Научная статья на тему 'Актуальность негэнтропийного мышления и деятельности человека'

Актуальность негэнтропийного мышления и деятельности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГЭНТРОПИЯ / НЕГЭНТРОПИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭНТРОПИЙНАЯ ТЕХНИКА / НЕГЭНТРОПИЙНАЯ ТЕХНИКА / ВОСПИТАНИЕ НЕГЭНТРОПИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тетиор А.Н.

Важнейшей проблемой взаимодействия человека и природы, приведшей к глобальному кризису, является принципиальное отличие большинства созданных и создаваемых человеком технологий и объектов техники от природных. Оно заключается в энтропийности большинства решений, созданных человеком, и в негэнтропийности живой природы. Энтропия мера беспорядка системы; это хаос, саморазрушение и саморазложение. Живая природа противостоит энтропии. Самоорганизация и саморегуляция природных систем направлены на достижение равенства нулю их энтропии. Большинство созданных человеком технических устройств существует за счет понижения уровня организованности окружающей среды. Человечество, состоящее из групп людей разного уровня развития и цивилизованности, ставит эксперимент на себе: оно демонстрирует, кто нанес наибольший ущерб природе при росте удовлетворения потребностей, и кто сохранил природу при достаточном для выживания уровне их удовлетворения. Только небольшие народности с негэнтропийным мышлением сохранили природу. Негэнтропийное мышление предполагает глубокое уважение к природе, осознание глубинной связи человека с природой («Все живое едино. Земля наша мать...»), запрет на изменения, вносимые человеком. Оно может быть результатом воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF MAN'S NEGENTROPIC THINKING AND ACTIVITY

The essential problem of the interaction between man and nature, which led to the global crisis, is the most fundamental difference between established and emerging man technologies and facilities from natural techniques. It is entropy of most solutions created by humans, and in negentropy of wildlife. Entropy is a measure of the disorder of a system; it is chaos, self-destruction and self-decomposition. Self-organization and self-regulation of natural systems aimed at achieving equality to zero their entropy. Most technical devices exist at the expense of lowering environmental organization of environment. Humanity, consisting of groups of people at different levels of development and civilization, puts an experiment on yourself: it demonstrates who caused the greatest damage to nature with the growth needs and who retains the nature with enough to survive the level of their satisfaction. Only a small nations with negentropic thinking preserved nature. Negentropic thinking implies a deep respect for nature, awareness of the deep relationship of man and nature ("all life is one. The Earth is our mother ..."), the ban on changes made by man. It may be the result of education.

Текст научной работы на тему «Актуальность негэнтропийного мышления и деятельности человека»

PHILOSOPHICAL

АКТУАЛЬНОСТЬ НЕГЭНТРОПИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Тетиор А.Н.

докт. техн. наук, профессор, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва

RELEVANCE OF MAN'S NEGENTROPIC THINKING AND ACTIVITY

Tetior A.

Dr. Sc., Professor, K.А. Timirjasev Agricultural Academy, Moscow

АННОТАЦИЯ

Важнейшей проблемой взаимодействия человека и природы, приведшей к глобальному кризису, является принципиальное отличие большинства созданных и создаваемых человеком технологий и объектов техники от природных. Оно заключается в энтропийности большинства решений, созданных человеком, и в негэнтропийности живой природы. Энтропия - мера беспорядка системы; это - хаос, саморазрушение и саморазложение. Живая природа противостоит энтропии. Самоорганизация и саморегуляция природных систем направлены на достижение равенства нулю их энтропии. Большинство созданных человеком технических устройств существует за счет понижения уровня организованности окружающей среды. Человечество, состоящее из групп людей разного уровня развития и цивилизованности, ставит эксперимент на себе: оно демонстрирует, кто нанес наибольший ущерб природе при росте удовлетворения потребностей, и кто сохранил природу при достаточном для выживания уровне их удовлетворения. Только небольшие народности с негэнтропийным мышлением сохранили природу. Негэнтропийное мышление предполагает глубокое уважение к природе, осознание глубинной связи человека с природой («Все живое едино. Земля - наша мать...»), запрет на изменения, вносимые человеком. Оно может быть результатом воспитания.

