ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК 37(09)
Н. Н. Мёдова
Лиски
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ 20-30-Х ГГ. XX В. В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГСНТИ 14.09.25 Код ВАК 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реформа образования; философия образования; комплексный подход; возрастные особенности личности; педология.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются актуальные идеи педагогики 20—
30-х гг. прошлого века, которые представляют немалый теоретический и практический интерес в вопросах комплексного развития личности ребенка, становления профессиональной компетентности учителя и развития образовательного пространства в пореформенный период.
N. N. Myodova
Lisky
TOPICALITY OF PEDAGOGICAL IDEAS OF 20-30 -S OF THE XX CENTURY IN THE CONTEXT OF MODERN REFORM OF EDUCATION
KEY WORDS: education reform; philosophy of education; complex approach; age features of a person; pedology.
ABSTRACT. Actual ideas of Pedagogy of 1920—1930 s deserve considerable theoretical and practical interest from the point of view of complex development of personality of a child, formation of professional competence of a teacher and development of educational space in the period of reforms.
Кардинальной проблемой совершенствования системы российского образования является переход на новое содержание, отвечающее современным социально-экономическим потребностям, а также перспективам развития страны. Несмотря на значитель-
ный объем современных педагогических идей, концепций и теорий, а также теорий, апробированных мировым педагогическим опытом, выработка содержания современного российского образования предполагает органическое сочетание прогностического теоретического
© Мёдова Н. Н., 2011
поиска с ретроспективным творчески-критическим осмыслением генезиса и результатов развития мирового историко-педагогического процесса двадцатого столетия.
Анализ основополагающих документов, концепции и структуры Федеральной программы развития образования в России, определяющих политику в сфере образования, выявляет те положения и принципы, основы которых были заложены еще в рамках радикальной и творческой реформы отечественной педагогики 20-х гг. XX в. Созданный тогда научно-теоретический и программно-методический потенциал явно недостаточно проанализирован с новых методологических позиций и слабо используется в современной системе образования.
20-е гг. прошлого века, несомненно, прогрессивный период, связанный с формированием новых философских и психологических основ педагогической теории, несмотря на то, что разработка содержания общего среднего образования осуществлялась в рамках классовых и партийных интересов. Тем не менее, это время зарождения экспериментальной педагогики, которая была способна интегрировать философское психологическое и педагогическое знание.
Одним из выдающихся деятелей народного образования этого периода был педагог, психолог, философ Павел Петрович Блонский, в 1915—1917 гг. обосновавший новую философию образования — педагогику развития личности. Этот принцип становится основополагающим в трудах Павла Петровича. Разработки в этом направлении актуальны сегодня, когда педагогика все отчетливее получает личностно ориентированную направленность и призвана удовлетворить в первую очередь дифференцированные образовательные запросы личности. Рисуя образ школы будущего, Блонский был убежден, что она должна создавать «творца новой человеческой жизни посредст-
вом организации его самовоспитания и самообразования» [2. С. 102].
Вклад Павла Петровича в отечественную педагогику непосредственно связан с его работами, направленными на подготовку реформы системы образования, первоочередными задачами которой он считал научное обоснование проблем воспитания и развитие личности. Заслугой Блонского являются первые составленные им руководства по педагогике. Решительно выступая с критикой старой школы, Павел Петрович боролся за то, чтобы в новой школе нравственность и воспитание носили светский характер. Он высоко оценил искусство как средство развития познавательных способностей ребенка, как орудие формирования его духовного облика, высоких идеалов и эстетического отношения к действительности. П. П. Блонский предлагал реорганизовать систему образования на принципах «народной школы», которая «должна быть местом воспитания народных масс и дать им то, самое необходимое для России, что не может дать ни семья, ни окружающая среда» [1. С. 225— 229]. Он считал, что всякая школа, кроме высшей в любое время должна иметь одну и ту же цель — воспитание человека как человека. Образование на принципах «народной школы» и трудового воспитания отражает во многом немаловажный принцип современного образовательного процесса — массовость и общедоступность того уровня образования, которое в наибольшей мере соответствует индивидуальным интересам, способностям и возможностям личности.
Ставилась Блонским и актуальная сегодня проблема общественно-государственного механизма управления образованием. Блонский выступал новатором, критикуя проекты реформы, основанные либо на патриархальном семейном воспитании (дети — собственность родителей и те делают с ними что хотят), либо на общественном воспитании, базиро-
вавшемся на принципе, что дети представляют собой собственность государства. Блонский предлагал третий вариант: родители, материально обеспеченные государством и ответственные перед обществом, являются воспитателями своих детей.
