26_SCIENCES OF EUROPE # 26, (2018)
АВТОМОБИЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ
Тетиор А.Н.
Доктор техн. наук, профессор Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва
CAR REVOLUTION AND ITS POSSIBLE FINAL
Tetior A.N.
Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy
АННОТАЦИЯ
В 20 и 21 веках впервые происходит автомобильная революция на Земле, последствия которой пока не осознаны человечеством. Она состоит в исключительном по скорости росте числа автомобилей, использующих не экологические, энтропийные технологии. Дальше следует лавинный рост удовлетворяемых потребностей автовладельцев при наличии автомобилей. Процесс осложняется стремлением человека к немедленному удовлетворению потребностей в форме присвоения, что очень удобно в случае присвоения автомобиля и приложений к нему. У человека нет ограничителя таких потребностей. Возможно, существенная часть добываемой стали тратится на автомобили (около 1 млрд. т. в год). При таком быстром росте числа машин можно прогнозировать скорую нехватку ресурсов для них. Близкий к экспоненте график роста числа машин позволяет предполагать «автомобильный взрыв», затем - кризисное прекращение бурного роста и отказ от обычных автомобилей с переходом на общественный транспорт.
ABSTRACT
At 20 and 21 centuries first going car revolution on Earth, the consequences of which have not yet understood by humanity. It is exceptional in the speed of growth in the number of cars on the planet, using not environmental, and entropy technologies. Further growth needs should be met with an avalanche there car. The process is complicated by the desire of man to the immediate needs in the form of attribution, which is very convenient in the case of appropriation of the vehicle. Man has not the stop of such needs. Perhaps a substantial part of the produced steel is used for cars (approximately 1 billion tons per year). With such a rapid increase in the number of cars, it is possible to predict an ambulance shortage of resources for them. Close to the result of the growth in the number of cars schedule suggests "car explosion", then the crisis ending of rapid growth and the renunciation of conventional vehicles with the switch to public transport.
Ключевые слова: рост числа автомобилей; миллиард автомобилей; автомобильный взрыв; энтропийные технологии; экспоненциальный рост: негэнтропийные технологии
Keywords: increase in number of cars; billion cars; cars explosion; entropy technology; exponential growth: negentropic technology
В 2010 г. число автомобилей в мире впервые превысило 1 млрд, причем рост их числа в 2 раза произошел в период 1986-2010 г.г. (всего за 24 года). Такого прироста и такого числа автомобилей
в мире никогда не было (рис. 1). При этом почти вся созданная человеком материальная культура, включая автомобили, к сожалению, энтропийна.
Рис. 1. График роста числа автомобилей в мире до 1 млрд
Энтропия - мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов; это - хаос, саморазрушение и саморазложение. Живая природа противостоит энтропии; во взаимодействующей системе «человечество - природа» необходимо не повышать уровень энтропии. Поэтому нужна глубинная экологическая оптимизация материальной культуры, в том числе автомобилизации, - создание и применение иерархической системы (от глобальной до локальной) знаний, мероприятий и решений по экологическому образованию и воспитанию, сохранению среды жизни, поддержанию экологического равновесия, сокращению негативных воздействий человеческой деятельности на природную среду и постепенному переходу к позитивному взаимодействию, направленному на сохранение и восстановление природы и среды жизни, с использованием природосберегающих и природовосста-навливающих методов хозяйствования, с повышением эффективности использования ресурсов и преимущественным потреблением возобновимых ресурсов, с переходом на негэнтропийные технологии [1-5].
