мишагин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: papa020352@mail.ru

Рассматривается актуальность техногенной концепции К.Э. Циолковского в решении проблем заселения космоса.

Ключевые слова: Космос, заселение космоса, проблемы космоса, техногенная концепция, К.Э. Циолковский.

THE ACTUALITY OF SPACE INCREASING IN THE TECHNOGENIC CONCEPT

BY K.E. TSIOLKOVSKY

D. Lutsenko, A. Meshkova Scientific supervisor - P. A. Mishagin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: papa020352@mail.ru

The article is devoted to the topic of relevance of the technogenic concept of K.E. Tsiolkovsky in solving the problems of the population of space.

Keywords: Space, space solving, space problems, technogenic concept, K.E. Tsiolkovsky.

Космическую философию К.Э. Циолковский считал наивысшим своим достижением, а исследования в области ракетной техники и космонавтики — только сферой применения идей об «океане счастья», разлитом во Вселенной. По мнению ряда исследователей (какие именно) изучение мировоззренческой концепции К.Э. Циолковского показало, что она является модернизированным вариантом религиозной «доктрины спасения», которую сам К.Э. Циолковский рассматривал в качестве «более оптимистической», чем все остальные [3].

Несмотря на значительные достижения и фундаментальные исследования, космическая философия остается феноменом малоизвестным [3, c. 16]. Большинство исследователей как правило склонны сводить все богатейшее научное наследие К.Э. Циолковского к его концепции неизбежности космического будущего человечества. Подобный экстраполяционизм характерен в целом для всей космической философии и выражается как правило в логико-методологическом выведении ее из идей выдвинутых К. Э. Циолковским научно-технических проектов (использование ресурсов космоса или создание космических поселений). Но в каком контексте возникли эти идеи, были ли у научного творчества К.Э. Циолковского философские основания и в чем они заключались? Как сочетались в мышлении основоположника космонавтики образы космоса физического и космоса духовного, без которого проекты космического будущего человечества не могли бы появиться? Эти проблемы не привлекают особого внимания и не осмыслены должным образом. Основные философские сочинения К.Э. Циолковского по мнению исследователей его творчества знакомы крайне ограниченному кругу специалистов в области космической деятельности [1, с. 28; 2, c. 14; ].

Отечественный исследователь техногенной концепции К.Э. Циолковского В.В. Лыткин выделяет два возможных подхода к раскрытию смысла космической философии и основных ее понятий: антикваристский и презентистский [2, c. 16]. Первый подход — реконструкция того

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

смысла космической философии, который вкладывал в нее сам Циолковский в контексте культуры своего времени; второй — анализ новых смыслов, генерируемых взаимодействием тестов космической философии с последующим развитием культуры, выявление современного звучания мировоззренческих идей К.Э. Циолковского. Мировоззренческая концепция К.Э. Циолковского основывается на принципах единства человека и Вселенной, а также проективного отношения человека к миру, предполагающего коренные преобразования Земли, космоса и самого человека с помощью разума. «Разум — величайшая сила в космосе», - программный девиз техногенной концепции К. Э. Циолковского.

Социальная философия К.Э. Циолковского исходит из идеи, что гении — движущая сила истории человечества. «Гении совершали и совершают чудеса. Кому же это неизвестно!» Гении «нужны не только для распространения и усвоения уже открытых давно истин, но и для добывания новых. Нравственный и всяческий свет исходит от гениев». А также: «Мысли гениев бессмертны так же, как и дела, потому что и после смерти продолжают и дают бесконечный и беспредельный плод» [Цит. по 4, с. 37]. Отсюда следует, что необходимо «улучшение человеческой породы», имеющее целью искусственное увеличение числа гениев, а также необходим беспредельный рост человечества. По оценкам К.Э. Циолковского, население Земли может возрасти в тысячи раз. Современная футурология не подтверждает такой прогноз. Считается, что к 2050 г. стабилизация произойдет на уровне 10-12 млрд. человек. Проблема выхода в космос при этом не рассматривается [3, а 67].

Социальные утопии К.Э. Циолковского ценны стремлением связать будущее человечества с космической экспансией. На них мало повлияла современная ему социально-философская мысль [3, с 68]. Мы находим у К.Э. Циолковского скорее определенные переклички с утопиями Т. Мора. Их критическое переосмысление в контексте культуры наших дней - самая неразработанная часть наследия К.Э. Циолковского. Заметим, что и в этом разделе своей философии он крайне антиномичен. С одной стороны, подчеркивается необходимость самой широкой демократии в различных структурах общества — выборность всех должностей, возможность каждому быть выбранным, свобода слова, ненасилие. С другой стороны, провозглашается жесткая регламентация различных сторон социальной жизни, практическая воспроизводящая модель «идеального государства», представленную в диалоге «Государство» Платона. Например, возможность браков только между членами определенного социального разряда, необходимость получать согласие на деторождение, запрещение размножений «несовершенным» членам общества, преступникам и их родственникам, а также многое другое. Странной выглядит идея раздельного существования выборных органов для мужчин и женщин.

Цель неуклонного роста народонаселения (для общего повышения уровня организации космоса, увеличения количества гениев) диктует, согласно мировоззренческой концепции К.Э. Циолковского, необходимость освоения не только всей Земли, но и космического пространства. «Со временем Землю разберут до центра, чтобы образовать жилища и высшие существа, живущие кругом Солнца» [4, с 38]. Вместе с тем, в духе присущей ему антиномичности К.Э. Циолковский признает, что «заботы о Земле необходимы», так как в нее попадают атомы-духи умерших, которыми продолжается посмертная жизнь людей. Люди будут «управлять климатом, распоряжаться в пределах Солнечной системы, как и на самой Земле. Будут путешествовать и за пределы планетной системы, достигнут иных Солнц» [4, с 39]. Человек изменит свой биологический облик, чтобы не быть привязанным к планетам или искусственной среде космических поселений. В этом смысле и надо понимать известные слова К.Э. Циолковского, что «планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Библиографические ссылки

1. Дубкова С. Космос. От Аристотеля до Хаббла. М.: Белый город, 2016. 272 с.

2. Лыткин В.В. Естественно-научные основания формирования «космической философии» К.Э. Циолковского // Мир науки, культуры, образования. 2012. №2. С. 14-28. Сс. 14.

3. Онфре Мишель. Космос. Материалистическая онтология. М.: Кучково поле, 2017. 464 с.

4. Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. М.: Мысль, 2016. 248 с.

© Луценко Д., Мешкова А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.