Научная статья на тему 'Актуальность проблемы формирования унифицированного методического подхода в определении экономической оценки ущерба, наносимого национальной экономике «Теневыми» субъектами предпринимательства'

Актуальность проблемы формирования унифицированного методического подхода в определении экономической оценки ущерба, наносимого национальной экономике «Теневыми» субъектами предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы формирования унифицированного методического подхода в определении экономической оценки ущерба, наносимого национальной экономике «Теневыми» субъектами предпринимательства»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008 г. Выпуск 1 (8). С. 82-86

УДК 347.426.3

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИФИЦИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

УЩЕРБА, НАНОСИМОГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ «ТЕНЕВЫМИ» СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Д.В. Морозов

В современном мире изучению вопросов теневой экономики уделяется большое внимание во всем мире. В соответствии с рекомендациями международных организаций множество определений теневой деятельности сводится к понятию ненаблюдаемой экономики. Термин «ненаблюдаемая экономика» вошел в экономическую литературу сравнительно недавно, заменив такие определения этого явления, как «теневая», «скрытая», «подпольная», «черная», «серая» экономика и т. п.

В настоящее время российская государственная статистика в понятие «ненаблюдаемая экономика» включает такие составные элементы, как скрытая экономическая деятельность, неформальная экономическая деятельность и нелегальная экономическая деятельность. Основное толкование этих элементов дано в методических рекомендациях Госкомстата РФ [5:112].

Ненаблюдаемая экономика существует со времени возникновения государства и введения фискальной системы. В настоящее время она присутствует в разных странах мира: не только в развивающихся и странах с переходной экономикой, но и в странах, находящихся на высоком уровне социально-экономического развития. Учитывая то, что обычно ненаблюдаемую экономику оценивают в пропорции к валовому внутреннему продукту, принято считать, что в развитых странах ее масштабы не превышают 10 - 12 % ВВП, в развивающихся -доходят до 40 - 45 %, а в странах с переходной экономикой составляют 22 - 25 % ВВП [6:109]. Это официальные оценки, основанные на расчетах служб государственной статистики. Имеются и альтернативные данные, свидетельствующие о гораздо больших объемах теневой экономики, по крайней мере, в странах с переходной экономикой, где в период быстро проведенного разгосударствления экономики и широкого распространения бартера были созданы сверхблагоприятные условия для распространения данного явления.

Осуществление в России рыночных реформ привело к значительному расширению границ ненаблюдаемой экономической деятельности как в целом по стране, так и в ее регионах. Причины разрастания теневой экономики многообразны: финансовые, социальные, правовые, социокультурные, политические и др.

Изучение ненаблюдаемой экономики как социально-экономического явления - важнейшая проблема науки и практики. Особенно сложно решаются проблемы определения параметров скрытой и неформальной деятельности на региональном уровне.

Практически невозможно разработать единую, универсальную методику для регионального уровня. Проблемы разработки связаны не только с тем, что регион является «открытой» системой и многие макропоказатели на этом уровне отсутствуют. Трудности еще и в том, что каждый регион имеет различия в объеме и составе видов экономической деятельности на его территории. Все это предполагает наличие определенных специфических приемов и способов оценки теневой экономики именно для отдельно взятого региона.

В этой связи исследования, которые содержат предложения о способах сбора данных о теневой экономике и методах расчета обобщающих показателей на региональном уровне, весьма своевременны и актуальны.

Несомненно, выявление истинных параметров теневой экономики позволит органам власти и управления страны в целом и отдельных регионов в частности определить необходимые меры по борьбе с нелегальной экономической деятельностью, что будет способствовать

оздоровлению экономики, росту жизненного уровня, укреплению национальной безопасности и повышению доверия населения к власти, а соответственно, и к статистическим структурам и статистическим данным.

Фундаментальное изучение теневой экономики началось сравнительно недавно: в конце 80-х - начале 90-х годов XX века.

Одним из первых зарубежных исследователей, предпринявших серьезные попытки в изучении этого явления, был американский ученый П. Гутман, опубликовавший в 1977 году статью под названием «Подпольная экономика», в которой была подробно проанализирована необходимость учета теневой экономической деятельности. Впоследствии к этой проблеме обращались видные зарубежные ученые: Х. Бек, Д. Блейдс, П. Вилес, Г. Гроссман, Б. Даллаго, А. Дилнот, Л. Дрекслер, Б. Казимиер, Б. Контини, Ш. Лейтер, К. Моррис, В. Танзи, Л.И. Шелли, Ф. Шнайдер, Э. Фейг, Б. Фрей и др.

В это же время парламентами и правительствами ряда стран были созданы специальные рабочие группы по изучению теневой экономики. К примеру, с 1984 года такого рода группа функционирует в Австрии. Она изучает сферы существования, масштабы и тенденции развития теневой экономики. Подобные группы имеются во Франции, Англии, Португалии, Голландии, Италии и других странах.

