Ю. И. Кошман
Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)
Актуальность реализации принципа наглядности при обучении иностранному языку студентов-художников
Использование наглядности всегда являлось одним из принципов преподавания иностранных языков. В этих целях долгие годы используются печатные изображения, иллюстрации, фотографии. С совершенствованием цифровых технологий и улучшением технической обеспеченности образовательных учреждений - наличием компьютеров, проекторов, интерактивных досок - использование наглядных материалов становится более доступным приёмом. С их помощью можно демонстрировать не только иллюстрации, но и схемы, диаграммы, инфографики, облегчающие презентацию языкового материала и упорядочивающие его.
Использование наглядности становится не только более доступным для преподавателей, но и совершенно необходимым условием урока иностранного языка ввиду особенностей восприятия современных молодых людей, так называемых "digital natives". Этот термин, введённый Марком Пренски в 2001 г., может быть переведён как люди, родившиеся в цифровом обществе, и является противопоставленным термину "digital immigrants" - цифровые иммигранты, т.е. люди, родившиеся до начала цифровой эпохи [4].
К "digital natives" относится современное поколение студентов, получающее
и добывающее информацию по большей части в электронном виде, и во многом
воспринимающее мир через образы, аудио- и видеоматериалы, которые
предоставляет интернет. Интернет, таким образом, является важным источником в
процессе их познания, цифровые устройства - средствами познания, электронная
форма данных - привычной для восприятия формой. Следовательно, обучение
иностранному языку, осуществляемое с учётом особенностей современного
человека познающего, делает процесс изучения более продуктивным и
26
актуальным.
В случае работы со студентами-художниками использование технологий для наглядности имеет многократную значимость, что объясняется с психолого-педагогической точки зрения присущим данным студентам стилем обучения. Давно отмечено, что разные люди одну и ту же информацию усваивают, а затем воспроизводят разными способами. Каждому ученику соответствует свой индивидуальный стиль обучения, учитывающий доминирующий тип восприятия, а также тип интеллекта (интеллектуальных способностей), культурные особенности и другие параметры. Различные стили и модели обучения предполагают дифференцированный подход в выборе методов обучения.
Согласно психологическим исследованиям, выделяются три основных типа восприятия: визуальный (доминирующий среди взрослых людей), аудиальный, кинестетический. Для визуалов ведущим в процессе восприятия является зрительная опора, для аудиалов - звук, для кинестетиков - тактильное чувство. При исследовании стилей обучения и разработке соответствующих методов преподавания иностранного языка всё большее внимание уделяется типу интеллекта. Его определение даёт более детальное представление о стиле обучения конкретного студента, что наиболее важно в индивидуальных занятиях, а также о превалирующем стиле обучения группы студентов, что особенно актуально для преподавателей вузов, которые имеют дело с профессионально однородными группами. Последнее объясняется тем, что выбор профессии, как правило, зависит от типа интеллектуальных способностей, который доминирует у индивида, что, в свою очередь, детерминирует идентичность или схожесть стилей обучения в подобных группах.
Согласно словарю С. И. Ожегова, «интеллект (ум) - это мыслительная способность, умственное начало у человека» [Цит. по: 1, с. 91]. Из этого следует, что само понятие «интеллект» тесно связано с понятием «способности». «Способности в общем виде — это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности» [Цит. по: 1, с. 91].
Согласно одной из сложившихся в психологии точек зрения на природу интеллекта, существует множество компонентов интеллекта, которые не зависят друг от друга, и проявляются в большей или меньшей степени у индивидов. Говард Гарднер предложил в 1983 году теорию множественности интеллектуальных способностей, куда входят 7 основных типов интеллекта (позже дополненных ещё 2-мя типами): лингвистический, логико-математический, пространственно-визуальный, музыкальный, кинестетический, межличностный,
интраперсональный.
Преподавателями и методистами были разработаны различные методы преподавания иностранных языков, предпочтительные для каждого типа интеллекта, применение которых повышает продуктивность обучения. Так, например, Роузи Тэннер, предлагает следующие задания при обучении чтению [6]:
Тип интеллекта Свойства Предпочтительное задание
Кинестетический Способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов Расположить в логическом порядке карточки с частями текста
Пространственно-визуальный Способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать Предугадать содержание текста по картинке или фотографии
Музыкальный Способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками Прослушать музыкальные отрывки и решить, как они связаны с текстом, который они прочитали
Лингвистический Способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую, синтаксическую, семантическую и прагматическую составляющие речи Решить, являются ли утверждения правдивыми или ложными относительно текста, обосновать, исправить ложные
Логико- Способность использовать и Сравнить двух персонажей
математический оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению или два мнения из текста
Межличностный Способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей Обсудить ответы на вопросы в парах/группах
Интраперсональный Способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы Проанализировать персонажей текста и то, чем они похожи или отличаются от них самих
Таким образом, применение дифференцированного подхода, основанного на стилях обучения, позволяет включить наиболее выраженные, но зачастую незадействованные в учебном процессе интеллектуальные ресурсы студентов, ресурсы, которые способны сделать изучение иностранного языка более эффективным, увлекательным, актуальным.
Исследователи считают, что графические художники, живописцы, архитекторы, скульпторы часто обладают высоким уровнем пространственно -визуального интеллекта [7, с. 34]. Ниже приведены результаты тестирования, проведённого автором статьи в Московском филиале Высшей школы народных искусств среди студентов 1-го и 2-го курсов вуза, всего в тестировании приняли участие 23 студента.
Место пространственно-визуального интеллекта относительно остальных (1-7) 1 2 3 4-7
Количество студентов (%) 30,5 % 26 % 17,5 % 26 %
Эти данные подтверждают вывод о том, что пространственно-визуальный
интеллект высоко развит у студентов-художников и даже превалирует над
29
остальными.
При работе со студентами-художниками необходимо учесть их пространственно-визуальные способности и задействовать их с помощью использования наглядных материалов для презентации нового материала, а также в качестве элементов заданий, которые могут быть внедрены на любом этапе занятия: при обучении аспектам языка (грамматике, фонетике, лексике) и при развитии речевых навыков (чтения, письма, аудирования, говорения).
Список литературы:
1. Кравцова Н. М. Структура интеллектуальных способностей человека // Успехи современного естествознания. Вып. 5. - 2010. С. 91-93.
2. Немов Р. С. Психология. 4-е изд. — М.: Владос, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
3. Gardner H. Frames of Mind: The theory of multiple intelligences. - New York: Basic Books, 1983.
4. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. Vol. 9, No. 5. -MCB University Press, 2001.
5. Puchta H., Rinvolucri M. Multiple Intelligences in EFL, 2005.
6. Tanner R. Teaching intelligently // English Teaching professional. Vol. 20. -London, 2001. P.40-41.
7. Tsuda N. The Theory of Multiple Intelligences and Its Application // Language and Culture. Vol. 12. - Bulletin of University, Institute, etc, The Simple Work, 2008. P.31 - 44.