Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ»'

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / СРЕДСТВА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халтурина Ольга Альбертовна

В статье обоснована необходимость и раскрываются условия реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», проанализировано финансовое обеспечение проекта. При проведении анализа выявлены недостаточные инвестиционные вложения средств внебюджетных источников, в то время как государственный бюджет выполняет свои обязательства практически полностью. Рассмотрена возможность альтернативных источников финансирования федерального проекта частным бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халтурина Ольга Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT COMPLETE SYSTEM OF MANAGEMENT OF SOLID MUNICIPAL WASTE”

The article substantiates the necessity and reveals the conditions for the implementation of the federal project “Integrated System for the Management of Municipal Solid Waste”, analyzes the financial support of the project. During the analysis, insufficient investment investments from extrabudgetary sources were revealed, while the state budget fulfills its obligations almost completely. The possibility of alternative sources of financing of the federal project by private business is considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ»»

ИНИДтВИИВЮИИЯВЯИИНИИ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_2_104 УДК 338.45

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ»

Халтурина Ольга Альбертовна,

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия, e-mail: olgaandre@ru

В статье обоснована необходимость и раскрываются условия реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», проанализировано финансовое обеспечение проекта. При проведении анализа выявлены недостаточные инвестиционные вложения средств внебюджетных источников, в то время как государственный бюджет выполняет свои обязательства практически полностью. Рассмотрена возможность альтернативных источников финансирования федерального проекта частным бизнесом.

Ключевые слова: федеральный проект; твердые коммунальные отходы; источники финансирования; государственный бюджет; средства внебюджетных источников.

UDC 338.45

THE RELEVANCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT "COMPLETE SYSTEM OF MANAGEMENT OF SOLID

MUNICIPAL WASTE"

Khalturina Olga Albertovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, e-mail: olgaandre@ru

The article substantiates the necessity and reveals the conditions for the implementation of the federal project "Integrated System for the Management of Municipal Solid Waste", analyzes the financial support of the project. During the analysis, insufficient investment investments from extrabudgetary sources were revealed, while the state budget fulfills its obligations almost completely. The possibility of alternative sources of financing of the federal project by private business is considered.

Keywords: federal project; solid municipal waste; sources of financing; the state budget; funds from extrabudgetary sources.

Количество отходов в мире постоянно увеличивается. Аналогичная ситуация происходит и в нашей стране. Об этом говорится в исследованиях К.Н. Барамзина, М.А. Бело-

вой, М.Н. Павленкова и других авторов [2; 12; 18]. Это подтверждается Докладом Минприроды России за 2020 г., в котором представлены сведения о ТКО в России [11].

3735

M

2010

71FÍF 7751

7256 6956

6224 --500S 5153 51&S 5060 5441 t .

......lili

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

201S

2019

2020

Рисунок 1 - Динамика образования ТКО в России, млн т

Рассматривая динамику последних десяти лет, можно отметить, что объем ТКО растет ежегодно. Наибольший прирост, более чем в 2 раза, отмечался в 2018-2019 гг. В 2020 г., когда появился COVID-19, в стране увеличились объемы потребления домохозяйств ввиду дистанционной работы и учебы большой части населения, а также снизились объ -емы промышленного производства. Можно предположить, что снижение объемов промышленного производства непосредственно влияет на объем образования ТКО, который, соответственно, уменьшился. Это подтверждается исследованиями К.Н. Барамзина, который утверждает, что львиную долю ТКО дает добывающая промышленность [1]. Да, действительно, по данным Министерства природных ресурсов и экологии, отходы производства от добычи полезных ископаемых за последние 10 лет увеличились на 191 %, от экономической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, охоты, рыбоводства выросли на 188 %, в то время как ми -нимальный рост показали обрабатывающие производства - 154 % [11].

