дает его государству после определенного времени эксплуатации.
При проектном финансировании учреждается компания, где уставный капитал формируется за счет учредителей, которые несут ограниченную ответственность по ее обязательствам. Дальнейшее финансирование компании осуществляется за счет привлечения коммерческих кредитов, спонсорских пожертвований или выпуска проектных облигаций. Благодаря инновациям, вносимыми коммерческими предприятиями, обеспечивается снижение издержек и себестоимости работ, сокращение сроков внедрения новой техники. Мировой опыт свидетельствует о достаточной в большинстве моментов эффективности такой формы взаимоотношений бизнеса и государства, но он и показывает, что ГЧП - очень тонкий инструмент, требующий от всех участников гибкости, добросовестности, ответственности и стремления отвечать по рискам. К сожалению, в России в последние годы сформировался особый поведенческий стандарт: всеобщее недоверие и конфронтация утвердились как типичная норма экономической и социальной жизни. Ученые определили этот феномен как «социальный цинизм» [5]. Практика организации бизнеса для себя приняла разорительные формы для всех остальных участников процесса. Это реализуется в деструктивных отношениях бизнеса и общества, поскольку бизнес, воспитанный на таких принципах, не желает принимать на себя ответственность за развитие инновационной инфраструктуры, предпочитая направлять капитал за рубеж, а государство в силу бюрократизации государственного аппарата и коррупционности не в состоянии само самостоятельно инвестировать инфраструктурные объекты. Выход из этой ситуации -формирование новой модели взаимоотношений субъектов модернизации в рамках ГЧП.
Следовательно, формирование конкурентоспособной инфраструктуры на основе партнерства бизнеса и государства становится ключевой задачей правительства. Как показывает опыт развитых стран, совместные инвестиции государства и частного капитала в инфраструктурный сегмент экономики актуализируют внутренний инвестиционный спрос, порождают дополнительные рабочие места, повышают международную конкурентоспособность и позволяют сохра-
нять передовые позиции в отраслях оборонного комплекса.
Библиографические ссылки
1. Ерасова Е. А., Плотников В. А. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление. 2015. № 3. С. 25-26.
2. Амосов А. Можно ли отложить до 2017 г. поворот к новому индустриальному развитию // Экономист. 2015. № 3. С. 3-4.
3. Корсукова Н Д. Система воспроизводственных отношений социальной рыночной экономики : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С. 164.
4. Ерошкин А., Петров М. Зарубежные тенденции финансирования инфраструктуры // Экономист. 2015. № 1. С. 78-82.
5. Наймушин В. Развитие корпоративных отношений и формирование инновационной культуры - важные факторы перехода к инновационной экономике // Экономист. 2015. № 3. С. 52.
References
1. Erasova E. A., Plotnikov V. A. [Prospects of development of defense industry complex of Russia in the conditions of economic sanctions] // Ekonomika i upravleniye. 2015. No. 3, рр. 25-26 (In Russ.).
2. Amosov A. [Whether it is possible to postpone until 2017 turn to new industrial development]. Ekonomist. 2015. No. 3, рp. 3-4 (In Russ.).
3. Korsukova N. D. Sistema vosproizvodstvennykh otnosheniy sotsial'noy rynochnoy ekonomiki [The system of reproduction relations of social market economy] / Reshetnev Siberian State Aerospace University Publ. Krasnoyarsk, 2011. 164 p.
4. Eroshkin A., Petrov M. [Foreign tendencies of infrastructure financing] // Ekonomist. 2015. No. 1, рp. 78-82 (In Russ.).
5. Naymushin V. [Development of corporate relations and formation of innovative culture - important factors of transition to innovative economy] // Ekonomist. 2015. No. 3, pр. 52 (In Russ.).
© Корсукова Н. Д., 2015
УДК 331.45
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В АО «КРАСМАШ»
О. В. Кузьмина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-таП: [email protected]
Сегодня прогресс технологии и интенсивное давление конкурентов стремительно меняют условия труда, его процессы и организацию. Ставка делается на законодательство, но само по себе оно не достаточно для того, чтобы оказывать воздействие на эти изменения. Сегодня устойчивое доверие потребителей, населения
Решетнеескцие чтения. 2015
и общественности можно завоевать и сохранить лишь при наличии убедительных свидетельств комплексного подхода к социальной ответственности, что влечет за собой, помимо устойчивости бизнес-деятельности, еще и обеспечение безопасных условий труда для своих сотрудников. Опыт последних лет убедительно показал: компании, принявшие решение реализовать внедрение специализированных систем менеджмента добиваются убедительных результатов.
Ключевые слова: система менеджмента безопасности труда, оценка рисков, стандарт.
RELEVANCE OF WORK SAFETY MANAGEMENT SYSTEM AND SECURITY HEALTH INTRODUCTION AT JSC "KRASMASH"
O. V. Kuzmina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Today progress of technology and intensive pressure of competitors promptly change working conditions, its processes and the organization. It is staked on the legislation, but it is not enough to make impact on these changes. Today the steady trust of consumers, the population and public can be won and kept only in the presence of evidences of an integrated approach to social responsibility that involves activity, providing safe working conditions for the employees with the exception of stability business. Convincingly the authors show experiment of the last years: the companies that have decided to realize introduction of management specialized systems to achieve convincing results.
