Научная статья Original article УДК 005.95/.96
DOI 10.55186/26584964_2022_5_4_1
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
THE RELEVANCE OF PROVIDING THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX WITH HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN THE FIELD OF MANAGEMENT AND ADMINISTRATION
Соломенникова Юлия Николаевна, студент 4 курса кафедры «Водные и наземные экосистемы», ИФБиБТ, Сибирский Федеральный Университет, Красноярск, Россия, e-mail: ylia. solomennikowa@yandex. ru Научные руководители:
1. Шпедт Александр Артурович, доктор сельскохозяйственных наук, доцент, врио директора ФИЦ КНЦ СО РАН, Сибирский Федеральный Университет, Красноярск, Россия, e-mail: [email protected]
2. Трубников Юрий Николаевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, директор КрасНИИСХ, Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия, e-mail: trubnikov [email protected]
Solomennikova Yulia Nikolaevna, 4th year student, Department of Aquatic and Terrestrial Ecosystems, IFB&BT, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: ylia. [email protected] Academic Supervisors:
2463
1. Spedt Alexander Arturovich, doctor of agricultural sciences, assistant professor, acting director of Federal Research Center "Krasnoyarsk Scientific Center Siberian Branch of the RAS », Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: [email protected]
2. Trubnikov Yury Nikolayevich, doctor of agricultural sciences, professor, director of Krasnoyarsk Research Institute of Agriculture, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: trubnikov 124@yandex. ru
Аннотация: Решение проблем, связанных с политической ситуацией и поэтому резко обострившейся проблемой импортозамещения на отечественном агропромышленном рынке задач возможно лишь при условии технологической модернизации и инновационного развития аграрного сектора экономики, основанных на последних научных достижениях. В современных условиях производственная деятельность и рыночные отношения требуют развития теории оперативного и упреждающего управления предприятием, необходимы высококвалифицированные кадры специалистов и, прежде всего, с высшим аграрным образованием не только в сфере производства, но и в сфере управления предприятием и менеджмента. Результаты анализа социально-экономического развития агропромышленного сектора последних лет показывают [7], что в России пока применяются устаревшие и часто неэффективные технологии сельскохозяйственного производства, нерентабельные и трудоемкие организационно-управленческие методы и формы. Нет налаженного взаимодействия предприятий реального сектора АПК и инноваторов по причине отсутствия отработанных механизмов внедренческой деятельности, системы научно-технической информации и информирования. Это влечет за собой стагнацию в развитии отраслей комплекса, ведет к росту трудоемкости, себестоимости и низким количественным и качественным показателям продукции, что противоречит эффективному социально-экономическому развитию сельской местности,
2464
снижает качество жизни не только на селе, но и в масштабах страны. Целью автора статьи является рассмотрение актуальности проблемы подготовки квалифицированных специалистов аграрного профиля и лидеров современного аграрного производства.
Abstract: Solving the problems associated with the political situation and therefore sharply exacerbated problem of import substitution in the domestic agro-industrial market tasks is possible only with the technological modernization and innovative development of the agricultural sector of the economy, based on the latest scientific advances. In modern conditions of production activity and market relations require the development of the theory of operational and proactive management of the enterprise, highly qualified personnel of specialists and, above all, with higher agrarian education not only in production but also in the field of enterprise management and management are needed. The results of the analysis of socioeconomic development of the agro-industrial sector in recent years show [7] that Russia still uses outdated and often inefficient agricultural production technologies, unprofitable and labor-intensive organizational and managerial methods and forms. There is no well-established interaction between enterprises of the real sector of agriculture and innovators due to the lack of tested mechanisms of implementation activities, the system of scientific and technical information and information. This leads to stagnation in the development of branches of the complex, increases labor intensity, production costs and low quantitative and qualitative indicators of production, which contradicts the effective socio-economic development of rural areas, reduces the quality of life not only in rural areas, but also in the whole country. The purpose of the article is to consider the relevance of the problem of training qualified agricultural specialists and leaders of modern agricultural production.
Ключевые слова: АПК, модернизация, инновационное развитие, развитие аграрного сектора, управление предприятием, менеджмент, высококвалифицированные кадры, подготовка специалистов, технологии производства, внедренческая деятельность, стагнация
2465
Key words: agroindustrial complex, modernization, innovative development, development of the agricultural sector, enterprise management, management, highly qualifiedpersonnel, training of specialists, production technology, implementation activities, stagnation
На сегодня развитие агропромышленного комплекса - один из основных приоритетов социально-экономической политики государства. Ее основная стратегическая задача - формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность всей страны и наращивающего экспорт сельхозяйственной продукции [11].
