Научная статья на тему 'Актуальное членение как фрактальная структура'

Актуальное членение как фрактальная структура Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
504
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ТЕКСТ / СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОПОДОБИЕ / ФРАКТАЛ / ФРАКТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ТЕМА / РЕМА / ACTUAL DIVISION OFFERS / TEXT / SYNERGETIC / SELF-ORGANIZATION / SELF-SIMILARITY / FRACTAL / FRACTAL MODEL / THEME / RHEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саттарова А. Ф.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения закономерностей формообразования текста как природного объекта. Главная концепция синергетики все в мире взаимосвязано. Основным принципом организации текста является синергетическая парадигма, которая включает фрактальность способность к структурной и смысловой самоорганизации. Тема-рематические отношения представлены в виде моделей самоподобных синтаксических фракталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual division as a fractal structure

Relevance of research due to the need to study patterns of text shaping as a natural object. The main concept of synergy everything in the world is interconnected. The main principles of the text are synergetic paradigm, which includes fractal the ability to structural and semantic self-organization. Theme rheme relations are presented as models of self-similar fractal syntax.

Текст научной работы на тему «Актуальное членение как фрактальная структура»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 143-147.

УДК 81'367 А.Ф. Саттарова

АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ КАК ФРАКТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения закономерностей формообразования текста как природного объекта. Главная концепция синергетики - все в мире взаимосвязано. Основным принципом организации текста является синергетическая парадигма, которая включает фрактальность - способность к структурной и смысловой самоорганизации. Тема-рематические отношения представлены в виде моделей самоподобных синтаксических фракталов.

Ключевые слова: актуальное членение предложения, текст, синергетика, самоорганизация, самоподобие, фрактал, фрактальная модель, тема, рема.

Введение

Учение об актуальном членении предложения (АЧП), прообраз которого возник более ста лет назад (психологический синтаксис XIX века), оформилось в лингвистическом плане в середине XX в. и в настоящее время представляет собой самостоятельное направление в теории языкознания, которое собирает все большее число сторонников.

Теория актуального членения была разработана в рамках Пражского лингвистического кружка В. Матезиусом и далее последовательно чешскими лингвистами Я. Фирбасом, К. Палой, Ф. Данешем, А. Свободой, П. Ада-мецом, Е. Толковой, а также М. Халлидеем, У. Чейфом, в чьих трудах АЧП было противопоставлено формальному, введено понятие коммуникативного динамизма, дано определение компонентов АЧП и обозначены способы их выделения. При этом некоторые лингвисты расширили традиционную сферу применения актуального членения от простого предложения до сложных и осложненных предложений (Я. Фирбас), а также уровня словосочетания (А. Свобода).

Работы, в которых рассматривается актуальное членение высказываний текста, можно разделить на две группы. Первая группа работ, представляющих собой исследование коммуникативной структуры высказываний в контекстуальном аспекте, служит более детальному изучению вопросов теории коммуникативного синтаксиса (Э.И. Королев, Л.В. Карпова, Л.П. Ступина и др.). В некоторых из этих исследований при анализе актуального членения высказываний во внимание принимаются структурные особенности текста, включающего их в свой состав (Л.О. Коль, Л.Ф. Шильникова и др.). Так же это работы, в которых выявляется соотношение стилистических особенностей художественных текстов и характера актуального членения высказываний, их составляющих (И.И. Ковту-нова, В.А. Квятковский, Т.Н. Сильман и др.).

Другая группа работ посвящена изучению текста с точки зрения его коммуникативной структуры, межфразовой тематической связи, его чле-нимости и т. д. на основе «развития тем», иными словами, - это исследования функционального направления лингвистики текста (Н.И. Серкова, И.И. Теплицкая, А.В. Кленина, М.Ю. Федосюк, В.Й. Ставский, В.И. Юга-нов, Е.В. Сидоров, И.И. Панова и др.).

