Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(3), 2010
УДК 378.147.227
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В.Ф.ШАТАЛОВА В ВУЗЕ
© 2010 А.В.Смирнов1, Р.Н.Сафина1, И.В.Валиахметова1, О.М.Буранок2, В.М.Минияров2
1 Бугульминский филиал Казанского государственного технического университет
им.А.Н.Туполева 2 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 24.05.2010
В данной статье рассмотрена система обучения В.Ф.Шаталова, актуальность ее использования в вузовской практике учебного процесса.
Ключевые слова: система обучения, опорный конспект.
Современная практика показывает, что в силу инерционности системы образования и динамично происходящих изменений в экономической сфере все труднее становится отражать традиционные формы организации учебной деятельности, методы и средства обучения в рамках часов, отведенных на изучение курса определенных дисциплин. Поэтому интенсификация учебного процесса - это одна из приоритетных задач современного образования. Одна из систем обучений (педагогическая технология), позволяющая интенсифицировать процесс обучения в вузе - это система обучения Виктора Федоровича Шаталова.
Цель всякого обучения — научить человека что-то делать: водить ли самолет, управлять ли станком или писать по-русски грамотно. Поэтому задача образовательной системы не просто в том, чтобы вооружить людей некой суммой знаний, а в том, чтобы научить их действовать «со знанием дела», то есть научить применять знания в деятельности — и практической, и теоретической, познавательной и профессиональной, физической и умственной — любой и всякой, какая нужна обществу и работнику. Одним словом, нужна компетентность в делах, чему и должны учить. В момент перехода системы высшего профессионального образования в Российской Федерации на бакалаврскую систему подготовки специалистов (по сути - это и есть
°Смирнов Александр Васильевич, профессор Российской академии естествознания, директор. E-mail: savalesmit@mail. ru
Сафина Резида Нургаяновна, кандидат педагогических наук, зав.кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин. E-mail: bug-centr@yandex. ru Валиахметова Ирина Викторовна, замдиректора по учебно-методической работе. E-mail: savalesmit@mail. ru Буранок Олег Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по НИР. E-mail: buranok@pgsga. ru Минияров Валерий Максимович, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой психологии образования. E-mail:vminiyarov@mail. ru
ускоренная подготовка), ускорение процесса подготовки человека к деятельности, повышение качества этой подготовки при одновременном сокращении затрат на обучение, становятся задачами неотложными.
Малозатратность системы обучения, выступающая следствием ее оптимизации, не только экономически выгодна обществу, но и более приемлема для обучающихся, так как делает более доступной профессиональную переподготовку для малоимущих, особенно безработных. При этом, важными моментами являются следующие: 1) создание системы общеметодических принципов и подходов к образовательному процессу в вузе; 2) целенаправленная подготовка профессорско-преподавательского состава к внедрению системы ускоренного обучения; 3) обучение студентов составлению опорных сигналов и опорных конспектов.
Главные составляющие системы обучения Шаталова: 1) «опорные сигналы», «опорные конспекты», позволяющие надежно усваивать массу информации; 2) особая методика повторения и оценки знаний; 3) оригинальная система решения задач; 4) активная спортивная работа; 5) эффективное инспектирование учебного процесса.
Предложенная В.Ф.Шаталовым применительно к естественным и техническим дисциплинам, указанная методика при умелом ее использовании позволяет также добиваться хороших результатов в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин и высшей школе. Суть ее заключается в такой организации учебы, при которой предельно краткий конспект той или иной темы, составленный при помощи ограниченного числа опорных сигналов, используется для достижения прочного усвоения учебного материала, возможности быстрого и точного его воспроизведения, рационализации преподавания и контроля за самостоятельной работой.
Опорные сигналы. Буква в слове - это опорный сигнал. Буква - опора. Буква - сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы - это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Применение опорного сигнала помогает воспроизведению понятой информации.
Опорный сигнал - ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную вам ранее и понятную информацию.
Опорный конспект - система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки - «оз-вучки». Оглавление учебника и тезисы урока — опорный конспект. Он представляется в виде
некой графической схемы из элементов, связанных между собой. У Шаталова они именуются «опорными сигналами». Не зря Э.Резерфорд понял, как устроен атом, не из математического описания, а путём зрительной ассоциации с Солнечной системой. Удачная схема — находка для преподавателя и студента. Ученики выводят из неё ответ, как из красивой формулы.
Основные принципы составления опорного конспекта: 1) лаконичность (300 - 400 печатных знаков); 2) структурность (4 - 5 связок, логических блоков); 3) смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, расположение символов); 4) автономность (каждый из 4 - 5 блоков должен быть самостоятельным); 5) ассоциативность; 6) доступность; 7) цветовая наглядность и образность. В системе В.Ф.Шаталова новый теоретический материал строго связан с ранее изученным. Поэтому опорные сигналы могут служить средством для актуализации прежних знаний.
