Научная статья на тему 'Актуальность изучения языкового выражения оптимизма/пессимизма для теории языка'

Актуальность изучения языкового выражения оптимизма/пессимизма для теории языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
400
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / ПЕССИМИЗМ / ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ / РЕЧЬ / ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ТЕКСТ / ОЦЕНКА / OPTIMISM / PESSIMISM / VERBAL EXPRESSION / SPEECH / UTTERANCE / TEXT / EVALUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Котова Юлия Вадимовна

В статье обосновывается актуальность проблемы языкового выражения оптимизма и пессимизма для общей теории языка. Целью статьи является подтверждение теоретической значимости данной проблемы для современной лингвистической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Topicality of the Research of Optimism/Pessimism Verbal Expression for the Theory of Language

The article is dedicated to substantiation of the topicality of the problem of optimism and pessimism verbal expression for the general theory of language. The purpose of this article is to confirm the theoretical significance of the problem for contemporary linguistics.

Текст научной работы на тему «Актуальность изучения языкового выражения оптимизма/пессимизма для теории языка»

УДК 81'1

Котова Ю. В.

Актуальность изучения языкового выражения оптимизма/пессимизма для теории языка

В статье обосновывается актуальность проблемы языкового выражения оптимизма и пессимизма для общей теории языка. Целью статьи является подтверждение теоретической значимости данной проблемы для современной лингвистической науки.

The article is dedicated to substantiation of the topicality of the problem of optimism and pessimism verbal expression for the general theory of language. The purpose of this article is to confirm the theoretical significance of the problem for contemporary linguistics.

Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, языковое выражение, речь, высказывание, текст, оценка.

Key words: optimism, pessimism, verbal expression, speech, utterance, text, evaluation.

Одной из наиболее актуальных и интересных проблем современной лингвистики является проблема определения характера отдельных высказываний и целых текстов. На сегодняшний день имеется не так много информации о том, что такое оптимизм и пессимизм, каким образом они проявляются в речи. Попытаемся обосновать актуальность изучения языкового выражения оптимизма и пессимизма для общей теории языка.

Прежде всего, изучение проблемы языкового выражения оптимизма/пессимизма может внести некоторые уточнения в решение проблем соотношения языка и речи, а также языка и мышления. Ученые из самых разных областей науки, включая философию, психологию, лингвистику и психолингвистику, с давних времен занимаются изучением данных проблем. Говоря о проблеме соотношения языка и речи, необходимо учитывать тот факт, что язык в отличие от речи абстрактен, идеален, его нельзя наблюдать непосредственно; в свою очередь речь конкретна и материальна, проявляет себя в высказываниях и текстах. В качестве материала исследования предлагается использовать контексты и высказывания, взятые из текстов песен. При более подробном анализе этих высказываний на грамматическом и лексическом уровнях появится возможность выхода с речевого уровня на более высокий - языковой - уровень. В нашем материале мы исходим из того, что соотношение языка и речи - это соотношение общего и особенного, сущности и явления и т.п. [14, с. 21 - 23]. Такой подход позволяет определить собственно языковые характеристики проявления оптимизма и пессимизма в конкретных высказываниях.

Если говорить о втором аспекте - о соотношении языка и мышления, то достаточно большое количество ученых занимается исследованиями в

© Котова Ю. В., 2013

области влияния позитивного и негативного, оптимистичного и пессимистичного мышления на язык и речь индивида. Рассматривается также и обратное действие - влияние языка на мышление. Именно особенность языка влиять на мышление человека используют в своей практике ученые-психологи, стараясь тем самым помочь пациенту побороть пессимистичное настроение и депрессию (более подробно см. М. Зелигман, К. Петерсон, Г. Аффлек и др.). На сегодняшний день немало известно о том, что в средствах массовой информации также нередко используются специальные языковые конструкции, которые содержат в себе так называемую имплицитную (скрытую) информацию [10] и позволяют особым образом воздействовать на потенциальную аудиторию. В нашем материале мы исходим из того, что соотношение мышления и языка - это соотношение всеобщего и общего, бытия и сущности [14, с. 21 - 23]. Таким образом, изучение языкового выражения оптимизма/пессимизма может внести дополнительный материал в исследование такой «вечной» проблемы теории языка, как проблема «Язык и мышление».

Ученых, занимающихся исследованиями в области внутренней структуры языка и построением языковых моделей, также могут заинтересовать проблемы языкового выражения оптимизма и пессимизма.

