Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО'

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберерегающие технологии / валеология / валеологическая компетенция / будущие юристы / система СПО / health-saving technologies / valeology / valeological competence / future lawyers / vocational training system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Мотина Ольга Александровна

Введение. Здоровье помогает человеку любой профессии, в том числе и юристу, быть эффективным и востребованным. В связи со снижением уровня здоровья населения в нашей стране, особенно среди молодежи, валеологическая компетентность будущих специалистов становится первоочередной задачей. Материалы и методы: публикации по проблеме подготовки будущих юристов к ведению здорового образа жизни; анализ источников по теме исследования; беседы с преподавателями и студентами СПО; анкетирование студентов специальности «Право и судебное администрирование». Результаты исследования. У будущих юристов должна быть сформирована валеологическая компетенция, под которой мы понимаем сложную интегральную характеристику личности, обеспечивающую способность и готовность вести здоровый образ жизни на протяжении всей жизнедеятельности, контролировать свое самочувствие и состояние физического, психического, нравственного и духовного здоровья; решать профессиональные задачи по консультированию и отстаиванию прав граждан в вопросах здоровья здоровьесбережения на основе законов РФ. Для выявления уровня сформированности валеологической компетенции у студентов-будущих юристов системы среднего профессионального образования нами было проведено анкетирование беседы, наблюдение и опрос. Обсуждения и заключения. Исследование показало, что студенты не получают достаточное количество информации о способах сохранения и укрепления здоровья, им незнакомы понятия «здоровьесберерегающие технологии» и «валеология». Что говорит об актуальности формирования валеологической компетенции у будущих юристов в системе среднего профессионального образования. Необходимо совершенствование системы подготовки будущих юристов на основе применения инновационной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Мотина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF FORMING VALUEOLOGICAL COMPETENCY IN FUTURE LAWYERS IN THE SVE SYSTEM

Introduction. Health helps a person of any profession, including a lawyer, to be effective and in demand. In connection with the decline in the level of public health in our country, especially among young people, the valeological competence of future specialists is becoming a priority task. Materials and methods: publications on the problem of preparing future lawyers to lead a healthy lifestyle; analysis of sources on the research topic; conversations with teachers and students of secondary vocational education; survey of students of the specialty “Law and Judicial Administration”. Research results. Future lawyers should develop valeological competence, by which we mean a complex integral characteristic of a person, ensuring the ability and willingness to lead a healthy lifestyle throughout their life, to control their well-being and state of physical, mental, moral and spiritual health; solve professional problems in advising and defending the rights of citizens in matters of health and health protection based on the laws of the Russian Federation. To identify the level of development of valeological competence among students-future lawyers of the secondary vocational education system, we conducted a survey, observation and survey. Discussions and conclusions. The study showed that students do not receive enough information about ways to preserve and improve health; they are unfamiliar with the concepts of “health-saving technologies” and “valeology.” What speaks about the relevance of developing valeological competence among future lawyers in the system of secondary vocational education. It is necessary to improve the system of training future lawyers based on the use of innovative technology.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Богомолова Елена Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (г. Рязань), e-mail: bogomolovaev@yandex.ru

Мотина Ольга Александровна

Старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия (г. Москва), e-mail: motina.olga1979@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-130-140

Аннотация:

Введение. Здоровье помогает человеку любой профессии, в том числе и юристу, быть эффективным и востребованным. В связи со снижением уровня здоровья населения в нашей стране, особенно среди молодежи, валеологическая компетентность будущих специалистов становится первоочередной задачей.

Материалы и методы: публикации по проблеме подготовки будущих юристов к ведению здорового образа жизни; анализ источников по теме исследования; беседы с преподавателями и студентами СПО; анкетирование студентов специальности «Право и судебное администрирование».

Результаты исследования. У будущих юристов должна быть сформирована валеологическая компетенция, под которой мы понимаем сложную интегральную характеристику личности, обеспечивающую способность и готовность вести здоровый образ жизни на протяжении всей жизнедеятельности, контролировать свое самочувствие и состояние физического, психического, нравственного и духовного здоровья; решать профессиональные задачи по консультированию и отстаиванию прав граждан в вопросах здоровья здоровьесбережения на основе законов РФ.

Для выявления уровня сформированности валеологической компетенции у студентов-будущих юристов системы среднего профессионального образования нами было проведено анкетирование беседы, наблюдение и опрос.

