Научная статья на тему 'Управление медицинскими отходами в регионе - основа для снижения эпидемиологических и экологических рисков для населения'

Управление медицинскими отходами в регионе - основа для снижения эпидемиологических и экологических рисков для населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / РИСКИ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / WASTES OF PRODUCTION AND CONSUMPTION / MEDICAL WASTE / WASTE MANAGEMENT / RISK / ENVIRONMENT / HUMAN HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марченко Александр Николаевич, Бойко Дмитрий Александрович

Цель исследования. Формирование безопасной системы управления медицинскими отходами в Тюменском регионе. Материалы и методы. Использованы статистические материалы годовых отчетов Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о санитарно-эпидемиологической обстановке в области. Результаты. В ЛПО области ежегодно образуется свыше 10 тыс. т медицинских отходов всех классов. Будет создана новая система обращения с отходами. Для этого область условно поделена на четыре сектора, каждый из которых будет иметь замкнутый цикл обращения с отходами, в т. ч. медицинскими, когда в пределах одного сектора создается вся необходимая инфраструктура территориально-кустовая схема обращения. Выводы. Такой системный подход к управлению отходами основанный на принципах минимизации эпидемиологического ущерба основа эпидемиологической безопасности медицинской деятельности и позволит создать в Тюменской области полноценную, эффективно функционирующую отрасль по обращению с отходами, и обеспечить санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марченко Александр Николаевич, Бойко Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical waste control in the region is the basis for decreasing epidemiological and environmental risks for the population

Purpose of the study. The formation of a safe system of medical waste management in the Tyumen region. Materials and methods. Used statistical materials and annual reports the Department of Rospotrebnadzor in the Tyumen region on the sanitary-epidemiological situation in the region. Results. In the LPO region annually produces more than 10 thousand tons of medical waste of all classes. It will create a new system of waste management. The area is divided into four sectors, each of which will have a closed loop of waste management, including medical, when within the same sector is created all necessary infrastructure geographically-sectional diagram of the treatment. Conclusions. Such a systematic approach to waste management based on the principles of minimizing damage to the epidemiological based epidemiological safety of medical activity and will create in the Tyumen region effectively functioning sector of waste management, and to ensure sanitary-epidemiological and environmental well-being of the population.

Текст научной работы на тему «Управление медицинскими отходами в регионе - основа для снижения эпидемиологических и экологических рисков для населения»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК: 614.4+614.7 Код специальности ВАК: 14.02.02

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ В РЕГИОНЕ - ОСНОВА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Марченко Александр Николаевич - e-maií: almar72@mbox.ru

Цель. Формирование безопасной системы управления медицинскими отходами в Тюменском регионе. Материалы и методы. Использованы статистические материалы годовых отчетов Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о санитарно-эпидемиологической обстановке в области. Результаты. В ЛПО области ежегодно образуется свыше 10 000 тонн медицинских отходов всех классов. Будет создана новая система обращения с отходами. Для этого область условно поделена на четыре сектора, каждый из которых будет иметь замкнутый цикл обращения с отходами, в т. ч. медицинскими, когда в пределах одного сектора создается вся необходимая инфраструктура - территориально-кустовая схема обращения. Выводы. Такой системный подход к управлению отходами, основанный на принципах минимизации эпидемиологического ущерба, - основа эпидемиологической безопасности медицинской деятельности, он позволит создать в Тюменской области полноценную, эффективно функционирующую отрасль по обращению с отходами, и обеспечить санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие населения.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, медицинские отходы, обращение с отходами, риски, среда обитания, здоровье человека..

