Научная статья на тему 'Актуальность теоретического образования в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка'

Актуальность теоретического образования в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОГНИТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМООБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / COMPETENCY APPROACH / INTEGRATION / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / INDIVIDUAL COGNITIVE ENVIRONMENT / SELF-EDUCATION / FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ольга Юрьевна, Федотова Марина Геннадьевна

В данной статье рассматривается место и роль научного знания в повышении эффективности профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Topicality of Theoretical Education in the System of Future Foreign Language Teachers’ Professional Training

The article discloses the role of scientific knowledge in enhancing the efficiency of future teachers’ professional training.

Текст научной работы на тему «Актуальность теоретического образования в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка»

УДК 587.064 ББК 501:12

Афанасьева Ольга Юрьевна

доктор педагогических наук, доцент

кафедра английской филологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Федотова Марина Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра английского языка Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Afanasyeva Olga Yuryevna Doctor of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English Philology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Fedotova Marina Gennadyevna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk afanasj evaoy@mail .ru

Актуальность теоретического образования в системе профессиональной

подготовки учителя иностранного языка The Topicality of Theoretical Education in the System of Future Foreign Language Teachers' Professional Training

В данной статье рассматривается место и роль научного знания в повышении эффективности профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

The article discloses the role of scientific knowledge in enhancing the efficiency of future teachers' professional training.

Ключевые слова: компетентностный подход, интеграция, научное знание, индивидуальное когнитивное пространство, самообразование, будущий учитель, профессиональная подготовка, методика.

Key words: competency approach, integration, scientific knowledge, individual cognitive environment, self-education, future teacher, professional training, methods of teaching.

Опыт стран, добившихся неоспоримых успехов в экономическом, политическом, социальном и культурном развитии, со всей очевидностью доказывает, что наличие только лишь природных ресурсов не является достаточным условием для решения задач эволюционного и стабильного развитии общества. Становится ясным, что научные знания, интеллектуальные технологии - это главные движущие силы, которые определяют облик XXI века. В связи с этим переход к компетентностной модели обучения вызвал острую необходимость не только модернизации всей системы подготовки студентов, но и, как следствие, реорганизации методического обеспечения образовательного процесса, который во многом должен быть сориентирован на задачи профессиональной деятельности. Педагогическое сообщество пришло к пониманию того, что заметную роль в профессиональном становлении будущего учителя играют компетенции, которые соотносятся с когнитивной, практической и эмоциональной сферами личности будущего учителя.

Тот факт, что педагогическое образование направлено на усвоение комплекса компетенций, создает условия для процесса профессионализации учебной деятельности студентов, усиления прагматического и теоретического направлений обучения. Именно знания как ключевой ресурс обеспечивают профессиональное и нравственное становление выпускника вуза [3].

Резюмируя, мы констатируем, что переход к парадигме научения, т.е. к освоению компетентных знаний как стимулу к действию вызывает появление у обучаемых не только новых идей, но и мотивов для изменения своего поведения. Формируемые в итоге умения социализации и адаптации, культурной идентификации и личностного развития будущего профессионала требуют опережающего изменения целей и содержания образования для создания единого образовательного пространства, способного придать им деятельностный характер, который заключается в обеспечении условий для формирования нравственных ценностей и приобретения опыта, развития ответственности за процесс и результаты будущей профессиональной деятельности, способности

превращать полученные знания в эффективные познавательные стратегии. Исходя из этого, основной акцент в переориентации цели педагогического образования должен быть сопряжен с формированием и развитием компетентного учителя. Иными словами, в условиях быстрого изменения характера труда и его растущей интеллектуализации в ногу со временем может идти только тот, кто обладает фундаментальными знаниями, гибким мышлением, стратегиями самообразования, широкой общей информированностью. В контексте рассматриваемой проблемы особую актуальность приобретает повышение качества теоретической подготовки будущих учителей иностранного языка.

Нельзя отрицать тот факт, что все обостряющееся противоречие между ростом и быстрым изменением объемов научной информации и возможностью ее адекватного усвоения ставит вопрос не только относительно применения более эффективных способов ее презентации, но и активного использования современных образовательных технологий. Следует признать, что возможность экстенсивного развития высшей школы исчерпана, поэтому на первый план выступает интенсификация образовательного процесса. Разработанные на основе ФГОС ВПО образовательные программы позволили значительно расширить профессиональное пространство будущего учителя и наметить основные направления интенсификации образовательного процесса, к которым мы относим: овладение базовыми компетенциями; развитие творческой, исследовательской деятельности студентов; применение новых технологий обучения, включая информационно-коммуникационные технологии.