Keywords: system of management of safety of work, assessment of risks, standard.
АО «Красмаш» (далее - Общество) - является современным промышленным высокотехнологичным предприятием, выпускающим высококачественную наукоемкую продукцию [1].
В Обществе созданы все виды производства и технологии, необходимые для выпуска продукции с высоким уровнем качества и надежности [2]. Для поддержания качества продукции на предприятии внедрена и действует уже многие годы система менеджмента качества (СМК). Данная система направлена на обеспечение соответствия деятельности Общества выработанной политике, целям, договорным обязательствам, требованиям потребителей, а также на предупреждение любого несоответствия и определение путей улучшения деятельности [3].
Также внедрена система экологического менеджмента (СЭМ), которая направлена на постоянное улучшение экологической результативности организации [4].
Эффективность деятельности предприятий отрасли должна основываться на использовании современных инструментов управления. Это говорит о необходимости доработки и усовершенствования существующего инструментария с учетом мировых тенденций развития [5]. Поэтому возникла необходимость реализации комплексного подхода для повышения эффективности управления на основе соответствия функционирования стандартов ISO 9001, ISO 14001 и внедрения нового для предприятия стандарта OHSАS 18001. Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (СМ БТ и ОЗ) для того, чтобы сделать Общество способным управлять рисками и улучшать показатели деятельности в области безопасности труда и охраны здоровья [6]. Процесс управления риском охватывает различные аспекты
работы, от идентификации до оценки его допустимости [7].
Затраты, связанные с неудовлетворительным менеджментом профессионального здоровья и безопасности, крайне велики. По оценке Международной организации труда ежегодно в мире происходит свыше 250 миллионов несчастных случаев на рабочих местах, результатом которых является временная или постоянная потеря трудоспособности. Исследования, проведенные в ряде европейских стран, показали, что объем потерь, связанных с ненадлежащим обеспечением профессионального здоровья и безопасности, варьируется в пределах от 1,2 до 10,1 % от валового национального продукта [8]. Практически невозможно подсчитать моральный ущерб, связанный с переживаниями, болью и страданиями при серьезном несчастном случае, потере здоровья или даже гибели [9].
Специалисты по охране труда испытывают трудность в практической работе в оценке профессионального риска, так как нормативов для оценки «риска» как количественной меры опасности нет [10].
Трудности в оценке риска возникают и по причине отсутствия в России базы данных (отказов оборудования, элементов, узлов, аварий и т. п.) по возникновению нежелательных происшествий в случае нарушений требований охраны труда, но не приведших к несчастным случаям [11]. Не ведется статистика травм без оформления больничных листов (отсутствие на рабочем месте короткое время) и различных производственных событий, которые не привели к травматизму работников, а повлияли лишь на остановку производства, но могли при определенных условиях быть и причиной травматизма [12].
Стандарт OHSАS 18001 позволяет значительно снизить производственные риски. Действенность
стандарта обусловлена тем, что он подходит к решению вопросов безопасности «системно» [13].
Конкретные преимущества внедрения ОИ8А8 18001 [14]:
- повышение эффективности работы, снижение непроизводственных потерь;
- снижение непредвиденных расходов на ликвидацию последствий аварий и инцидентов;
- снижение расходов на уплату штрафов и реализацию предписаний;
- снижение рисков аварий, аварийных ситуаций, несчастных случаев, сокращение времени простоев и связанных с ними издержек;
- улучшение условий труда, предотвращение и снижение производственного травматизма и профзаболеваний;
- повышение лояльности надзорных органов;
- повышение лояльности общественных организаций;
- преимущества в тендерах, конкурсах, выполнение условий получения заказа;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- повышение имиджа компании как социально ориентированной [15].
В этих условиях становится актуальным изучение вопросов о методах внедрения менеджмента безопасности труда и охраны здоровья для АО «Красмаш». Опыт стран и компаний, которые внедрили у себя стандарт управления безопасностью труда, свидетельствует в пользу этого стандарта. С введением новой системы менеджмента появляются совершенно новые понятия и категории управления. Это касается таких понятий, как политика в охране труда, управление профессиональными рисками, управление документацией и записями. Для повышения инвестиционной привлекательности, снижения рисков и потерь, снижения объемов штрафов и платежей организации необходимость во внедрении стандарта очевидна [16].
Библиографические ссылки
1. Федеральное космическое агентство (Роскос-мос) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http:// www.federalspace.ru/1527 (дата обращения: 19.03.2015).
2. ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (введ. в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1575-ст).
3. Окрепилов В. В. Управление качеством : учебник. 3-е изд., доп. и перераб. М. : Экономика, 2013. 641 с.
4. ГОСТ ИСО 14001-2007. Национальный стандарт РФ. Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. М., 2007.
5. Ерыгина Л. В., Макаренко Н. О., Концептуальный подход к определению стратегических альтернатив развития предприятий ракетно-космической промышленности // Вестник СибГАУ. 2014. Вып. 3(55). С. 232-238.
