УДК 330.101.5
ОЦЕНКА ОБЪЕМА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ
НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
А. Н. Петров, А.Н. Ильченко
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье описаны основные методы измерения объема теневой экономики. Показано, что объем теневой экономики, не учитываемый Росстатом, составляет от 23% до 50% официальной величины валового внутреннего продукта. Поведен анализ причин роста теневой экономики, а также ее влияния на развитие региона.
Ключевые слова: теневая экономика, измерение, анализ, развитие региона.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет. Это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т. к. практически вся информация, в которой нуждается исследователь, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
В настоящее время наибольшее распространение получили три подхода к определению понятия «теневая экономика» [1]:
- юридический, трактующий теневую экономику как совокупность запрещенных законом видов деятельности;
- экономический, определяющий теневую экономику, как скрываемую от налогов экономическую деятельность;
- статистический, в соответствии с которым теневая экономика рассматривается как экономическая деятельность, по каким-либо причинам не учитываемая официальной статистикой (ненаблюдаемая экономическая деятельность).
В контексте проводимого исследования нас будет интересовать экономический и статистический подходы к определению понятия «теневая экономика». Необходимо отметить, что система национальных счетов (СНС) России обязана учитывать и, в некоторой степени, учитывает теневую экономику. Стан-
дартная СНС предусматривает отражение в составе макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт любой деятельности, подпадающей под определение экономической. При этом соответствие указанной деятельности правовым нормам страны и способ получения информации о ее размерах не играют существенной роли.
В статистической практике для описания «теневой экономики» используется термин «ненаблюдаемая экономика» (рис. 1). Она оценивается на основе концепций и определений СНС как международного стандарта современной экономической статистики. В соответствии с СНС, границы производства включают любую контролируемую человеком деятельность, результатом которой является производство товаров или услуг, потенциально предназначенных (или способных) к обмену.
В понятие «ненаблюдаемая экономическая деятельность» включаются: «скрытое производство» - законная деятельность предприятий, которая скрывается или приуменьшается с целью уклонения от уплаты налогов, взносов в социальные фонды, выполнения административных обязанностей (соблюдения трудового законодательства, требований безопасности, ведения отчетности и т. д.).
Рис. 1. Составные части ненаблюдаемой экономической деятельности
«Неформальная» экономическая деятельность осуществляется, в основном, на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, то есть предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления. Часто, неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. «Нелегальное производство» включает предприятия, занятые незаконным производством или сбытом, которые осуществляют реальный производственный процесс и выпускают товары и услуги, пользующиеся рыночным спросом, и те, которые не имеют права осуществлять данный вид деятельности. Оно охватывает те виды производства товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством [4]. Так как законы могут меняться, границы нелегального
производства также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи оружия частным лицам часть этого бизнеса перестала быть нелегальной и перешла в регулярный, официальный сектор экономики.
Экономические операции осуществляются не только на стадии производства, но и на стадиях образования и распределения доходов, а также использования доходов для целей конечного потребления и накопления. Соответственно, проявления скрытой экономической деятельности бывают также на каждой из перечисленных стадий.
Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они попадают под определение экономической деятельности, должны быть включены в ее состав. На практике, однако, большинство стран, в том числе и Россия, пока не учитывают собственно незаконную деятельность при расчетах ВВП. Большая часть производства, включаемого в состав теневой экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно преуменыпает-
ся производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.
Росстатом разработаны и утверждены «Методологические положения по оценке скрытой (неформальной) экономики» [4]. Они предназначены для определения единого, унифицированного в соответствии с требованиями системы национальных счетов подхода к расчету показателей скрытого (неформального) производства в различных отраслях экономики России. Поскольку при построении национальных счетов Госкомстат России руководствуется, в основном, международными стандартными методиками, получаемые традиционным путем показатели корректируются на величину скрытых экономических операций. Таким образом, все рассчитанные в рамках СНС показатели, публикуемые Госкомстатом на макроуровне, на уровне регионов и отраслей содержат необходимые поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность [4].