Обсуждения и заключения. Исследование показало, что студенты не получают

достаточное количество информации о способах сохранения и укрепления здоровья,

им незнакомы понятия «здоровьесберерегающие технологии» и «валеология». Что

говорит об актуальности формирования валеологической компетенции у будущих

юристов в системе среднего профессионального образования. Необходимо 130

совершенствование системы подготовки будущих юристов на основе применения инновационной технологии.

Ключевые слова: здоровьесберерегающие технологии, валеология, валеологическая компетенция, будущие юристы, система СПО.

THE RELEVANCE OF FORMING VALUEOLOGICAL COMPETENCY IN FUTURE LAWYERS IN THE SVE SYSTEM

Bogomolova Elena Vladimirovna

Doctor of Pedagogics, Professor, Ryazan State University namedfor S. Yesenin (Ryazan), e-mail: bogomolovaev@yandex.ru

Motina Olga Aleksandrovna

Senior Lecturer at the Department of General Educational Disciplines, Russian State University of Justice (Moscow), e-mail: motina.olga1979@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-130-140 Abstract:

Introduction. Health helps a person of any profession, including a lawyer, to be effective and in demand. In connection with the decline in the level of public health in our country, especially among young people, the valeological competence of future specialists is becoming a priority task.

Materials and methods: publications on the problem of preparing future lawyers to lead a healthy lifestyle; analysis of sources on the research topic; conversations with teachers and students of secondary vocational education; survey of students of the specialty "Law and Judicial Administration".

Research results. Future lawyers should develop valeological competence, by which we mean a complex integral characteristic of a person, ensuring the ability and willingness to lead a healthy lifestyle throughout their life, to control their well-being and state of physical, mental, moral and spiritual health; solve professional problems in advising and defending the rights of citizens in matters of health and health protection based on the laws of the Russian Federation.

To identify the level of development of valeological competence among students-future lawyers of the secondary vocational education system, we conducted a survey, observation and survey.

Discussions and conclusions. The study showed that students do not receive enough information about ways to preserve and improve health; they are unfamiliar with the concepts of "health-saving technologies" and "valeology." What speaks about the relevance of developing valeological competence among future lawyers in the system of secondary vocational education. It is necessary to improve the system of training future lawyers based on the use of innovative technology.

Keywords: health-saving technologies, valeology, valeological competence, future lawyers, vocational training system.

Введение. Здоровье помогает человеку любой профессии, в том числе и юристу, быть эффективным и востребованным. Эффективная деятельность для юриста заключается в принятии жизненно важных решений, получении новых знаний, подготовке документов, коммуникации с людьми различных социальных слоев и профессий.

В условиях неопределенности в социально-экономической, политической, нормативно-правовой внешней среды, сохранение и укрепление здоровья, становится приоритетными задачами государства. Тенденции государственной политики на здоровьесбережение отражены в законодательных и нормативных документах: «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [3]; «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» [2]; Федеральном законе №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4].

Ученые и педагоги придерживаются позиции, что настрой человека на здоровье и здоровый образ жизни не появляется сам собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор, создатель валеологии И. И. Брехман указывал на необходимость обучения людей здоровью с самого раннего возраста [7]. Э. Н. Вайнер и И.А. Растворцева считают, что воздействие педагогическими средствами на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека является эффективным [8].

В связи со снижением уровня здоровья населения в нашей стране, особенно среди молодежи, валеологическая компетентность будущих специалистов становится первоочередной задачей [6]. Что нашло отражение в «Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года», где ставятся задачи по использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе [1].

Материалы и методы. Материалами для исследования послужили публикации по проблеме подготовки будущих юристов к ведению здорового образа жизни, контролю физического, психического, нравственного и духовного здоровья, анкеты и результаты бесед. Основными методами выступили: анализ источников по теме исследования; беседы с преподавателями и студентами СПО; анкетирование студентов специальности 40.02.03. «Право и судебное администрирование».

Результаты исследования. Будущий юрист должен обладать знаниями в области здоровьесбережения и валеологии, так как с одной стороны он должен сам быть здоровым, а значит эффективным, а с другой стороны его задачей является помощь по консультированию и отстаиванию прав граждан в вопросах здоровья и здоровьесбережения на основе знания законов в данной области. Поэтому

в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 юриспруденция выделены компетенции [5]:

- Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и другое (ОК 6);

- Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 7);

- Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 8);

- Информировать на приеме и консультировании субъектов права по вопросам социального обеспечения и социальной защиты (ПК 3.1).

У будущих юристов должна быть сформирована валеологическая компетенция, под которой мы понимаем сложную интегральную характеристику личности, обеспечивающую способность и готовность вести здоровый образ жизни на протяжении всей жизнедеятельности, контролировать свое самочувствие и состояние физического, психического, нравственного и духовного здоровья; решать профессиональные задачи по консультированию и отстаиванию прав граждан в вопросах здоровья здоровьесбережения на основе законов РФ.

