Научная статья на тему 'Актуальность внедрения подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования'

Актуальность внедрения подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пистер Е.И.

В статье рассмотрены особенности современной системы пенсионного обеспечения. Значимым результатом проводимой пенсионной реформы является увеличение конкурентной борьбы на рынке пенсионных услуг. Одним из способов выживания в условиях жесткой конкуренции становиться внедрение подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования. Выявлена необходимость использования качественно новых подходов к предоставлению пенсионных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность внедрения подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования»

8. Обзор Центральным Банком банковского сектора РФ (интернет-версия). - 2009. - февраль. - № 76. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.

9. Погорелова Ю., Меркулов В. У банков утроилась просрочка // Коммерсантъ. - 2008. - № 200. - 05 ноября.

10. Исаев Р.А. Методика построения системы менеджмента качества и ее практическое применение // Управление в кредитной организации. -2009. - № 1.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПОДХОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

© Пистер Е.И/

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

В статье рассмотрены особенности современной системы пенсионного обеспечения. Значимым результатом проводимой пенсионной реформы является увеличение конкурентной борьбы на рынке пенсионных услуг. Одним из способов выживания в условиях жесткой конкуренции становиться внедрение подходов менеджмента качества в системе пенсионного страхования. Выявлена необходимость использования качественно новых подходов к предоставлению пенсионных услуг.

Пенсионный фонд Российской Федерации является одним из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. За счет средств Пенсионного фонда получают пенсии более 38 млн. пенсионеров, включая трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих [1].

Неблагоприятные демографические тенденции, связанные с глобальным старением населения, наблюдаются во многих странах, в том числе и в России. По статистике на долю одного пенсионера сейчас приходится 1,5-2 работающих. Однако, через пять-шесть лет соотношение работающих и пенсионеров в России резко изменится. На пенсию станут выходить дети послевоенного всплеска рождаемости. А через 15-20 лет на одного работающего будет приходиться один пенсионер [1].

♦ Аспирант кафедры Управления качеством и математических методов в экономике

Таким образом, в условиях постиндустриального мира правительства оказываются под двойным давлением: с одной стороны, тенденции старения населения, глобальная налоговая конкуренция вынуждают их сокращать или по меньшей мере ограничивать рост уровня социальных расходов; с другой стороны, непопулярность таких мер и объективные трудности осуществления изменений создают серьезные, часто непреодолимые препятствия на пути введения ограничительных мер [2]. Избежать этого может помочь только поведение глубокой реформы всей пенсионной системы, подобно той, которая и была проведена в России в 2002 году.

До 2002 года в нашей стране действовала распределительная пенсионная система. В рамках этой системы все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд России. Они не участвовали в процессе инвестирования, а сразу распределялись на всех граждан, ныне получающих пенсию [3]. Недостатки распределительной модели заключались в том, что она не создавала стимулов работающим к формированию пенсионных накоплений, т.к. практически не учитывала размер заработка и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников. Все это привело к тому, что остро встал вопрос о проведении реформы пенсионной системы [1].

В ходе проведения пенсионной реформы система пенсионного обеспечения претерпела глубокие качественные изменения. Сейчас государство предлагает разделить потоки, направляемые на пенсионное обеспечение. Часть пенсионных отчислений, так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет [2].

Структура пенсий в настоящий момент состоит из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии - устанавливается в твердом размере и дифференцируется в зависимости от возраста (80 лет и старше), от наличия инвалидности I группы, а также от наличия и количества иждивенцев. Страховая часть - зависит от величины пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии - зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на накопительную часть пенсии и дохода от инвестирования этой части.

Следовательно, Вы, работая, начинаете накапливать себе на пенсию. В этом и заключается суть накопительной системы пенсионного обеспечения.

Необходимо отметить, что новая пенсионная система открывает также ряд дополнительных возможностей, среди которых возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая будет инвестиро-

вать пенсионные накопления, а также возможность перевода накопительной части пенсии из государственного в негосударственный пенсионный фонд - возможность выбрать тот фонд, который лучше относится к своим клиентам и эффективнее работает [4].

Привлечение негосударственных пенсионных фондов создает предпосылки для развития конкуренции в сфере обязательного пенсионного страхования, а, следовательно, для повышения качества пенсионных услуг, роста благосостояния пенсионеров [5].

В связи с этим особое значение приобретают вопросы качества предоставления пенсионных услуг. Уже сегодня ряд негосударственных пенсионных фондов получили сертификаты соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001-2001 (ISO 9001-2000), что является дополнительным свидетельством высокого уровня их надежности [6,

7].