М.А. Белова называет две основные причины роста ТКО - такие как экономический рост и рост производства и потребления. Другой важной причиной она считает проти-

воречивость интересов задействованных в процессе сторон [2]. М.Н. Павленков и П.М. Воронин солидарны с мнением с К.Н. Барамзина, отмечая, что промышленные предприятия являются главными источниками отходов. Также эти авторы в качестве источников образования ТКО называют города с их населением. В крупных населенных пунктах фиксируется как рост ТКО, так и проблемы обращения с ними [13].

В этой связи представляет интерес исторический опыт работы с отходами в СССР По сведениям Н.А. Путинцевой, «в СССР затраты на сбор и предварительную переработку отходов относились на себестоимость продукции». Заготовкой, именно целенаправленной заготовкой, занимались Главв-торсырье, Центросоюз, Главвторчермет, Главвторцветмет, а также Госснаб СССР [14]. По сведениям Е.И. Игонина, в конце XX века в СССР было 527 предприятий по выпуску вторичных ресурсов. Кроме того, функционировало 5677 приемных пунктов по заготовке вторичного сырья от населения, таких как прием стеклотары, макулатуры и металлолома [6]. Существующая тогда Комплексная программа научно-технического прогресса СССР предусматривала функционирование таких пунктов до 2010 г. Постановление ЦК

КПСС 1986 г. предписывало предприятиям при разработке новой продукции одновременно предусматривать технологию ее повторного использования после окончания срока эксплуатации [8].

Распад СССР, прекращение функционирования государственных предприятий, нарушение хозяйственных связей и появление неконтролируемых новых привело к забвению мусорных программ. Ликвидация приемных пунктов вторичного сырья сделали бессмысленным его сбор. Поступающие из-за рубежа бытовые товары, автомобили после окончания срока эксплуатации не возвращались импортерам. Синтетические материалы, пластик, металл и полезные компоненты оседали на свалках.

И только гораздо позже была осознана необходимость и появилась возможность планомерной борьбы с мусором. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» были установлены 12 национальных проектов для внесения структурных изменений как в экономику, так и в социальную сферу. Одним из них является национальный проект «Экология», составной частью которого является федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Необходимость принятия и реализация этого проекта обусловлена экологическими угрозами, зафиксированными Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Несмотря на появление указа постфактум, после нанесения ущерба, вселяет оптимизм его реализация в будущем.

Попытка решить проблему замусоривания окружающей среды зафиксирована в паспорте федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Проект ставит задачу фор-

мирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Статья 1 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дает понятие твердых коммунальных отходов, к которым относит отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» в России установлены Правила создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. Эта система должна содержать сведения об отходах, существовании мощностей по утилизации отходов и другую информацию. Предусмотрено, что при работе системы должны использоваться цифровые технологии. Твердые коммунальные отходы (ТКО) могут быть утилизированы либо захоронены.

В основном финансирование федерального проекта будет осуществляться за счет средств внебюджетных источников - более 60 %. Средства федерального бюджета составят 36 % финансирования. Наименьшее участие в финансировании федерального проекта примут консолидированные бюджеты субъектов РФ (табл. 1) [13].

Таблица 1 - Запланированное финансирование ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», млн рублей

Источник 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Федеральный бюджет 3703,8 12893,9 16293,5 17809,3 29488,7 27675,6

Консолидированные бюджеты субъектов РФ 676,5 998,9 1700,9 1014,3 984,2 984,2

Внебюджетные источники 11667,0 18667,0 30333,0 30333,0 44333,0 46667,0

Всего 16047,3 32559,8 48327,4 49156,6 74805,9 75326,8

Срок плановой реализации проекта составляет 6 лет. Первые два года на проект выделяется минимальная сумма, так как в этот период проводятся только организационные мероприятия и разрабатываются нормативно-правовые документы. В последующие два года - 16,3 % и 16,6 % соответственно, и в последние два года сумма финансирования максимальна и составляет по 25 % ежегодно, что минимизирует сумму дисконтированных затрат.

Федеральный проект будет оцениваться по четырем показателям, таким как доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию и обработку, доля разработанных электронных моделей территориальных схем обращения с отходами. Последний показатель, который очевидно придется корректировать в течении 2022 г., это доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов.