Сейчас как никогда ясно, что возрастание роли теоретических знаний и невозможность их неограниченного накопления должна быть компенсирована высоким уровнем общего интеллектуального развития. Если в качестве цели и ценности педагогического образования принять ориентацию общества и работодателей на компетентного, творчески мыслящего, креативного профессионала, то сегодня будущий учитель должен быть готов к вариативной, гибкой,

автономной деятельности, динамично изменяющейся в информационном пространстве и социальном контексте.

Процесс изучения научной теории тесно связан с осмыслением профессиональной картины мира будущими учителями иностранного языка. Приобретение студентами новых личностных качеств создает основу для формирования и развития креативных и самостоятельных стратегий обучения. Таким образом, овладение студентами знаниями является предпосылкой, условием их профессионального успеха, обеспечивающего развитие профессионального мастерства и культуры. Усвоить знания - значит четко представлять себе основные положения науки (законы, принципы), понять сущность изучаемых явлений. Именно образовательный процесс в высшей школе охватывает мышление во всей широте и глубине, рассматривая его как активное отражение объективной реальности в научных обобщениях, формирующих индивидуальное когнитивное пространство [4]. Создание такого индивидуального когнитивного пространства, структурированного особым образом, способствует выстраиванию индивидуальных стратегий усвоения научного знания. Практика показывает, что индивидуальное когнитивное пространство не складывается у студентов автоматически, а требует специальных методических мероприятий, направленных на активизацию внимания, памяти, мышления, осмысления учебного материала, аргументацию изложения, творческое решение учебных задач, а также умений самооценки и самоконтроля. Направленное мышление и специально организованная познавательная деятельность обеспечивают процесс научного исследования и научного обобщения в высшей школе.

Общепризнано, что интеллектуальная деятельность может функционировать только на базе освоенных фундаментальных знаний, способствующих становлению ценностно-смысловой системы человека, которая помогает воспринимать знания как личностно значимую ценность. Этого возможно достичь при личной вовлеченности обучаемых в образовательный процесс. В этих условиях профессиональная подготовка выступает как процесс и результат индиви-

дуальной самореализации человека. Только в этом случае образовательный процесс направлен на развитие личности, способной освоить профессиональную картину мира на базе приращения знаний, способностей, опыта для создания собственного индивидуального продукта с точки зрения личностного смысла, собственной рефлексивной оценки. Следовательно, в качестве критерия необходимости получаемых знаний должно рассматриваться не столько их соответствие действительности, сколько их согласование со смысловыми установками профессионального знания. Адекватная интерпретация и трансляция этих специфических смыслов есть условие успешного взаимопонимания членов педагогического сообщества, нацеленного на создание профессионального дискурса, который отражает широкую палитру научных ценностей, определяющих специфику теоретического потенциала будущего учителя.

Перестройка содержания обучения требует учета процессов интеграции и дифференциации научного знания, которые, с одной стороны, ведут к появлению новых дисциплин (например, лингводидактики, профессиональной лин-гводидактики и т.д.), а с другой стороны - к сближению наук и построению научных теорий общего характера, объединяющих отдельные научные концепции. В качестве примера можно привести концепции поликультурной вторичной языковой личности, профессионального межкультурного общения, поликультурного образовательного пространства и т.д. Сегодня в содержательном плане учебная дисциплина «Методика обучения иностранному языку» представляет собой систему научного знания, в которую интегрированы результаты исследований, полученные в других областях. Она приобрела междисциплинарный характер и вследствие развития смежных наук обогатилась многими новыми когнитивными практиками. Таким образом, полифоничность современной методики находит свое выражение в расширении исследовательского поля и в многообразии используемых методологических подходов.