ABSTRACT

The essential problem of the interaction between man and nature, which led to the global crisis, is the most fundamental difference between established and emerging man technologies and facilities from natural techniques. It is entropy of most solutions created by humans, and in negentropy of wildlife. Entropy is a measure of the disorder of a system; it is chaos, self-destruction and self-decomposition. Self-organization and self-regulation of natural systems aimed at achieving equality to zero their entropy. Most technical devices exist at the expense of lowering environmental organization of environment. Humanity, consisting of groups of people at different levels of development and civilization, puts an experiment on yourself: it demonstrates who caused the greatest damage to nature with the growth needs and who retains the nature with enough to survive the level of their satisfaction. Only a small nations with negentropic thinking preserved nature. Negentropic thinking implies a deep respect for nature, awareness of the deep relationship of man and nature ("all life is one. The Earth is our mother ... "), the ban on changes made by man. It may be the result of education.

Ключевые слова: негэнтропия, негэнтропийное мышление, энтропийная техника, негэнтропийная техника, воспитание негэнтропийного мышления.

Keywords: negentropy, negentropic thinking, entropic technique, negentropic technique, education of negentropic thinking.

Дерево гонит кровь по нашим жилам. Растут травы,

Находясь в опасной среде, голый и не имею- течет вода, и все мы - одно целое...» В их преданиях щий никаких природных средств защиты и нападе- сказано, что после сотворения мира создатель объ-ния человек старался использовать любые природ- явил: «Теперь, когда мы дали вам все сущее, сле-ные ресурсы для выживания. Казалось бы, при этом дите, чтобы оно оставалось таким вечно. Менять не должно было существовать никаких этических ничего нельзя». Изменение или разрушение облика ограничений на потребление природы. Но с самых земли для них равносильно разорению источника древних времен многочисленные табу поддержи- их жизненной силы. Современная глубинная эколо-вали бережное отношение первобытного человека гия близка к этим принципам. Хотя согласно фун-к окружающей природной среде, запрещали ее даментальным религиям природа была дана во вла-хищническое вытеснение и уничтожение. Напри- дение человеку, он был предупрежден о мер, племя гагуджу (Австралия) сохранило свою необходимости экологически этичного поведения: землю в неизменном состоянии. В 170 километрах «Не должно осквернять землю, на которой вы жи-от города Дарвин находится национальный вете, средь которой обитаю Я» [1]. парк Какаду, где проживает вымирающее племя Но человечество в целом шло путем удовле-

гагуджу. Его история насчитывает более сорока творения постоянно растущих потребностей за счет тысяч лет. Члены племени говорят «...все живое техногенного освоения ресурсов планеты. В ре-едино. Земля - наша мать, орел - двоюродный брат.

зультате важнейшей нерешенной проблемой взаимодействия человека и природы, приведшей к глобальному кризису, стало принципиальное отличие большинства созданных и создаваемых человеком технологий и объектов техники от природных. Это отличие заключается в энтропийности подавляющего большинства решений, созданных человеком, и в негэнтропийности живой природы (табл. 1). Энтропия - мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов; это - хаос, саморазрушение и саморазложение. Живая природа противостоит энтропии. Во взаимодействующей системе «человечество - природа» необходимо достичь обратимости процессов, чтобы не повышать уровень энтропии. Свойство живых систем противостоять необратимости природных процессов - это негэнтропия. Принципиальное отличие объектов живой природы от большинства технических объ-

Сопоставление негэнтропийных

ектов и технологий состоит в том, что живая природа находится в гомеостатическом равновесии с окружающей средой, все живые организмы и экосистемы как высокоорганизованные системы обладают значительной негэнтропией. Самоорганизация и саморегуляция природных систем направлены на достижение равенства нулю их энтропии, при относительной неизменности подсистем и надсистем. Для поддержания обратимости процессов, возникли механизмы саморегуляции, в том числе иерархия природных систем. Практически все системы обладают энтропией и негэнтро-пией, большое значение имеет соотношение (баланс) общей энтропии и общей негэнтропии. Живая природа - это острова упорядоченности среди океана хаоса неживой природы. Ряд первых в истории человечества объектов и технологий удовлетворял свойству негэнтропии, был природоподобен.