Сельское хозяйство Российской Федерации на сегодняшний день столкнулось с новыми трудностями, связанные с политической ситуацией и поэтому резко обострившейся проблемой импортозамещения на отечественном агропромышленном рынке. Российская Федерация вынужденно включилась в санкционный обмен с Евросоюзом и США, сгенерировав и реализовав известные программы импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Экспорт зерновых с начала текущего сельскохозяйственного сезона (длится с июля 2020 г. по июнь 2021 г.) по январь составил 34,3 млн т - это на 25% больше аналогичного периода прошлого года, что является позитивным показателем конкурентной борьбы отечественных производителей на глобальном рынке сельхозпродукции [9].
Эти факторы дают понять, насколько важны задачи по ускоренному и экономически эффективному развитию и всей системы российского агропромышленного комплекса. Решение упомянутых задач возможно лишь при условии технологической модернизации и инновационного развития аграрного сектора экономики, основанных на последних научных достижениях. Чтобы с успехом реализовать на практике вышеизложенные цели аграрной политики, необходимы высококвалифицированные кадры
2466
специалистов и, прежде всего, с высшим аграрным образованием не только в сфере производства, но и в сфере управления предприятием и менеджмента. Учитывая это обстоятельство, Минсельхоз России подготовил проект «Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 гг.» [11]. В проекте Стратегии говорится, что негативные тенденции современного положения кадрового обеспечения отраслей АПК раскрывают следующие факты:
• Идет неизменное старение кадров: среди докторов наук более 40% имеет возраст старше 65 лет; третья часть преподавательского корпуса имеет пенсионный возраст. Лишь 22% - моложе 35 лет.
• Значительная часть преподавателей вузов до сих пор имеет низкую заработную плату, что не позволяет привлечь талантливую молодежь
• Постоянно снижается уровень квалификации менеджмента аграрных предприятий: сегодня высшее профессиональное образование имеют 69 % руководителей и 46 % специалистов, одновременно увеличивается доля руководителей без специального образования.
В агропромышленном комплексе регионов России длительное время прослеживается тенденция к снижению числа занятых, поскольку на фоне остальных отраслей национальной экономики сельское хозяйство остается неконкурентоспособной и малопривлекательной отраслью. Данная ситуация наблюдается как в стране в целом, так и в Красноярском крае, в частности (таблица 1) [5,6]. Проблема развития кадрового обеспечения в сельском хозяйстве не только Красноярского края, но и всех регионов страны всегда находилась на критическом уровне.
Таблица 1 - Показатели занятости в агропромышленном комплексе
Красноярского края [5].
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
2467
Численность занятых в с/х, тыс. чел. 113,6 112,4 107,8 106,4 106,5
Доля от общей численности занятых, % 7,9 7,9 7,6 7,6 7,6
Средняя з/в в отрасли, руб. 13103 14430 17739 20088 21167
Доля от средней з/п по краю, % 51 49,1 52,3 55,8 55,8
Эти обстоятельства требуют от системы не только ревизии технологий и методик производства и переработки сельхозпродукции, но и ревизии качества подготовки специалистов, обеспечивающих экономический рост АПК на всех уровнях. Проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК может и должна решаться на основе дифференциального подхода с формированием у слушателя необходимых компетенций, которые должны быть динамичными, то есть должны обновляться и детализироваться под каждый сегмент АПК с учетом реализуемых государственных программ и стратегий.
Результаты анализа социально-экономического развития агропромышленного сектора последних лет показывают [7], что в России пока применяются устаревшие и часто неэффективные технологии сельскохозяйственного производства, нерентабельные и трудоемкие организационно-управленческие методы и формы. Нет налаженного взаимодействия предприятий реального сектора АПК и инноваторов по причине отсутствия отработанных механизмов внедренческой деятельности, системы научно-технической информации и информирования. Отсутствует апробированная эффективная схема взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. Крайне низкая инновационная активность в АПК также с не эффективным организационно-экономическим механизмом освоения инноваций [3]. Это влечет за собой стагнацию в развитии отраслей
2468
комплекса, ведет к росту трудоемкости, себестоимости и низким количественным и качественным показателям продукции, что противоречит эффективному социально-экономическому развитию сельской местности, снижает качество жизни не только на селе, но и в масштабах страны.
В системе управления АПК наблюдаются такие тенденции как [2]: неэффективное взаимодействие научных учреждений с внедренческими структурами, ведомственная разобщенность;
1. дефицит квалифицированных кадров в сельском хозяйстве
2. отсутствие государственной инновационной стратегии
3. отсутствие системы управления и
4. координации инновационной деятельности на государственном уровне;
5. неподготовленность кадрового состава агропромышленного сектора в области инновационного менеджмента.
