Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИЗИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ЛИЦ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИЗИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Артемьев В.П., Полоз Д.А., Свистун А.А., Зинкевич Г.Н.

Article contains a history of formation of the unobstructed environment for access of physically weakened persons in various buildings and constructions, and also problem questions of maintenance of fire safety of the given category of citizens arising on this background.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИЗИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ЛИЦ»

УДК 614.841.33

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФИЗИЧЕСКИ

ОСЛАБЛЕННЫХ ЛИЦ

Артемьев В.П., Полоз Д.А., Свистун A.A., Зинкевич Г.Н.

Article contains a history of formation of the unobstructed environment for access of physically weakened persons in various buildings and constructions, and also problem questions of maintenance of fire safety of the given category of citizens arising on this background.

(Поступила в редакцию 30 марта 2008 г.)

В настоящий момент численность населения Республики Беларусь превышает 9 млн 700 тыс. человек [1]. В это число входит и такая категория граждан, как физически ослабленные лица. К ним относятся люди с ограниченными возможностями здоровья, а именно: инвалиды, больные-хроники, травмированные, престарелые, беременные, взрослые с маленькими детьми на руках и в колясках [2-5].

Большинство физически ослабленных лиц испытывает затруднения при самообслуживании и передвижении. Некоторые из них нуждаются во вспомогательных средствах передвижения (трости, костыли, ходилки) или в специальной инвалидной технике (кресла-коляски и т. д.). В наиболее тяжелом положении находятся те физически ослабленные лица, которые вообще не могут существовать без постоянной помощи других людей (перенесшие высокую ампутацию конечностей, паралитики, глубокие старики и т. д.). Самыми беззащитными и беспомощными физически ослабленными лицами являются инвалиды и престарелые. Данные люди не всегда могут принимать быстрые и правильные решения, связанные с обеспечением их собственной безопасности, особенно в случае возникновения пожара или какой-либо другой чрезвычайной ситуации, что делает проблему обеспечения их пожарной безопасности достаточно актуальной [3-5].

Большинство физически ослабленных лиц проживает под присмотром родных и близких, опекунов, друзей и знакомых. При этом они живут, работают, отдыхают, совершают поездки и покупки там же, где и все остальное население. Зачастую среда обитания, такая безопасная и удобная для здоровых людей, создает для физически ослабленных лиц препятствия, не позволяющие им свободно передвигаться, перемещаться и т. д., что существенно ограничивает процесс их жизнедеятельности. Это в очередной раз подчеркивает актуальность создания для данной категории граждан безбарьерной среды как способа, позволяющего минимизировать данные ограничения.

К осознанию проблемы создания безбарьерной среды за рубежом пришли сразу после Второй мировой войны в связи с появлением большого количества людей с различными физическими и психическими нарушениями, в том числе и инвалидов.

В начале 1950-х гг. в Совете Европы начала работать комиссия, занимающаяся решением вопросов по созданию среды обитания, соответствующей потребностям людей с ограниченными возможностями. Ею было принято решение о проектировании и оборудовании зданий, доступных для инвалидов. В конце 1950-х гг. во многих развитых странах Западной Европы, в Северной Америке, Канаде и Австралии общественными организациями инвалидов были разработаны рекомендации для организаций, имеющих отношение к разработке норм проектирования окружающей среды и зданий с учетом доступности для инвалидов. В соответствии с этими рекомендациями начали появляться и, что очень важно, официально узакониваться нормы по проектированию безбарьерной среды.

Первые нормы по обеспечению требований инвалидов по доступности зданий и возможности пользования различными их помещениями разработаны в США в 1959-1961 гг. Этот документ стал основой для разработки аналогичных норм в других странах мира и привлечения внимания к проблемам инвалидов в целом. В 1960-1970-х гг. нормы и стандарты, регламентирующие архитектурную деятельность и обеспечивающие требования инвалидов (прежде всего передвигающихся на креслах-колясках), появились в Дании (1960), Швейцарии (1963), Канаде (1965), Франции (1966), Великобритании (1967), Австралии, Бельгии и Нидерландах (1968), Финляндии и Швеции (1969), Германии (1972). Практически все разработанные в это время нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов.

В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают требования не только инвалидов-колясочников, но и всех остальных категорий физически ослабленных лиц [6].

Первые планировочные рекомендации по проектированию безбарьерной среды в СССР были разработаны в конце 1980-х гг. На их основе были издан документ [7], в котором впервые были обобщены требования, обеспечивающие беспрепятственное передвижение инвалидов в местах общественного пользования.