Определение общих масштабов производства и досчет на ненаблюдаемую экономику осуществляется на основании использования различных методов и, как правило, проводится поэтапно на различных стадиях обработки информации. Именно поэтому в национальной статистической практике оценки ненаблюдаемой экономики, как правило, не публикуются или приводятся в целом по экономике без разбивки по отраслям и видам деятельности [4]. Методы оценки размеров теневой экономики, используемые Федеральной службой государственной статистики, делятся на две группы: микрометоды и макрометоды [4]. К первой группе относятся: опросы населения; экспертные оценки; выборочное обследование предприятий; анализ налоговой отчетности. К макрометодам относятся: метод анализа расхождений раз-
личных статистических данных (доходов, измеренных различными способами, доходов и расходов); методы, основанные на анализе занятости населения; анализ спроса на наличные деньги; изучение объема денежных операций; методы мягкого моделирования; структурный метод.
Корректировки ВВП в России на ненаблюдаемую экономику выполняются в три этапа: на стадии определения выпуска отраслей экономики; на стадии согласования основных показателей национальных счетов; при построении таблиц «Затраты - выпуск».
По оценке Росстата, результат функционирования ненаблюдаемой экономики Российской Федерации за 2001 год составил 22,5% от объема ВВП, произведенного в наблюдаемой экономике, и этот объем включен в величину ВВП опубликованную Росстатом [2].
Проведенный анализ публикаций отечественных авторов, посвященных теневой экономике, показал, что они посвящены, в основном, трем темам:
- уточнению понятия «теневая экономика»;
- классификации методов оценки теневой экономики;
- анализу ущерба, наносимого теневой экономикой, и положительных сторон теневой экономики.
Очень мало работ посвящено количественным оценкам объема теневого ВВП Российской Федерации, неучтенного в официальных статистических данных. Среди них выделяется статья И. И. Елисеевой [2], в которой приведен алгоритм расчета величины ВВП, произведенного теневой экономикой и не вошедшего в величину ВВП, опубликованную Федеральной службой государственной статистики. К сожалению, расчеты проведены только для 2002 года. По оценке И. И. Елисеевой объем теневой составляющей ВВП России в 2002 году, неучтенный официальной статистикой,
составил 23,1% от величины ВВП, опубликованной Росстатом. Приведенные в работе [2] расчеты, основанные на данных экспертного опроса, имеют и достоинства и недостатки: их нельзя ни опровергнуть, ни достоверно доказать. На основании анализа эффективности функционирования секторов экономики И. И. Елисеева делает вывод, что экономика России все более становится питательной средой для роста масштабов теневой деятельности.
Зарубежная экономическая литература представляет достаточно много работ, посвященных оценке объема ВВП, произведенного теневой экономикой и не учтенного официальной статистикой. Есть работы, в которых такие оценки проведены и для России [8, 9]. Среди методов оценки теневой экономики, приметаемыми зарубежными авторами, большой популярностью пользуется метод, основанный на анализе потребления электроэнергии [8] и метод многофакторного эконометрического моделирования [9].
В работе [9] на интервале времени с 1999 по 2007 год была сделана оценка теневой экономики, не включенной в официальный ВВП, для 145 стран разбитых на три группы: развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и страны с развитой экономикой. Среди 25 стран с переходной экономикой (бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы и бывших союзных республик) по доле неучтенной статистикой теневой экономики от официальной величины ВВП Российская Федерация (46,1%) занимала в 1999 году 6 место, пропустив вперед Грузию (67,3%), Азербайджан (60,6%), Украину (52,2%), Беларусь (48,1%>) и Армению (46,3%). В
скобках указана доля неучтенной теневой экономики от официальной величины объема ВВП страны [9]. Средняя доля неучтенной официальной статистикой теневой экономики по всем 25 странам с переходной экономикой в 1999 году составила 38,1%. В 2007 году [9] этот показатель вырос до 39,9%. Российская Федерация опустилась на 7 место, пропустив вперед Молдову. Рейтинг стран с переходной экономикой по доле теневой экономики, неучтенной официальной статистикой в 2007 году выглядит следующим образом: Грузия (68,2%), Азербайджан (61,5%>), Украина (57,3%), Беларусь (52,2%>), Армения (52,0%>), Молдова (51,4%>), Российская Федерация (49,4%>).