Для выявления уровня сформированности валеологической компетенции у студентов-будущих юристов системы среднего профессионального образования нами было проведено исследование, в котором приняли участие 66 студентов с первого по третий курс специальности 40.02.03. «Право и судебное администрирование» в Российском государственном университете правосудия (г. Москва) на факультете непрерывного образования и 9 преподавателей кафедры общеобразовательных дисциплин. Исследование включало беседы, наблюдение и опрос.

В ходе беседы со студентами о вопросах ведения здорового образа жизни мы выяснили, что тема актуальна, так как, впервые столкнувшись с самостоятельной жизнью, они забывают о распорядке дня, режиме сна, регулярном и рациональном питании, спорте и многом другом, чему в школьной жизни уделяли внимание. Также студенты рассказали о других проблемах, связанных с анатомическими и физиологическими изменения тела в период полового созревания, умственной и психоэмоциональной перегрузки на занятиях и большим количеством домашних заданий, которые нужно выполнить, а также о проблеме адаптации к студенческой жизни, формировании межличностного взаимодействия с новыми людьми. В связи с большой загруженностью, нехваткой времени, у студентов ограниченна двигательная активность, пребывание на свежем воздухе, кроме того, многие молодые люди в этот период начинают употреблять энергетические напитки, табачные изделия, что напрямую отражается на здоровье. Таким образом, жизнь молодых людей период студенчества не упорядочена, что

в будущем может привести к проблемам со здоровьем, учебой и родителями.

В ходе беседы с преподавателями по проблемам готовности студентов к ведению здорового жизни, формированию валеологической компетенции у студентов на занятиях, а также применению валеологических знаний в профессиональной деятельности, мы выяснили, что сами преподаватели придерживаются основ здорового образа жизни, и главную роль в формировании жизненных ценностей, приоритетов в сохранении и укреплении здоровья студентов в процессе учебной деятельности отводят себе, стараясь, моделировать систему оздоровления на занятиях. Важным элементом педагогического воздействия на формирование валеологической компенции будущих юристов преподаватели считают развитие валеосознательности, т.е. готовности к использованию профессиональных знаний в области защиты здоровья населения. Однако знаний в этой области преподавателям общеобразовательных дисциплин не хватает, временной ресурс занятия также ограничен, поэтому здоровьесберегающие технологии на занятиях изучаются крайне редко и в небольшом объеме. Методики для обучения будущих юристов данным технологиям нет.

В ходе наблюдения за студентами в учебном процессе преподаватели отмечали частые пропуски и опоздания студентов, слабую подготовку домашних заданий, низкую работоспособность, отсутствие мотивации к учебной деятельности, рассеянное внимание. Преподаватели физической культуры подчеркивают отсутствие интереса у студентов к дисциплине, что является причиной снижения посещаемости занятий. Также преподаватели указывают на отсутствие регулярных физических нагрузок у студентов вне учебной деятельности, болезни, и одновременно с этим, вовлеченность их в курение табачных изделий, электронных испарителей и вейпов. Таким образом, вопросы формирования у студентов готовности к ведению здорового образа жизни, здоровьесбережению являются актуальными. Приоритетной задачей образовательного процесса преподаватели рассматривают формирование у студентов валеологической компетенции, подготовку будущих юристов к профессиональной деятельности по содействию сохранения здоровья граждан Российской Федерации.

Для более детального изучения проблемы формирования основ здорового образа жизни, здоровьесбережения был проведен опрос-анкетирование среди студентов. Прежде всего, мы хотели выяснить как понимают студенты выражение «Вести здоровый образ жизни», из каких источников они получают информацию о здоровом образе жизни, что такое «здоровьесберегающие технологии», и что они включают в себя, какие здоровьесберегающие технологии используют студенты в повседневной жизни и другое. Респондентам было предложено выбрать варианты ответов, которые они считают правильными, дополнить определения «здоровьесберегающие технологии» и «валеология».

На вопрос «Что значит выражение вести здоровый образ жизни?» респонденты ответили: «отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) -91%; здоровое питание - 5%; соблюдение режима дня -3%, занятие спортом -1%. На рисунке отображены результаты опроса студентов о здоровом образе жизни

(рис. 1).

