Научная статья на тему 'Актуальность воспитания детей доброте и взаимопомощи в современных тувинских семьях'

Актуальность воспитания детей доброте и взаимопомощи в современных тувинских семьях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DETAILS OF HISTORY / DYNAMISM OF PROCESSES / WAY OF LIFE / INFLUENCE OF NATURE / DUTIES OF PARENTS / PERCEIVED CONCEPTS / LINGUISTIC SUBCONSCIENCE OF GROUP / СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ / ДИНАМИЗМ ПРОЦЕССОВ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ / ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / ОСОЗНАВАЕМЫЕ КОНЦЕПТЫ / ЯЗЫКОВОЕ ПОДСОЗНАНИЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржу М.Д.

В статье обоснована актуальность воспитания детей таким положительным качествам, как доброта, добровольчество и взаимопомощь, которые бытовали с древних времен у тувинцев. В целях раскрытия проблемы представлены примеры из истории предков, поучительные свойства и связи с другими этносами, которые непременно проявятся в жизни. Об отдельных причинах, послуживших основой формирования характера тувинцев, автор приводит примеры из древней их истории хозяйственной деятельности. Известно, что особое место в жизни тувинцев занимала природа, которая была основополагающим фактором. Резко континентальный климат, суровые природные условия, многовековой кочевой образ жизни, безусловно, не могла не повлиять на формирование отдельных сторон в характере предка-кочевника. Основное внимание автор акцентирует на необходимости внедрения традиционных положительных качеств, в процессы мышления и мировосприятия современных детей, и, они будут способствовать появлению у них новых, позитивных свойств в характере. И это положительно повлияет на формирование необходимого мышления, мировосприятия и доброжелательного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF TEACHING KINDNESS AND MUTUAL HELP TO CHILDREN WITH IN MODERN TUVAN FAMILIES

The article substantiates the relevance of education of children such positive qualities of kindness, volunteerism and mutual aid, which have existed since ancient times in Tuvans. In order to reveal the problem, examples from the history of ancestors, instructive properties and connections with other ethnic groups, which will certainly appear in life, are presented. The author gives examples from their ancient history of economic activity about some reasons that served as the basis for the formation of the character of the Tuvans. It is known that a special place in the life of Tuvans is occupied by nature, which is a fundamental factor. Contrastive continental climate, harsh natural conditions, centuries-old nomadic lifestyle, of course, could not but affect forming of individual traits in the nature of the ancestors-nomads. The author focuses on the need to introduce traditional positive qualities in the processes of thinking and worldview of modern children, and they will contribute to the emergence of new, positive properties in their character. This will have a positive impact on forming of thinking, perception of the world and benevolent behavior.

Текст научной работы на тему «Актуальность воспитания детей доброте и взаимопомощи в современных тувинских семьях»

ственной суверенизации и этнокультурной идентичности. Радикальная трансформация общественного строя, перестройка всех сфер социальной жизни, социально-экономические, политические и духовные перемены в российском обществе способствуют пересмотру существующей системы ценностей, поиску идентичности, а также качественным и количественным изменениям иерархии социальных групп. В связи с тем, что перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на формирование молодого поколения, обосновывается необходимость изучения самоидентификации именно этого возраста.

Одним из видов самоидентификации личности является культурная самоидентификация. её основными составляющими в последнее время становятся не столько знания классических образцов гуманитарной культуры (это знание постепенно вытесняется из области общей эрудиции личности также в зону сугубо профессиональной компетентности), сколько психологическая мобильность и коммуникабельность индивида, его социальная адаптивность и культурная толерантность. Однако, значимость традиционных статусных маркеров личности, таких как сословное происхождение, национальность, раса, вероисповедание, не на столько ничтожна, чтобы её не рассматривать. Несмотря на то, что принадлежность народа к определенной конфессии сама по себе не обуславливает его самобытность, религиозное мироощущение, мораль, культовая практика глубоко проникают в повседневную жизнь народа, определяя многие её стороны.