Определяющую роль при выборе направления развития материальной культуры должны играть проблемы витальности технологий. Витальность -критически важная жизненная ценность конкретных направлений развития материальной культуры, обеспечивающих удовлетворение обоснованных потребностей, и необходимых для выживания человечества и сохранения природы планеты [5]. Степень витальности техники и технологий материальной культуры исключительно разнообразна: от некоторых витальных направлений лесного, сельского, рыбного хозяйства до антивитальных губительных видов военной промышленности, ряда направлений тяжелой промышленности, энергетики, транспорта, сырьевого комплекса, неуправляемой урбанизации, и пр. Пока же развитие той части материальной культуры, которая в наибольшей степени негативно влияет на состояние окружающей среды, - урбанизации, ряда материалоемких отраслей промышленности, транспорта, энергетики, военной промышленности, сырьевого комплекса, -протекает в направлении небольших улучшений и крупных научно-технических прорывов, принципиально не отличающихся от избранных ранее направлений, вызвавших кризисное состояние природы. В области автомобилизации человечество занято совершенствованием существующих технологических решений с повышением их конкурентной способности, с добавлением функций, с созданием наиболее привлекательного (красивого) по форме и цвету автомобиля, с экономией топлива и с применением эффективных источников и видов энергии (природный газ, водород, солнечная энергия, электроэнергия). В то же время недостатки автомобиля (и их явный вред для человечества) отходят при их рекламе на задний план. Поэтому перечислим основные принципиальные недостатки традиционного развития автомобилизации:
1. Затраты большого объема невозобновимых ресурсов, сопоставимые с объемом производства
стали во всем мире (на 1 автомобиль в мире в среднем расходуется 0,8 - 0,9 т. стали и чугуна, а всего выплавляется более 1 млрд. т. стали при числе выпускаемых автомобилей > 1 млрд.); следовательно, растет напряженность с ресурсами для производства автомобилей.
2. Затраты большого объема добываемых не-возобновимых углеводородов в качестве топлива. Переход к электромобилям не спасает положения, так как требуется выработка электроэнергии с затратами энергоносителей; кроме того, существенно растет срок зарядки. Другие виды топлива (водород и пр.) пока до конца не исследованы, их конкурентоспособность должна бать надежно доказана. В случае применения двигателей на водороде исчезают загрязнения от сгорания топлива, но остаются опасные загрязнения от стирания покрышек и асфальта, и все остальные проблемы автомобильного транспорта (затраты стали, и пр.).
3. Необходимость создания широкой инфраструктуры для производства, продажи, хранения, ремонта, обслуживания, рециклинга и утилизации машин и деталей. С целью максимально простой разборки и утилизации автомобили должны быть заранее (до их производства) запроектированы с условием использования минимума видов пластмасс, хорошо поддающихся утилизации, и такого же минимума других материалов.
4. Необходимость строительства и поддержания в хорошем состоянии объектов инфраструктуры и больших площадей твердых покрытий - дорог, стоянок, гаражей, вокзалов, заправок, мостов и пр. Негативное покрытие почвенно-растительного слоя непроницаемым для воды и воздуха слоем.
5. Исключительно плохая приспособленность автомобилей и шин к рециклингу, разборке с целью повторного использования материалов. Отсюда -загрязнения среды свалками.
6. Выброс наибольшего объема загрязнений воздуха: автомобили занимают 1 место по объему выброса загрязнений в атмосферу в городах. Около 17% выброса парниковых газов приходится на автотранспорт. В разных странах выброс СО2 пассажирским транспортом в кг на 1 пассажира в год составляет от 1000 (Европа) до 4300 (США).
7. Шумовые (до 80 дБ) и визуальные загрязнения городской среды.
8. Гибель и травмирование людей: ежегодно около 1 млн чел. гибнет в авариях, а около 50 млн. получают травмы. Поразительно нелепая плата за пользование автомобилем: гибнет целый город. В рейтинге причин смерти автомобили занимают 9 место, но в возрастной категории 19-29 лет - 1 место.
9. Вторжение в городскую среду транспортного шума, пересечений с потоками людей, потоков машин и пробок, временных мешающих жителям стоянок автомашин у жилых домов, и пр. При стоянии в пробках - неэффективный расход горючего, износ двигателя, потери времени, и пр.
10. Вторжение в надземную среду городов различных сооружений - надземных транспортных
магистралей, переходов, и пр. с визуальным загрязнением среды.
11. Постоянные аварии и конфликты на дорогах. Ежегодные финансовые потери от аварий составляют до $ 500 млрд (до 1-3% ВВП) в разных странах.