Purpose of the study. The formation of a safe system of medical waste management in the Tyumen region. Materials and methods. Used statistical materials and annual reports the Department of Rospotrebnadzor in the Tyumen region on the sanitary-epidemiological situation in the region. Results. In the LPO region annually produces more than 10 thousand tons of medical waste of all classes. It will create a new system of waste management. The area is divided into four sectors, each of which will have a closed loop of waste management, including medical, when within the same sector is created all necessary infrastructure -geographically-sectional diagram of the treatment. Conclusions. Such a systematic approach to waste management based on the principles of minimizing damage to the epidemiological - based epidemiological safety of medical activity and will create in the Tyumen region effectively functioning sector of waste management, and to ensure sanitary-epidemiological and environmental well-being of the population.

Key words: wastes of production and consumption, medical waste, waste management,

risk, environment, human health.

А. Н. Марченко1, Д. А. Бойко2,

1ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», 2ГБУЗ ТО «Областная больница № 4», г. Ишим

Дата поступления 12.02.2018

Актуальность

Проблема безопасного обращения с отходами, в т. ч. медицинскими, защита населения и окружающей среды от их вредного воздействия занимают ведущее место в планах развития любого региона. Решение вопросов безопасного обращения с медицинскими отходами (МО) становится более актуальным в связи с увеличением объема их образования. МО достаточно специфичны и их опасность связана с выраженным риском инфекционного, токсического, радиационного поражения воздействия на людей не только внутри медицинских организаций, но и при поступлении в окружающую среду. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла МО к опасным и заявила о необходимости создания специальных служб и способов их утилизации. «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» в 1989 году из 45 видов опасных отходов особо выделила МО [1]. В развитие положений этой конвенции Правительством РФ были приняты постановления № 670 от 01.07.1995 и № 442 от 17.07.2003. В 1999 году был принят Федеральный закон (ФЗ) № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором говорится об отходах (ст. 22). В этом же году в РФ были утверждены первые в РФ санитарные правила (СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-

профилактических учреждений»), но затем, в 2010 году, утверждены новые санитарные правила - СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» [2]. В ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статья 49 (ст. 49) посвящена медицинским отходам, а в Федеральной целевой программе (ФЦП) «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)» отмечена особая роль отходов в создании опасных ситуаций для здоровья человека и подчеркивается необходимость разработки систем управления ими с использованием современных технологий обезвреживания [3, 4]. Эффективное управление МО является мировой проблемой по причине методологических сложностей, неопределенностей в подходах к оценке воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. В РФ имеет место организация различных вариантов системы обращения с МО, но пока ни в одном субъекте РФ нет безупречно работающей региональной системы управления МО.

Несмотря на то, что только 20% МО представляют риск инфекционного, физического, токсического и радиоактивного поражения населения, они обладают повышенной опасностью для человека и окружающей природной

А1

среды [5]. При этом неэффективное управление МО приводит к нарушению целого ряда прав человека, таких как право на жизнь, право на достижение высокого уровня физического и психического здоровья, право на безопасные условия труда и на достаточный уровень жизни [6]. Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ рассматривает проблему обращения с отходами в контексте обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. На заседании Совета, которое проходило 30 октября 2017 года в Кремле, Президент РФ В. В. Путин пообещал рассмотреть более прогрессивные методы обращения с отходами, чем мусоросжигание. Обеспечение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия населения гарантируется федеральным законодательством, а снижение рисков нарушения здоровья граждан России, которые формируются при попадании загрязняющих веществ в воздух, воду и почву за счет отходов производства и потребления (ОПП) и МО, является стратегическим приоритетом государства в области экологии с позиции сохранения здоровья нации [7].

