Научная статья на тему 'Актуальность разработки и применения методов прогнозирования численности студентов вузов'

Актуальность разработки и применения методов прогнозирования численности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / ПОТРЕБНОСТЬ В СПЕЦИАЛИСТАХ С ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИЕМ / АБИТУРИЕНТ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE HIGHER EDUCATION / NUMBER OF STUDENTS / COMPETITIVENESS OF GRADUATES / COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / THE NEED FOR EXPERTS WITH THE HIGHEST EDUCATION / ENTRANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Локша Анна Владимировна, Вовна Алексей Владимирович

Высокий уровень развития системы образования является основой стабильности любого государства, а также потенциалом его дальнейшего развития. Именно поэтому вопросам повышения эффективности высшего образования уделяется большое внимание во время послания президента Федеральному собранию, разрабатываются и реализуются Национальные проекты. В настоящее время разработаны различные модели, позволяющие спрогнозировать потребности рынка труда в квалифицированных кадрах. Однако до сих пор большинство из них не может дать точную оценку потребности экономики в тех или иных специальностях даже на среднесрочную перспективу, не говоря о долгосрочных прогнозах. Эта проблема связана с происходящей в настоящий момент глобальной цифровизацией экономики. Кроме того, работодатели предъявляют новые требования к выпускникам вузов. Они должны обладать рядом компетенций по нескольким профессиям, чтобы быть востребованными на рынке труда. Возникает вопрос, следует ли ограничивать набор студентов в вузы, если не на бюджетные, то на коммерческие места? Рыночная экономика обладает собственными рычагами, чтобы выстроить равновесие на данном рынке и в итоге сбалансировать спрос и предложения на те или иные специальности. С другой стороны, такой подход может вызвать социальную напряженность в обществе, если не кризис. Таким образом, следует исследовать вопросы, связанные с существующими методами прогнозирования численности студентов вузов, в качестве актуальности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Локша Анна Владимировна, Вовна Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF METHODS OF FORECASTING OF NUMBER OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The high level of development of an education system is a basis of stability of any state and also potential of its further development. For this reason to issues of increase in efficiency of the higher education much attention during the message of the president is paid to Federal Assembly, National projects are developed and implemented. Now various models allowing to predict the needs of labor market for qualified personnel are developed. However most of them cannot still give an exact assessment to the need of economy for these or those specialties even for the medium term, without speaking about long-term forecasts. This problem is connected with the global digitalization of economy happening at the moment. Besides, employers impose new requirements to university graduates. They have to have a number of competences by several professions to be demanded in labor market. There is a question whether it is necessary to limit enrollment of students in higher education institutions, if not on budgetary, then on commercial places? The market economy possesses own levers to build balance in this market and as a result to balance demand and offers for these or those specialties. On the other hand, such approach can cause social tension in society if not crisis. Thus, it is necessary to investigate the questions connected with the existing methods of forecasting of number of students of higher education institutions as relevance of their application.

Текст научной работы на тему «Актуальность разработки и применения методов прогнозирования численности студентов вузов»

Prosalova Veronica Sergeevna, Loksha Anna Vladimirovna, Vovna Aleksey Vladimirovich RELEVANCE OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF METHODS ...

pedagogical sciences

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0043

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

© 2019

Просалова Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры «Менеджмента и экономики», филиал в Находке Локша Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Вовна Алексей Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: Fox1108@mail.ru)

Аннотация. Высокий уровень развития системы образования является основой стабильности любого государства, а также потенциалом его дальнейшего развития. Именно поэтому вопросам повышения эффективности высшего образования уделяется большое внимание во время послания президента Федеральному собранию, разрабатываются и реализуются Национальные проекты. В настоящее время разработаны различные модели, позволяющие спрогнозировать потребности рынка труда в квалифицированных кадрах. Однако до сих пор большинство из них не может дать точную оценку потребности экономики в тех или иных специальностях даже на среднесрочную перспективу, не говоря о долгосрочных прогнозах. Эта проблема связана с происходящей в настоящий момент глобальной цифровизацией экономики. Кроме того, работодатели предъявляют новые требования к выпускникам вузов. Они должны обладать рядом компетенций по нескольким профессиям, чтобы быть востребованными на рынке труда. Возникает вопрос, следует ли ограничивать набор студентов в вузы, если не на бюджетные, то на коммерческие места? Рыночная экономика обладает собственными рычагами, чтобы выстроить равновесие на данном рынке и в итоге сбалансировать спрос и предложения на те или иные специальности. С другой стороны, такой подход может вызвать социальную напряженность в обществе, если не кризис. Таким образом, следует исследовать вопросы, связанные с существующими методами прогнозирования численности студентов вузов, в качестве актуальности их применения.