Таблица 1

объектов в природе и в технике

Гомеостатическая негэнтропийная живая природа (флора, фауна) Негэнтропийные объекты

Поддержание гомеостаза Первые искусственные объекты (одомашненные животные для получения пищи и других ресурсов, жилища из дерева и листьев, лодки из дерева, лошади как средство транспорта, поля для выращивания пищи, пчелы как «фабрики» меда, и пр.) - практически негэнтро-пийны (рис. 1)

Высокий уровень организации

Природные материалы

Потребление только возобновимых ресурсов

Потребление ресурсов с учетом ресурсного потенциала территории

Существование в пределах «ниш»

Элементный состав (в основном «легкие» элементы»)

Обратимые процессы, круговороты веществ

Вмешательство в другие объекты живой природы в пределах удовлетворения биологических потребностей, сохранение природы

Предоставление «ниш» для флоры и фауны

Участие в различных формах симбиоза и антибиоза

Внесение в природу только усваиваемых средой отходов

Безотходность

Сенсорная экологичность

Если принять во внимание соотношение негэн-тропийности машин и живых существ, то нужно признать, что пока почти вся техника - это исключительно негативные по отношению к природе искусственные объекты, не идущие в сравнение с объектами естественной живой природы. В то же время есть множество направлений совершенствования техники, технологий, деятельности человека на планете, которые можно сделать полностью негэн-тропийными, или условно негэнтропийными (табл. 2). Полностью негэнтропийными могут стать все

технологии и объекты техники, связанные с получением и использованием энергии, если они будут переориентированы на возобновляемую энергию (получение электрической и тепловой энергии). Условно негэнтропийными могут стать технологии, использующие 100% вторичных ресурсов (то есть отходы не будут образовываться, они будут постоянно поступать в процесс круговорота веществ). При этом добыча полезных ископаемых должна постепенно сократиться и исчезнуть.

Негэнтропийные сельскохозяйственные, лесохо- быть очищены от техногенных «добавок» (напри-зяйственные, рыбохозяйственные и прочие подоб- мер, выращивание бройлеров на конвейерах и быч-ные им технологии и объекты техники должны ков на мясо в полностью искусственных условиях,

далеких от естественной среды).

Таблица 2

Негэнтропийные и энт ропийные направления в деятельности

№ Описание негэнтропийного или энтропийного направления Детали

Негэнт зопийная деятельность

1 Сельское хозяйство, лесное хозяйство, и пр. Имеются полностью негэнтропийные технологии. Предложены негэнтропийные гелиофитозоотроны

2 Животноводство и др. То же, при условии полного использования отходов

3 Использование растущих материалов - древесина, солома, торф Широкое использование негэнтропийного материала -древесины (в том числе модифицированной)

Энтропийная деятельность при ее совершенствовании в направлении негэнтропии

4 Материалы (сталь, алюминий, железобетон, керамика, стекло, пластмассы и пр. Приближение к негэнтропии: рециклинг, полное повторное использование всех материалов

5 Техника, технологии (тяжелая промышленность, металлургия, химия, и пр.) Использование природоподобных негэнтропийных решений, безотходность, рециклинг; отказ от материалоемких направлений

6 Военная техника, вооружения Сокращение до минимального уровня, обеспечивающего деятельность служб безопасности граждан

7 Энергетика Использование негэнтропийных возобновимых ресурсов (гелио-, ветро-, гео-, био-, гидро-)

8 Транспорт Транспорт в «трубе», использование возобновимых ресурсов, природоподобия

9 Строительство Экологическое строительство, сохранение почвенного слоя, «нулевые» и «интеллектуальные» здания

Витальные (жизненно важные) негэнтропийные направления деятельности человека

1 «Нулевой» и «отрицательный» рост экономик Переход к «нулевому» и «отрицательному» росту экономик для обеспечения уравновешивающего развития человека и природы

2 Сокращение «экологического следа» Сокращение экологического следа в 3-5 раз для возврата части освоенных территорий в природное состояние

3 Возврат до 30% освоенных территорий в природное состояние Постепенный возврат до трети освоенных территорий в прежнее природное состояние для обеспечения естественной эволюции

4 Отказ от искусственных воздействий на тело и мозг человека Поддержание естественной эволюции человека

5 Сокращение роста степени искусственности среды и жизни Постепенное сокращение и исключение факторов искусственности среды

6 Возврат природы и человека в поле естественной эволюции Возврат в связи с ростом природных территорий и исключением факторов искусственности среды

7 Сокращение грехов человечества Должно происходить как следствие всей указанной выше деятельности