Вопрос о культурной самоидентификации в Тюменской области является наиболее острым с точки зрения этнических взглядов, поскольку в ходе Всероссийской переписи населения 2010 года было выявлено, что на юге нашего региона проживает более 140 национальностей и народностей. С появлением лиц других национальностей в нашем обществе, происходят изме-

Библиографический список

нения в культурной жизни, что влечет к изменению базовых культурных ценностей. Следует заметить, что студенты - будущие специалисты - самая динамичная часть общества, которая четко реагирует на малейшие изменения в нем и быстро улавливает новые тенденции в культуре. Это обусловлено такими особенностями молодого возраста, как неустойчивость ценностных установок, отсутствие окончательной сформированности характера, лабильность, более высокая (по сравнению со старшими возрастными группами) реактивность в отношении перемен, происходящих в культурной среде. Высокая мобильность студенческой молодежи подтверждает тот факт, что студенты более оперативны к восприятию инноваций. В связи с этим, одна из функций образования, кроме всех прочих, состоит в формировании у будущих специалистов осознания своего «Я» с позиций культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, проявлении лояльности к ним, самоотождествлении себя именно с этими культурными образцами как маркирующими не только общество, но и саму данную личность. Образовательное пространство учебного заведения должно оказывать приоритетное влияние на культурную самоидентификацию будущих специалистов, необходимую для формирования профессиональной компетентности, и, как следствие, для успешного трудоустройства и карьерного роста специалистов. По мнению самих студентов, в настоящее время в учебных заведениях преобладает умственное воспитание, а не культурное, нравственное или патриотическое [4].

Таким образом, образовательное учреждение высшего профессионального образования должно быть важнейшим культурно-образовательным институтом, стратегической целью которого выступает воспитание интеллигентного, развитого специалиста, способного к творческому самосовершенствованию и выстраиванию поведенческих стратегий гармонизации отношений с окружающим миром, природой и обществом [5].

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Москва, 2001.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996.

3. Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодёжи. Москва, 1999.

4. Якобюк Л.И. Воспитание глазами молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодёжи: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2014.

5. Якобюк Л.И. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в культурном пространстве региона: Сборник научных трудов SWorld. 2013; № 1, Т. 16: 66 - 70.

References

1. Strategiya modernizacii soderzhaniya obschego obrazovaniya: Materialy dlya razrabotkidokumentovpo obnovleniyuobschego obrazovaniya. Moskva, 2001.

2. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Znanie, 1996.

3. Kovaleva E.A., Lukov V.A. Sociologiya molodezhi. Moskva, 1999.

4. Yakobyuk L.I. Vospitanie glazami molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitaniisel'skojmolodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2014.

5. Yakobyuk L.I. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov v kul'turnom prostranstve regiona: Sbornik nauchnyh trudov SWorld. 2013; № 1, T. 16: 66 - 70.

Статья поступила в редакцию 01.10.18

УДК 37.018.1

Dorzhu M.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy, Tuva State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: dorzhubey@mail.ru

THE RELEVANCE OF TEACHING KINDNESS AND MUTUAL HELP TO CHILDREN WITH IN MODERN TUVAN FAMILIES.

The article substantiates the relevance of education of children such positive qualities of kindness, volunteerism and mutual aid, which have existed since ancient times in Tuvans. In order to reveal the problem, examples from the history of ancestors, instructive properties and connections with other ethnic groups, which will certainly appear in life, are presented. The author gives examples from their ancient history of economic activity about some reasons that served as the basis for the formation of the character of the Tuvans. It is known that a special place in the life of Tuvans is occupied by nature, which is a fundamental factor. Contrastive continental climate, harsh natural conditions, centuries-old nomadic lifestyle, of course, could not but affect forming of individual traits in the nature of the ancestors-nomads. The author focuses on the need to introduce traditional positive qualities in the processes of thinking and worldview of modern children, and they will contribute to the emergence of new, positive properties in their character. This will have a positive impact on forming of thinking, perception of the world and benevolent behavior.

Key words: details of history, dynamism of processes, way of life, influence of nature, duties of parents, perceived concepts, linguistic subconscience of group.

М.Д. Доржу, канд. филол. наук, доц., преп. каф. педагогики, Тувинский государственный университет,

г. Кызыл, Республика Тыва, Е-mail: dorzhubey@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОБРОТЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В СОВРЕМЕННЫХ ТУВИНСКИХ СЕМЬЯХ

В статье обоснована актуальность воспитания детей таким положительным качествам, как доброта, добровольчество и взаимопомощь, которые бытовали с древних времен у тувинцев. В целях раскрытия проблемы представлены примеры из истории предков, поучительные свойства и связи с другими этносами, которые непременно проявятся в жизни. Об отдельных причинах, послуживших основой формирования характера тувинцев, автор приводит примеры из древней их истории хозяйственной деятельности. Известно, что особое место в жизни тувинцев занимала природа, которая была основополагающим фактором. Резко континентальный климат, суровые природные условия, многовековой кочевой образ жизни, безусловно, не могла не повлиять на формирование отдельных сторон в характере предка-кочевника. Основное внимание автор акцентирует на необходимости внедрения традиционных положительных качеств, в процессы мышления и мировосприятия современных детей, и, они будут способствовать появлению у них новых, позитивных свойств в характере. И это положительно повлияет на формирование необходимого мышления, мировосприятия и доброжелательного поведения.