Результатом реализации данного проекта будет формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Для достижения этой цели необходимо создание публично-правовой компании, обеспечивающей софинансирование создания инфраструктуры по ТКО, что было запланировано сделать в начале реализации проекта. Так появилась публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО), которая свою миссию видит в обеспечении реализации норм законодательства в области обращения с ТКО в РФ, развитии и совершенствовании этой сферы. На конец 2019 г., согласно данным РЭО, в стране по результатам конкурсов было определено 219 функционирующих региональных операторов, в 29 такие операторы есть, но они еще не приступили к исполнению своих функций. Но в 19 субъектах операторы еще не определены [1]. По состоянию на январь 2020 г. 76 субъектов РФ перешли на новую систему обращения с ТКО, 6 субъектов перешли частично и 3 субъекта вообще не перешли [15].

Таблица 2 - Фактическое финансирование федера с твердыми коммунальными отходами»

К компетенции региональных операторов относится установление предельных тарифов в сфере обращения ТКО. По мнению многих домохозяйств, плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО слишком вы -сока. Например, в Иркутске судебные приста -вы взыскали задолженность за услуги ЖКХ, включая оплату за вывоз ТКО, за 2018-2019 гг. в размере 409 млн рублей [3]. В конце 2019 г. максимальная собираемость платежей по вывозу ТКО наблюдалась в Чувашской республике и Карелии - 81 % и 80 % соответственно, минимальная сумма - в Северной Осетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии -не более 30 % [5]. Уже в апреле 2020 г. собираемость этих платежей уменьшилась на 30 % [6]. В связи с наступлением пандемии COVID-19, переходом части населения на удаленную работу объем бытовых отходов значительно увеличился. Бизнес, обороты которого сильно уменьшились, стал выступать с инициативой снижения обязательных платежей за вывоз отходов, образующихся в процессе деятельности. Ввиду последовательного снижения собираемости платежей, в октябре 2020 г. Г Греф предложил включить платеж за вывоз ТКО в единую квитанцию ЖКХ [4]. Уменьшение поступления платы за вывоз ТКО отрицательным образом сказалось на финансовом состоянии региональных операторов, возможности продолжать свою деятельность в полном объеме. Поэтому массово стали появляться жалобы на деятельность региональных операторов, на несвоевременность уборки отходов ТКО и, как следствие, неудачу «мусорной реформы».

Создание комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами невозможно без условий для вторичной переработки. По оценке К.Н. Барамзина, в 2017 г. в России функционировало 243 мусороперерабатываю-щих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов.

Тем не менее государство выполняет свои обязательства по финансированию федерального проекта (табл. 2) [7].

ьного проекта «Комплексная система обращения а счет средств федерального бюджета

Период План согласно паспорту, млн руб. Сводная бюджетная роспись, млн руб. Исполнено по факту, млн руб. Исполнено согласно паспорту, % Исполнено согласно бюджетной росписи, %

2020 год 12893,9 10331,4 10181,7 79 98,6

2021 год 16293,5 15779,8 15383,9 94,4 97,5

Финансирование ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», предусмотренное сводной бюджетной росписью, по сравнению с финансированием, запланированным в паспорте проекта, в 2020 г. уменьшилось достаточно сильно на 20 %, в 2021 г. сумма уменьшения по сравнению с плановой составила 3,2 %. Если рассматривать фактические суммы предоставленных денежных средств, то финансирование согласно бюджетной росписи осуществлено практически полностью. Все же отступление фактического финансиро-

вания от паспорта федерального проекта является весьма значительным, особенно в 2020 г. Тем не менее, несмотря на резко возросшие расходы государственного бюджета начиная с 2020 г. на здравоохранение, поддержку населения и бизнеса, государство не отказывается от своих обязательств, исполняя их почти на 100 %.

В то же время бизнес не только загрязняет окружающую среду, увеличивая объемы ТКО, но и проводит природоохранные мероприятия, инвестируя собственные средства (рис. 2) [11].

