Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА'

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
самоопределение / студенты СПО / профессиональное образование / выпускники / трудоустройство / self-determination / students of vocational education / vocational education / graduates / employment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворина М.А.

В работе изучается актуальность проблемы профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций. Во время обучения в учебном заведении студенты часто не могут определиться с будущим местом работы, несмотря на то, что количество поступающих в колледжи возрастает, не все выпускники устраиваются на работу по специальности. В работе мы изучаем актуальность профессионального самоопределения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF STUDYING STUDENT'S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The paper examines the relevance of the problem of professional self-determination of students of professional educational organizations. While studying at an educational institution, students often cannot decide on their future place of work, despite the fact that the number of college applicants is increasing, not all graduates get a job in their specialty. In this paper, we study the relevance of students' professional self-determination.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА»

УДК 37

Суворина М.А.

студентка-магистрант Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА

Аннотация: в работе изучается актуальность проблемы профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций. Во время обучения в учебном заведении студенты часто не могут определиться с будущим местом работы, несмотря на то, что количество поступающих в колледжи возрастает, не все выпускники устраиваются на работу по специальности. В работе мы изучаем актуальность профессионального самоопределения студентов.

Ключевые слова: самоопределение, студенты СПО, профессиональное образование, выпускники, трудоустройство.

Современный мир стал очень быстро меняться и развиваться в последние десятилетия, и образование для человека играет все более важную роль. В условиях постоянно меняющихся технологий и глобальной конкуренции, получение качественного образования становится основополагающим фактором успеха и достижения комфортного уровня жизни.

Образование позволяет людям освоить необходимые навыки и знания для адаптации к изменениям и преуспевания в профессиональной сфере. Современное образование также ставит перед собой задачу развить навыки критического мышления, проблемного решения, коммуникации и сотрудничества, которые необходимы для успешной работы в коллективе и решения сложных проблем современного общества.

Образование для человека в современном мире должно быть результативным и надежным, оно должно предоставлять навыки и знания, которые требуются для успешной карьеры и социальной адаптации. Оно также должно поощрять самостоятельность, творчество и готовность к постоянному обучению и развитию. В конечном счете, образование должно способствовать формированию самостоятельных и активных граждан, способных принимать взвешенные решения и вносить вклад в устойчивое развитие общества.

В современном быстроменяющемся мире среднее профессиональное образование стало многим выпускникам их первым шагом в профессиональной карьере. Учеба на рабочие профессии позволяет получить доступ к рынку труда с широким спектром вакансий. Рабочие профессии, такие как строительство, электротехнические работы, сварка и другие, всегда востребованы и обеспечивают стабильную занятость.

Однако, несмотря на все усилия, немалая часть этих молодых людей не становится членами трудового сообщества в выбранной ими специальности. Важным вопросом становятся причины этого феномена.

Проблемой профессионального самоопределения занимались Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, Дж. Холланд, из отечественных ученых можно выделить Д.А. Леонтьев, М.В. Батырева, О.И. Карпуихин. Философские аспекты теории самоопределения можно встретить в работах ЛМ. Архангельского, Л.П. Буевой, О.Г. Дробницкого, Н.Д. Зотова, Э.В. Ильенкова и др., которые систематизирующим свойством самоопределения называют нравственную ответственность личности.

Актуальность данной проблемы заключается не только в индивидуальной неудовлетворенности каждого одинокого выпускника, но и во влиянии на благосостояние общества в целом. Ведь в каждом образовательном учреждении тщательно формируются и развиваются навыки и знания, способствующие успешной работе в определенной профессиональной сфере.

Основные направления развития этой сферы образования представило Министерство Просвещения в Стратегии развития СПО до 2030 года. Так,

планируют реализовать федеральный проект «Профессионалитет», государственную программу «Развитие образования», федеральный проект «Молодые профессионалы», национальный проект «Образование», федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

В Челябинской области Министерство образования и науки в 2021 году опубликовали приказ от 14.08.2020 г. №01/1739 «Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области», в котором рекомендуется внедрить и разработать концепцию в соответствии с Комплексным планом с 2021 по 2025 годы. Данная концепция считается приемником Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области 2013-2015 годы. Данный документ регулирует деятельность всех заинтересованных в реализации кадровой политики сторон.

Из слов Владимира Владимировича Путина в послании Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года становится ясно, что государство ставит определенную задачу перед СПО. И в ближайшие пять лет необходимо подготовить около миллиона выпускников-специалистов для рабочих профессий.

В ходе Мониторинга Экономики Образования 2021 года 68% работающих выпускников СПО заявили, что трудятся по профилю.