Для аграрного сектора экономики характерен низкий уровень профессионального образования кадров. Профессионально -квалификационный состав кадров АПК на сегодняшний момент не соответствует задачам формирования эффективного, конкурентоспособного производства. Доля лиц без профессионального образования значительна и составила в 2019 году — 28,7%, при этом в сельскохозяйственном производстве — 30,2%, в пищевой и перерабатывающей промышленности — 25,6%, в организациях по обслуживанию сельского хозяйства — 19,3%, в сельском строительстве — 30,5% [11].
Понимание сложившейся ситуации требует реализации более системных мер по обеспечению Российского АПК кадрами высококвалифицированных специалистов и, в первую очередь, с высшим образованием. Дальнейшее позитивное развитие системы агропромышленного комплекса невозможно без наличия трудоспособных,
2469
квалифицированных, обладающих современными профессиональными компетенциями аграрных специалистов.
Сегодня в агропромышленном комплексе недостаточно развита вертикальная цепочка управления - государственные органы управления не всегда учитывают интересы аграрных предприятий, недостаточно эффективно налажено горизонтальное взаимодействие на макро- и мезоуровнях. Все методы управления взаимосвязаны, т.е. образуют единую систему и учитывают одновременно организационный и экономический интерес, материальное и моральное стимулирование, социально-психологические факторы
Современное управление экологической экосистемой представляет собой универсальный процесс, выполняющий несколько взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, направленные на формирование и достижение цели. Однако управление в большей степени представляет собой программно-целевое планирование и содержит комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Всякое распорядительство должно обосновываться точным экономическим расчетом и подкрепляться экономической и моральной (социальной) заинтересованностью, а экономические и социальные мероприятия разрабатываются и внедряются административным аппаратом управления через систему организационно-распорядительных методов.
2470
Только в совокупности методы управления создают условия и предпосылки для наиболее эффективного управления в агропромышленном секторе. Руководители всех уровней в современных условиях должны уметь владеть всем комплексом методов управления, осуществлять правильный выбор и применять конкретно те методы, которые в рыночной экономике обеспечивают максимальную их эффективность.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия нацелена на решение следующих задач [4]:
- обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации; - воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства;
-устойчивое развитие сельских территорий;
-повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инновационной привлекательности отрасли;
-обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК
-развитие производственного потенциала.
Очевидно, что для реализации вышеуказанных задач потребуются специалисты с высшим специальным образованием, так как необходим определенный научный уровень исполнителя. Поэтому и становится актуальной проблема подготовки квалифицированных специалистов аграрного профиля и лидеров современного аграрного производства. В современных условиях производственная деятельность и рыночные отношения требуют развития теории оперативного и упреждающего
2471
управления предприятием. Однако оперативный менеджмент до настоящего времени не нашел должного отражения в научной литературе и не имеет достаточного развития и практического использования в производственной практике.
Несмотря на необходимость повышения уровня управления производством, качества продукции и производительности труда, системы оперативного менеджмента до настоящего времени с трудом реализуются на практике, что в значительной мере объясняется недостаточным объемом научных поисковых и прикладных исследований в этой предметной области. Для комплексного понимания и эффективной реализации теории менеджмента, имеющей междисциплинарный характер исследований, в практической деятельности, и тем более в отраслях АПК, необходимо располагать разнообразными знаниями. Реализация таких научных и практических задач возможна только в рамках всестороннего использования системного подхода [1].
Необходима модернизация цели, задач и инструментов работы. Аграрное ДПО должно стать драйвером развития АПК, что означает переориентацию с роли инструмента ресурсного кадрового обеспечения АПК на позицию генератора качественных изменений, технологического обновления и экспертного сопровождения развития агропромышленного комплекса, развития сельских территорий и сохранения сельской культуры
[9].
Сегодня важно понимать, что в существующих экономических условиях необходимы нестандартные решения, направленные на качественное развитие высшего аграрного образования. Каждая отрасль уникальна, имеет присущие только ей структуру, технические и экономические характеристики, соотношение конкурентных сил. Соответственно в стратегическом развитии отраслей необходимо искать новые подходы в управлении, строить и реализовывать перспективные планы, ориентированные на достижение
2472
конкурентных преимуществ не только в настоящий момент, но и в долгосрочной перспективе.
Дифференциация и многосложность сельскохозяйственного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиление роли государства в стимулировании инноваций.
Один из перспективных методов преодоления сложившегося положения с профессиональными кадрами в АПК - это создание и реализация государственной кадровой политики аграрного сектора. Необходимо проводить мероприятия по поддержке компетентных молодых специалистов и их для трудоустройства в сельской местности.