78,7

67,0 б8-5

63,7

58,8

42,

4

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

мСельское, лесное хозяйство, охота^рыболовство и рыбоводство и Добыча полезных ископаемых иОйраб атыв ающие пр оизв о дств а

ИОбеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха и Транспортировка и хранение

Рисунок 2 - Динамика инвестиций в основной капитал частного бизнеса России, направленных на охрану окружающей среды, по видам экономической деятельности, млрд рублей

Максимальное инвестирование осуществляют добывающие и обрабатывающие производства, предприятия, обеспечивающие электроэнергией, газом и паром. Организации, осуществляющие транспортировку и хранение, а также сельхозпредприятия вкладывают средств в десятки раз меньше. При осуществлении текущих затрат лидеры по объему вложений не изменяются. То есть основную долю средств вносят те организации, которые наносят максимальный ущерб.

В 2020 г. инвестиции частного бизнеса на охрану окружающей среды от ТКО составили 11 002,9 млн рублей, что соответствует 59 % финансирования, предусмотренного федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Еще одним показателем федерального проекта является доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию и обработку (табл. 3) [4].

Таблица 3 - Динамика обращения с ТКО в России, млн т

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Динамика утилизации и обезвреживания ТКО 1738 1991 2348 2044 2357 2685 3244 3265 3818 3882 3429

Динамика количества хранящихся ТКО 1635 1919 2109 4072 2426 1978 2105 2379 2546 2622 2874

Динамика захоронения ТКО 593 665 777 815 525 355 504 826 1029 1179 832

Динамика инвестиций, направленных на охрану окружающей среды от вредного воздействия ТКО 6276 4505 7442 7485 7684 12732 8423 10942 15220 13731 11003

В свете реализации ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» наблюдается прогресс в отношении обращения с ТКО. Динамика утилизации и обезвреживания ТКО за последние 10 лет увеличилась на 49 %. Постоянно увеличивается объем хранящихся ТКО, увеличение за этот же период состави-

ло 43 %. На эту же цифру увеличились инвестиционные вложения, направленные на охрану окружающей среды от воздействия ТКО. А вот динамика захоронения ТКО увеличилась всего лишь на 29 %.

Еще одной целью ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» является создание системы вторичной переработки сырья (табл. 4).

Таблица 4 - Динамика перерабатывающих структур в сфере обращения с ТКО, ед.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество установок по утилизации и переработке отходов производства (исключая мусоропе-рерабатывающие и мусоросжигательные заводы и др.) 20 24 47 34 28 25 24 29 93 26 21

Количество предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных, бытовых и иных отходов 46 25 23 37 40 21 31 15 12 13 7

Несмотря на то, что ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» начал функционировать в 2018 году, когда проводились только организационные мероприятия, установки и предприятия по работе с ТКО в России появлялись и ранее. Только в первый год реализации федерального проекта были введены в действие 93 установки по утилизации и переработке отходов производства. В остальные годы вводится примерно по 20 перерабатывающих структур ежегодно. Нельзя сказать, что во время реализации федерального проекта их стало больше, как нельзя и утверждать, что в стране их достаточное количество. Очевидно, что частный бизнес не хочет осуществлять инвестиционные вложения в подобного рода предприятия, сомневаясь в

их рентабельности. Ряд авторов доказывают эффективность модернизации полигонов, а также комплексов переработки отходов [18]. И.И. Галяутдинов и В.Ю. Конюхов утверждают, что инвестиционные возможности частного бизнеса ограничены, и настаивают на государственном или муниципальном финансировании [3]. М.О. Осипова уверена, что такие крупные капиталовложения муниципалитетам не под силу [10]. О.В. Кузнецова согласна, что на инвестиционную привлекательность сектора ТКО влияет нестабильность ценообразования и проблемы в тарифной политике [9]. И.Н. Щербакова мотивирует необходимость создания еще одного специального внебюджетного фонда в России, предназначенного для финансирования инвестиционных проектов обращения

с ТКО, что, учитывая масштабность федерального проекта и комплекс задач, которые требуют реализации в каждом субъекте РФ, может оказаться оптимальным вариантом. Плательщиком взносов, предположительно, будут все юридические лица, каждое из которых тем или иным образом формируют ТКО [17].