В настоящее время можно констатировать, что в развитии современных методических теорий анализ преобладает над синтезом, хотя уже назрела необ-

ходимость в осмыслении широкого эмпирического материала с единых теоретических позиций. Актуальность данной задачи объясняется тем, что введение фрагментов новых знаний в уже сложившиеся курсы приводит к разрушению, разрыхлению их внутренней структуры. В результате, усваивая новые сведения из различных областей знания, студенты воспринимают их локально, без связи с определенной системой научного знания. Таким образом, их знания остаются разобщенными, не представляя единого целого. Следовательно, наметившуюся научную интеграцию необходимо дополнить интеграцией методической, так как стремление приобщиться к новым сведениям, не подкрепленным интеграцией всех приобретенных знаний, с одной стороны, и не ориентированным на выработку вполне определенных и осознанных личностно-значимых профессиональных качеств, с другой стороны, обесценивает усилия, направленные на подготовку компетентного учителя.

На основании проведенного исследования мы выделяем три уровня инте-гративного процесса:

1. Макроинтеграция - это связь между различными системами научного знания с целью создания единой теории. Например, многие вопросы методики являются предметом исследования других наук - лингвистики, культурологии, межкультурной коммуникации и т.д.

2. Мезоинтеграция - ассимиляция в методике выводов различных наук, например, лингвистики, теории дискурса, теории текста и т.д.

3. Микроинтеграция - разработка теории, синтезирующей результаты разноаспектных исследований, выполненных в рамках одной дисциплины, например, создание словарей на основе отбора частотной лексики.

Основу интеграции научного знания составляет, как правило, ведущая идея как средство компрессии, перестройки и структурирования научного знания. Становится очевидным, что усиление концептуальной основы содержания обучения с опорой на ведущие идеи требует вычленения всего многообразия

проблем, с которыми имеет дело учитель иностранного языка в образовательном процессе, и обеспечивает целостный подход к их рассмотрению.

Таким образом, подготовка студентов к решению профессиональных задач при изучении теории и методики обучения иностранному языку осуществляется, во-первых, через их вооружение современными знаниями в области преподавания иностранного языка, а во-вторых, через «проживание» процесса изучения методики как процесса решения учебных задач [2].

Подводя итог, можно заключить, что в этих условиях, как следует из сказанного выше, готовность студента к профессиональной деятельности будет обеспечиваться следующими условиями:

- переориентацией целей педагогического образования на развитие педагога как человека культуры и компетентного профессионала;

- актуализацией ценностно-смысловых аспектов содержания образования с целью создания единого поля личностных смыслов педагогической деятельности;

- моделированием единого поликультурного образовательного пространства, которое предоставляет будущему учителю возможность участия в конструировании индивидуальных образовательных стратегий;

- созданием вариативного содержания образования на основе интегратив-ного подхода;

- проектированием и реализацией различных вариантов конструктивного взаимодействия студентов и преподавателей, многовариантностью позиций участников образовательного процесса на основе партисипативной [1] коммуникативной деятельности.

Библиографический список

1. Никитина, Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение [Текст] / Е.Ю. Никитина, А.Л. Тихонова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 194 с.

2. Педагогика в современном мире [Текст] : сб. статей Всероссийской научной конференции / ред. совет: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова. - СПб.: Изд-во «Лема», 2011. - 305 с.

3. Рябов, В.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала [Текст] / В.В. Рябов, Е.В. Фролов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -49 с.

4. Тарнаева, Л.П. Межкультурная компетентность студента-филолога. Лингвокогни-тивный аспект [Текст] / Тарнаева Л.П. // Формирование билингвальной личности на основе компетентностного подхода / отв. ред. Г.А. Баева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - С. 86 - 113.

Bibliography

1. Nikitina, Ye.Yu. Pedagogical Design of Digital Educational Resources in Future Foreign Language Teachers' Training: Theoretical and Methodological Support [Text] / Ye.Yu. Nikitina, A.L. Tikhonova. - M.: VLADOS, 2011. - 194 p.

2. Pedagogics in Modern World [Text]: Collection of Reports of All-Russia Scientific Conference / ed. by T.B. Alekseyeva, I.V. Gladkaya, I.E. Kondrakova, N.M. Fyodorova. - SPb.: Lema, 2011. - 305 p.

3. Ryabov, V.V. Competency as Indicator of Human Capital [Text] / V.V. Ryabov, E.V. Frolov. - M.: Research Centre of Problems of Specialists' Training Quality, 2004. - 49 p.

4. Tarnayeva, L.P. Crosscultural Competency of Philology Students/ Lingocognitive aspect [Text] / Tarnayeva L.P. // Formation of a Bilingual Personality on the Basis of Competency Approach / ed. by G.A. Bayeva. - SPb.: SPb. University, 2012. - P. 86 - 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.