Лингвистическая модель обозначает объект, сконструированный исследователем «с целью познания того или иного фрагмента действительности, т.е. объекта-оригинала» [8]. Существует несколько типов моделей: порождающие [8], синтетические [6, с. 304], аналитические. Именно последний тип моделей в данной ситуации представляет наибольший интерес. Аналитические модели направлены на восприятие и извлечение смысла из текста. Это своеобразный переход «текст ^ смысл». Использование конкретных контекстов и текстов в качестве материала исследования при попытке их последующей «расшифровки» дает возможность исследователю двигаться от текста к его смыслу с возможностью определения позитивной/негативной и, как результат, оптимистичной/пессимистичной направленности этого текста.

Изучение проблемы языкового выражения оптимизма и пессимизма может внести определенный вклад в семантику синтаксиса, занимающуюся изучением плана содержания синтаксических конструкций [8]. Семантика синтаксиса оперирует такими понятиями, как ситуация (основной смысл, выражаемый конкретной синтаксической конструкцией), десигнат (элемент ситуации), партиципант/семантический актант (участник ситуации) и т.д. [8]. Конкретное высказывание, взятое из текста, например, песни и рассматриваемое вне контекста, то есть в отрыве от речевой ситуации, может представлять интерес для ученого, занимающегося исследованием структурной составляющей предложений.

В настоящей работе различаются такие понятия, как предложения и высказывания. Для последовательного разграничения этих понятий нельзя не обратиться к известной дихотомии язык - речь. Речь - это материальное

проявление языка. По справедливому замечанию Н.Д. Арутюновой, «речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение» [3, с. 414]. То же самое можно сказать и о соотношении предложение-высказывание: высказывание является реализованным в речи предложением. Именно поэтому в конкретном тексте имеют дело не с предложением в его терминологическом смысле, а с высказыванием, некой речевой единицей, которая конкретизирует свой смысл в этом тексте [7]. Говоря об отборе высказываний из песен (эмпирический материал нашего исследования), мы имеем в виду, что рассмотрение данной проблемы должно происходить с учетом речевой ситуации, то есть в рамках конкретного контекста/текста.

В качестве эмпирического материала исследования проблемы языкового выражения оптимизма и пессимизма мы используем тексты и контексты песен. Песня - «стихотворное и музыкальное произведение» [13, с. 514], следовательно, рассмотрение светлых и темных (оптимистичных и пессимистичных) поэтических текстов может быть актуально для такого известного психолингвистического направления, как фоносемантика.

Фоносемантика как учение о звуках поэтической речи занимается изучением совокупности приемов фонетической организации текста в их возможной связи с его содержанием [15]. Нередко поэты, авторы песен, тщательнейшим образом отбирают звуки для придания тексту ритмизации и благозвучия. Существуют некие звуковые повторы (аллитерация, консонанс и ассонанс), которые иногда связываются с определенным семантическим значением. Порой семантизированный повтор звука или сочетания звуков встречается только в конкретной части текста, но данное явление также может быть распространено и на все стихотворное произведение (анафония). Ученого, занимающегося рассмотрением данных феноменов, может заинтересовать вопрос о том, есть ли звуковые повторы в конкретных песнях, какая окраска (светлая или темная) сопровождает тексты с оптимистичной и пессимистичной направленностью.

На современном этапе развития лингвистики семантика, по мнению Ю.Д. Апресяна, занимает совершенно особое место благодаря тому, что язык представляет собой средство общения, а также кодирования и декодирования определенной информации [1]. Мы уже отмечали, что изучение проблемы языкового выражения оптимизма/пессимизма может быть актуально для семантики синтаксиса. Оно может быть актуально и для лексической семантики, особенно в плане решения проблемы языковой и речевой многозначности.

Языковая многозначность может корениться либо в грамматике языка в случае неоднозначности синтаксических конструкций, либо в лексике и словаре [2]. Как отмечает Апресян, речевая многозначность возникает при условии, что позиция подлежащего замещается «существительным со значением лица», а сказуемым является динамичный глагол, «имеющий такое значение физического действия, в которое непосредственно не входит ни

указание на целенаправленность, ни указание на нецеленаправленность действия», ср. Ребенок часто задышал (высказывание может быть понято как намеренное или, наоборот, как ненамеренное действие) [2]. Существует ли языковая и речевая многозначность в текстах песен с оптимистичной и пессимистичной направленностью - этот вопрос пока остается открытым, требующим более детального рассмотрения.

Проблема языкового выражения оптимизма и пессимизма может дать дополнительный материал для изучения семантики предложения-высказывания.