На рис. 2 приведена динамика масштаба теневой экономики Российской Федерации, неучтенной официальной статистикой. Доли неучтенной официальной статистикой теневой экономики России от опубликованного объема ВВП на интервале времени с 1989 по 1995 год взяты из работы [8], с 1999 по 2007 год -из работы [9].
С учетом того, что объем теневой экономики в СССР в 1973 году составил 3% ВВП [3], рост теневой экономики в России за период экономических реформ огромен. Указанный рост имеет и объективные причины. По мере либерализации экономики России предприятия перестали получать государственные заказы или получать в значительно меньших объёмах. Миллионы работников этих предприятий, члены их семей, особенно жители моногородов, отправленные в вынужденные отпуска, остались практически без средств к существованию. Задержки заработной платы работникам на 4-6 месяцев на многих предприятиях страны стали рядовым событием.
Год
Рис. 2. Доля теневой экономики Российской Федерации, неучтенной официальной статистикой
Самым простым выходом из ситуации, не требующим специальной профессиональной подготовки, оказалось вынужденное участие в торговых и посреднических операциях или выезд на временную работу в экономически более благополучные регионы. Временно безработные были вовлечены в розничную и оптовую торговлю товарами повседневного спроса, часто - без необходимых разрешительных документов. Один из основных источников происхождения товаров -неучтенная продукция своих же предприятий. Кроме того, значительная часть мужского населения экономически неблагополучных регионов находила временную работу в соседних регонах, где падение экономической активности было относительно меньше. Чаще всего такая временная занятость была нелегальной. Большинство россиян, длительное время жившее в социалистическом обществе с его двойной моралью, оказались внутренне готовыми к нелегальным теневым отношениям.
В период становления рыночных отношений, когда институты зарождающейся новой государственной власти были ещё очень слабы, теневая деятельность (производство и реализация товаров и услуг) государственных и частных предприятий значительно выросла. Для выживания предприятий в новых и совершенно непривычных экономических условиях, на первых порах им пришлось выпускать какую-то долю неучтённой продукции и вести двойной учёт. В дальнейшем объёмы официально не учитываемых товаров и услуг всё возрастали и со временем достигли значительных величин.
Описанные процессы в наибольшей степени проявились в депрессивных регионах, бывших в СССР «моноиндустриал ьными гигантами». Это относится и к экономике Ивановской области. Можно выделить 4 фактора, свидетельствующих в пользу того, что доля экономически активного населения Ивановской области, занятого в теневой экономике, выше, чем в среднем по России.
1. Массовая безработица в 90-годы прошлого века. По уровню безработицы Ивановская область в 1998 году занимала 10 место среди 87 субъектов Российской Федерации, пропустив вперед 6 кавказских республик, входящих в Южный федеральный округ, Еврейскую автономную область, Республику Бурятия и Мурманскую область [5]. В 1998 году уровень безработицы в Ивановской области превышал среднероссийский показатель в 1,41 раза, а среди мужского населения - в 1,59 раза. Если в России уровень мужской безработицы в 1998 году превышал уровень женской безработицы в 1,05 раза, то в Ивановской области это соотношение составляет 1,38.
2. Высокий образовательный уровень населения Ивановской области, в том числе и безработных. По численности студентов государственных высших учебных заведений на 10000 человек населения Ивановская область поднялась с 9 места среди субъектов Российской Федерации в 1990 году до 8 места в 2001 го-ДУ [6].
3. Выгодное географическое положение Ивановской области. Город Иваново расположен в 300 километрах от Москвы. Ивановская область граничит с относительно благополучными в экономическом плане Ярославской и Нижегородской областями и имеет хорошо развитое межрегиональное транспортное сообщение.
Доля неучтенной теневой экономики для стран с переходной экономикой оказалась в 2,6 раза выше, чем для стран с развитой экономикой. Высокие показатели неучтенной теневой экономики стран переходного периода могут быть объяснены тем, что в них существенно преобразуется нормативно-правовая база функционирования экономики, меняются собственники, расширяется производство продукции в домашних хозяйствах для продажи и собственного потребления. Кроме этого, ухудшилась и статистическая дисциплина производителей, увели-
чилось их количество, что усложнило сбор информации.