Рис. 1. «Модель технологии интенсификации процесса обучения в вузе»
Памятка по составлению опорных конспектов. В опорном сигнале содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т.п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент. При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что: Записи полезно делить, для этого используются: 1) Подзаголовки. 2) Абзацные отступы. 3) Пробельные строки.
Всё это повышает удобочитаемость, организует запись. Как и при конспектировании лекции нужно пользоваться оформительскими средствами: 1) Делать в тексте конспекта подчёркивания, а на полях тетради отчёркивания «например, вертикальные». 2) Заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки. 3) Пользоваться при записи различными цветами. 4) Писать разными шрифтами. 5) Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
Использование системы обучения В.Ф.Шаталова в вузе с целью интенсификации самого учебного процесса подразумевает внедрение и единой технологической модели (рис.1). Опорные конспекты, в данном случае, это весь лекционный курс. Цели использования опорных материалов: 1) организация и использование учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы; 2) предоставление студенту свободы выбора средств и способов выполнения учебных заданий; 3) анализ и оценивание индивидуальных способов учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают студента к
осознанию им не только результата, но и процесса своей работы; 4) наглядно представлять студентам весь изучаемый материал; 5) концентрация внимания на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала; 6) многократное повторение учебного материала; 7) создание комфортной обстановки на занятии.
Составляемые опорные конспекты должны удовлетворять следующим принципам: 1) небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти; 2) конспективное изображение изучаемого материала; 3) выбор оптимального варианта изучения темы урока; 4) логическая взаимосвязь, последовательность событий; 5) указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты.
Назначение опорного конспекта заключается в следующем: 1) наглядное представление учебного материала в целом и по частям; 2) понимание структуры изучаемого материала; 3) выделение главного, основного в излагаемом материале; 4) комплексное представление изучаемого материала при его повторении; 5) развитие творческих способностей.
Нами разработаны опорные конспекты по дисциплине «Основы менеджмента» (таб.1). В качестве примера мы предлагаем опорный конспект (рис.2) одной темы, на изучение которой по государственному образовательному стандарту отводится 4 академический часа. Студенты усваивают данную тему, использую опорный конспект за 1 академический час.
Таб. 1. Опорные конспекты по курсу «Основы менеджмента»
№ ДЕ Название дидак- № Название укрупненной темы Исполь-
(Дидакти- тической ед. укруп- зование
ческая ед.) ненной ОК
темы
1 Основы управления организацией 1.1 Предмет и метод теории менеджмента ОК-1
1.2 Генезис и эволюция менеджмента ОК-2
1.3 Теоретические основы менеджмента ОК-3
2 Функции и методы менеджмента 1.4 Механизм и методы менеджмента ОК-4
1.5 Интеграционные процессы в менеджменте ОК-5
1.6 Организация менеджмента -
3 Управление организационными процессами 1.7 Стратегия и тактика менеджмента ОК-6
1.8 Процессы менеджмента ОК-7
1.9 Социально-психологические основы менеджмента ОК-8
1.10 Формальное и неформальные управление ОК-9
1.11 Контроль в менеджменте ОК-10
1.12 Эффективность менеджмента ОК-11
Рис. 2. Опорный конспект одной темы, на изучение которой по государственному образовательному стандарту отводится 4 академический часа
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(3), 2010
APPLICABILITY OF V.F.SHATALOV'S TRANING SYSTEM AT HIGH SCHOOL
© 2010 A.V.Smirnov1, R.N.Safina1, I.V.Valiahmetova1, O.M.Buranok2, V.M.Minijarov2°
1 Bugulminsky Branch of Kazan State Technical University of A.N.Tupoleva 2 Volga Region State Social-Humanitarian Academy
In the article V.F.Shatalov's training system is described, its applicability in high school educational process is considered.
Keywords: training system, basic syllabus.
"Alexander Vasilevich Smirnov, professor of Russian academy of natural sciences, director. E-mail: savalesmit@mail. ru. Rezida Nurgajanovna Safina, Candidate of pedagogy, Head of Department of humanitarian and social and economic disciplines. E-mail: bug-centr@yandex.ru Irina Viktorovna Valiahmetova, deputy director for teaching and studies. E-mail: savalesmit@mail. ru. Oleg Mihajlovich Buranok, doctor of pedagogy, professor, prorector for scientific studies. E-mail: buranok@pgsga.ru. Valery Maksimovich Minijarov, doctor of pedagogy, professor, Head of Department of educational psychology. E-mail: uminiyarov@rn.aiL ru.