Разработка, апробация и использование в учебном процессе дифференцированных компетенций позволяют осуществлять подготовку специалистов, «вооруженных» современным знанием, учитывающих при решении производственных задач разного уровня влияние факторов, свойства и особенности системы или фона, на котором реализуются производственные процессы.
Все вышеперечисленное будет способствовать построению социально-экономической системы, создающей дополнительное количество рабочих мест, увеличению количества общественного продукта и тем самым удовлетворению материальных и социальных потребностей населения. Один из перспективных методов преодоления сложившегося положения с профессиональными кадрами в АПК - это создание и реализация государственной кадровой политики аграрного сектора. Следует готовить кадры, непосредственно давая целевые направления, тогда и учеба будет бюджетной для студента и поселок не останется без квалифицированного работника.
2473
Список литературы
1. Антипичева Е. Е., Васильцов В. С. Развитие менеджмента в АПК //Редакционная коллегия. - 2021. - С. 285.
2. Анухина К. С., Бурова И. А., Киркорова Л. А. Проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса на современном этапе //Редакция. - С. 36.
3. Быстрова О. И. Формирование инновационной экономики апк региона //Инновационные тенденции развития российской науки. - 2020. - С. 210213.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717).
5. Далисова Н. А., Рожкова А. В., Степанова Э. В. Формирование кадрового потенциала для инновационного развития АПК кластера экспортной ориентации //Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2020 - С. 364-367.]
6. Красноярский краевой статистический ежегодник [Электронный ресурс]: статистический сборник. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru.
7. Криничная Е. П. Детерминантные проблемы развития сельского хозяйства в России //Вестник аграрной науки. - 2021. - №. 2 (89). - С. 137145.
8. Лысоченко А. А. Стратегический менеджмент в региональных системах управления отраслей экономики и оценка их развития //Вестник Академии знаний. - 2021. - №. 1 (42). - С. 212-217.
2474
9. Минаков И. А. Современная аграрная политика: направления и результаты //Совет научных редакторов. - 2021. - Т. 1. - №. 64. - С. 2021148.
10. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от
31.12.2020) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 32. - ст. 4549.
11. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. // МСХ РФ (2017). URL: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf (дата обращения
08.09.2021).
12. Човган Н. И. Финансовый менеджмент агрохолдингов // В сборнике: Проблемы и решения современной аграрной экономики XXI международная научно-производственная конференция. - 2017. - С. 254255.
13. Шафиров В. Г., Можаев Е. Е. Проблемы и приоритетные направления совершенствования аграрного дополнительного профессионального образования //Ректор вуза. - 2019. - №. 6. - С. 24-29.
Bibliography
1. Antipicheva E. E., Vasiltsov V. S. Development of management in the agro-industrial complex // Editorial board. - 2021. - S. 285.
2. Anukhina K. S., Burova I. A., Kirkorova L. A. Problems of innovative development of the agro-industrial complex at the present stage //Editor. - S. 36.
3. Bystrova O. I. Formation of the innovative economy of the agro-industrial complex of the region // Innovative trends in the development of Russian science. - 2020. - S. 210-213.
2475
4. State program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020. (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717).
5. Dalisova N. A., Rozhkova A. V., Stepanova E. V. Formation of personnel potential for the innovative development of the agro-industrial complex of the export-oriented cluster // Science and education: experience, problems, development prospects. - 2020 - S. 364-367.]
6. Krasnoyarsk regional statistical yearbook [Electronic resource]: statistical collection. / Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnoyarsk Territory, the Republic of Khakassia and the Republic of Tyva. -Access mode: http://krasstat.gks.ru.
7. Krinichnaya E. P. Determinant problems of agricultural development in Russia // Bulletin of agrarian science. - 2021. - no. 2 (89). - S. 137-145.
8. Lysochenko A. A. Strategic management in regional management systems of economic sectors and assessment of their development // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - no. 1 (42). - S. 212-217.
9. Minakov I. A. Modern agrarian policy: directions and results // Council of scientific editors. - 2021. - Vol. 1. - No. 64. - S. 2021148.
10. Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717 (as amended on December 31, 2020) "On the State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 32. - Art. 4549.
11. Strategy for the development of agricultural education in the Russian Federation until 2030 // Ministry of Agriculture of the Russian Federation (2017). URL: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf (accessed 08.09.2021).
2476
12. Chovgan N. I. Financial management of agricultural holdings // In the collection: Problems and solutions of the modern agrarian economy XXI international scientific and production conference. - 2017. - S. 254-255.
14. Shafirov V. G., Mozhaev E. E. Problems and priority directions of improving agrarian additional professional education // Rector of the university. - 2019. -no. 6. - S. 24-29.
© Соломенникова Ю.Н., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.
Для цитирования: Соломенникова Ю Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖЕНТА// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №4/2022
2477