Как известно, лингвистическая наука всегда отрыта для новых знаний, подходов, теорий и концепций. Многие лингвистические явления, изучавшиеся исследователями ранее, получают новую интерпретацию в свете современных теорий и вследствие реализации различных подходов. Явление АЧП также не является исключением.

По мнению Э. Морена, сегодня наша историческая потребность -нахождение метода, который обнаруживает, а не скрывает связи, соедине-

© А.Ф. Саттарова, 2014

ния, наслоения, взаимозависимости, сложности [11]. Автор связывает поиски метода с синергетическим подходом, ссылаясь на идеи И. Пригожина. При этом сложное мышление - это не замена простоты сложностью, а осуществление непрерывного диалогического движения между простым и сложным. Разработанный Э. Мореном метод таков, что он позволяет связать части с целым, а целое -с частями. В системной науке каждая структура рассматривается как проявление процесса, лежащего в ее основе. Системное мышление - это всегда процессуальное мышление, в основе которого лежит принцип нелинейности, основанный на том, что результат суммы воздействий не равен сумме их результатов. Значимым моментом для практики образования с точки зрения обеспечения его развивающего эффекта является то, что нелинейность определяет возможность как конструктивного, так и деструктивного развития системы.

Использование синергетических идей положило начало новому концептуальному осмыслению лингвистических проблем. Языковые явления стали рассматриваться в терминах сложности, нелинейности, хаоса, аттрактора, синергии и т. д.

Следует отметить, что и в России, и за рубежом накоплен большой лингвистический корпус теоретических исследований, в том числе и с уклоном в синергетическое русло (Н.Ф. Алефиренко, В.И. Аршинов, В.Н. Базылев, В.Г. Борботько, И.А. Герман, Н.А. Давыдова, Л.П. Киященко, Е.Н. Князева, А.В. Кравченко, Л.А. Манерко, Н.Н. Миронова, Г.Г. Москальчук, Н.Л. Мышкина, Г.Г. Молчанова, А.П. Огурцов, В.А. Пищаль-никова, Е.В. Пономаренко, Дж. Эйчисон, Дж. Бэмфорд, Т. Линч, У. Р. Матурана, В.Х. Варела. Г. Хакен и др.).

Основные понятия синергетики, используемые в лингвистике: нелинейность, функциональный аттрактор (центр притяжения всех элементов - коммуникативная цель, содержание-намерение автора), флуктуации (функциональные колебания), хаоти-зация (появление элементов, не соответствующих общим тенденциям развития системы, нарушающих ее упорядоченность), диссипация (рассеивание нежелательных элементов во внешнюю среду), внешняя среда дискурса (языковая система, сознание коммуникантов и ситуация общения) и др.

Диапазон применения синергетического подхода в лингвистике достаточно широк, но наиболее разработанной на сегодняшний день является теория письменного текста. Текст рассматривается как комплексный многоуровневый объект, организация которого подчиняется как коммуникативной цели говорящего, так и природным законам «формообразования» [1; 2]. Доказывается возможность выделения симметричных и асимметричных структур текста, а также

позиций, соответствующих принципу золотого сечения [6]. Обнаруживается, что текст не только лингвистический, но и биологический объект, который строится по закономерностям, заложенным в природе.

Такое объединение различных научных направлений на основе единого структурного подхода не случайно, а является следствием универсальных свойств фрактальных структур.

О фрактальности

В современной научной парадигме фрактал стал занимать центральное место, представляя собою универсальную измерительную модель. Главным способом самоорганизации, исходя из принципов пропорции, является фрактальная структура, понимаемая как самоподобие объекта на самых разных уровнях его строения [5; 6]. Такое самоподобие обнаруживается в языковой системе.