Рассматривая обращение с твердыми коммунальными отходами, сложившееся на сегодняшний день в России, можно отметить их постоянный рост, вызванный объективными причинами. Основным источником ТКО является не население, а промышленность, точнее, добывающая и перерабатывающая

промышленность. Рост ТКО сопровождается запаздывающим незначительным ростом числа перерабатывающих структур. Финансирование со стороны государства ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» осуществляется практически на 100 %. В связи со сложившейся ситуацией в экономике страны бизнесу сложно осуществлять запланированные федеральным проектом инвестиции. Поэтому необходимо предусмотреть иные источники формирования бюджета федерального проекта, не возлагая при этом все расходы на государство.

Список литературы_

1.Актуальные вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами / Фонд «Институт экономики города». М., 2019. С. 19.

2.Белова М.А. Система сбора и утилизации твердых коммунальных отходов в комплексе жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. 2006. № 11. С. 38-41.

3.Галяутдинов И.И., Конюхов В.Ю. Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов в Иркутской области. // XXI век. Техносферная безопасность. 2019. Т. 4. № 1. С. 8-19.

4.Греф предложил включить платеж за мусор в единую квитанцию ЖКХ. URL: https://www.rbc.ru/business/09/ 10/2020/5f7f37619a79473582ca1e14 (дата обращения: 23.03.2022).

5.Ежемесячный мониторинг «Региональные операторы и новая система обращения с твердыми коммунальными отходами». 2019. № 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Игонин Е.И., Шагидуллин Р.Р. Иррациональность в сфере управления твердыми коммунальными отходами // Российский журнал прикладной экологии. 2018. № 2 (14). С. 51-58.

7.Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов. URL: https://minfin. gov.ru/ru/press-center/?id_4=37642# (дата обращения: 16.03.2022).

8.Лобанов Н. Мусоропереработка в СССР vs мусоропереработка в России. URL: https://vc.ru/flood/81383-musoropererabotka-v-sssr-vs-musoropererabotka-v-rossii?ysclid=l11makwh8l (дата обращения: 22.03.2022).

9.Кузнецова О.В. Тарифное регулирование сферы обращения с твердыми коммунальными отходами // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. № 12-2. С. 51-58.

10.0сипова М.О., Фалькова ГН. Обращение с твердыми коммунальными отходами // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. 2016. № 14. С. 13-18.

11.О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году: государственный доклад. М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021. 864 с.

12.Павленков М.Н., Воронин П.М. Проблемы развития сферы твердых коммунальных отходов муниципального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 3. С. 130-139.

13.Паспорт ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». URL: http://www. minpriroda-udm.ru/images/docs/deyatelnost/npa/reg_pr/tko.pdf.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

14.Путинцева Н.А. Организация раздельного сбора твердых коммунальных отходов в России // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 81-88.

15.Региональные операторы по обращению с ТКО. URL: https://investinfra.ru/regionalnye-operatory (дата обращения: 23.03.2022).

16.Собираемость платежей за вывоз мусора упала на треть. URL: https://rg.ru/2020/05/01/sobiraemost-platezhej-za-vyvoz-musora-upala-na-tret.html? (дата обращения: 23.03.2022).

17.Щербакова И.Н., Файберг Т.В. Совершенствование финансового регулирования сферы обращения с твердыми коммунальными отходами // Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30. № 2. С. 281-291.

18.Эффективность модернизации полигонов твердых коммунальных отходов / К.Н. Барамзин, Н.К. Лекарки-на, Н.К. Барамзин, К.Е. Князев // Оценка инвестиций. 2017. №. 3. С. 9-31.

References_

1. Aktual'nye voprosy obrashheniya s tverdymi kommunal'nymi otxodami / Fond «Institut e'konomiki goroda». M., 2019. S. 19.

2.Belova M.A. Sistema sbora i utilizacii tverdy'x kommunal'ny'x otxodov v komplekse zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2006. № 11. S. 38-41.