Почему же человечество, несмотря на явные несовершенства традиционного автотранспорта, недостаточно занимается решением важнейшей проблемы сокращения потребности в энтропийных автомобилях? Причина - в исключительной привлекательности обладания красивым и мощным автомобилем, в немедленном удовлетворении этой потребности, закрепленной в древних структурах мозга как первоочередная потребность [2-5]. Современный автомобиль сочетает в себе множество привлекательных функций: он - и средство передвижения, и спальня, и буфет, и телерадиоцентр, и временный склад, и защита от атмосферных воздействий (есть и автомобили с жилыми домиками -прицепами со всеми удобствами), что делает его незаменимым для ряда категорий граждан. Но проблема лавинообразного роста числа автомобилей на Земле требует решения, которое может затронуть возможности удовлетворения потребностей части жителей. Идеальное бесконфликтное решение этой проблемы, видимо, отсутствует: возможна почти равноценная замена потребности, связанная с обладанием похожим по размеру и ценности, гораздо менее материалоемким и энергоемким индивидуальным объектом, который пока отсутствует (домашний робот и пр.). Реальным выходом является вынуждаемое городскими кризисными явлениями ограничение пользования автомобилем. Как это сделать, куда девать ненужные автомобили? К решению этой проблемы надо заранее готовиться, создавая предприятия по рециклингу автомобилей. Учитывая множество вреда от автомобилей человеку и природе планеты, нужно разрабатывать новые типы транспорта, природоподобные и негэн-тропийные.
Реальным направлением сохранения («выживания») природы и человечества в условиях глобального экологического, социального, экономического, технологического, культурного (нравственного) кризиса должно быть формирование экологического мышления. Глубинная (основанная на негэнтропийных технологиях) экологическая оптимизация материальной культуры, экологизация всей деятельности, экологическая реконструкция отдельных зданий и инженерных сооружений, их комплексов, городов, стран и всей освоенной территории Земли в целом - это исключительное по сложности и важности мероприятие: дело в том, что большинство применяемых человеком технологий энтропийно, неестественно для природы. Негэнтропийные технологии, естественные для природы, - это узкий круг технологий, применяемых еще первобытным человеком для выживания: естественно утилизируемые жилища, средства транспорта, выращиваемая пища, прирученные животные, небольшие деревянные орудия труда и защиты (нападения), способы приготовления пищи,
изготовления одежды из органических волокон и шкур животных.
Длительная глубинная экологическая оптимизация материальной культуры, ее экореконструк-ция и экореставрация, должны носить мягкий «замещающий» и «вытесняющий» характер, при котором экологически негативные, ранее осуществленные решения, связанные с вытеснением природы, замещаются экологическими решениями. При этом необходимо принять незыблемые основы длительной экологической оптимизации: 2/3 территории планеты должны оставаться в природном состоянии, с действием на этой территории естественной эволюции; надо сохранять биоразнообразие; необходимо поддерживать экологическое равновесие; нужно сохранять невозобновимые ресурсы и широко использовать возобновимые ресурсы; нужно сокращать экологический след стран, городов, обеспечить снижение роста ВВП, переход к нулевому росту, к сокращению роста и постепенному сокращению и исключению отдельных (не витальных) отраслей.
Экологическое мышление означает сознательный учет человеком причинно-следственных связей в глобальной системе «природа - человек - техника». В этом - смысл экологического мышления. Оно тесно связано с рефлексией, ибо она предполагает обращение внимания человека на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, их переосмысление, на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят мышление, ценности, интересы, мотивы, механизмы восприятия, принятия решений, поведенческие шаблоны и т. д.
Вся живая природа находится в гомеостатиче-ском равновесии с окружающей средой, все живые организмы и экосистемы как высокоорганизованные системы обладают значительной негэнтро-пией. Самоорганизация и саморегуляция природных систем направлены на достижение равенства нулю их энтропии, человеческая же техника почти полностью энтропийна. Создание совместимой с природой негэнтропийной техники - это сложнейшая задача, хотя в некоторых отраслях негэнтро-пийные решения традиционны, они возникли исторически как приспособление первобытных людей к условиям обитания.