Человечество осваивает все больше природных территорий, потребляет все больше производимых Землей природных ресурсов, широко использует невозобновимые ресурсы, вырубает леса планеты, сокращает биоразнообразие и площади экологических ниш животных (в первую очередь -крупных), сокращает площадь пахотных земель, урбанизирует и загрязняет природные территории. В то же время человек не всегда удовлетворен собой: он в массе не красив, недостаточно умен, физически и психофизиологически не идеален, подвержен множеству болезней, и пр., при этом собственная медленная эволюция его не устраивает. Человек не всегда удовлетворен природой: мир природы не идеален и зачастую неудобен для

существования человека; от человека требуются физические и умственные усилия для выживания. Но природа хорошо приспособлена для всей остальной части фауны и всей флоры. Один из видов - человек - не способен адаптироваться к природе и может ее загрязнить и лишить ресурсов (после чего бросить непригодную для жизни уникальную планету и попытаться куда-то улететь), либо создать абсурдный бесприродный технический мир, либо решить невыполнимую задачу поиска другой планеты с целью физически неосуществимого перелета многомиллиардного человечества на несуществующую планету. Решая проблему такими путями, человечество может оказаться лишним и будет элиминировано. Чтобы

не оказаться в роли лишнего, человек должен экологизировать технологии (перейти к негэнтропий-ным технологиям) и реставрировать природу планеты [3], сохраняя себя как вид в сохраненной природе.

Развитие с постоянным ростом экономик -это норма для развитых стран мира. Но такое развитие (в пределах планеты) не может быть постоянным ввиду ограниченного природно-ре-сурсного потенциала планеты, энтропийности большинства технологий человечества, сокращения биоразнообразия и др. Определяющим направлением развития стран должно стать использование дифференцированного развития: рост, если технологии всесторонне допустимы (негэнтро-пийны) и проблемы развития не имеют критически важную жизненную ценность для природы и человечества; отрицательный рост (сокращение экономики), если технологии энтропийны, а возникающие проблемы развития имеют витальную жизненную ценность и не могут быть решены без этого сокращения; нулевой рост, если технологии энтропийны и приближается нарастание проблем развития, имеющих витальную (критически важную) жизненную ценность. При этом удовлетворение потребностей должно быть ограничено при-родно-ресурсным потенциалом.

Развитие материальной культуры множественно, оно протекает с разветвлениями, в ходе которых происходит уравновешивание ветвей. Должно быть вызвано к жизни разветвление материальной культуры в направлении ее экологизации. Для этого необходима экологизация мышления, что наиболее сложно для человека, так как мозг - самый консервативный орган, а развитие человека определяется в первую очередь стремлением к удовлетворению потребностей. Деволюцией материальной культуры можно считать, энтропийность всей современной техники и технологий, существующих за счет дезорганизации природной среды. Эволюция материальной культуры протекает параллельно с ее постоянной деволюцией.

Грехи, греховное поведение, греховные предметы и явления, - это мощный пласт бытия, его обратная, негативная сторона, без которой невозможны жизнь и эволюция. Являясь негативной и диалектической стороной любого предмета и явления, грехи возникают и нарастают по мере развития человечества и роста его технических и технологических достижений: чем ярче очередной технологический прорыв, - тем сильнее грех. Грехи служат необходимыми элементами систем управления в природе, цепных реакций, они встроены в эти системы как элементы отрицательных обратных связей. «Греховное мышление ^ греховное действие ^ греховный результат ^ наказание ^ покаяние ^ добродетельное мышление ^ добродетельное действие» - такова возможная цепная реакция с участием и греха, и добродетели как двух взаимодополняющих элементов управляемого процесса. В этой причинно-следственной обусловленности и заключается детерминизм грехов.

Рост множества грехов, сопровождающий рост множественности потребностей человека, привел планету к кризисному состоянию. Удивительный, мощный разум красивого, прямоходящего человека создал сложнейшие проблемы его жизни и деятельности, влияющие на его судьбу и судьбу планеты. По мере роста и развития человечества и технологических прорывов наблюдается рост многообразия грехов, параллельный росту технического разнообразия. Каждому направлению совершенствования, развития (лицевая сторона медали) соответствует и греховное направление (ее обратная сторона). Многообразие грехов, их количество и степень опасности для природы и человека неуклонно растут. Как уже отмечалось, исследователями предлагается сокращение числа и опасности грехов путем переориентации потребностей, экологизации мышления и замещения греховных потребностей добродетельными. Но, если исходить из предлагаемой схемы разветвления при эволюции и бинарной множественности, такое сокращение невозможно: нельзя создать медаль с одной стороной, однополярное развитие нереально. Но можно снизить размах бинарных оппозиций «грех - добродетель», сократив степень опасности греха; можно вообще избавиться от греха путем исключения обеих направлений разветвления - греховного и добродетельного (см. рис.). Указанные пути очень сложны, так как они связаны с удовлетворением растущих и пока не ограничиваемых потребностей. Основные надежды на возможность медленной, но надежной реализации этих путей можно возложить на этическое воспитание человека. Человечеству для его выживания необходимо обратить внимание в первую очередь на наиболее опасные по своим последствиям грехи, которые способны привести к гибели природы Земли и человека: среди них - загрязнение и вытеснение природы, безудержный рост мощности оружия, рост искусственности жизни и среды, расточительное использование ресурсов, социальное неравенство, и др.