Ключевые слова: сведения из истории, динамизм процессов, образ жизни, влияние природы, обязанности родителей, осознаваемые концепты, языковое подсознание группы.

Семья, в истории человечества, с древнейших времен была особой сакральной силой, служившей опорой единения генетически взаимосвязанных двух начал и выполняла важнейшую роль в создании потомства для своего будущего. Важность её функции была обусловлена тем, что в ребёнке, появившегося благодаря родителям в этот мир, закладывались основы формирования его как личности в обществе. Положительные качества чада, обусловленные семейным воспитанием, сохранялись в течение всей его жизни. Актуальность предлагаемого нами исследования связано с необходимостью раскрытия существовавших у предков поучительных норм и методов воспитания детей, таких как доброта и взаимопомощь, с целью позитивного использования их в формировании поколения в современном тувинском обществе. Как справедливому мнению исследователей: «Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности - взаимопониманию и взаимообогащению народов и осоз-»анию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями» [1, с.49].

Еще в середине XIX в. ученые отмечали: «Уничтожить особенность жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю» [2, с. 18]. На ранних этапах своей истории, народ стремился сохранить свой род, свое племя в русле поддержки и взаимопомощи. У каждого народа бытовали свои традиции в формировании личности, основанные на культе семьи. Нет сомнения в том, что семья, являясь основным, необходимым социальным инструментом с исторических времен, имела существенное значение в жизни ребенка, способствуя душевному и физическому формированию его характера, мировосприятия его как личности. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал актуальность формирования личности, как основы общности: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» [3, с. 25]. В этой связи, приведём пример о достаточно древнем кодексе, действующего до сего дня в КНР. Основа его появилась во времена известного мудреца Кунь Цзы, т. е. Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.). Конфуцианский культ предков и нормы «Сяо» послужили основой расцвета семьи и клана. Интересам семьи, появившейся от единения инь и янь, придавалось гораздо большее значение, чем желание личности. Коллективизм, помноженный на идеологии Кунь Цзы, привел к расцвету большой патриархальной семьи, где стремления близких родственников жить вместе преобладали над любыми сепаратистскими тенденциями. Такую сплоченность Конфуций сравнивал с государством. И согласно этому, до сего дня, семья в Китае всегда считалась и считается сердцевиной общества. Причину такой семейной устойчивости нельзя понять без знания основ культа предков «Сяо». Например, после смерти отца, старший сын занимал место главы семьи и получал большую часть наследства. Оставшуюся часть общего имущества делили поровну остальные члены семьи. Новые семьи, основанные младшими членами, в течение длительного времени были в зависимости от старшего брата. Так формировался клан сородичей, основанный на нормах «Сяо», который, порой, составлял целую деревню [4, с. 3, 4]. Однако, со временем, отдельные семьи среди них становились беднее, другие богатели, и к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи. В традициях, созданных Конфуцием, безусловно, можно увидеть сплоченность, взаимопомощь и некоторые виды доброты. Но они проявлялись лишь в узком родственном, семейном кругу и в рамках материального положения каждого родственника. Отсутствовала у них поддержка и по-

мощь отдельно проживающим не родственным бедным семьям. Не было также правил сформировать в характере человека доброту, добровольчество и помощь нуждающимся. И это было в духе традиций той исторической эпохи в Китае.