Биопозитивная (позитивная в отношении к живой природе) техника в идеале должна соответствовать всем принципам биопозитивности, так как именно техника создала многие противоречия между человеком и природой. Биопозитивными должны быть материалы, технологии, объекты техники, способы их утилизации (рециклирования). Только в этом случае, учитывая невероятное множество материалов, технологий, объектов техники, можно рассчитывать на постепенное восстановление природной среды. Пока техника не может конкурировать по степени целесообразности с природой. В большинстве случаев природные объекты устроены значительно более целесообразно, чем технические. Главное отличие их в том, что они по-
вышают степень организованности среды, органично вписаны в природную среду, являются органичной частью природных экосистем и не вносят опасных загрязнений. У человечества впереди этап огромной сложности: создание природоподобных артефактов, не нарушающих природную среду.
Для техногенной революции материальной культуры характерны некоторые общие особенности: от первоначального «мягкого», небольшого по объему и в целом незаметного для природы использования возобновимых источников энергии и ресурсов - к резко расширяющемуся потреблению не-возобновимых ресурсов (в том числе источников энергии), к локальному и к глобальному загрязнению среды. В то же время внутри этого негативного
для природы техногенного комплекса медленно зреют принципиально новые, «мягкие», экологичные решения энергетики, транспорта, индустрии. Замкнутые технологии, глубокая очистка и утилизация отходов, снижение энергопотребления и материалоемкости, сокращение потребления природных ресурсов постепенно должны стать обычными для всех технологий. Далее могут последовать при-родоподобные и «умные» технологии, которые рассчитаны на потребление только возобновимых ресурсов и одновременно позволяют накапливать новые антропогенные месторождения и запасать энергию. Негэнтропийные объекты уже существовали в истории и существуют (табл. 1).
Таблица 1
Гомеостатическая негэнтропийная живая природа (флора, фауна) Первые негэнтро-пийные артефакты Возможные направления создания негэнтропийной материальной культуры человечества
Поддержание гомеостаза Жилища из веток; лодки из коры или дерева; скот - средство транспорта и источник пищи; пчелы -«фабрика» меда; лук и стрелы - оружие; часть сельского хозяйства; использование дерева и других возобновимых материалов в технике Массовые гомеостатические артефакты будущего
Поддержание многовекового круговорота веществ Переход всех технологий к круговороту веществ, к рециклингу
Природные материалы Преимущественное использование возобновимых материалов
Природные негэнтропийные технологии Переход к негэнтропийным природопо-добным технологиям в технике
Потребление только возобновимых ресурсов Замена традиционных ресурсов на возобновимые
Потребление с учетом ресурсного потенциала территории Снижение «экологического следа» до допускаемого биологической производительностью планеты
Существование в пределах «ниши» Предоставление живой природе (исключая человека) 2/3 площади суши
Элементный состав живой природы («легкие» элементы) Сокращение использования тяжелых, в т.ч. опасных элементов
Невмешательство, не вытеснение природы Полное невмешательство в природу и в естественную эволюцию
Предоставление «ниш» для флоры и фауны Предоставление живой природе «ниш» в освоенных территориях
Участие в формах симбиоза Симбиоз артефактов с живой природой
Поддержание биоразнообразия Сохранение биоразнообразия
Внесение только усваиваемых природной средой отходов Природоподобное создание и усвоение отходов
Сенсорная экологичность Отказ от гигантизма, сенсорная экологичность
Упругость природной системы Упругость социально-экологической системы городов и стран
Они были созданы в период начала взаимодействия человека с природой, перехода к оседлому образу жизни, приручения первых животных, возведения первых жилищ, создания первых коллективных поселений. Для того чтобы быть негэнтро-пийными, технические объекты должны быть глубинно подобны объектам природы по взаимоотношениям с остальной природой, подчиняться принципам гомеостаза. Они должны включаться в гомеостатические отношения, не добавлять в природу физические, химические, механические, эстетические и другие загрязнения,
отличающиеся по объему и качеству от природных, не вытеснять природу и не занимать чужие экологические ниши, включаться в естественные цепи, предоставлять ниши флоре и фауне, и пр.