Человек должен добровольно установить размер собственной экологической ниши на Земле, оставив значительную часть планеты (не менее 60%) без вмешательства. Это позволит сохранить природную среду и оставить поле деятельности для естественного отбора. Человек должен иметь право на жизнь в окружении естественной и здоровой природной среды.

Человек должен понять и принять необходимость не только всего прекрасного, добродетельного, истинного, но и их противоположностей, и гигантской бинарной множественности всех возможных промежуточных состояний. При этом человек может воздействовать на сокращение опасности грехов и на освобождение от многих грехов, являющихся следствием удовлетворения новых, не всегда рациональных, и даже вредных потребностей.

Заключение. Итак, необходимо постепенное введение негэнтропийного мышления (нового, но и забытого старого), направленного на замену недо-

пустимых энтропийных технологий на негэнтро-пийные, поддерживающие живую природу. Понятие негэнтропийного мышления значительно шире и глубже экологического (или природосберегающего) мышления. Негэнтропийные технологии отличаются сложными и пока не полностью осуществимыми решениями: в будущем должны быть созданы технологии и объекты техники, которые взаимодействуют с природой подобно живым объектам - поддерживают гомеостаз, вписаны в глобальный круговорот веществ, утилизируют отходы, используют возобновимые ресурсы, и пр.

Принципиальное отличие большинства созданных человеком технологий и объектов техники от природных заключается в энтропийности решений, созданных человеком, и в негэнтропийности живой природы. Энтропия - мера беспорядка системы; это - хаос, саморазрушение и саморазложение. Живая природа противостоит энтропии. Человечество, состоящее из групп людей разного уровня развития и цивилизованности, ставит эксперимент на себе: оно демонстрирует, кто нанес наибольший ущерб природе при росте удовлетворения потребностей, и кто сохранил природу при достаточном для выживания уровне их удовлетворения. Только небольшие народности с негэнтропийным мышлением сохранили природу. Негэнтропийное мышление предполагает глубокое уважение к природе, осознание глубинной связи человека с природой («Все живое едино. Земля - наша мать...»), запрет на изменения, вносимые человеком. Учитывая наличие носителей негэнтропийного мышления у небольших народностей, и их почти полное отсутствие у цивилизованного населения планеты, можно полагать, что оно не наследуется генетически, а является результатом воспитания. Необходимо воспитывать такое мышление для обеспечения сохранения человека вместе с природой.

Очень важный вопрос - методы создания, введения и закрепления негэнтропийного мышления. Дело в том, что у небольших сохранившихся и вымирающих народностей оно надежно закреплено с помощью освященных историей табу - непреодолимых запретов на вмешательство в природу. Табу - строгий запрет на совершение действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для человека, под угрозой сверхъестественного наказания. Но у современного человека в цивилизованной стране нет понятия о таком наказании. Сверхъестественное табу не может быть заменено цивилизованным советом не совершать недопустимых действий по отношению к природе. Нужны более строгие стимулы для закрепления негэнтропийного мышления. Эта проблема должна быть глубоко исследована в связи с ее исключительной важностью для обеспечения уравновешенного развития человечества и природы планеты. К сожалению, на фоне

реальных витальных проблем развития человечества оно уверено в возможности решений с помощью ряда утопий.

Глобальные утопические концепции обещают кардинальное решение всех проблем человечества в настоящем и будущем. Это - мифы, утопии: миф о возможности постоянного роста экономик при энтропийных технологиях и использовании невозоб-новимых ресурсов; миф о возможности сохранения природы планеты при росте экономик; утопия о будущей ноосфере [2] (и связанной с ней автотрофно-сти человечества); утопия о коммунизме; утопия об успешной космической экспансии человечества; утопия о позитивной коэволюции человечества и природы; утопия об успешной глобальной замене естественных факторов среды и жизни на искусственные. В основе этих утопий лежит представление о возможности односторонне положительного развития, что является следствием упрощенного мышления человека. В действительности, в соответствии с всеобщим законом бинарной множественности, одностороннее развитие невозможно.