Взгляды Блонского на демократизацию образовательного процесса (он неоднократно пытался доказать необходимость участия родителей в педагогических советах) жестко критиковались и осуждались учительской общественностью, которая горой стояла за «автономию учителя в школе», где якобы только учителя компетентны в ее делах [3]. И в этой ситуации П. П. Блонский не только не видел какой-либо реформы образования, но и воспринимал подобные явления как настроения «беречь старую школу». Во многом эта позиция объясняется тем, что учительская общественность оказалась в замешательстве: перед ними поставили задачу строить новую школу, но какова она, эта новая школа, им не сказали. Поэтому, как считал Блонский, «вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно внимательных детей создается трудовая школа активных детей и внимательного учителя» [4. С. 75].
Центральным компонентом воплощения этих предложений в рамках реформирования системы просвещения в 20-х гг. стала разработка программы Единой трудовой школы. Концепция нового содержания образования была сформирована научно-педагогической секцией Государственного ученого совета (ГУСа) Наркомпроса под председательством Н. К. Крупской. Это были не предметные, а комплексные программы. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы программ встали на путь пересмотра содержания образования: от предметного построения учебного плана школ к комплексному усвоению знаний, что приво-
дило к определенному нарушению систематического изучения отдельных учебных предметов. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе.
Важнейшие положения этой организации включали в себя: творчески-
преобразующий подход к определению направленности учебно-воспитательного процесса; приоритетность средств познавательной деятельности исследовательского характера над материальной стороной содержания образования; субъект-субъектные отношения педагога и воспитанника; трактовку различных видов и форм трудовой деятельности как ведущего фактора интеграции содержания образования.
Актуален заключенный в программах ГУСа опыт создания дифференцированных программ по отношению к разнообразным типам школ (ФЗС, ШКМ, рабфаки, общеобразовательная городская и сельская), учитывающих местную и национальную специфику, насыщающих образовательный материал мировоззренческими и краеведческими знаниями. Концепция нового содержания образования получила свое воплощение в школьных программах 1922—1927 гг. Автором многих из них, в частности программы для первой ступени обучения и методических руководств для работы с ней в первом классе, являлся П. П. Блонский, который стоял у истоков ГУСа.
Крайне вредным и дилетантским считал Блонский лозунг «Школа должна учить жизни!» и называл его «великой педагогической ложью». Будучи философом и психологом, он утверждал, что «и с точки зрения психологии, и с точки зрения социального идеала, и с точки зрения сущности профессий данного века надо воспитывать ребенка как ребенка и давать ему то, что ему нужно для теперешней, а не будущей жизни» [3. С. 141].
Говоря о необходимости гармоничного сочетания различных воздействий, обеспечивающих полноценное умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие подрастающих поколений, П. П. Блонский особо подчеркивал значение трудового воспитания и политехнического образования для всестороннего развития детей. Содержание обучения в политехнической школе он мыслил как синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, направленного в конечном счете на формирование четкого философского мировоззрения. Блонский считал, что образование только тогда достигнет своей цели, когда оно будет базироваться на закономерностях возрастного развития, согласовываться с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников. Эти взгляды нашли отражение в работах ученого по педологии.
В современной педагогике, с одной стороны, возникает необходимость в получении наиболее полного, комплексного знания о ребенке. В данной ситуации воспроизведение и переосмысление
опыта педологии как интегрированной науки, изучающей возрастное развитие детей в целях их обучения и воспитания, приобретает важнейшее значение. С другой стороны, налицо неспособность обеспечить педагогическую практику специалистами, владеющими этим знанием, которое лишь частично развивается в современной педагогике как синте-тически-антропологическое течение, исследующее многофакторность индивидуального развития человека.
В современных условиях педагогика, психология, физиология, биология далеко шагнули вперед в своем развитии. Однако комплексное изучение ребенка до сих пор должным образом не организовано. Исследования П. П. Блонского в этом отношении представляют несомненную ценность. Многое из того, о чем он в 20—30-х гг. ХХ в. мог только мечтать, становится реальностью. Что-то ушло в историю, но многое до сих пор не потеряло своей актуальности и может быть реализовано в педагогической практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЛОНСКИЙ П. П. Психология как наука о поведении // Психология и марксизм : сб. ст. / под ред. К. Н. Корнилова. Л., 1925.
2. БЛОНСКИЙ П. П. Задачи и методы народной школы // Избр. пед. произв. М., 1961.
3. БЛОНСКИЙ П. П. Мои воспоминания. М., 1971.
4. РУФИН И. П. П. Блонский в его педагогических высказываниях. М., 1928.