Основные направления глубинной экологической оптимизации материальной культуры, в том числе автотранспорта, таковы:
1. Замкнутые технологии, глубокая очистка и утилизация отходов, снижение энергопотребления и материалоемкости, сокращение потребления не-возобновимых природных ресурсов постепенно
должны стать обычными для всех технологий. Затем - природоподобные и «умные» технологии, которые потребляют возобновимые ресурсы и одновременно позволяют накапливать антропогенные месторождения и запасать энергию. В техносфере в настоящее время господствует принцип экономической рентабельности, приведший к господству наиболее производительных машин и технологий, к созданию наиболее продуктивных видов живых организмов и к эксплуатации богатых залежей полезных ископаемых. Экономический (искусственный) отбор в технике происходит в неестественном масштабе времени, асинхронно со временем эволюции окружающей среды. Совершенствование технологий должно быть поэтапным и глубоким, с
ориентацией на негэнтропийные технологии (табл. 2).
2. Миниатюризация техники - это одно из направлений ее экологизации. Проблема отказа от гигантизма в создании техники и технологий является многоплановой. Среди преимуществ миниатюризации техники и технологий - сокращение ущерба от аварий, снижение расходов при модернизации, конверсии, утилизации и рециклировании, большие перспективы экосовместимости, в том числе соответствия размеров техники и компонентов ландшафта и тела человека (следовательно, визуального и эстетического соответствия ландшафту), улучшения технологии утилизации отходов.
Таблица 2
технологии
Этапы Описание
Совершенст-вова-ние применяющихся технологий и объектов техники Замкнутые технологии с минимизацией отходов Глубокая очистка всех выбросов Снижение энерго - и материалоемкости Сокращение потребления относительно возобновимых ресурсов
Разработка новых технологий и объектов техники Проектирова-ние техники с заранее заданным рецикли-рова-нием Возобнови-мые, рециклируе-мые и разлагающи-еся материалы Экобиотехно-логии с объемом отходов, равным природному Миниатюризация объектов техники
Принципи-ально новые технологии и техника «Умные» объекты техники с экспертными системами Природопо-доб-ные и «умные» эко-биотехноло-гии Технологии с накоплением техногенных месторождений Технологии с накоплением энергии
Негэнтропийная техника и технологии отдаленного будущего
3. Экологизация потребностей. Потребности человека постоянно растут, и уже превышают производительную способность природы планеты. Ограничителями верхнего предела постоянно растущих потребностей человека являются (далеко не всегда) природно-ресурсные возможности региона и планеты в целом; зачастую потребление ничем не ограничивается, так как у человека нет естественных ограничителей, кроме ограничения удовлетворения первоочередных биологических потребностей. Нижним пределом удовлетворения потребностей человека является сохранение его здоровья и жизни. Обеспечить экологизацию потребностей можно только с учетом: экологизации сознания жителей (согласия с необходимостью самоограничения числа и сложности потребностей), экологизации потребностей; экологизации промышленности товаров и услуг. Каждая из этих задач исключительно сложна и требует длительного времени для ее выполнения.
Интересно, что природные средства транспорта разнообразны (множественны по способам передвижения, скорости, сфере и пр.) и позволяют достичь значительных скоростей передвижения природных объектов; высокие скорости передвижения наблюдаются как для наземных животных (передвижение прыжками, бегом), так и для летающих (пикирование животных, передвигающихся с помощью машущего полета) и для плавающих (гидрореактивные движители, плавники и др.).