Так что же такое фрактал? Парадоксально, но общепринятого точного определения этого понятия не существует. С математической точки зрения фрактал - это прежде всего множество с дробной размерностью. Фрактал, по первому определению Мандельброта, - это множество, хаусдорфо-ва размерность которого превосходит его топологическую размерность. По второму определению, фрактал - это геометрическая структура, части и фрагменты которой в какой-то мере подобны самой структуре. Можно также сказать, что математическое понятие фрактала выделяет объекты, обладающие структурами различных масштабов, как больших, так и малых, и таким образом отражает иерархический принцип организации материи в природе. В основе этого понятия содержится одна важная идеализация действительности: фрактальные объекты самоподобны, т. е. их вид не претерпевает существенных изменений при разглядывании их в микроскоп с любым увеличением.

Согласно В.В. Тарасенко, слово «фрактал» происходит от латинского прилагательного ГгасШв. Соответствующий латинский глагол Гга^еге означает «разрывать, прерывать», т. е. создавать нерегулярные фрагменты. Это, следовательно, имеет значение, дополнительное к термину «фрагментиро-ванный».

В.В. Тарасенко отмечает, что фракталы хоть и упорядочивают хаос, который начинает восприниматься как сложный порядок, однако и фрактальная система имеет свои пределы. Он же определяет фрактальную семиотику как попытку увидеть язык и коммуникацию через призму теории фракталов в ее соединении с когнитивной теорией [9].

У. Матуран и В. Варела не используют понятие фрактала, но они говорят о принципе структурной конгруэнтности, сопряженности всего сущего, его круговой орга-

низации, когда все возвращается к своему началу и все взаимосвязано во всеохватывающей сетевой сопряженности.

Актуальное членение как фрактальная структура

Фрактал - это самоподобная рекурсивная структура. Фрактальность языка предполагает наличие в нем самоподобия (масштабной инвариантности) и рекурсии (использования на каждом шаге порождения порождённого ранее).

Отношения подобия (самободобия объекта) можно выявить и при сопоставительном анализе крупных единиц и более мелких составляющих: словоформы и морфемы, предложения и словоформы, СФЕ и предложения и т. д. Этот принцип позволяет увидеть общность структур не только единиц, составляющих единую систему на разных уровнях, но и элементов функционально-языковой макроструктуры.

Синергетика позволяет взглянуть на любой сложный объект как на нелинейную самоорганизующуюся систему. Принципы линг-восинергетики и метод позиционного анализа способны дать объяснение процессам, протекающим в структуре текста [1-4; 6].

Текстообразование осуществляется посредством самоорганизации языковых структур; определяется трансляция синтаксических групп в тексте их трансформаций, переходов и взаимопереходов в процессе развертывания текста от его начала к концу. Организация текстового пространства представляется в виде конечной последовательности переходящих друг в друга синтаксических структур (синтаксических звенев текста), список которых обозрим, упорядочен и подчиняется закономерностям самоорганизации текста [8].

Связность текста рассматривалась уже В. Матезиусом в аспекте АЧП. Он показал основной механизм связности: новое одного высказывания становится исходным моментом (датумом) следующего [7].

Всякий раз элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы, которые теперь выражаются от лица коллектива всей системы, причем на уровне элементов этих понятий могло и не быть. Эти коллективные переменные «живут» на более высоком иерархическом уровне, нежели элементы системы, и в синергетике, согласно Г. Хакену, их принято называть параметрами порядка -именно они описывают в сжатой форме смысл поведения и цели-аттракторы системы [10]. Описанная природа параметров порядка называется принципом подчинения, когда изменение параметра порядка как бы синхронно дирижирует поведением множества элементов низшего уровня, образующих систему.

Понятие текста как смыслового фрактала выводится нами на основе экстраполя-

ции основных положений фрактальной геометрии Б. Мандельброта [5] на область психолингвистики текста. Ограничиваясь рамками статьи, обозначим в качестве основания продуктивности экстраполяции понимание Б. Мандельбротом фракталов как нерегулярных, но самоподобных структур, для которых свойственно бесконечное дробление и подобие мельчайших частей целому (части лишь в каком-то смысле подобны целому) [5]. Такой подход к фракталам адекватен нашему пониманию текста как процессуального смыслового объекта, организуемого (структурируемого) континуумом доминантного личностного смысла, единого, но дробящегося на смысловые области разного масштаба. В результате не смысл отделяется от текста, а смысловое подобие встраивается в текст как в среду, взаимодействующую с концептуальной системой адресата.