6. ГОСТ Р 54934-2012/ OHSAS 18001:2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоро-
вья. Требования. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Романчук А., Шишкина Е. Ведение менеджмента по безопасности труда в Ильичевском морском порту // Охрана труда и социальное страхование. 2012. № 10. С 156-159.
9. Москвин В. А. Управление качеством в бизнесе: рекомендации для руководителей предприятий, банков, риск-менеджеров. М., 2013. 384 с.
10. OHSAS 18001:1999. Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Конспект системного менеджера / В. А. Качалова. М. : ИздАТ,
2006. 520 с.
11. Бартон Т. Л., Шенкир У. Г., Уокер П. Л. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься. Практика ведущих компаний : пер. с англ. М. : Вильямс, 2003. 208 с.
12. Никуленко Т. Г. Психология менеджмента. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 349 с. Сер. «Высшее образование».
13. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них : учебник для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. СПб. : Питер, 2008. 235 с. : ил. Сер. «Учебник для вузов».
14. ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Огвоздин В. Ю. Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000 // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 6. С. 77-83.
16. Плетнева Н. П. ИСО 9000 - помощник руководителя // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 87-90.
References
1. Federal Space Agency (Roscosmos) : Site. URL: http://www.federalspace.ru/1527 (date of treatment: 19.03.2015).
2. Standard ISO 9001-2011. Interstate standard. Quality management systems. Requirements (effective Rosstandart Order of 22.12.2011 № 1575-ST).
3. Okrepilov V. V. Quality Management: a tutorial. 3rd ed., Ext. and rev. M. : Economics, 2013. 641 p.
4. GOST ISO 14001-2007. National Standard of the Russian Federation. The environmental management system. Requirements with guidance for use. Moscow,
2007.
5. Erygina L. V., Makarenko N. O. Conceptual approach to the definition of strategic alternatives of development of rocket and space industry // Vestnik SibGAU. 2014. Iss. 3(55), Рр. 232-238.
6. GOST R 54934-2012 / OHSAS 18001:2007. National Standard of the Russian Federation. Security management systems for occupational health and safety. Demands.
7. GOST R 51901.1-2002 Risk management. Risk analysis of technological systems.
Решетневские чтения. 2015
8. Romanchuk A., Shishkina E. Maintenance Management of safety in Ilyichevsk seaport // Health and social security. 2012. № 10, рp. 156-159.
9. Moskvin V. A. Quality management in business: recommendations for managers, banks, risk managers. M., 2013. 384 p.
10. OHSAS 18001: 1999. Management systems health and safety. Synopsis of system manager / V. A. Kachalov. M. : IzdAT, 2006. 520 p.
11. Burton T. L., Shenkir U. G., Uoker P. L. A comprehensive approach to risk-management : Is it worth doing it. The practice of leading companies. Trans. from English. M. : Williams, 2003. 208 p.
12. Nikulenko T. G. Psychology of Management. Rostov n/D : Phoenix, 2007. 349 p. (Higher education).
13. Emergency situations of natural, technogenic and social issues and protection from them. Textbook for high schools / Ed. L. A. Mikhailova. SPb. : Peter, 2008. 235 p. : silt. (Ser. Textbook for high schools).
14. Standard 12.0.230-2007 "Occupational safety standards system. OSH management system. General requirements".
15. Ogvozdin V. Y. Quality management: conceptual issues new standards ISO 9000 // Management in Russia and abroad. 2013. № 6, рp. 77-83.
16. Pletneva N. P. ISO 9000 - assistant manager // Management in Russia and abroad. 2013. № 4, рp. 87-90.
© Кузьмина О. В., 2015
УДК 330
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РКП В ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
К. Ю. Лобков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Выделяются основные аспекты возросшего значения инноваций и инвестиций для стабилизации экономического развития и укрепления национальной безопасности России на основе эффективного управления инвестиционной и инновационной деятельностью ракетно-космической промышленности (РКП).
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инвестиционная и инновационная деятельность, ракетно-космическая промышленность, развитие.
THE VALUE ACTIVITIES OF ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS OF THE RSI IN INNOVATIVE-INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY
OF THE COUNTRY
K. Y. Lobkov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article focuses on the main aspects of the increased importance of innovation and investment to stabilize economic development and strengthening the national security of Russia on the basis of effective management of investment and innovative activities of rocket and space industry (RSI).
Keywords: innovations, investments, investment, and innovation, the rocket and space industry, development.
Современные условия, в которых осуществляется развитие хозяйствующих субъектов, определяются экономической нестабильностью. В этих условиях особое значение приобретают вопросы стимулирования развития национальной экономики России на основе эффективного управления инвестиционной и инновационной деятельностью. Оба вида деятельности хозяйствующих субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проведение эффективной инноваци-
онной деятельности невозможно без инвестиций, направленных на разработку новых продуктов и услуг, а эффективное проведение инвестиционной деятельности невозможно без инноваций, обеспечивающих обновление оборудования и технологий по их производству.
Решение указанных вопросов возможно через интенсификацию развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), который сосредоточил в себе зна-