Человек передвигался либо с помощью ног, либо (после приручения домашних животных) - с помощью этих животных. Можно отметить также передвижение на искусственных средствах - лодках, судах и др. - со скоростью течения воды или движения ветра. Особенности передвижения живых объектов в природе таковы, что, как правило, не наносится ущерб природной среде (табл. 3.). Во всех случаях скорости передвижения были относительно невелики, а преодолеваемые расстояния -обычно несопоставимы с расстояниями между отдельными этносами. Передвижение живых организмов в природе происходит: - по поверхности грунта и растений - шаганием, бегом и прыжками с помощью конечностей, ползанием с помощью конечностей, ползанием с помощью изгибания тела; -в грунте - рытьем ходов с помощью конечностей и ротового аппарата, сокращением кожно-мускуль-ного мешка всего тела для раздвигания частиц грунта, гидравлическим движением с сокращением мышц и раздвиганием грунта; - в воде - изгибанием тела, с помощью волнообразных движений плавников или мембран, с помощью ластов или непарного хвостового плавника, гидрореактивное, с помощью паруса, глиссированием с помощью хвоста, с помощью ресничек и жгутиков, амебоидное; - в воздухе - с помощью машущего полета, парения, планирования.
Таблица 3
Особенности транспорта в природе и их возможное использование в технике_
В природе В технике
Преобладание мягкого «дискретного» передвижения по земле, щадящего флору и фауну Создание транспортных средств с мягкой опорой на грунт (например, шагающих, или «парящих» над землей)
Невысокие скорости и мягкое покрытие, защищающие флору и фауну при соударении Снижение скоростей, мягкие и демпфирующие покрытия движущихся объектов
Автоматическое слежение и уклонение от соударения Автоматическое слежение и уклонение от соударения
Отсутствие элементов транспорта, требующих высоких скоростей или с повышенным травмированием флоры или фауны (лопасти винта, колеса и пр.). Исключение элементов с высокими скоростями, с травмированием флоры и фауны (лопасти винта, колеса, высокие температуры выходящих газов и др.).
Отсутствие твердых, непроницаемых покрытий почвенного покрова для движения Устройство проницаемых, «сквозных», биопозитивных твердых покрытий
Преобладание неразрушающего воздействия на ландшафт при передвижении животных Автомобили: в подземной или надземной трубе, на магнитной или воздушной подушке, с другими способами левитации
В то же время нормальное передвижение животных - не высокоскоростное, энергоэкономичное, часто с использованием естественных сопутствующих течений воды и воздуха. Высокие же скорости передвижения характерны для исключительных, редких ситуаций - добычи пищи, защиты от нападения, от разрушительных природных явлений и др.
Левитация - это преодоление гравитации, при котором объект парит в пространстве, не касаясь твердой или жидкой поверхности под ним. Для этого необходимо наличие силы, компенсирующей силу тяжести. Парящий над почвой автомобиль, не требующий твердых покрытий автодорог, - это хорошее экологическое решение. Уже есть единичные железнодорожные поезда на магнитной подушке (Шанхай), но они дороги и требуют устройства железнодорожного пути. Для автомобиля это решение не подходит, надо обойтись без традиционных дорог. Есть вероятность создания недорогого материала, сохраняющего сверхпроводящие свойства при комнатной температуре. При достижении сверхпроводимости при высоких температурах мощные магнитные поля, способные удерживать на весу машины и поезда, станут доступнее, и «парящие» автомобили окажутся экономически выгодными.