В ходе многовековой эволюции человечество решило множество реальных и актуальных проблем своего бытия, черпая материалы и энергию для этого из природы. В соответствии с законом разветвляющегося развития [3] каждое позитивное достижение, каждый научно - технический прорыв инициировали негативную (с точки зрения человека) ветвь развития, вследствие чего недостатки развития накапливались, вызвав в итоге глобальный кризис. Поэтому человек может сделать предварительные выводы:

Человечество должно контролировать крупные научно-технические достижения, прорывы, и не впадать в эйфорию при получении новых результатов: они могут инициировать развитие чрезвычайно негативных ветвей, которые могут быть несовместимы с живой природой.

Реальным развитием должно быть уравновешивающее развитие (рис. 2 [3]). Оно должно учитывать наступление обязательных негативных последствий каждого научно - технологического прорыва. Негативные последствия каждого достижения человечеству придется так или иначе, сейчас или потом, решать. Человечество сможет выжить и сохранить себя как вид только в том случае, если оно не успеет (не сумеет) осуществить принципиально новый и мощный научно - технологический прорыв, уравновешивающий негативный результат которого приведет к невозможности продолжения жизни.

Необходимо введение в обоснованных случаях ограничения на определенные и заранее продуманные направления исследований и будущих прорывов.

Рис.2. Уравновешивающее развитие: природа Земли выдерживает человечество и искусственную среду.

Природа выдерживает человечество, если она и человек со своей деятельностью находятся в состоянии экологического равновесия, поддерживается состояние гомеостаза, не расходуются истощи-тельно ресурсы, удовлетворяются экологически обоснованные потребности всего живого, поддерживается естественная эволюция.

Литература

1. Библия. Германия, Изд-во «Благая весть», 1992. -1098 с.

2. Вернадский В.И. Автотрофность человечества. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

3. Тетиор А. Н. Новая концепция философского осмысления мира и эволюции живой природы. М., Рос. Академия естествознания, 2016. -247 с.

ОБ ИЕРАРХИЯХ И УРОВНЯХ МИРА

Шарипов М.Р.

Башкирский государственный университет Доктор философских наук. Факультет философии и социологии

ABOUT HIERARCHY AND LAYER OF THE WORLD

Sharipov M.R.

Bashkir State University Doctor ofphilosophical science. Faculty of Philosophy and Sociology

АННОТАЦИЯ

Статье раскрывает и сравнивает идиографическую схему описания Мира с космологией священных учений «Тота» и «Зогар». Обсуждается вопрос формы и содержания, материальности, концептов и конструктов. Рассматривается соответствие предлагаемой схемы с учениями неоплатоников и Аристотеля. Определяются уровни и иерархии Мира. Уровень абсолютной Идеи есть единство устойчивых идей и не устойчивых эйдосов. Предоставляется идея того, что в явленной природе вещей: воля стоит после формы, а форма после материи. Однако, в неявленной организации Мира: ноумены формы и материального существования являются равноправными духовными началами активного и пассивного Единства. Причём, пассивность материального образа выражает первичную различимость материи от сознания и несмешивае-мую неподвижность их единства. В конце статьи предлагается идея панендеизма как расширение сферы пантеистического и деистического учений.

ABSTRACT

The article reveals and compares the idiographic scheme of describing the World with the cosmology of the sacred teachings "Thoth" and "Zogar". The question of form and content, materiality, concepts and constructs is discussed. The conformity of the proposed scheme to the teachings of the Neo-Platonists and Aristotle was considered. The levels and hierarchies of the world are determined. The level of the absolute Idea is the unity of sustainable ideas and non-sustainable eidos. It provides the idea that in the manifest nature of things: the will stands after the form, and the form after the matter. However, in the organization of the un-manifested world: the noumena of form and material existence are equal spiritual beginnings of active and passive Unity. Moreover, the passivity of the material image expresses the primary distinguishability of matter from consciousness and immiscible immobility of their unity. At the end of the article the idea of panendeism as an extension of the sphere of pantheistic and deistic teachings is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.