социальной ответственностью на качественно новом уровне вновь актуализировали проблему осознания и формирования общественного идеала картины мира. Сегодня становится очевидным, что научное сообщество, обладая всем необходимым инструментарием прогнозирования, является единственным источником рациональности для формирования единого мировоззрения, единой картины мира, основанных на синтезе естественнонаучных и гуманитарных подходах и ценностно-этических ориентациях.
Список литературы:
1. Бабосов Е.М. Социология: энциклопедический словарь / Предисл. Г.В. Осипова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 276.
2. Бабосов Е.М., Мамедов А.К. Социология науки. - М.: Издательство МБА, 2011. - С.60-79.
3. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. -С. 712.
4. Ушаков Е.В.Введение в философию и методологию науки. - М.: Экзамен, 2005. - С. 329.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
© Лучинкина А.Л.*
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
Статья посвящена актуальности исследования молодёжных субкультур на современном этапе. В статье рассматривается вопрос о динамике влияния протестных молодёжных субкультур на структуру личности её участников.
Подход к молодёжи не столько как к объекту воздействия государства и социальных институтов, а как к субъекту социальной активности, на данном этапе является основным в исследованиях молодёжной проблематики. В процессе социализации молодёжь воздействует на общество посредством творческой деятельности, преобразуя его и внося инновации - такой процесс определяют как ювентизацию [4]. Ювентизация общества возможна лишь в случае реализации молодёжью своей субъектности. Субъектность молодёжи связывают с проявлением преобразовательной деятельности и ответственностью за её результаты, самоорганизацией молодёжи в самодея-
* Кафедра Прикладной социологии. Научный руководитель: Солодникова И.В., профессор кафедры Социальной психологии, доктор социологических наук.
Социологические науки
165
тельные объединения и реализацией субъектности через них. Молодые люди объединяются в peer group (группы сверстников), к которым в том числе относят молодёжные субкультуры. Выбор субкультурных сообществ и взаимодействие в них требует принятия индивидуальных решений. Поэтому рассмотрение таких групп с целью изучения субъектности российской молодёжи составляет важную область современных исследований.
В России феномен молодёжной субкультуры возник в середине ХХ века и стал значимой областью молодёжных исследований с конца 80-х. гг. В современном российском обществе данное явление имеет широкое распространение среди молодёжи и продолжает являться популярной темой научного дискурса. За последние 10 лет вышло много публикаций, посвященных изучению сущности феномена субкультуры и характеристике участников таких сообществ (С.И. Левикова «Молодежная субкультура» [2], В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России» [3], Л.В. Шабанов «Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность» [6] и др.), проводятся конференции, рассматривающие вопрос о роли субкультуры в нашем обществе («Субкультуры: потенциал развития» 21-23 октября 2009 г., «Субкультура: вопросы самоорганизации» 25 февраля 2010 года, IV Всероссийская научно-практическая конференция «Молодёжная субкультура: актуальные проблемы» 21-22 октября 2010 г. и др.), также появляются учебные пособия, содержащие методические указания по социальной работе с представителями молодёжных субкультур и внедряющиеся в образовательные учреждения в качестве рекомендаций для педагогов по взаимодействию с молодёжными субкультурами (например, опубликованное в 2008 г. научно-методическое пособие под редакцией А.А. Козлова «Неформальные молодёжные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма» [5]).
В отличие от современного этапа, в советское время субкультурная активность молодёжи рассматривалась как вызов обществу и имела протестный потенциал. Субкультура несла в себе определённую идеологию; модели поведения, мировоззрение, ценностные ориентации участников таких групп отличались от принятых в обществе, которое было целостным. Неформальные молодёжные сообщества СССР были схожи с контркультурой, участники таких групп отрицали ценности доминирующей культуры, создавая взамен свои, и предполагалось, что оппозиционные установки создадут трудности в процессе адаптации таких молодых людей в обществе. Отечественные ученые изучали причины недовольства участниками субкультур формальными институтами социализации, а также компенсаторные функции молодёжных субкультур.
Совсем иначе выглядит ситуация с субкультурами сейчас. В современном обществе, характеризуемом как плюралистичное, индивид не ограничен в свободе выбора картины мира, и в условиях размытости общепринятых ценностей протестным поведением участие в субкультурных группах
назвать сложно. Такие субкультуры как байкеры, панки, металлисты, которых до сих пор относят к протестным субкультурам [1], привлекают внимание российских исследователей как пространство для молодёжного экстремизма. Но в большинстве своём участники субкультур не реализуют деви-антного поведения, без затруднений перемещаются из одной субкультуры в другую, при этом перемены могут касаться лишь стиля жизни и не распространяются на мировоззрение и ценности человека. Изначально на Западе, а затем и в нашей стране, популярными стали постсубкультурные теории. Субкультуры рассматриваются как не фиксированные, переходные; организованность вокруг идеи сводится к минимуму, определяющим становится стиль жизни, потребление определённых атрибутов, к которым относят одежду, музыку, литературу. И исследователи молодёжи задаются вопросом, насколько затрагивает участие в субкультуре внутренний мир индивида.
Таким образом, актуальным становится изучение того, продолжает ли участие в молодёжной субкультуре влиять на личность молодого человека, отражается ли протестный потенциал субкультуры на процессе адаптации в обществе после выхода из субкультурной группы. Для этого целесообразно обратиться к сравнительному анализу протестных молодёжных субкультур на современном этапе и в советское время.
Исходя из положения о том, что участие в субкультурной группе влияет на социализацию личности, мы считаем продуктивным исследовать процесс адаптации участников субкультурных сообществ к более широкому социальному окружению. Чтобы определить, каковы последствия членства в субкультуре в контексте интеграции индивида в общество, целесообразно обратиться к исследованию жизненного пути бывших участников субкультурных сообществ советского и современного периодов.
Список литературы:
1. Карманова А.В. Отчуждение и современные молодежные субкультуры: социально-философский анализ: дисс. ... канд. философских наук / Ке-мер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово, 2007. - 221 с.
2. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -608 с.
3. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования - 2002. - № 10. - С. 79-87.
4. Митев П.-Е. Младежта и социалната промяна. - София: Народна мла-деж, 1988. - 130 с.
5. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга. Теория, практика, методы профилактики экстремизма / Ред. А.А. Козлова, В.А. Каная-на. - СПб., 2008.
6. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. -Томск: Томский государственный университет, 2005. - 399 с.