Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОУПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОУПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полушария мозга / межполушарные связи / нейроупражнения / дети.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Юлия Сергеевна

мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление. Для правильного всестороннего развития человека необходима гармоничная, связная работа обоих полушарий мозга — правого и левого, потому как при слаборазвитой одной части целого органа успешное функционирование другой невозможно. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, детей с поведенческими расстройствами и нарушениями речи, ставит перед логопедами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Актуальность решения этой задачи именно в дошкольном детстве объясняется тем, что наиболее интенсивное развитие мозга происходит в течение первых 8 лет жизни. Также нужно учитывать то, что абсолютное большинство школьных методик обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребёнка, поэтому так важно сформировать гармонично функционирующий мозг именно в дошкольном детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОУПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОУПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Родионова Ю.С.

1Родионова Юлия Сергеевна - учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Алёнушка»

Тихорецкий район, Краснодарский край.

Аннотация: мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление. Для правильного всестороннего развития человека необходима гармоничная, связная работа обоих полушарий мозга — правого и левого, потому как при слаборазвитой одной части целого органа успешное функционирование другой невозможно. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, детей с поведенческими расстройствами и нарушениями речи, ставит перед логопедами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Актуальность решения этой задачи именно в дошкольном детстве объясняется тем, что наиболее интенсивное развитие мозга происходит в течение первых 8 лет жизни.

Также нужно учитывать то, что абсолютное большинство школьных методик обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребёнка, поэтому так важно сформировать гармонично функционирующий мозг именно в дошкольном детстве. Ключевые слова: полушария мозга, межполушарные связи, нейроупражнения, дети.

С середины XX века проблема межполушарных взаимодействий стабильно удерживает первое место в исследовательском поле нейронаук. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

Прежде всего, стоит рассмотреть, как работает наш мозг. Выделяют 4 части: левую и правую, переднюю и заднюю. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое-пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим - активно работает правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Получается, что главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.

Что произойдет, если связь левого и правого полушария не будет налажена?

Ребенок будет неверно перерабатывать любую информацию, в том числе сенсорную. Она не будет передаваться координированно от одного полушария к другому. Это приведет к искажению психических функций, проблемам с нормальной физической активностью, неловкости движений, инфантильности, ослаблению познавательного интереса, эмоционально-волевым отклонениям, сложностям в обучении в ДОУ и школе и т.д. Отсутствие слаженности в работе правого и левого полушарий приводит к дисграфии, дислексии, акалькулии (нарушениям процессов письма, чтения, счета). Нам просто необходимо трудиться над единством рабочего процесса головного мозга!

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, межполушарных связей и психических процессов. Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 5-7 лет.

В работе с детьми рекомендовано использовать специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно. Данные упражнения создают условия для улучшения работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Формирование межполушарных связей начинается еще во внутриутробном периоде, когда закладывается вся нейронная основа. Когда же ребенок появился на свет, запускаются механизмы, которые активируют стволовые структуры мозга и межполушарные связи.

От рождения до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Это неотъемлемая часть подготовки к

письму, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. Возможно появление дисграфии (частичное нарушение процесса письма) и дислексии (специфическое нарушение процесса чтения).

В период от 2 до 8 лет происходит активация межполушарных связей. На данном этапе в случае несформированной работы межполушарных связей может наблюдаться: - зеркальное написание букв и цифр; - псевдо леворукость; - логопедические проблемы.

Возраст от 7 до 15 лет считается завершающим этапом в развитии межполушарных связей. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их.

Основная цель развития межполушарных связей, которую преследует учитель-логопед в работе с детьми с ОВЗ - это активизация развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать слухоречевое внимание детей;

- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

- развивать концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию;

- формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве, аналитическое восприятие изображаемого предмета;

- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний.

Принципы занятий.

1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.

2. Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.

3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятельности.

Наиболее оптимальная форма проведения таких занятий - это игра. Игра является ведущей деятельностью, начиная с младенчества, когда появляются предпосылки игры, и до младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Но и в этом возрасте дети продолжают активно играть. Именно в игре проявляются их характер, эмоциональные переживания, умение действовать по правилам. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «неуспеха». Именно в игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки. Желательно выбрать для занятий время в режимных моментах, несколько раз в неделю. Очень важно при этом создать доброжелательную обстановку. При выборе дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Задача заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

В работе рекомендовано использовать комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

1). Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2). Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3). Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Список литературы

1. Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006..

2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А.

Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002.

3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психо лого-педагогические заметки. Практика

«производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.