Основной метод обращения с отходами в России, в том числе и в Тюменской области, - это захоронение (размещение) на полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО), что объясняется их конструктивной простотой и дешевизной. Большая часть опасных природных процессов (ОПП) (90%), образующихся в области, размещается на полигонах, а также на санкционированных свалках. Но полигоны в большинстве своем переполнены [8]. Некоторая часть отходов, в первую очередь медицинских, сжигается. Для сжигания используются инсинераторы. Но при этом, по данным различных источников, установлено, что при эксплуатации таких установок образуются супертоксиканты - диоксины и фураны, которые поступают в атмосферу, в зольный остаток, обезвреживание которого в свою очередь должно вестись особым способом. Диоксины - это наиболее печально известные загрязнители, связанные со сжиганием. Они вызывают целый ряд заболеваний, включая рак, повреждения иммунной системы, нарушение деятельности репродуктивной и других систем организма. Они способны к биокумуляции, т. е. они способны перемещаться по пищевым цепям от растений к животным, концентрируясь в мясе, молоке и, как результат, в человеческом теле, а это подразумевает под собой то, что целые популяции уже сейчас страдают от негативных последствий воздействия диоксинов [9-11].

Инсинераторы вносят большой вклад в загрязнение окружающей природной среды ртутью, другими тяжелыми металлами, такими как свинец, кадмий, мышьяк и хром, а также галогенсодержащими углеводородами, кислотными парами, которые являются предшественниками кислотных дождей, парниковых газов. Мусоросжига-ние в последние годы вызывает у специалистов и населения все больше и больше возражений. Установлено, что при сжигании 100 г отходов лекарственных препаратов в атмосферу поступают вещества 2-го класса опасности (бензол, стирол, оксиды азота, фенол, альдегиды и др.) в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы в 30 раз (Евсеева И. С., автореф. диссерт. на соиск. уч. ст. к. м. н., 2006).

Цель исследования: формирование безопасной системы управления МО в Тюменском регионе.

Материалы и методы

Использованы статистические материалы годовых отчетов Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о санитарно-эпидемиологической обстановке в области.

Результаты и их обсуждение

Ежегодно в лечебно-профилактических организациях области образуется до 10 971 тонн МО всех классов, из них на класс А приходится 76,0%, на класс Б - 17,6%, на класс В -2,7%, на класс Г - 3,6%, на класс Д - 0,1%. При этом имеется выраженная тенденция к ежегодному увеличению количества инфицированных отходов (в 2007 г. - 980 тонн отходов классов Б и В, в 2012 г. - 2,2 тыс. тонн). Контаминированные болезнетворными микроорганизмами, яйцами гельминтов, МО представляют серьезную эпидемиологическую и экологическую опасность. В 2010-2011 гг. у 10 медработников Тюменской области официально были зарегистрированы травмы при обращении с МО, а у 15 медиков выявлен туберкулез как профессиональное заболевание [12]. Во всех медицинских организациях Тюменской области разработаны внутри-учрежденческие программы обращения с отходами. В Тюменском государственном медицинском университете проводится обучение медицинских работников по вопросам безопасного обращения с МО. В настоящее время часть медицинских организаций оснащена специализированными установками (комплексами) по обезвреживанию эпидемиологически опасных МО (Ньюстер, Стеримед, Балтнер, Сте-риус, УОМО). Но нагрузка на эти установки неравномерна и пока они перерабатывают 45-50% всего объема опасных МО классов Б и В. Кроме того, по договорам с медицинскими организациями области обезвреживанием отходов классов Б и В, частично фармацевтических препаратов занимаются две коммерческие структуры, использующие сжигающие установки инсинераторного и пиролизного типа. Функционируют две демеркуризационные установки. Имеется частное предприятие, которое занимается вторичной переработкой собранного медицинского пластика [13].

Таким образом, проанализировав ситуацию по обращению с отходами производства и потребления, МО, их возможного негативного влияния на заболеваемость населения, экологическую обстановку, пришли к выводу о необходимости поиска наиболее приемлемых вариантов переориентации системы обращения с отходами в Тюменской области на более эффективные и приемлемые практики с экологической и эпидемиологической точек зрения.

Наиболее приемлемой практикой следует считать формирование региональной системы управления отходами, которая предполагает развитие стратегии управления, выбор способов обезвреживания эффективных и безопасных с эпидемиологических и экологических позиций, экономическую целесообразность, развитость транспортной инфраструктуры, разработку нормативных документов регионального уровня [14].