Смысловая интеграция: тема и рема

Агент, представляющий собой распознанное слово, откладывается в памяти до того момента, пока не будет распознано следующее слово. Качественный скачок происходит, когда два агента интегрируются. Это происходит в перцептивно-когнитивной петле линейной системы осознания. Снова в действие вступают просодический, морфологический, синтаксический анализаторы.

Теперь анализаторы решают другую задачу: требуется выявить более «важный» элемент из двух. Оба элемента не могут быть одинаково важными. Один из элементов послужит фоном, другой - фигурой. Только при этом условии семантический анализатор сможет корректно выбрать верхнюю, обобщающую категорию, в которой целостный образ чему-то противопоставляется. Менее важный элемент мы традиционно называем темой, или фоном (то, о чем говорится), более важный - ремой, или фигурой (то, что говорится). Тема адресует ту область предложения, которая подвергается модификации; рема определяет тип модификации. Тема активизирует ассоциативный доступ к необходимому агенту или конфигурации агентов в составе текста, если таковой существует. В противном случае тема создаёт соответствующего агента. Рема указывает, в какие категориальные отношения этот агент следует включить. Взятые вместе, тема и рема управляют фокусом внимания (поскольку внимание есть процесс интеграции деталей).

Порядок слов в естественном предложении соответствует не столько грамматической, сколько ментальной матрице, и предложение материализует мысль по мере ее формирования. Ментальная структура предложения обнаруживается во фразах, где завершение предложения избыточно дублирует его начало. В этих условиях главным становится реализация мысли, а не

правил. Стихия естественного человеческого языка, таким образом, обнаруживает свой внутренний порядок. Этот порядок отличается удивительным сходством в разных языках, где, несмотря на различия языкового строя, функционируют одни и те же структуры, особенно в ситуациях, когда нет времени на исполнение академических правил полного предложения.

Тема-рематические структуры в языке являются дополнительным доказательством того, что именно ментальная, а не формальная структура предложения определяет форму высказывания. Тема-рематические фракталы, соединяющие «данное» и «новое», объясняют динамику построения смыслового содержания в дискурсивном процессе. Так, интерактивные отношения темы и ремы возникают при построении предложений, абзацев, периодов и целого текстового произведения. Тема-рематические отношения закономерно возникают между разными текстами, написанными на одну и ту же тему и добавляющими к ним новую информацию. Такие отношения характерны для фрактального строения дискурса как целостного коммуникативного процесса, порождающего тексты. Корпусная лингвистика создает наиболее благоприятные условия для изучения фракталов морфолого-синтак-сического типа. Она позволяет установить, какие морфолого-синтаксические формы образуют «знаковое тело языка» как сверхсложной и самоорганизующейся системы. К морфолого-синтаксическим фракталам можно отнести лишь такие структуры, которые с достаточной частотностью, регулярностью и предсказуемостью встречаются в языковой материи. Именно частотность, регулярность и предсказуемость функционирования, а не соответствие академической норме позволяют отнести структурные элементы к фракталам языковой системы. Подчеркнем, что в соответствии с определением фракталов они представляют собой неправильные, фрагментарные и разложимые на себе подобные структуры.

Строительным материалом синтаксических фракталов является актуальное членение на «данное» и «новое». В устном или письменном высказывании любой сложности всегда обнаруживается разделение смыслового содержания на то, что известно (данное), и то, что добавляется к известному (новое). Любой текст любой продолжительности всегда разложим на то, что было известно автору, и то, что было им добавлено к известному. Это означает, что синтаксические фракталы обнаруживаются на любом уровне грамматического порядка - от предложения до текста любой сложности.

Наблюдения над многочисленными способами межфразовой связи, тема-рематическими последовательностями и прочими средствами когезии и когерентности неиз-

менно включались в более общие построения, претендующие на «глобальную теорию текста вообще».

