Научная статья на тему 'Актуальность совершенствования процесса управления безопасностью критически важных и потенциально опасных объектов в условиях возрастания террористической угрозы'

Актуальность совершенствования процесса управления безопасностью критически важных и потенциально опасных объектов в условиях возрастания террористической угрозы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность совершенствования процесса управления безопасностью критически важных и потенциально опасных объектов в условиях возрастания террористической угрозы»

АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

А.Н. Иванов, профессор, к.т.н., доцент,

А.С. Рыжко,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения. Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек [1].

Резкое возрастание террористической угрозы в современной России связано с радикальными действиями различных экстремистских организаций вблизи границ нашего государства, с активным участием её в борьбе с проявлениями террористической угрозы, как внутри страны, так и за её приделами. Подтверждением этого является задержание сотрудниками ФСБ России в ноябре 2016 года группы лиц, готовящих террористические акты в Москве и Санкт-Петербурге. Указания по подготовке к ним террористы получали из-за рубежа.

Любые причины, которые способны вызвать чрезвычайную ситуацию на критически важных и потенциально опасных объектах (далее объектах), независимо от источника происхождения приводят к нарушению промышленной безопасности, а последствия этого нарушения проявляются в зависимости от вида объекта в поражающих факторах, присущих конкретному производству.

Необходимо помнить, что в зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на критически важных и потенциально опасных объектах в России проживает свыше 90 миллионов человек (60 процентов населения страны) [2].

Поэтому вполне правомерно, что, рассматривая процесс управления безопасностью объекта, мы имеем в виду, что конечной целью этого управления является обеспечение промышленной безопасности и нормального функционирования объекта.

С 01 января 2014 года в соответствии с п. 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты определённого класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью объектов и обеспечивать их функционирование.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 г. №536 «Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» утверждён перечень документов для управления системой промышленной безопасности объекта.

Мы видим, что на уровне государства вопросы обеспечения промышленной безопасности регламентированы. На рассматриваемых нами объектах, как правило, работают профессионально хорошо подготовленные сотрудники, и многие вопросы обеспечения промышленной безопасности входят в их служебные обязанности. Им хорошо известно, какие нештатные ситуации могут возникнуть, какие организационно-технические мероприятия необходимо проводить для минимизации вероятности их возникновения, а также порядок действий в случае, если авария всё-таки произошла.

Но, как было отмечено ранее, конечной целью террористического акта также является нарушение промышленной безопасности путём вывода из строя жизненно важных элементов объектового комплекса, что может явиться причиной чрезвычайной ситуации соответствующего уровня. Но в этом случае, в отличие от ситуации, рассмотренной выше, отрицательный эффект от элемента неожиданности будет более существенным, прогнозы появления нештатной ситуации в случае диверсии вряд ли будут значимыми, из-за непредсказуемости действия террористов.

Таким образом, процесс управления безопасностью объектов состоит из многих звеньев, и надёжность его будет в конечном итоге определяться надёжностью самого слабого звена. А таким звеном в обеспечении безопасности объектов, на наш взгляд, как раз и является антитеррористическая защищённость, под которой понимается комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования. Полностью эта задача решена только на отдельной группе особо важных объектов, физическую защиту которых обеспечивают войска национальной гвардии. На остальных же объектах нет единого подхода к этой составляющей безопасности объектов, и решается эта задача в зависимости от принадлежности объекта к тому или иному министерству или ведомству по-разному.

Ещё одним слабым звеном и местом уязвимым для террористических угроз является автоматизированная система управления технологическими процессами предприятия (АСУ ТП), нарушения в работе которой могут привести к масштабному выходу из строя элементов технологической схемы объекта, да ещё с катастрофическими последствиями [3].

АСУ ТП обладают рядом специфических свойств, присущих только этим системам. Процедуры управления сами по себе представляют значительную опасность, поскольку требуют согласованного изменения состояния многих элементов технологического оборудования и зависят от безупречного выполнения как вполне определенных последовательностей автоматических операций, так и согласованных действий технологического персонала[4]. Поэтому одним из важнейших элементов управления безопасностью объекта является также,

обеспечение информационной безопасности АСУ ТП, её защиты от несанкционированного доступа.

Таким образом, на сегодняшний день, задача совершенствования процесса управления безопасностью критически важных и потенциально опасных объектов является актуальной и содержит в себе много вопросов, решения которых требует современная общественно-политическая ситуация в мире.

Необходим системный анализ данного процесса, выявление его особенностей, разработка адекватной модели его функционирования, разработка методики оценки его эффективности.

Только в этом случае появится возможность противостоять угрозам безопасности критически важных и потенциально опасных объектов и своевременно принимать научно обоснованные решения.

Список использованной литературы

1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

2. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2020 года. Утверждены Президентом Российской Федерации 15.11.2011г. № Пр-3400.

3. Пучнин, А.О. Актуальные проблемы обеспечения безопасности критически важных объектов /А.О. Пучнин //Системы безопасности. 2010. №4. С.12-14.

4. Надеждин, Ю. Безопасность АСУ ТП критически важных объектов / Ю.Надеждин // Системы безопасности. 2014.№ 2. С. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.