Дальнейшая работа в данном направлении позволила сформировать комплекс градостроительных и архитектурно-строительных нормативов, позволяющий при пространственно-планировочной организации жилых территорий и проектировании отдельных зданий и сооружений обеспечивать базовые требования к среде для передвижения инвалидов, престарелых и других физически ослабленных лиц.

В данный комплекс вошли документы:

[8], которые распространились на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и определили общие требования по территориальному размещению объектов обслуживания, организации входных групп в здания, включая зоны хранения средств передвижения, а также к объемно-планировочным решениям жилых и общественных зданий и помещений;

[9], которые распространились на проекты планировки и застройки населенных мест, строительство новых и реконструкцию эксплуатируемых жилых и общественных зданий и в отличие от [8] распространились также на проектирование специализированных жилых зданий и специализированных учреждений обслуживания;

[2, 10, 11], а также разработанные позже [12, 13], в которых присутствуют требования по организации путей передвижения с учетом потребностей инвалидов и других физически ослабленных лиц.

Выполненная Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь работа направлена на создание безбарьерной среды с целью обеспечения физически ослабленным лицам свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, что соответствует требованиям [14].

Анализ изменений [2, 10, 11] и последующая разработка [12, 13] свидетельствует об активном продолжении работы по созданию условий, которые предполагают удобный и легкий доступ физически ослабленных лиц в здания различного назначения. Итогом работы по созданию безбарьерной среды можно считать строительство объектов, полностью соответствующих требованиям [2, 12, 13]. К сожалению, наряду с созданием безбарьерной среды для физически ослабленных лиц в технических нормативных правовых актах, регламентирующих требования к путям эвакуации [16, 17], расчету времени эвакуации людей [15-17], не учтены индивидуальные особенности физически ослабленных лиц. На

сегодняшний день до конца не ясно, как правильно производить расчет времени эвакуации людей из помещений и зданий с массовым пребыванием людей, в которых может находиться значительное количество физически ослабленных лиц. Вряд ли процесс эвакуации большого количества людей, среди которых значительная часть людей являются физически ослабленными лицами, аналогичен процессу эвакуации нормальных здоровых людей. Эти моменты на сегодняшний день остаются без внимания. Требования и подходы [15-17] не учитывают нахождение в зданиях и сооружениях различного назначения данной категории граждан и по этой причине не могут быть использованы в качестве документов, регламентирующих расчет времени эвакуации людей при наличии среди них физически ослабленных лиц.

Остальная часть инвалидов и престарелых людей живет и получает необходимую им помощь в государственных учреждениях социального обслуживания. Данные учреждения представляют собой целую сеть объектов, предназначенных специально для обслуживания этой категории граждан. Они обеспечивают лечение, медицинскую реабилитацию, обучение, отдых, досуг и проживание физически ослабленных лиц. В Республике Беларусь одних только домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе и для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, насчитывается более 70. На территории только одной Минской области их имеется 13. На содержание данных учреждений, в том числе на обеспечение их пожарной безопасности, как в Республике Беларусь, так и в других странах СНГ затрачиваются огромные средства, но, невзирая на это, на этих объектах происходят пожары.

12 октября 2003 г. в Республике Беларусь в д. Рандиловщина Дятловского района Гродненской области в Козловщинском доме-интернате для психоневрологических больных произошел пожар. В результате данного пожара погиб 31 человек.

29 декабря 2005 г. в России в н.п. Дмитровский Погост Шатурского района Московской области произошел пожар в психоневрологическом доме-интернате. В результате пожара 7 человек погибли, еще 12 получили ожоги и травмы.

8 января 2006 г. в Таджикистане в г. Душанбе произошел пожар в доме-интернате для детей-инвалидов. В результате пожара 13 детей погибли, более 60 получили ожоги и отравление продуктами горения различной степени тяжести.

20 марта 2007 г. в России в станице Камышеватская Ейского района Краснодарского края произошел пожар в доме-интернате для престарелых и инвалидов. В результате пожара погибли 95 человек, из них в огне - 62 человека.

21 июня 2007 г. в России в Екатерининском доме-интернате для престарелых, расположенном в Тарском районе Омской области, произошел пожар. В результате пожара 10 человек погибли, еще 7 были госпитализированы в лечебные учреждения.

6 ноября 2007 г. в Тульской области в России произошел пожар в доме-интернате для престарелых. В огненной ловушке сгорели 27 человек.

Из приведенных примеров видно, что пожары в данных учреждениях нередко сопровождаются гибелью большого числа пребывающих в них людей. Это объясняется в первую очередь тем, что не все физически ослабленные лица в случае возникновения пожара могут оградить и защитить себя от воздействия его опасных факторов (пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода) и своевременно эвакуироваться в безопасное для их жизни и здоровья место.