В связи с высокой степенью целесообразности многих природных технологий следует коснуться целесообразности техники и технологий, разработанных человеком. В современной технике преобладает стремление к достижению наиболее высоких скоростей, при этом практически почти не учитываются какие-либо ограничительные экологические требования (за исключением допустимого уровня шума). Использование природных принципов и принципов биопозитивности позволяет получить неожиданные результаты, оценивающие экологическую перспективность различных типов транспорта (например, объектов с высокими скоростями или с повышенным травмированием
флоры и фауны). Можно ли преодолеть низкую целесообразность и неэкологичность техносферы? Попытаемся кратко проанализировать общие направления развития техники в сопоставлении с природой: биопозитивная техника в идеале должна соответствовать всем принципам биопозитивности, так как именно техника создала многие противоречия между человеком и природой. Биопозитивными должны быть материалы, технологии, объекты техники, способы их утилизации (рециклирования). Только в этом случае, учитывая невероятное множество материалов, технологий, объектов техники, можно рассчитывать на постепенное восстановление природной среды. В связи с этим интересен анализ техники и технологий в природе, не наносящих ей вреда. Человечество постоянно обращало взгляд на устройство объектов в природе, но вначале следование принципам природы было весьма упрощенным (машущие крылья, одетые на руки человека, и пр.). Человек издавна создавал биоморфный мир, проектировал биоподобные структуры и их функции. Э. Капп в 1877 году предложил теорию органопроекции, согласно которой объекты техники подобны естественно выросшим органам человека, расширяющим область деятельности и восприятия. Русский исследователь П. Флоренский в 20-х годах нынешнего столетия писал, что «...Техника есть сколок с живого тела,..; живое тело... есть прообраз всякой техники...». Био-морфизм техники базировался на представлении о высокой степени целесообразности структуры и функций живых организмов как следствия длительного процесса эволюции и отбора жизнеспособных форм, наиболее приспособленных к условиям существования. Техника и технологии развивались по пути от биологических прототипов («катализаторов» - природных объектов или явлений, обусловивших появление технического решения) к усложненным решениям, зачастую не имеющим видимого общего с первоисточниками. Развитие промышленных технологий в будущем, видимо,
позволит несколько экологизировать ряд современных технологий, ив то же время уже сейчас в недрах старых загрязняющих среду технологий созревают новые природосберегающие и природовос-производящие решения. Замкнутые технологии, глубокая очистка и утилизация отходов, снижение энергопотребления и материалоемкости, сокращение потребления природных ресурсов постепенно станут, обычны для всех технологий. Далее последуют природоподобные и «умные» технологии, которые потребляют только возобновляемые ресурсы и одновременно позволяют накапливать новые антропогенные месторождения и запасать энергию. Нужно разделить направления научно-технического прогресса на безусловно необходимые для выживания человечества - витальные (например, использование возобновимой энергии, негэнтро-пийные технологии в индустрии, адаптивное сельское хозяйство, экологическая архитектура и строительство, экологический транспорт, возобновимые материалы, компьютерные технологии, гуманная медицина, и пр.), и на направления не витальные, при ограничении и исключении которых возможен возврат к прежнему естественному природному состоянию (ограничение роста экономик, военной техники, гигантизма объектов, роста числа средств транспорта, и пр.) (рис. 2). Комплекс проблем, негативных для человека и природы, быстро растет. Единственный путь восстановления природы и сохранения человечества вместе с ней - переход к всеобъемлющей экологизации мышления и
оптимизации материальной культуры. Возможно, в этой деятельности помощь придет в виде всесторонне обусловленного сокращения численности человечества до оптимальной, выдерживаемой планетой. Прогрессивное в целом развитие человечества всегда содержало в себе элементы регресса; наибольший вклад в действия, самые негативные для планеты и ее народов, внесли страны, наиболее развитые в технологическом отношении. Человечество должно пытаться согласовать ускоренное развитие материальной культуры с медленным протеканием естественной эволюции, разумно ограничивая скорость развития отдельных не витальных направлений материальной культуры.
Витальных направлений глубинной экологической оптимизации материальной культуры немного, но они грандиозны по сложности и объему. Среди них: 1. Использование возобновимой энергии в экологически допустимых пределах. Человечеству дано 5-6 видов возобновимой энергии, по объему значительно перекрывающей все его затраты. Эта проблема вполне может быть решена даже при существующих технологиях. 2. Возобновимые конструкционные материалы. Человечеству дано всего 2-3 вида возобновимых конструкционных материалов (лес, торф, солома), не удовлетворяющих его потребности по физико-механическим характеристикам. Возможно, нужен пересмотр требований человека к материалам и соответствующий пересмотр конструкций (снижение высоты зданий, и пр.).