В связи с тем, что деятельность Пенсионного фонда РФ (ПФР) регламентирована типовыми положениями в большей степени, чем в негосударственных пенсионных фондах, количество «степеней свободы» при выборе управленческих решений в рамках ПФР меньше, чем в негосударственных фондах. Однако, из этого не следует делать вывод, что управление в ПФР проще, чем негосударственном фонде.

Ключевое отличие управления в коммерческих организациях от управления в государственных учреждениях состоит в механизме реализации обратной связи. В коммерческих организациях этот механизм прост. Контур обратной связи содержит следующие звенья: повышение качества управления - повышение конкурентоспособности продукции - рост прибыли - направление части дополнительной прибыли на повышение качества управления. И вновь по той же цепочке.

В государственных учреждениях, оказывающих бесплатные услуги, действие механизма обратной связи не так прозрачно, но его можно проследить на примере отделения ПФР. Вследствие начатой пенсионной реформы размер назначаемой пенсии напрямую увязывается с размером заработной платы работника и с перечисляемыми за него суммами страховых взносов, поэтому персонифицированный учет сведений о стаже и заработке формирует контур обратной связи. Обратная связь по бюджету происходит следующим образом: после утверждения бюджета фактическое исполнение сопоставляется с плановым, и принимаются соответствующие управляющие решения. Обратная связь по качеству услуг отслеживается через установление нормативов качества (среднее значение сроков назначения или перерасчета пенсии, среднее количество обоснованных претензий пенсионеров, средний срок выплаты пенсий) - контроль отклонений от нормативов или поощрение за отсутствие таковых - анализ объема санкций - выработку управляющих воздействий (изменение тех-

нологии или объема привлекаемых ресурсов, корректировка нормативов и т.д.). Также можно проследить обратную связь по другим косвенным показателям работы: планирование показателей - сопоставление фактического исполнения с планом - учет меры и качества исполнения плана при реализации санкций или поощрений работников и руководителей подразделений отделения Фонда - составление нового плана.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, последний образован в «целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ». Следовательно, услуга, которую оказывает Пенсионный фонд, состоит в управлении. И речь должна идти о качестве этой услуги, то есть о качестве управления финансами пенсионного обеспечения. Основными клиентами ПФР являются пенсионеры, следовательно, необходимо уделять особое внимание качеству их обслуживания [8].

В настоящий момент Пенсионный фонд ведет активную работу по повышению качества своей деятельности, подтверждением этому является:

- постоянное совершенствование и внедрение новых технологий в обслуживании пенсионеров, застрахованных лиц, страхователей;

- организация клиентских служб с общей компьютерной базой данных во всех управлениях ПФР;

- организация работ по конвертации (преобразованию) пенсионных прав граждан, работавших на ныне не существующих предприятиях. Фонд восстанавливает утерянные данные архивов, заново фиксирует трудовой стаж с учётом найденных документов и заново рассчитывает размер пенсии;

- проведение конкурсов на лучшее управление ПФР;

- проведение ежегодной недели качества в целях повышения качества обслуживания пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей [9, 10].

Однако, направления в работе по повышению качества могут различаться в различных региональных отделениях ПФР. Единая для всех отделений система менеджмента качества в настоящий момент не разработана. Региональные отделения ПФР, находятся в стадии интенсивного реформирования, остро нуждаются в решении проблем повышения качества корпоративного управления, и могут быть хорошим полигоном для внедрения прогрессивных подходов менеджмента качества. Научные разработки в области управления качеством в основном посвящены исследованию коммерческих структур. Поэтому вопросы оценки качества управления государственными учреждениями, оказывающими бесплатные услуги населению, требуют проведения дополнительных исследований.

Список литературы:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.pfrf.ru/.

2. Гайдар Е. История пенсий: Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fundshub.ru/17492.

3. Пенсионная реформа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pensreforma.ru.

4. Негосударственный пенсионный фонд. - [Электронный ресурс].

5. Карагодин М.М. Основные принципы формирования профессиональных пенсионных систем. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.narfund.ru/?action=page&id=143.

6. Негосударственный пенсионный фонд «ЭНЕРГОАТОМГАРАНТ».

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npf-atom.ru.

7. Накопительный пенсионный фонд ГНПФ. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.gnpf.kz/3248.

8. Хасанов Р. Вопросы качества управления в государственных учреждениях. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iteam.ru/ publications/strategy/section_31/article_1417.

9. Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=3063&id_r3=112&simb=%CE&page.

10. Неделя качества в Пенсионном фонде [Текст] // Информационно-аналитический бюллетень Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю. - 2008. - №3 (3). - С. 4-5.

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО» НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Подзорова Н.Н/

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

г. Саранск

Данная статья посвящена проблеме внедрения на российских предприятиях системы «бережливое производство». В статье показаны основные преимущества и необходимость внедрения системы «бережливое производство» на промышленных предприятиях.

♦ Кафедра Управления качеством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.