Ф. Данеш предложил описание тематической прогрессии: гибкий порядок слов, отражающий актуальное членение, позволяет выразить разнообразные связи между предложениями как фрактальные структуры.

Принято выделять три основных типа тематической прогрессии: простая линейная тематическая последовательность, константная тема, производные темы.

1. Mme de la Monnerie а regardé sa petite montre.

Il faut partir pour ne pas être en retard à l'Opéra (M. Druon).

Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников (Ф. Достоевский. Преступление и наказание).

2. Paris estune des plus vieilles et belles villes de l'Europe. Paris est le centre de la vie politique et culturelle, un des plus grands centres industriels de la France. Paris compte plus de 40 musées? Parmieux le Louvre, musée d'Art Moderne, musée Podin, le célèbre Pantéon où reposent les restent de grandes homes tells que Marat, E. Zola, V. Hugo, A. France et d'autres (Promenades dans Paris).

Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей частями в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно, не в силе произвесть истинно великое совершенство... (А. Пушкин. Возражение на статью Кюхельбекера).

3. Catherine se tenait à l'entrée du salon. Sa silhouette était juste ce qu'il fallait de cette suite de miroires. Quelque chose de parfait. Robe blanche, au cou un collier de diamants. rien dans les cheveux noirs coupés très courts et bouclés à peine, des yeux verts relevés par un rire silencieux, un grand éclair rouge sur des dents très blanches. Des bras ravissants, des épaules splendides, la poitrine haute, unsaphir à l'index. Catherine a levé la main. Le saphir a lancéune lumière bleueque les glaces ont répétée fidelement (M. Monod. Le nuage).

В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним - глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют

тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек (А. Чехов. Палата № 6).

В данный момент можно говорить только о стадии накопления сведений о реальных текстовых структурах, складывающихся при сочетании определенных типов тематической прогрессии и выполняющих определенную текстовую функцию. Можно вспомнить, что и Данеш отмечал типичность комбинации тематизации предшествующей ремы и ее дальнейшее употребление как константной темы (возможны и производные темы, как в третьем примере).

Наблюдения над тема-рематическими отношениями оказываются необходимыми; только при накоплении более серьезных данных о том, как устроен текст, можно возвратиться к вопросу о моделировании текста.

Таким образом, фракталы есть стихийно возникающие, наполняющие собой коммуникативное пространство, находящиеся в отношениях взаимной идентичности, повторяющие друг друга в разных масштабах неправильные, но регулярные элементы языковой материи.

Обусловленность структурной организации текста законами природы делает необходимым включение элементов общей теории систем, теории самоорганизации и эволюционных представлений в содержание филологического образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Белоусов К. И. Синергетика текста: от структуры к форме. М. : Либроком, 2008. 248 с.

[2] Блазнова Н. А. Точечные аттракторы в структуре текста : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2002.

[3] Герман В. А., Пищальникова В. А. Введение в лингвосинергетику : монография. Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. 130 с.

[4] Корбут А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории текста : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2005. 33 с.

[5] Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М. : Институт компьютерных исследований, 2002. 656 с.

[6] Москальчук Г. Г. Структура текста как синерге-тический процесс. М. : Едиториал УРСС, 2003. 296 с.

[7] Саттарова А. Ф. Изучение актуального членения предложения в русском языке (в сопоставлении с башкирским и французским) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 191 с.

[8] Саттарова А. Ф. Синергетическая теория текста // Актуальные проблемы современной науки. Научная сессия «XV Невские чтения» : матер. науч. конф. СПб., 2013. С. 143-148.

[9] Тарасенко В. В. Фрактальная семиотика. М. : Либроком, 2009.

[10] Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // Синергетика и психология. Вып. 2. Социальные процессы / под ред. И. Н. Трофимовой. М. : Янус-К, 1999. С. 11-20.

[11] Морен Э. Метод. Природа Природы / пер. с фр. Е.Н. Князевой. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 463 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.