деятельности человека, к глубинной экологической
направления эко-эволюцин
[ [| | | научно-техническии прогресс;
атмосфера техносфера '
эко- реставрация, регресс
гидросфера .литосфера биосфера,частично -человек
сельское хозяйство энергетика ресурсы
электроника тяжелая промышленность ? военная промышленность ° транспорт
Рис. 2. Возможные направления прогресса (с ограничением и исключением опасных отраслей) и возврата (регресса) к естественному состоянию природы
Вместе с тем возможно отнесение прочных материалов к условно возобновимым при полном возврате в цикл, рециклинге (они почти не будут расходоваться). 3. Отсутствие вмешательства в природу, внесения не перерабатываемых природой загрязнений. Это требование может быть выполнено при использовании «нулевых» технологий. 4. Природоподобный круговорот веществ. Полный рециклинг. Для выполнения этого требования все искусственные объекты нужно проектировать с учетом последующей несложной разборки для вторичного использования. Потребуется изменение отношения к устоявшимся методам в промышленности; должны быть проанализированы все материалы. 5. Поддержание гомеостаза. Поддержание естественной эволюции и необходимого объема природы. Требование выполнимо при «нулевых» технологиях и при сохранении необходимого объема ненарушенной естественной природы (2/3 территории планеты). Человечество должно принять
на себя обязательство занять ограниченную собственную нишу и не преобразовывать более 1/3 территории планеты, все остальное отдать естественной природе. 6. Поддержание оптимальной численности жителей, допустимой для планеты со всех точек зрения - от обеспечения сохранения природы и естественной эволюции, до удовлетворения обоснованных потребностей. Это требование в настоящее время нереально, невыполнимо, хотя точных исследований оптимальной демографической емкости Земли нет; исследования экологического следа позволяют предположить, что она меньше существующей в 2-3 раза (то есть численность существенно превышена по сравнению с предполагаемой оптимальной емкостью природы планеты, и продолжает расти). Поэтому работа в этом направлении должна быть начата и продолжаться без ограничения срока. Проблема осложняется тем, что реальных механизмов быстрого сокращения численности жителей планеты нет, и не для всех стран эта
проблема имеет критический характер. 7. Снижение агрессивности человечества путем ее переориентации на соревнование в спорте, в искусстве, в науке и технике, в работе, в творчестве, с использованием постоянного экологического образования и воспитания. Эта проблема исключительно сложна, так как агрессивность закреплена в древнем отделе мозга.
Включение отдельных направлений эволюции человека в научно-технический прогресс должно происходить только после всестороннего анализа необходимости этих шагов (таких, как использование генетически модифицированной пищи, длительное пребывание на других планетах, и пр.). Независимо от этого надо перейти к возврату ранее освоенной природы в прежнее природное состояние, к использованию реставрационной экологии
[4].
Заключение. Сейчас впервые происходит автомобильная революция (радикальное, коренное, глубокое изменение) на Земле, заключающаяся в исключительном по скорости росте числа автомобилей, использующих не экологические, энтропийные технологии. Дальше следует лавинный рост удовлетворяемых потребностей автовладельцев при наличии автомобилей. Человек стремится к немедленному удовлетворению потребностей в форме присвоения; это - движущая сила развития
человечества. Но у человека нет ограничителя таких потребностей. Ограничителем в данном случае должна выступить природа, а именно ограниченность запасов полезных ископаемых; при таком быстром росте числа машин можно прогнозировать скорую нехватку ресурсов для них. Близкий к экспоненте график роста числа машин позволяет предположить в ближайшие десятилетия неуправляемый «автомобильный взрыв», за которым должно последовать кризисное прекращение бурного роста автомобилей с переходом на другие виды экологического транспорта, в т. ч. на экологизированный общественный транспорт.
Литература
1. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М., «Россия мол.», 1992. - 366 с.
2. Тетиор А.Н. Экологизация мышления и деятельности человека. - М.: МГУП, 2014. - 408 с.
3. Тетиор А.Н. Искусственная (антропогенная) эволюция. - ФРГ: Palmarium, 2013. - 386 с.
4. Тетиор А.Н. Реставрационная архитектурно-строительная экология. - М.: РГАУ-МСХА, 2017. -168 с.
5. Тетиор А.Н. Глубинная экологическая оптимизация материальной культуры - важнейшая задача человечества. - American Scientific Journal. -2017, №2, с. 46-56.