Итоги выборочного обследования рабочей силы Росстата немного другие: Из 6,3 млн выпускников высших и средних учебных заведений 2016— 2020 годов 1,8 млн работают не по специальности, а это 58%. Более половины из них не смогли найти подходящей вакансии, 17% не устроили условия работы, а 16% выпускников — зарплата. Среди выпускников 2017-2019 года работающих не по специальности только 56%.

Уже обучаясь в колледже, многие студенты знают, что не будут работать по данной специальности. Так, мы провели опрос среди студентов 4

курса колледжа, где спросили о планах на будущий учебный год. Изучая результаты, мы сделали следующий вывод, 15% ответили, что планируют пойти дальше продолжать очное обучение, 50% намерены работать по специальности и возможно обучаться на заочном отделении, 35% опрошенных твердо знают, что не пойдут работать по специальности. Отвечая на вопрос, почему они не хотят работать по специальности, встречались такие ответы, как нежелание работать в данной сфере, понимание, что в другом месте больше шансов карьерного пути, некоторые будут работать там, где работали во время обучения в колледже.

Ещё одна возможная причина нежелания выпускников работать по специальности — ошибка в выборе. После введения ЕГЭ количество подростков, переходящих в СПО после 9-го класса, сильно выросло. При этом у 15-16-летних тинейджеров представления о будущей профессии ещё менее реалистичны, чем у выпускников полной средней школы, считают в ВШЭ. А значит, повышается риск того, что выбор делается случайно и спустя несколько лет обучения выпускник СПО так и не заинтересуется своей специальностью. Некоторые поступают в учебные заведения за компанию с одноклассниками, выбирают колледж, к которому удобнее добираться из дома или тот, в который рекомендуют поступить родители. Таким образом, в колледже происходит профессиональное самоопределение и студент понимает, что работать по специальности он не будет.

На человека при профессиональном самоопределении влияет огромное количество факторов. Всё, что окружает человека, способствует его самоопределению, семья, друзья, социум в котором он находится ежедневно, информационное поле, такие как СМИ, интернет, ежедневно воздействует на сознание человека и оказывают влияние не меньше, чем организованные профориентационные мероприятия.

Основным содержанием процесса профессионального самоопределения на этапе обучения в профессиональной образовательной организации является профессиональная идентификация студента.

Как показывает практика, именно на этапе осознания себя в новой среде многие студенты впервые всерьез осознают необходимость (и даже неизбежность) получения ими данной профессии или специальности. Это относится, прежде всего, к тем студентам, которые поступили в профессиональную образовательную организацию случайно, руководствуясь внешними, поверхностными мотивами — стихийно возникшими либо специально сформированными путем манипуляции их сознанием. Можно сказать, что на этапе поступления в профессиональную образовательную организацию ими руководил существовавший в их сознании личный профессиональный миф, который с началом обучения очень быстро разрушается — и вместо адаптации происходит их дезадаптация.

Такие студенты, если с ними не проводится специальная работа, покидают образовательную организацию уже на первом курсе. По данным исследований, подобные потери могут достигать 1/3 состава учебных групп. Другая часть таких студентов заканчивают колледж и не устраиваются на работу по специальности.

Какими бы ни были причины, одно ясно: существует необходимость в повышении эффективности образовательных программ, разработке систем учета запросов рынка труда и укреплении связи между колледжами и работодателями. Только путем сотрудничества и активного взаимодействия можно снизить число выпускников, которые не идут работать по своей специальности и улучшить их шансы на успешную и удовлетворительную карьеру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 5 причин, почему выпускники колледжей не могут найти работу // Мел. [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/zhizn/razbor/7892301-unemployed_reasons (дата обращения: 26.06.2023);

2. Исследование: почти каждый третий выпускник в России трудоустраивается не по специальности // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/14632313 (дата обращения: 26.06.2023);

3. Сергей Кравцов: «Возвращение отраслевого подхода в систему СПО повысит ее статус и эффективность» // Минпросвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/7165/sergey-kravcov-vozvraschenie-otraslevogo-podhoda-v-sistemu-spo-povysit-ee-status-i-effektivnost (дата обращения: 26.06.2023)

Suvorina M.A.

South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk, Russia)

RELEVANCE OF STUDYING STUDENT'S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Abstract: the paper examines the relevance of the problem of professional self-determination of students of professional educational organizations. While studying at an educational institution, students often cannot decide on their future place of work, despite the fact that the number of college applicants is increasing, not all graduates get a job in their specialty. In this paper, we study the relevance of students' professional self-determination.

Keywords: self-determination, students of vocational education, vocational education, graduates, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.