Первая международная конференция по ненаблюдаемой экономической деятельности состоялась в Белфелде (ФРГ) в 1983 году. Она выявила несогласованность в измерении уровня и динамики теневой экономики. В частности, недостаточно четко проводилось разграничение между незаконной экономической и неэкономической деятельностью.

С начала 1990-х годов конференции, посвященные вопросам количественной оценки ненаблюдаемой экономики, стали проходить ежегодно.

Освещение проблем, связанных с теневой экономикой, в научной литературе нашей страны началось в 60 - 70-е годы прошлого века.

Одна из первых попыток научной оценки объема теневой экономики была осуществлена на отраслевом уровне в 1970-е годы в Научно-исследовательском технологическом институте бытового обслуживания (НИИТХИБе) Министерства бытового обслуживания населения РСФСР.

Логическим продолжением этой работы, но уже на уровне экономики в целом стали исследования теневой экономики в сфере услуг в начале 1980-х годов в Научноисследовательском экономическом институте при Госплане СССР. Однако до 1990-х годов вопрос о теневой экономике как об особом объекте научного анализа не ставился государственными органами ни перед одним научным учреждением страны. В НИИ при Госплане эта тема возникла лишь в качестве дополнительного фона в связи с разработкой проблемы преодоления несбалансированности советского потребительского рынка. Масштабы нелегального оказания услуг становились весьма значительными, и недоучет их резко снижал достоверность фактических и прогнозных оценок потребности населения в услугах. В исследованиях этих проблем принимали активное участие такие отечественные специалисты, как Т.И. Коряги-на, Л.Я. Косалс, В.М. Рутгайзер, В.М. Силласте и др.

Начиная с 1980-х годов проблеме теневой экономики посвящали свои труды многие авторы: С.П. Глинкина, С. Д. Головнин, В. А. Дадалко, В.О. Исправников, Т.И. Корягина, А.Е. Косарев, О.С. Крыштановская, Т.И. Кузнецова, Р.А. Радаев, Р.В. Рывкина, А.А. Сергеев, А.Н. Шохин, А.А. Яковлев и др. Однако в большинстве случаев эти работы носили общеэкономический характер с акцентом на криминальном аспекте проблемы.

В начале 90-х годов ХХ века в России возникла проблема совершенствования методологии расчета макроэкономических показателей в связи с изменившимися социальноэкономическими условиями. Поэтому Правительство РФ утвердило «Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики». В ней в числе первостепенных по значимости был поставлен вопрос о теневой составляющей макроэкономи-

ческих показателей. Была предусмотрена разработка методологии получения информации о теневой экономике, обозначена задача обеспечения взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях.

В этот период теоретические и методологические стороны исследований ненаблюдаемой деятельности экономики нашли отражение в трудах многих отечественных ученых и практических работников. Вопросам теории функционирования теневой экономики посвящены научные исследования известных экономистов и статистиков: Н.Ч. Бокун, П. А. Герасимова, С.С. Глазьева, В.И. Елизарова, Е.В. Заровой, Б.И. Искакова, И.А. Колабихина, И.Д. Масаковой,

Н.П. Масловой, Ю.В. Сажина, А.А. Смирнова, А.В. Суворова, Е.А. Ульяновой, К.А. Улыбина, А.А. Шестакова, В.М. Юрьева, В.В. Яковлева и др.

Проблемы методологии оценок и объемов теневого и неформального секторов экономики отражены в многочисленных трудах С.Ю. Барсуковой, Ф.Ф. Глисина, И.И. Елисеевой, С.М. Ечмакова, Ю.Н. Иванова, А.И. Пономаренко, Б.Т. Рябушкина, Л.Я. Нестерова, Н.И. Панкратьевой, А.Е. Суринова, И.И. Смирнова, Э.Ю. Чурилова и многих других. Исходя из специфики российских условий, огромной роли территориального фактора в развитии социальноэкономических процессов страны, последовательной политики укрепления федерализма и российской государственности, особую важность в исследовании теневой экономики представляет региональный аспект. В последние годы значительный вклад в разработку проблем статистического измерения теневой экономики различных регионов внесли российские ученые и практики, и в первую очередь А.А. Агеенко, Н.В. Бурова, В.И. Дибирдеев, И.И. Елисеева, Е.Б. Капралова, Н.Д. Кремлев, Н.М. Неманова, О.Н. Никифоров, В.А. Сивелькин, В.Я. Сквозни-кова, А.И. Татаркин, Л.М. Федорова, А.Ф. Шуплецов, А.Н. Щирина, С.В. Юркевич.

Отмечая в целом фундаментальный характер перечисленных работ, следует указать на то, что проблема измерения теневой экономики на региональном уровне разработана недостаточно. Это касается таких важнейших аспектов данной проблемы, как количественная оценка составляющих теневой экономики регионов по видам экономической деятельности и интеграция прямых и обратных информационных потоков между региональным и муниципальным уровнями государственной статистики при измерении теневых экономических процессов.