Последствия пожаров на объектах социального обслуживания населения, и в том числе гибель людей, требует коренным образом изменить отношение к содержанию данных учреждений и обеспечению безопасности людей, создать условия для своевременной,

беспрепятственной и безопасной эвакуации физически ослабленных лиц в случае возникновения пожара. Сделать это можно лишь в случае беспрекословного выполнения требований, обозначающих то, что каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей на объекте [15].

Как уже отмечалось, в сравнении с физически здоровыми людьми, составляющими большую часть населения, физически ослабленные лица не всегда могут двигаться самостоятельно. В силу тех или иных причин их скорость движения, поведение, понимание окружающей обстановки, принятые решения и многое другое может значительно отличаться от аналогичных характеристик здорового человека, при этом они не всегда осознают в полной мере угрозу для их жизни и здоровья.

В связи с этим напрашивается вывод о том, что процесс эвакуации физически ослабленных лиц при пожаре из помещений и зданий представляет собой более сложный и значительно отличающийся процесс по сравнению с эвакуацией физически здоровых людей. Поэтому, на наш взгляд, необходимо провести целый ряд научных исследований, результаты которых необходимо учесть при разработке новых и пересмотре существующих технических нормативных правовых актов, регламентирующих требования к обеспечению пожарной безопасности физически ослабленных лиц [15-18], соответствие параметров путей эвакуации требованиям, предъявляемым к ним в [16, 17], методику расчета времени вынужденной эвакуации данной категории граждан из зданий при пожаре, для чего необходимо тщательно изучить особенности движения и поведения этих людей.

Все это подчеркивает актуальность необходимости дальнейшего детального изучения содержания и требований нормативных документов, касающихся обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для постоянного и временного нахождения в них физически ослабленных лиц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Половозрастная структура населения Республики Беларусь и областей на 1 января 2008 года и среднегодовая численность населения за 2007 год. - Минск: М-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2008. - 76 с.

2. Общественные здания и сооружения: СНиП 2.08.02-89*. - Взамен СНиП 2.08.02-85; введ. 01.01.90.-М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. - 28 с.

3. Беларусь: среда для человека: Нац. отчет о человеческом развитии / ООН / ПРООН. - Минск, 1996. - 216 с. - Региональный проект ПРООН RER / 95 / 02С.

4. Лазовская, H.A. Функционально-пространственная организация центров реабилитации инвалидов: дис. ... канд. архитектур, наук / H.A. Лазовская. - Минск, 2000. - 155 л.

5. Лазовская, H.A. Доступность среды как норма жизни / H.A. Лазовская, А.П. Мазаник // Архитектура и строительство. - 2003. - № 4. - С. 25-34.

6. Государственная социальная поддержка: численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду и социальной защите по состоянию на 01.07.2007 // М-во труда и соц. защиты [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/gsp/chislinv. -Дата доступа: 10.12.2007.

7. Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов. СНБ 3.03.02-97. - Введ. 01.07.97. - Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 1997. - 34 с.

8. Обеспечение условий для передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, при разработке проектов планировки и застройки жилых районов и микрорайонов, а также жилых и

общественных зданий в Белорусской ССР. РСН 70-90. - Введ. 01.07.90. - Минск: ЦИНТ Госстроя БССР, 1990. - 56 с.

9. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. ВСН 62-91. - Введ. 01.07.91. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1991. - 8 с.

10. Жилые здания: СНиП 2.08.01-89. - Взамен СНиП 2.08.01-85; введ. 01.01.90. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. - 24 с.

11. Административные и бытовые здания: СНиП 2.09.04-87. - Взамен СНиП П-92-76; введ. 01.01.89.-М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988.-31 с.

12. Административные и бытовые здания: СНБ 3.02.03-03. - Введ. 01.07.03. - Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2003. - 26 с.

13. Жилые здания: СНБ 3.02.04-03. - Введ. 01.07.03. - Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2003. - 22 с.

14. Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1589.

15. Пожарная безопасность. Общие требования: ГОСТ 12.1.004 - 91. - Введ. 01.07.92. - М.: Комитет стандартизации и метрологии СССР, 1991. - 88 с.

16. Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре: СНБ 2.02.02-0Г. - Введ. 01.07.02. -Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2002. - 28 с.

17. Здания и сооружения. Эвакуационные пути и выходы. Правила проектирования: ТКП 45-2.02-22-2006 (02250). - Введ. 01.07.06. - Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2006.-46 с.

18. Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для организаций социального обслуживания: ППБ 2.25-2004. - Минск, 2004. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.