В процессе рассмотрения проблемы оптимистичного / пессимистичного характера высказываний крайне необходимо обратиться к вопросу о смысле высказывания. Смысл высказывания представляет собой, с одной стороны, инвариант сообщения, который соотнесен «с ситуацией действительности в сознании отправителя и получателя сообщения», с другой стороны, «содержание речевого произведения в данной конкретной ситуации, результат взаимодействия семантической и ситуационной информации»

[16]. Можно говорить о существовании нескольких типов смысла высказывания. Например, различают буквальный и актуальный (речевой) смыслы. Также говорят об эксплицитной и имплицитной информации, заложенной в высказывании. Эксплицитная информация является явно, недвусмысленно выраженной; имплицитная информация выражена неявно [12] и характеризуется «косвенностью кодирования» [10].

Конечно, вопрос о смысле высказывания и компонентах этого смысла интересовал и по-прежнему интересует ученых, поэтому на сегодняшний день можно найти разноплановую информацию на эту тему. Некоторые исследователи предлагают свой набор специфически структурированных компонентов, среди которых выделяют: пропозициональный смысл высказывания, интенциональный смысл, эмотивный смысл, который, в свою очередь, включает в себя оценочный, эмоциональный и реляционный (субъективный) смыслы [17]. В настоящей работе на рассмотрение представлена проблема языкового выражения оптимизма/пессимизма, которая тесно связана с позитивной/негативной оценкой высказывания. Именно поэтому считаем необходимым остановиться именно на последнем - эмо-тивном - компоненте смысла высказывания.

В.И. Шаховский отмечает, что эмоции играют важнейшую роль в жизни человека как языковой личности. «Эмоции не только испытываются, но и манифестируются языком, демонстрируются сознательно, имитируются, провоцируются говорящими. С этой целью они концептуализируются, вербализизируются и семантизируются языком и в языке, что позволяет и выражать их, и говорить о них» [19]. Г.В. Колшан-ский писал о том, что в познавательном акте человека уже имеется так называемый «оценочный момент». Таким образом, оценка содержится всюду, «где происходит какое бы то ни было соприкосновение субъекта познания с объективным миром» [11, с. 142].

Вопрос о том, нужно ли рассматривать оценочный и эмоциональный компоненты высказывания раздельно или в совокупности (В.Н. Телия, Е.М. Вольф и др.), по-разному решается разными авторами. В целом отмечают, что между оценкой и эмоциями существует определенная разница. Так, оценка сообщает нам о норме (хорошее соответствует норме, плохое «сигнализирует об отклонении от нормы») и аномалии [4], а «эмоциональный компонент определяет категорию чувств-отношений» к аномальному явлению [17]. Тем не менее, очень часто оценочный элемент тесно переплетается с эмоциональным элементом. Именно поэтому говорят о так называемой эмоциональной оценке, которая бывает положительной и отрицательной [20].

В процессе исследования проблемы проявления оптимизма / пессимизма в высказываниях необходимо из конкретных текстов песен выбирать именно контексты с оценочными высказываниями. Такие высказывания обладают определенного рода характеристиками, среди которых наличие оценочной/эмоционально-оценочной лексики, обращений, которые являются прагматически информативными, «синтаксических операторов порождения эмотивного смысла» (наличие усилительных слов, необычный порядок слов, опущение отдельных элементов предложения)

[17].

Таким образом, в лингвистике ставится вопрос о существовании положительной и отрицательной оценки, но вопрос о том, каким образом оптимистичность и пессимистичность высказывания соотносится с данной проблемой, ранее не затрагивался, следовательно, может представлять особый интерес для семантики предложения-высказывания.

Представленная в настоящей работе проблема изучения языкового выражения оптимизма и пессимизма может внести вклад в дальнейшее развитие проблемы семантической правильности высказывания, а также правильных и аномальных высказываний (предложений). Особый интерес для исследователя представляет, конечно же, вторая группа высказываний, изучением которой занимаются не только ученые-филологи, но также философы и логики. В чем же коренится аномальность? Причины могут быть разными. Так, выделяют грамматическую аномальность (Катя ходить по квартире очень сердитый), ложность утверждения (ср. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Новосибирске), контрадикцию/логическое противоречие (Муж Ирины - холостяк), тавтологию (Муж Ирины женат), бессмыслицу (Муж у Ирины пятикомнатный). Однако в зависимости от контекста, в котором употреблено конкретное аномальное высказывание, оно может быть воспринято вполне нормально. Речь идет об употреблении стилистических фигур, таких как, например, оксюморон, метафора, олицетворение [9, с. 200 - 206]. Вопрос о том, какова специфика высказываний с оптимистичной и пессимистичной направленностью, как в них проявляется аномальность, пока остается открытым и требует дальнейшего исследования.