Ключевые слова: высшее образование, образовательные организации высшего образования, численность студентов, конкурентоспособность выпускников, конкурентоспособность вузов, потребность в специалистах с высшем образованием, абитуриент.

RELEVANCE OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF METHODS OF FORECASTING OF NUMBER OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

© 2019

Prosalova Veronica Sergeevna, Ph.D., associate professor, had of the department of «Management and Economics», branch in Nakhodka Loksha Anna Vladimirovna, Ph.D., associate professor of the department of «International Marketing and Trade» Vovna Aleksey Vladimirovich, Ph.D., associate professor of the department of «International Marketing and Trade» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: Fox1108@mail.ru)

Abstract. The high level of development of an education system is a basis of stability of any state and also potential of its further development. For this reason to issues of increase in efficiency of the higher education much attention during the message of the president is paid to Federal Assembly, National projects are developed and implemented. Now various models allowing to predict the needs of labor market for qualified personnel are developed. However most of them cannot still give an exact assessment to the need of economy for these or those specialties even for the medium term, without speaking about long-term forecasts. This problem is connected with the global digitalization of economy happening at the moment. Besides, employers impose new requirements to university graduates. They have to have a number of competences by several professions to be demanded in labor market. There is a question whether it is necessary to limit enrollment of students in higher education institutions, if not on budgetary, then on commercial places? The market economy possesses own levers to build balance in this market and as a result to balance demand and offers for these or those specialties. On the other hand, such approach can cause social tension in society if not crisis. Thus, it is necessary to investigate the questions connected with the existing methods of forecasting of number of students of higher education institutions as relevance of their application.

Keywords: the higher education, the educational organizations of the higher education, number of students, competitiveness of graduates, competitiveness of higher education institutions, the need for experts with the highest education, the entrant.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реформы, происходящие в отечественной экономике не могут не затрагивать и социальные стороны нашей жизни, в том числе и высшее образование. Новая парадигма социальной составляющей была адаптирована к рыночным экономическимм структурам. Таким образом, сфера образования была приравнена к ряду услуг. Получение высшего образования стало обязательной формальностью среди потенциальных абитуриаентов. Вузы, столкнувшись с ограничением финансирования из бюджета, вынуждены были перейти на самоокупаемость. Такая политика привела к увеличению количества студентов, обучающихся на коммерческой основе, снижению

уровня качества подготовки и перепроизводству количества выпускников по отдельным специальностям. Сложившаяся ситуация не позволяет реализовать национальный проект «Образование», который является составным элементом плана Стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].

Возникает вопрос, сколько студентов необходимо набирать вузам для обеспечения своей конкурентоспособности? Следует ли сокращать количество бюджетных мест в вузах, с целью высвобождения бюджетных денег? Смогут ли эти мероприятия обеспечить подго-

педагогические науки

Просалова Вероника Сергеевна, Локша Анна Владимировна, Вовна Алексей Владимирович АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ...

товку высококвалифицированных кадров и развитие человеческого капитала в стране.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы, связанные с темой статьи исследовались многоими авторами, т.к. они являются многогранными и могут быть рассмотрены с разных аспектов.

Ряд ученых анализирует проблему высшего образования в целом, через призму реформ, проходивших в нашей стране, начиная с 1992 г. по сегодняшний день [2-6]. В своих позициях они жестко настаивают на сокращении колучества вузов. Отмечая, что в России должны функционировать только те образовательные учреждения, большинство выпускников, которых устраиваются работать по выбранной специальности. Таким образом, предполагается значительно сократить количество студентов. Однако, на наш взгляд, данное мнение противоречит реализации национального проекта «Образование», которое предполагает увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в отечественных вузах. Кроме того, российские студенты будут в более ущемленных правах, т.к. невозможно достоверно отследить факт трудоустройства иностранных выпускников по месту их проживания, непосредственно по профилю их специальности.

На сегодняшний день уже проведены исследования, авторы которых отмечают, что количесвто студентов ведущих отечественных вузов значительно превышает количество обучающихся в высокорейтинговых зарубежных вузах [7, 8, 9]. Лидерами российского образования по количеству студентов являются: Российский экономический университет им. Плеханова, МГУ им. Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ. Остальные ведущие российские университеты не отличаются от зарубежных по данному критерию.

Тем не менее большинство авторов все-таки сходятся во мнении, что количество выпускаемых вузами студентов значительно превышает потребности регионов, в связи с чем были разработаны различные модели, позволяющие регулировать выпуск количества студентов [1019]. В своих исследованиях они отмечают, что большинству выпускников приходиться сталкиваться не только с проблемой устройства на работу по полученной специальности, но возникают проблемы с трудоустройством по смежным специальностям. Данная ситуация наблюдается несмотря на демографический кризис, который затронул нашу страну в годы рождения сегодняшних выпускников.