Известный педагог К.Д. Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики [5, с. 59]. В этой связи, безусловно, устное народное творчество относится к числу ценных и очень важных средств этнопедагогики. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Подчёркивая ценность устного народного творчества как средства воспитания, О.В. Хухлаева пишет о важности осознания того, что: «Фольклор осуществляет содействие укреплению связей внутри коллектива, формированию чувства национальной общности, соответственно, даёт ощущение защиты и безопасности членам этой общности, чего не имеют сегодня многие не только дети, но и взрослые» [6, с. 36]. По мнению В.С. Зайцева: «Фольклор относится к числу основных средств этнопедагогики, науки об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [7, с. 4]. У тувинцев, также, издревле, как средства народной педагогики, существовали разные поучительные жанры фольклора, такие как эпические сказания, сказки, притчи, частушки - кожамык, пословицы, поговорки и т. д. Во многих видах устного народного творчества отражаются примеры, необходимые в формировании положительных свойств в характере детей. Родители воспитывали своих детей ценить свой очаг, обучали их доброте, желанию поддерживать и помогать не только друг другу, но и другим нуждающимся, не требуя взамен чего-то, материального. И это было закономерно. Приведём отдельные примеры из пословиц и поговорок тувинцев: «Улугларны XYндYле, бичиилер-ни азыра» (Старших уважай, младших - опекай); «Акышкылар ынаа - хая-даштан артык» (Любовь братьев крепче камня). С древних времен бытовали также пословицы следующего содержания: «Чонунга бараан болуру - чолдуц экизи» (Нет доли счастливей, чем служить своему народу»; «Дамырактар чыыл-гаш хем болур, тарамыктар чыылгаш ^ш болур» (Ручьи сольются - река, люди сольются - сила); «Чангыстыц шаа чок, квптYH KYЖY хвй» (В одиночку - люди слабы, вместе - с ильны); «Эртинени шыгжаарындан, эдержириниц эви херек» (Лучше найти подходы к дружбе, чем сокровища хранить); «Демниг са-аскан теве тудуп чиир» (Дружные сороки побеждают даже верблюда); «Эки кижээ эш хвй, эки аътка ээ хвй» (Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку - много друзей) [8, с. 14]. Символика в тувинских сказках весьма многозначна: она отражает разные признаки реалий, которые емко выражают особенности традиционных форм бытования материальной и духовной культуры кочевых народов. Сказки насыщены элементами доброты, добровольчества и взаимной помощи [9, с. 132].

Академик Д.С. Лихачев о своеобразии национального характера, писал так: «Национальные особенности - достоверный факт. Не существует только каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически-неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности, значит делать мир народов очень скучным и серым»...» [10, с. 3]. В связи с многовековым образом жизни, традициями и ценностя-

ми в этнической истории народа, в характере его представителя нередко проявлялись отдельные психогенетические особенности, связанные с многовековым окружающим миром, и, очень часто, как система, влияющая на существующие проблемы. Так, с древнейших времен в хозяйственной деятельности тувинцев особое место занимала природа, которая была основополагающим фактором этнической картины мира. Резко континентальный климат, суровые природные условия, многовековой кочевой образ жизни, безусловно, не могла не повлиять на формирование отдельных сторон в характере человека. Взаимоотношения человека с природой, нередко, «служили социальными регуляторами поведения его в повседневной жизни» [11, с. 10]. Как справедливо отмечает Ч.К. Ламажаа: «Тувинский национальный характер (описание «изнутри) определялся как «резко-континентальный» (с учётом сильного влияния фактора природы и резко-континентального климата региона). В сочетании черт характера можно назвать: созерцательность, художественность, непунктуальность, флегматизм, любовь к детям, групповое соперничество, завистливость и пр. Во многом, наблюдаемые и описываемые черты национального характера казахов, монголов, тувинцев, а также других кочевых народов Центральной Азии, можно считать общими, что естественно» [12, с. 105].

По мнению тувиноведа, педагога-культуролога А.К. Кужугет: «Воспитание детей современным обществом признается, но на практике почти не используется. Традиции и обычаи в воспитании ребенка наших предков видоизменились, трансформировались» [13, с. 5]. В связи с усилением перемен, когда начали меняться общественные системы, традиционные образы жизни, духовные и нравственные ценности, мировоззрения и порядки тувинцев, постепенно стали видоизменяться явления, существовавшие в семейных взаимоотношениях. В настоящее время, по мнению ученых-педагогов, душевное состояние у родителей стало, очень часто, влиять и на ребенка в семье. Как отмечают исследователи, в результате появления подобного явления: «У тревожных матерей появляется такое же состояние у ребенка, эмоционально несдержанный отец, сам того не подозревая, также формирует подобный тип поведения у своих детей» и т. д. [14, с. 24]. В отдельных семьях, при нарушении существовавшего взаимопонимания, бывает, появляется конфликтность между супругами и детьми, в результате нередко можно увидеть халатное, безразличное отношение к своим детям. В итоге, утрачивается их воспитательный и нравственный потенциал. Стала также преобладать тенденция иметь лишь одного или двух детей, что обусловлено, в основном, экономическими причинами, нестабильностью, не прогнозируемостью социальной жизни, наличием множества социальных рисков. А это может привести к постепенному, духовно-нравственному обнищанию этноса.