Проблема языкового выражения оптимизма/пессимизма в текстах песен может приобрести особый смысл в рамках психолингвистики, особенно в свете учения физиолога А.А. Ухтомского о доминанте как факторе поведения. Данная концепция доминанты в гуманитарном аспекте представляет собой учение о направленности сознания людей на поступки определенного характера: «доминанта сопряжена с постоянной готовностью человека к действиям, она определяется, прежде всего, духовной волей человека, приобщенного к культурной традиции» [18]. «Наши доминанты и наше поведение стоят между нашими мыслями и действительностью» [5, с. 55]. Следовательно, можно говорить о том, что любой текст, художественный или поэтический, представляет собой личностную интерпретацию действительности. Автор, независимо от того, прозаик он или поэт, «описывает те фрагменты действительности, с которыми он знаком; развивает такие соображения, которые ему близки и понятны; использует языковые элементы и метафоры, которые наполнены для него личностным смыслом. <...> картина мира, отображенная в художественном тексте, является структуризацией и вербализацией картины мира автора как личности, обладающей акцентуированными характеристиками» [5]. Когда говорят о том, что какое-то высказывание носит оптимистичный или пессимистичный характер, как раз имеется в виду ранее отмеченное: поведение автора, его доминанта и негативно или позитивно значимые установки влияют на ту лексику, те грамматические конструкции, которые он использует при написании текстов. Каждый текст, имея свои языковые особенности, может многое «рассказать» о своем создателе, в том числе о негативной/позитивной оценке, оптимистичном/пессимистичном настрое.

Помимо всего сказанного, изучение языкового выражения оптимизма / пессимизма в текстах песен может дать новый интересный материал для социолингвистики. Каждый текст отражает взгляды и установки автора, что проявляется в стиле написания, использовании определенных конструкций и т.д. Как известно, в песенном творчестве существуют различные жанры, ср. рок, поп-музыка, шансон и др. У каждого из направлений есть свои особенности написания текстов и требования к их содержанию. В основном авторы используют разговорную речь. Несомненно, разговорная речь, заниженная лексика и т.д. интересуют исследователей-социолингвистов и могут сообщить о социальном статусе автора, его настроении, характере описываемой ситуации и многом другом.

Таким образом, общая теория языка включает в себя широкий спектр лингвистических проблем. Проблема языкового выражения оптимизма и пессимизма песен имеет лингвистическую и психолингвистическую природу и может внести свой вклад в развитие таких направлений, как семантика синтаксиса, фоносемантика, грамматическая семантика, лексическая семантика, семантика предложения-высказывания, социолингвистика. Таким образом, представленная в настоящей работе проблема является интересной и весьма актуальной для общей теории языка.

Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. - М., 1995. - Т. 1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - [Электронный ресурс]: http://genhis.philol.msu.ru/article_67.shtml.

2. Апресян Ю.Д. О регулярной многозначности // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - М., 1971. - Т. ХХХ. - Вып. 6. - [Электронный ресурс]: http://www.classes.ru/philology/apresyan-71.htm.

3. Арутюнова Н.Д. Речь // Большой энциклопедический словарь Языкознание / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е (репринтное) изд-е «Лингвистического энциклопедического словаря» 1990 г. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 414.

4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988.

5. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе). - М.: Тривола, 2000.

6. Булыгина Т.В., Крылов С.А. Модель в языкознании // Большой энциклопеди-

ческий словарь Языкознание / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е (репринтное) изд-е «Лингвистического энциклопедического словаря» 1990 г. - М.: Большая Российская

энциклопедия, 1998. - С. 304.

7. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2003.

8. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. - М.: Наука, 1977.

9. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

10. Кобозева И.М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003. -С. 100 - 114.

11. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. - М.: Наука, 1975.

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2007.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1998.

14. Пузырёв А.В. Пролегомены к эстетике языка и оценка содержательной основы массовых песен: учебное пособие к курсам «Социальная психология», «Теория и практика массовой информации», «Психология массовой коммуникации», «Психология журналистики». - Ульяновск: УлГТУ, 2010.

15. Ремнева М.Л., Чернец Л.В. и др. Фоносемантика и ее предмет. Понятие о звукописи. - М., 2009. - [Электронный ресурс]: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/ library.php?course=4&raz=4&pod=3&vvie=c.

16. Смысл высказывания // Толковый переводоведческий словарь. - М., 2003. -[Электронный ресурс]: http://perevodovedcheskiy.academic.ru/1596/

17. Трофимова Н.А. Мозаика смысла: элементы и операторы их порождения (монография). - СПб.: ИВЭСЭП, 2010.

18. Хализев В.Е. Ухтомский // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. - 1998. -[Электронный ресурс]: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/707/

19. Шаховский В.И. Эмотивная семантика слова как коммуникативная сущность. - [Электронный ресурс]: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/sh/shakhovsky02.shtml

20. Эмоциональная оценка во фразеологии // Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило. - М., 2010. - [Электронный ресурс]: http://lingvistics_dictionary. academic.ru/4975/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.