3.Galyautdinov I.I., Konyuxov V.Yu. Problemy' utilizacii tverdy'x kommunal'ny'x otxodov v Irkutskoj oblasti. XXI vek. Texnosfernaya bezopasnost'. 2019. T. 4. № 1. S. 8-19.

4. Gref predlozhil vklyuchit' platezh za musor v edinuyu kvitanciyu ZhKX. URL: https://www.rbc.ru/business/09/10/20 20/5f7f37619a79473582ca1e14 (data obrashheniya: 23.03.2022).

5.Ezhemesyachnyjmonitoring «Regional'nye operatory' inovaya sistema obrashheniya s tverdy'mikommunal'ny'mi otxodami». 2019. № 11-12.

6.Igonin E.I., Shagidullin R.R. Irracional'nost' v sfere upravleniya tverdy'mi kommunal'ny'mi otxodami. Rossijskij zhurnal prikladnoj e'kologii. 2018. № 2 (14). S. 51-58.

7. Ispolnenie rasxodov federal'nogo byudzheta na realizaciyu nacional'ny'x proektov. URL: https://minfln.gov.ru/ru/ press-center/?id_4=37642# (data ob-rashheniya: 16.03.2022).

8.Lobanov N. Musoropererabotka v SSSR vs musoropererabotka v Rossii. URL: https://vc.ru/flood/81383-musoropererabotka-v-sssr-vs-musoropererabotka-v-rossii?ysclid=l11makwh8l (data obrashheniya: 22.03.2022).

9.Kuzneczova O.V. Tarifnoe regulirovanie sfery' obrashheniya s tverdy'mi kommunal'ny'mi otxodami. Vestnik Samarskogo universiteta. E'konomika i upravlenie. 2021. № 12-2. S. 51-58.

10. Osipova M.O., Fal'kova G.N. Obrashhenie s tverdy'mi kommunal'ny'mi otxodami. Sel'skoxozyajstvennye nauki i agropromyshlennyj kompleks na rubezhe vekov. 2016. № 14. S. 13-18.

11. O sostoyanii i ob oxrane okruzhayushhej sredy Rossijskoj Federacii v 2020 godu: gosudarstvennyj doklad. M.: Minprirody' Rossii; MGU imeni M.V. Lomonosova, 2021. 864 s.

12. Pavlenkov M.N., Voronin P.M. Problemy' razvitiya sfery' tverdy'x kommunal'ny'x otxodov municipal'nogo obrazovaniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i e'konomicheskie nauki. 2018. № 3. S. 130-139.

13. Pasport FP «Kompleksnaya sistema obrashheniya s tverdy'mi kommunal'ny'mi otxodami». URL: http://www. minpriroda-udm.ru/images/docs/deyatelnost/npa/reg_pr/tko.pdf.pdf (data obrashheniya: 20.03.2022).

14. Putinceva N.A. Organizaciya razdel'nogo sbora tverdy'x kommunal'ny'x otxodov v Rossii. Peterburgskij e'konomicheskij zhurnal. 2019. № 1. S. 81-88.

15. Regional'ny'e operatory' po obrashheniyu s TKO. URL: https://investinfra.ru/regionalnye-operatory (data obrashheniya: 23.03.2022).

16. Sobiraemost' platezhej za vy'voz musora upala na tret'. URL: https://rg.ru/2020/05/01/sobiraemost-platezhej-za-vyvoz-musora-upala-na-tret.html? (data obrashheniya: 23.03.2022).

17. Shherbakova I.N., Fajberg T.V. Sovershenstvovanie flnansovogo regulirovaniya sfery' obrashheniya s tverdy'mi kommunal'ny'mi otxodami. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. T. 30. № 2. S. 281-291.

18. E'ffektivnost' modernizacii poligonov tverdy'x kommunal'ny'x otxodov / K.N. Baramzin, N.K. Lekarkina, N.K. Baramzin, K.E. Knyazev.Ocenka investicij. 2017. №. 3. S. 9-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.