Однако, возникает вопрос, почему ряд отраслей испытывают кадровый голод и нехватку специалистов с высшим образованием по ряду направлений? Крупным производственным предприятиям, таким как АО Дальневосточный завод «Звезда», ООО «Химическая компания», Холдинг «Вертолеты России» и пр.; приходиться нанимать на работу иностранных специалистов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования, отраженного в рамках данной сатьи, является анализ актуальности и эффективности применения методов прогнозирования численности студентов вузов.

Для того чтобы прийти к поставленной цели были реализованы следующие задачи, а именно: рассмотрено изменение доли населения с высшим образованием, проведен анализ динамики количества абитуриентов и студентов в России по группам специальностей, даны рекомендации о необходимости регулирования численности обучающихся в вузах.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Стратегия научно-технологического развития РФ (далее Стратегия), определяет направления дальнейшего развития как отдельных регионов, так и страны в

целом [20]. На основании изложенных в ней положений можно сделать вывод о том, какие специальности будут востребованы в будущем, какое количество выпускников будет необходимо и в каких регионах.

Согласно данным, представленным в Табл. 1, мы видим, что доля населения, имеющего высшее образование ежегодно растет. Это свидетельствует о повышении уровня образования населения в целом. Причем в Центральном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе этот процент значительно выше, чем в среднем по стране. Для Центрального федерального округа этот факт объясняется несколькими причинами. Во-первых, здесь сосредоточены ведущие вузы страны и в большинстве случаев студенты остаются жить и работать в том регионе, где они получили образование. Во-вторых, в данном округе расположено не только большинство производственных отечественных предприятий, но и большинство крупных инновационных кластеров страны, производящих более 50% всего ВВП государства и соответственно нуждающихся высококвалифицированных кадрах.

Таблица 1 - Доля занятого населения, имеющего высшее образование в общей численности занятого населения соответствующей возрастной группы в 2010 -1017 гг. (в процентах)

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Российская Федерация 30.1 30,7 31,2 32,6 33,0 33,8 34.3 35,1

Центральный федеральный округ 35,2 35.7 36.4 38,0 38,2 39,0 39,4 40.1

Северо-Западный федеральный округ 33.4 33,4 34,0 34.6 33,5 34.5 34.8 35.4

Южный федеральный округ 27,7 28,3 27,8 29,7 30.8 31.4 31.4 32,4

Северо-Кавказский федеральный округ 30,5 31.8 31,8 31,7 32,1 32,6 35.0 36.2

Приволжский федеральный округ 26,6 27,2 28,0 29,3 29,6 30,9 31.3 32,1

Уральский федеральный 26,5 27,2 27,9 29,9 31,9 32 Д 33,1 33,1

Сибирский федеральный 26,0 26.4 27,0 28,3 29,2 29,9 30.1 31,1

Дальнее о сточный федеральный округ 29,2 30,3 30,0 32,2 32,8 33,2 33,5 34,6

* Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики [21].

Для Северо-Кавказского федерального округа характерен самый высокий уровень безработицы в стране -11,4%, более половины безработных являются молодые люди до 35 лет. Ниболее востребованными являются специалисты с высшим образованием: специалисты по продажам, работники туристической сферы, банковские служащие. Для обеспечения собственной конкуренции на трудовом рынке, население старается получить высшее образование. Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе расположено 95 вузов, что также объясняет столь высокий процент населения, имеющего высшее образование.

Рисунок 1 - Количество выпускников бакалавров, специалистов, магистров на 10 000 занятого населения (человек).

* Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики [21].

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27)

195

Prosalova Veronica Sergeevna, Loksha Anna Vladimirovna, Vovna Aleksey Vladimirovich RELEVANCE OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF METHODS ...

pedagogical sciences

Согласно данным, отраженным на Рис. 1, начиная с 2015 г. количество выпускников вузов (бакалавров, специалистов и магистров) на 10 000 занятого населения ежегодно сокращается, в целом такая тенденция наблюдается с 2010 г. Что объясняется «демографической ямой», связанной с мировым экономическим кризисом конца 90-х - начала 2000-х гг. Таким образом, не смотря на повышение доли населения, имеющего высшее образование, количество выпускников вузов на 10 000 занятого населения специалистов ежегодно снижается. Также практически на 40% снизилось количество выпускников вузов по сравнению с 2010 г., учитывая, что количество вузов снизилось только на 30%. Таким образом, учитывая естественную убыль населения, наблюдающуюся с 1992 г (исключая 2013 - 2015 гг), можно прогнозировать снижения количества выпускников вузов в длительной перспективе, в том числе и снижение доли занятого населения, имеющего высшее образование.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенные исследования показали, что сложная демографическая ситуация, а также модернизация отечественной экономики, внедрение цифровых технологий, требуют разработки взвешенных, грамотно обоснованных методик про-гнозирвоания численности студентов. На сегодняшний день большинство отечественных методикх используют в своих расчетах статистические данные текущей ситуации в сфере демографии и высшего образования.