Рис. 1. Результаты ответа студентов на вопрос «Что значит вести здоровый образ жизни»

Представленные данные говорят о проявлении интереса к здоровью, способах его сохранения и укрепления. Информацию о здоровом образе жизни студенты (более 90%) считают интересной и полезной. Основную информацию о здоровом образе жизни обучающиеся получают: из Интернета (63, 6 %); из средств массовой информации (18 %); на учебных занятиях (12 %); из специальной литературы (6 %). Результаты опроса студентов на вопрос об источниках информации о здоровье представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Результаты опроса студентов об источниках информации о здоровье С понятием «здоровьесберегающие технологии» более половины респон-

дентов (62,1 %) не знакомы; 31,8 % - частично знакомы (слышал, но не вникал в суть вопроса); 6 % указали, что знакомы с понятием, считают, что здоровьесбе-регающие технологии являются «способом жизни и поведения». На рисунке 3 представлены результаты опроса студентов о здоровьесберегающих технологиях.

Рис. 3. Результаты ответа студентов на вопрос «Знакомо ли вам понятие «здоровьесберегающие технологии?»»

Следует отметить, что 62,1% студентов не знают, что включают в себя здоровьесберегающие технологии. Около 14% будущих юристов к здоровьесбере-гающим технологиям относят психологические и медицинские программы для безопасности учебного процесса, 9% - укрепление здоровья спортом. Более 7% обучающихся считают, что здоровьесберегающие технологиии - это рациональное питание; 4,5% - воспитание культуры здоровья; 3% - диспансеризацию населения. Результаты опроса отражены на рисунке 4.

Опрос показал, что 66,6% респондентов не используют здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни. Физкультурно-оздоровительными процедурами занимаются только 18% студентов. Однако, большинство респондентов (87,8 %) хотели бы вы узнать о здоровьесберегающих технологиях и их применении больше.

В ходе проведения анкетирования было выявлено, что знания о сохранении и укреплении здоровья нужны будущим юристам (86%). Однако, как они могут пригодиться, студенты не смогли ответить. Только 1,5% указали, что «юристу необходимы знания о сохранении и укреплении здоровья, так как эффективность выполнения деятельности напрямую связана с ЗОЖ, который помогает преодолеть большое количество нагрузок (умственных и физических), избавиться от стресса». Также, в ходе опроса было выявлено, что понятие «валеология» знакомо лишь 9% респондентов, под которой они понимают «науку о здоровье», 91%

студентов это понятие не знакомо.

Рис. 4. Результаты ответа студентов на вопрос: «Что включают в себя здоровьесберегающие технологии?»

Нами была получена информация, что 81% студентов будущих юристов не связывают свою профессию со здоровьесбережением населения, и только 18% считают, что «профессия юриста связана со здоровьесбережением населения, потому что помогает гражданам разобраться в сложных правовых вопросах, тем самым улучшая качество жизни населения, оберегая от непредвиденных ситуаций».

На вопрос «Какими знаниями должен обладать юрист, чтобы защитить здоровье человека» 18% студентов не ответили, 72% считают, что базовыми знаниями по биологии и ОБЖ; 7,5% полагают, что юрист должен знать медицинское право; 1,5% ответили, что «юрист может вести судебные споры с медицинскими организациями о качестве оказанных услуг», т.е. знать законы, охраняющие здоровье граждан. На рисунке отражен результат опроса респондентов о знаниях, которыми должен обладать юрист в области здоровьесбережения (рис. 5).

Обсуждения и заключения. Таким образом, опрос показал, что студенты не получают достаточное количество информации о способах сохранения и укрепления здоровья. Большинство студентов не знакомо с понятием «здоровьесбе-ререгающие технологии», «валеология». Также было выявлено отсутствие понимания студентами взаимосвязи между профессиональной деятельностью юристов и здоровьесбережением граждан: студенты не осознают, как связана профессия юрист и здоровьсбережение населения. Следовательно, возникает противоречие: студенты с одной стороны осознают ценность здоровья, но практически не реализуют его нормы; с другой стороны будущие студенты-юристы

осознают свой профессиональный статус, но не связывают его со своей профессиональной деятельностью в области защиты здоровья населения.

Какими знаниями должен обладать юрист в области здоровьесбережения

^^ ■ не ответили на вопрос

■ базовыми знаниями биологии, ОБЖ

■ медицинское право

законы, охраняющие здоровье граждан

Рис. 5 Какими знаниями должен обладать юрист в области здоровьесбережения

Результат беседы с преподавателями по проблемам сформированности ва-леологической компетенции и готовности студентов направления подготовки по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование» к ведению здорового образа жизни и применению валеологических знаний и умений в своей профессиональной деятельности совпадает с результатами нашего анкетирования студентов. Большинство студентов интересуется вопросами здоровья, но к реальной деятельности готовы лишь единицы обучающихся.