В 2014 г. правительством области было заключено концессионное соглашение с коммерческой организацией. В соответствии с этим соглашением в Тюменской области за счет частных инвестиций в размере 1,5 млрд руб. до конца 2018 г. планируется создать новую систему обращения с отходами, состоящую из четырех мусороперерабатывающих

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

заводов и мусороперегрузочных станций. Для этого предполагается условно поделить Тюменскую область на четыре сектора (куста), каждый из которых будет иметь замкнутый цикл системы обращения с отходами, когда в пределах одного сектора создается вся необходимая инфраструктура по организации сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов - территориально-кустовая схема обращения. В каждом секторе (кусте) наряду с мусоро-перерабатывающими комплексами на базе крупных больничных комплексов оснащенных мощными специализированными установками по обезвреживанию МО, формируются межрайонные центры обезвреживания (МЦО) медицинских отходов.

Для оптимизации целевого использования бюджетных средств, обеспечения рационального и эффективного использования коечного фонда медицинских учреждений, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, эффективного использования площадей, материально-технических средств в Тюменской области была проведена реорганизация районных лечебных учреждений.

В соответствии с Распоряжением правительства Тюменской области в февраля 2015 года в ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» (г. Ишим) была проведена реорганизация путем присоединения пяти менее крупных районных больниц. На базе данной больницы функционирует мощная, специализированная установка по обезвреживанию медицинских отходов «Ньюстер-10», а в одной из присоединенных районных больниц функционирует менее мощная установка «Балтнер». Таким образом, после реорганизации на базе больниц, имеющих данные установки, были сформированы два межрайонных центра обезвреживания МО, за которыми были закреплены реорганизованные больницы. Данная мера позволила обеспечить эпидемиологическую и экологическую безопасность при обращении с МО, равномерную, достаточную нагрузку на обезвреживающие установки, отказаться от услуг сторонних организаций. И если до реорганизации каждая районная больница оплачивала услуги сторонних организаций по обезвреживанию МО до 400-500 тыс. рублей в год, то после реорганизации и создания МЦО весь объем образующихся в реорганизованных больницах МО обезвреживался на данных установках, что привело и к экономии финансовых средств.

Выводы

Реорганизация позволила в условиях неравного состояния хозяйственных служб районных больниц в период их самостоятельного функционирования в лице юридических лиц объединить возможности в границах объединенного филиала с целью достижения наиболее эффективного решения.

Таким образом, комплексный и системный подход к обращению с отходами позволит создать в Тюменской области полноценную, эффективно функционирующую отрасль по обращению с отходами, основанную на принципах минимизации эпидемиологического, экологического ущерба, рационального природопользования и обеспечить санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.).

Bazel'skaya konvenciya o kontrole za transgranichnoj perevozkoj opasnyx otxodov i ix udaleniem (Bazel', 22 marta 1989 g.).

2. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

SanPiN 2.1.7.2790-10 «Sanitarno-ehpidemiologicheskie trebovaniya k obrashheniyu s medicinskimi otxodami».

3. Федеральный закон № 323-ф3 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Federal'nyj zakon № 323-FZ ot 21.11.2011 «Ob osnovax oxrany zdorov'ya grazhdan vRossijskoj Federacii».

4. Федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)» // http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/442). Дата обращения 11.02.2018 г.

Federal'naya celevaya programma «Nacional'naya sistema ximicheskoj i biologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (2015-2020 gody)» // http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/442). Data obrashheniya 11.02.2018 g.

5. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs253/ru/index.html. Дата обращения 11.02.2018 г.

http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs253/ru/index.html. Data obrashheniya 11.02.2018 g.

6. Доклад Специального докладчика по вопросу о неблагоприятных последствиях перевозок и захоронения токсичных и опасных продуктов и отходов для осуществления прав человека Калина Георгеску // http://www2.ohchr.org/ english/bodies/hrcouncil/docs/18session/A-HRC-18-31_ru.pdf Дата обращения 11.02.2018 г.