В современном тувинском обществе, где мы живем, в связи с необходимостью усиления положительных качеств в семье,

Библиографический список

действительно возникает вопрос, как сделать так, чтобы существовавшие добропорядочные качества вновь усилились, и, чтобы не было отрицательных вещей, сопутствующих негативу в характере ребёнка. Необходимо нам, педагогам, акцентировать внимание на повышение роли родителей в традиционном рычаге и в механизме создания и воспитания своих детей. В целом, сложившиеся социально-экономические ситуации в стране, перемены, происшедшие за последние годы в жизни коренных жителей Тувы, в определенной степени обострили вопросы семейных взаимоотношений. В этой связи, возникает необходимость оказания психологической помощи нуждающимся семьям, переживающим разного порядка проблемы. Особенно важными становятся разработка наиболее положительных, позитивных, бытовавших вариантов поведения членов семьи, с целью предотвращения конфликтов, появляющихся во взаимоотношениях в семейной жизни. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтёрства)», который вступила в силу с 1 мая 2018 года. В статье 17.4. данного Закона сказано, что «Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтёрской) деятельности в формах, предусмотренных Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации». К актуальным задачам педагогов, психологов, этнологов и средств массовой информации относятся:

1. Повышение роли и ответственности родителей в семейной жизни, в воспитании у своих детей таких положительных качеств как: человечность, доброта, доброжелательность, добровольчество, необходимых в современном обществе;

2. Активизация деятельности против таких существующих негативных качеств, как непунктуальность, флегматизм, групповое соперничество, завистливость, которые могут, со временем, проявляться в характере современного ребенка;

3. В целом, воспитание у подрастающего поколения любви и преданности к родной Туве и к родине - матушке России;

Безусловно, необходимо, для всего этого нам, на научной основе обосновать и раскрыть концепцию организации воспитательной работы с детьми в системе образования в современном тувинском обществе. Основными методами исследования должны послужить анализы психолого-педагогических опросов среди родителей и членов семьи. Кроме того, есть актуальность в проведении информатизации образования и формировании электронной образовательной среды в рамках сотрудничества «Школа - Вуз». Для достижения положительной цели необходимо пользоваться диагностическими методиками, включающими наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки полученных данных с целью наиболее эффективного решения существующих, в настоящее время в обществе, острых проблем.

1. Основы современной цивилизации. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. Москва, 1992.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Москва: Педагогика, 1987.

3. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. Москва: Издательство Юрайт, 2012.

4. Зубова Г.Семейное воспитание детей раннего возраста. Москва, 2004;

5. Ушинский К.Д. Избранные печатные сочинения. Москва, 1974.

6. Хухлаева О.В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. Москва: МПСИ, 2008.

7. Зайцев В.С. Актуальные проблемы обновления начальной школы. Сборник научных работ преподавателей. Ред. Гашева Л.П., Макович Г.В. Десятилетию факультета УНК посвящается. Челябинск, 1995.

8. Тыва улустуц Yлегер сестери болгаш домактары (Тувинские народные пословицы и поговорки). Кызыл, 1953.

9. Самдан З.Б. Избранные научные труды. Тувинская словесность: миф - сказка - литература. Кызыл, 2011.

10. Лихачев Д.С. О национальном характере русских. Вопросы философии. 1990; 4.

11. Товуу С.С. Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Улан-Удэ, 2010.

12. Ламажаа Ч.К. К вопросу о национальном характере народов Центральной Азии. Культура и общество. 2013; 3.

13. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово: Изд. Кем. ГУКИ, 2006.

14. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

References

1. Osnovy sovremennojcivilizacii. Pod redakciej L.N. Bogolyubova. Moskva, 1992.

2. Antologiya pedagogicheskoj mysli Rossiipervojpoloviny XIX v. Moskva: Pedagogika, 1987.

3. Zagvyazinskij V.I., Emel'yanova I.N. Teoriya obucheniya i vospitaniya: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2012.

4. Zubova G.Semejnoe vospitanie detejrannego vozrasta. Moskva, 2004;

5. Ushinskij K.D. Izbrannye pechatnye sochineniya. Moskva, 1974.

6. Huhlaeva O.V. 'Etnopedagogika: socializaciya detej i podrostkov v tradicionnoj kul'ture. Moskva: MPSI, 2008.

7. Zajcev V.S. Aktual'nye problemy obnovleniya nachal'nojshkoly. Sbornik nauchnyh rabot prepodavatelej. Red. Gasheva L.P., Makovich G.V. Desyatiletiyu fakul'teta UNK posvyaschaetsya. Chelyabinsk, 1995.

8. Tyva ulustuq Yleger sesteri bolgash domaktary (Tuvinskie narodnye poslovicy i pogovorki). Kyzyl, 1953.

9. Samdan Z.B. Izbrannye nauchnye trudy. Tuvinskaya slovesnost': mif- skazka - literatura. Kyzyl, 2011.

10. Lihachev D.S. O nacional'nom haraktere russkih. Voprosy filosofii. 1990; 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.