Практически все опрошенные преподаватели считают, что студентам не хватает практических знаний и умений в области здоровьясбережения и валео-логии, они не готовы к профессиональной юридической деятельности в области охраны здоровья граждан. Однако преподаватели отмечают интерес студентов к темам, связанным с вопросами сохранения и укрепления здоровья, здоровьесбе-регающими технологиями.

Проведенное нами наблюдение показало, что студенты имеют некоторый уровень знаний о здоровом образе жизни, но на практике применять не умеют; будущие юристы осознают статус своей профессиональной деятельности, но не связывают его с правозащитной деятельностью граждан в области охраны здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности формирования ва-леологической компетенции у будущих юристов в системе среднего профессионального образования. Необходимо совершенствование системы подготовки будущих юристов на основе применения инновационной технологии, предо-

ставляющей студентам возможность самостоятельно определять пути, способы и средства обучения. Наиболее эффективно формированию валеологической компетенции будущих юристов способствуют такие предметы как химия, включающая элементы, при усвоении которых формируется знания о здоровьесбере-жении, биология, где происходит формирование ценностных ориентаций здорового образа жизни, а также физическая культура, способствующая сохранению и укреплению физического здоровья человека. Юридические дисциплины в области защиты прав человека («Защита прав человека», «Теория государства и права»), изучающие законодательство в области здоровьесбережения, также способствуют формированию валеологичекой компетенции, рассматривая право на жизнь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Формирование валеологической компетенции на общеобразовательных и специальных юридических дисциплинах способствует развитию позитивной мотивации студентов для ведения здорового образа жизни и эффективной работе будущего юриста.

Литература

1. Концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: Концепци-я-НЦ-21.07^ (sbras.ru)

2. Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/ (дата обращения: 02.02.2024)

3. Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (дата обращения: 02.02.2024).

4. Федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 02.02.2024).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 юриспруденция [Электронный ресурс] // http://www.unn.ru/sveden/files/docs/edustandarts/2023/40.02.04. pdf (дата обращения: 02.02.2024).

6. Андрющенко Л.Б., Филатова Е.В. Валеологическая компетентность студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 11. - С. 30-31;

7. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - [2-е изд., доп., и перераб. ]. - М. : Физкультура и спорт, 1990. 206 с.

8. Вайнер Э.Н. Валеологическое образование как неотъемлемая часть оте-

чественной системы формирования здоровья / Э.Н. Вайнер, И.А. Растворцева // Валеология. 2004. № 2. С. 58 - 59

References

1. Kontseptsiya realizatsii natsional'nykh tseli v sfere nauki i vysshego obrazovaniya do 2030 goda [The concept of implementation of national goals in the field of science and higher education until 2030]. Access mode: Концепция-НЦ-21.07. pdf (sbras.ru)

2. Strategii formirovanija zdorovogo obraza zhizni naselenija, profilaktiki i kontrolja neinfekcionnyh zabolevanij na period do 2025 goda [Strategies for the formation of a healthy lifestyle of the population, prevention and control of noncommunicable diseases for the period up to 2025] [Electronic resource] // https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912 / (date of request: 02.02.2024)

3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.06.2019 g. № 254 «O Strategii razvitija zdravoohranenija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Decree of the President of the Russian Federation dated 06.06.2019 No. 254 «On the Strategy for the development of healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025»] [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (date of application: 02.02.2024).

4. Federal'nom zakone №323-FZ «Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 323-FZ «On the basics of public health protection in the Russian Federation»] [Electronic resource] // https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121895 / (accessed 02.02.2024).

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 40.02.04 jurisprudencija [Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 40.02.04 jurisprudence] [Electronic resource] // http://www.unn.ru/sveden/files/docs/ edustandarts/2023/40.02.04.pdf (date of reference: 02.02.2024).

6. Andrjushhenko L.B., Filatova E.V. Valeologicheskaja kompetentnost' studentov [Valeological competence of students]. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2010. No. 11. pp. 30-31;

7. Brekhman I. I. Valeologija - nauka o zdorov'e [Valeology - the science of health] . I. I. Brekhman. [2nd ed., additional, and revised]. Moscow : Physical culture and Sport, 1990. 206 p.

8. Weiner E.N. Valeologicheskoe obrazovanie kak neot#emlemaja chast' otechestvennoj sistemy formirovanija zdorov'ja [Valeological education as an integral part of the national system of health formation]. E.N. Weiner, I.A. Soluttseva . Valeology. 2004. No. 2. pp. 58-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.