Doklad Special'nogo dokladchika po voprosu o neblagopriyatnyx posledst-viyax perevozok i zaxoroneniya toksichnyx i opasnyx produktov i otxodov dlya osushhestvleniya prav cheloveka Kalina Georgesku // http://www2.ohchr.org/ engHsh/bodies/hrcouncil/docs/18session/A-HRC-18-31_ru.pdf Data obrashheniya 11.02.2018 g.

7. Попова А.Ю. Стратегические приоритеты Российской Федерации в области экологии с позиции сохранения здоровья нации. Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 4-7.

Popova A.Yu. Strategicheskie prioritety Rossijskoj Federacii v oblasti ehkologii s pozicii soxraneniya zdorov'ya nacii. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014. № 2 (251). S. 4-7.

8. Доклад об экологической ситуации в Тюменской области в 2013 году. Тюмень, 2014. 196 с.

Doklad ob ehkologicheskoj situacii v Tyumenskoj oblasti v 2013 godu. Tyumen', 2014. 196s.

9. Боравский Б.В., Боравская Т.В., Десяткова К.С. Справочное руководство по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений / под ред. Н.В. Русакова, В.Л. Гончаренко. М.: ООО «Мир Прессы», 2006. 432 с.

Boravskij B.V., Boravskaya T.V., Desyatkova K.S. Spravochnoe rukovodstvo po obrashheniyu s otxodami lechebno-profilakticheskix uchrezhdenij/pod red. N.V. Rusakova, V.L. Goncharenko. M.: OOO «Mir Pressy», 2006. 432 s.

10. Мироненко О.В., Бормашов А.В., Сопрун Л.А., Шенгелия З.Н., Гигиеническое обоснование выбора технологии обезвреживания больничных отходов. Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 2 (203). С. 35-41.

Mironenko O.V., Bormashov A.V., Soprun L.A., Shengeliya Z.N., Gigienicheskoe obosnovanie vybora texnologii obezvrezhivaniya bol'nichnyx otxodov. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2010. № 2 (203). S. 35-41.

11. Марченко А.Н. Гигиенические аспекты обращения с отходами производства и потребления и сохранение здоровья населения региона // Сб. Итоги и перспективы изучения проблем инфекционных и паразитарных болезней. 2015. С. 213-218.

Marchenko A.N. Gigienicheskie aspekty obrashheniya s otxodami proizvodstva ipotrebleniya isoxranenie zdorov'ya naseleniya regiona// Sb. Itogi i perspektivy izucheniya problem infekcionnyx i parazitarnyx boleznej. 2015. S. 213-218.

12. Порядок обращения с эпидемиологически опасными и чрезвычайно эпидемиологически опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических организациях Тюменской области: метод. рек-ции. Тюмень, 2013. 36 с.

Poryadok obrashheniya s ehpidemiologicheski opasnymi i chrezvychajno ehpidemiologicheski opasnymi medicinskimi otxodami v lechebno-profilakticheskix organizaciyax Tyumenskoj oblasti: Metod. rek-cii. Tyumen', 2013.36s.

13. Марченко А.Н., Степанова Т.Ф., Ключков С.А., Устюжанин Ю.В. Формирование системы управления медицинскими отходами в Тюменской области. Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 10 (259). С. 47-50.

Marchenko A.N., Stepanova T.F., Klyuchkov S.A., Ustyuzhanin Yu.V. Formirovanie sistemy upravleniya medicinskimi otxodami v Tyumenskoj oblasti. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014. № 10 (259). S. 47-50.

14. Марченко А.Н. Создание системы управления медицинскими отходами в регионе. Дезинфекционное дело. 2014. № 1. С. 20-24.

Marchenko A.N. Sozdanie sistemy upravleniya medicinskimi otxodami v regione. Dezinfektsionnoe delo. 2014. № 1. S. 20-24. E3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.