Модели, которые расчитывают прогнозные значения на среднесрочную перспективу, на наш взгляд, также не допустимы к использованию, в связи с тем, что они не могут спрогнозировать постоянно изменяющиеся тенденции и потребности рынка труда. Ежегодно в сфере производства и услуг появляется ряд профессий для обеспечения деятельности котрых требуются высококва-лифицировнные специалисты. Эти методики не могут учитывать данные изменения и в случае их применения будут ограничивать возможности экономических субъектов в привлечении необходимых трудовых ресурсов.

Таким образом, мы видим, что вопросы прогнозирования численности студентов требуют глубокого рассмотрения, в том числе на государственном уровне и будут в дальнейшем рассматриваться нами в будущих исследованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ: Указ резидента России от 7.05.2018 №204 [Электронный ресурс] // «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837200/.

2. Абрамова М.А. Проблема сохранения и раскрытия научно-образовательного потенциала личности в вузе // Философия образования. - 2012. - № 4 (43). - С. 198-204.

3. Бюджетные места: лириков меняем на физиков. -[Электронный ресурс]. - URL: www.pravda.ru/society/how/22-05-2013/1157314-education-0/ (дата обращения: 18.02.2019).

4. Иноземцев В.Л.: Хорошее образование в России - миф // Ведомости. - 2018. - 3 окт.

5. Петров В.В. Развитие образования в обществе инновационного типа: проблема принятия управленческих решений // Философия образования. - 2018. - № 3 (48). - С. 77-84.

6. Петров В. В. Российская образовательная политика: основные принципы управления развитием знания // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 4 (7). - С. 67-74.

7. Алимова Н.К., Снежинская Е.Ю., Снежинская А.В. Анализ отдельных показателей высокорейтинговых мировых и отечественных Вузов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN516.pdf (доступ свободный).

8. Алимова Н. К., Снежинская А.В. Совет старейшин университета: мировой и отечественный опыт. Высшая школа: опыт проблемы, перспективы: Материалы IXМеждународной научно-практической конференции: в 2 ч. Москва, РУДН, 21-22 апреля 2016 г. / научн. Ред. В.И. Казаренков, А.М. Рушина.-Москва: РУДН, 2016.

9. Тарасов Ю.Н. Философия науки: общие проблемы. Воронеж: ВИВТ, 2006 - 212 с.

10. Муравьева Н.Н. Разработка модели регулирования специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом потребностей экономики региона //Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 36(129). С. 47-53.

11. Вершинин А.А. Методические подходы к долгосрочному и среднесрочному прогнозированию потребности в персонале организаций Свердловской области / А.А. Вершинин [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://labourmarket.ru/conf4/reports/vershinin.doc.

12. Гуртов В. А. Прогнозирование потребностей региональных экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования / В. А. Гуртов, А. Г. Мезенцев, Е. А. Питухин // Рынок труда и рынок образования в Республике Карелия. Петрозаводск, 2003. С. 59-72.

13. Храбров К.Г. Вопросы и проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. Москва, 2013, №5, с. 15

14. Храбров К.Г. Экономико-математическая модель потребности в специалистах с высшим образованием // Статистика и математические методы в экономике. 2014. №2. С. 172 - 177.

15. Андреева, Н.В. Прогнозирование потребности в кадрах с высшим профессиональным образованием при инновационном сценарии развития Владимирской области / Н.В. Андреева, Т.Н. Козлова // Региональная экономика: теория и практика. - №37 (316). - 2013. -С.16-21.

16. Анализ обеспечения потребностей региональной экономики за счет кадров с различным уровнем профессионального образования / В.Н. Васильев и др. // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов Второй Всероссийской научно-практ. Интернет-конф., 26 - 27 октября 2005 г. - Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - C.3-75.

17. Разработка имитационных моделей кадровых потребностей базовых отраслей региональной экономики (на примере Мурманской области) / В.В. Быстров и др. // Вестник МГТУ: труды Мурманского государственного технического университета. - Мурманск: МГТУ. -Т.17. - №1, 2014. - С.30-39.

18. Олейник, А.Г. Инструментальные средства интерактивного формирования имитационных моделей деятельности региональной системы профессионального образования / А.Г. Олейник, А.Н. Лексиков // Труды Института системного анализа РАН: Прикладные проблемы управления макросистемами.- Т.39. - М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - С.267-276.

19. Прогнозирование результатов обучения студентов в вузе на основе обобщенной функции полезности: Отчет о НИР/ГР071200295. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2015. - С. 36-65.

20. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_207967/

21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/economydevelopment/#. (дата обращения 16.10.2018).

Статья поступила в редакцию 21.02.2019 Статья принята к публикации 27.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.