Общепринято мнение, что теневая экономика отрицательно влияет на развитие как национальной, так и региональной экономики. Это связано со следующими основными моментами:
- деформация налоговой и бюджетной сфер;
- искажение мер макроэкономической политики;
- деформация отраслевой структуры экономики;
- деформация структуры потребления;
- снижение эффективности действия рыночного механизма за счет влияния на состояние конкуренции;
- повышение транзакционных издержек;
- ограничение процесса инвестирования.
Теневая экономика оказывает, в ряде случаев, и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, конечно, некриминальной ее части. Швейцарский экономист Дитер Кассел выделил три позитивные функции, которые выполняет теневая экономика в рыночной системе хозяйствования [7]:
1. Функцию «экономической смазки», позволяющей сглаживать перепады в экономическом развитии путём перераспределения ресурсов между официальной экономикой и её теневой составляющей. Это связано с тем, что в период наступления экономического кризиса, когда объёмы производства вынужденно снижаются, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в теневую экономику и возвращаются в легальную после завершения кризиса.
2. Функцию «социального амортизатора», дающего возможность смягчить нежелательные социальные противоречия в обществе между богатыми и бедными, когда неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих слоёв населения.
3. Функцию «встроенного стабилизатора», так как её ресурсы постепенно
перемещаются в наблюдаемую экономику. Теневые доходы используются для закупок товаров, продуктов, работ и услуг не только в теневом, но и в легальном секторе экономики, после чего теневые капиталы становятся неотличимы от легальных. Они облагаются налогами и инвестируются в производственную или финансовую сферу деятельности.
К этому можно еще добавить и другие положительные стороны влияния теневой экономики на состояние и развитие как национальной, так и региональной экономики:
- увеличение ВВП (ВРП);
- предотвращение банкротства предприятий;
- создание стимулов ускорения внедрения результатов НИОКР в легальном секторе экономики;
- самодеятельная «школа бизнеса» для безработного населения;
воспитание «предпринимательской инициативы» бывших наемных работников.
При индикативном планировании развития экономики Ивановской области необходимо принимать в расчет наличие теневой экономики и ее влияние на экономическую ситуацию в регионе, а также управлять процессом перехода ненаблю-
даемой региональной экономики в наблюдаемую.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галинкина С. П. Теневая экономика: мифы и реальность // Безопасность Евразии. 2004. № 2 (16). С. 232-252.
2. Елисеева И. И. Измерение теневой экономической деятельности в России // Безопасность Евразии. 2004. № 2 (16). С. 260-282.
3. Кокшаров А. Черная дыра [Электронный ресурс] // Эксперт. 2000. № 12 (225).
http://expert.ru/expert/2000/12/12ex-shad-l_23895/
4. Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики: постановление Госкомстата РФ от 31.12.1998 №7 (в ред. от 27.06.2005 №36).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: стат. сборник. М.: Росстат. 2002. 863 с.
6. Труд и занятость в России: стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2001. 580 с.
7. Cassel D. Funktionen der Schattenwirtschaft im Koordinationsmechanismus von Markt und Planwirtschaften // ORDO. Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 37. 1986. S. 73-ЮГ
8. Friedman E., Johnson S., Kaufmann D. Dodging the grabbing hand: the determinants of unofficial activity in 69 countries // Journal of Public Economics. 2000. Vol. 76(3). P. 459-493.
9. Schneider F. Shadow Economics and Corruption All Over the World: New Estimates for 145 Countries [Электронныйресурс] //Economics. 2007. N9. URF: www.economics-ejoumal.org/economics/joumalarticles.
Рукопись поступила в редакцию 01.02.2012.
ESTIMATION OF SHADOW ECONOMY VOLUME AND ITS INFLUENCE ON REGION AL DEVELOPMENT
A. Petrov, A. Ilchenko
In the article the basic methods of measurement of shadow economy volume are described. It is shown, that the volume of shadow economy which is not considered by ROSSTAT, makes from 23% to 50% of official size of a gross domestic product. The analysis of shadow economy growth, and also of its influence on region al development is led.
Keywords: shadow economy, measurement, analysis, region al development.