В этой связи актуальной проблемой исследования является развитие теоретикометодологических подходов, методов и инструментов измерения теневой экономики.

Теневая экономика в России в настоящее время, приобретая все более глобальный характер, зарождается и формируется на мезо- и микроуровнях административнотерриториального деления (региональном и муниципальном). При этом существенное влияние на масштабы теневого сектора оказывает производственная структура региона, его социально-экономическое развитие как в целом по региону, так и в разрезе муниципальных образований. Выявление истинных размеров теневой экономической деятельности с учетом региональных особенностей позволит производить объективные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей, что необходимо для принятия адекватных управленческих решений как на макроэкономическом, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Ежедневно с экранов телевизоров, с полос ведущих газет мы слышим о том, что «по данным компетентных источников в органах МВД (прокуратуры, налоговой службы, государственной статистики и т.д.) за такой-то период «теневыми» субъектами предпринимательства причинен ущерб экономике РФ в сумме, измеряемой цифрами со многими нолями...». Но насколько эти «компетентные» мнения соответствуют действительности и почему они кратно разнятся? Вряд ли основной причиной расхождений является желание приукрасить важность работы своего ведомства. Проблема кроется именно в отсутствии унифицированной методологии определения экономической оценки ущерба, наносимого «теневыми» субъектами предпринимательства. А разве возможно построение сколь бы то ни было жизнеспособной модели противодействия подобным негативным влияниям без опоры на объективные исходные данные? Думается, что нет.

И если задачи по данной проблематике как минимум очевидны и априори актуальны, то необходимо для их решения определить и основные направления, работа над которыми приблизит нас к разработке унифицированного методологического подхода к определению экономической оценки ущерба.

Вот лишь основные из них:

- уточнение теоретического понятия теневой экономики и состава видов деятельности теневого сектора экономики;

- систематизация основных методологических принципов количественной оценки масштабов и факторной обусловленности теневой экономики;

- систематизация данных о масштабах теневой экономики и причинах ее возникновения на различных уровнях (международном, общенациональном, региональном);

- исследование преимуществ и недостатков различных методов измерения параметров теневой экономики, применяемых в экономико-статистической практике; обобщение методических приемов, используемых для обеспечения адекватной оценки теневых экономических процессов на региональном уровне;

- обоснование системы национального счетоводства (СНС) как концептуальной основы методологии учета теневой экономики; выявление проблем учета незаконной экономической деятельности в отечественной системе национального счетоводства; исследование особенностей применения системы региональных счетов для оценки теневой составляющей на уровне региональной экономики;

- изучение международного опыта статистического измерения теневой экономики; обоснование системы взаимодействия информационных потоков федерального, регионального и муниципального уровней как базы статистического исследования ненаблюдаемой экономики в России с учетом ее административно-территориального деления;

- измерение и отражение объемов теневой экономики в макроэкономических показателях региона;

- уточнение методики оценки скрытых и неформальных результатов по видам экономической деятельности региона;

- систематизация методологических основ становления и развития системы муниципальной статистики; определение проблем учета теневой экономики на муниципальном уровне;

- выявление общих для различных методик факторов, учитываемых при определении ущерба;

- определение степени влияния отдельных факторов на общую оценку;

- формирование унифицированного методологического подхода, к оценке ущерба, отвечающего требованиям гибкого подхода, вариативности при его применении в различных сферах.

И как представляется, основной вопрос, на который должна дать унифицированная методика оценки экономического ущерба, изначально должен иметь конкретные формы, применяемые на практике. Иными словами, фундаментальные исследования в данном вопросе важны, они являются первоосновой, но Россия на настоящем этапе своего развития имеет все возможности для придания данным исследованиям практического характера.

Учитывая поставленную Президентом РФ задачу об удвоении ВВП, актуальность вопроса о формировании унифицированного методического подхода к экономической оценке ущерба, наносимого национальной экономике «теневыми» субъектами предпринимательства, и, как следствие, снижение доли того самого «теневого» сектора экономики не может вызывать ни малейших сомнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методы статистической оценки теневой экономики / Н. В. Черемисина // Вестн. Тамбов. гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». 2006. Вып. 3, - С. 43

2. Статистическая оценка теневой экономики региона / Н. В. Черемисина // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2006. № 6.

3. Особенности статистического измерения параметров нерегистрируемой экономики на региональном уровне/ Н. В. Черемисина // Вестн. Тамбов. гос. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». 2007. Вып. 1. - С. 45

4. Эксполярные структуры и неформальная экономика современной России// В Шанин. -М.: Логос, 1999. - С.11-12.

5. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. - М., 1998. Вып. 2. -С.112

6. Дибирдеев В. И. О некоторых подходах к статистической оценке параметров ненаблюдаемой экономики // Вопросы измерения ненаблюдаемой экономики: Материалы между-нар. семинара / Госкомстат России, Орг. экон. сотрудничества и развития, Евростат, Фонд «Бюро экон. Анализа», Рос.-Европ. центр экон. политики. - М., 2002. - С. 109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.