Научная статья на тему '\ актуальная тема \ «Перина безопасности»'

\ актуальная тема \ «Перина безопасности» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ актуальная тема \ «Перина безопасности»»

■ Сбор денег из экономики в бюджет России проходит вполне эффективно. Но наладить обратный процесс Минфин не сумел или не захотел, ссылаясь на корруп-

и и

цию. Сегодняшний «ученый совет» — о том, какими могут быть механизмы перераспределения средств в реальный сектор экономики, инфраструктуру и социальную сферу.

Умножение делением

ГОТОШК/ДР

Вячеслав СТОРОЖЕНКО,

главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института, доктор экономических наук

«Перина безопасности»

Наша страна накопила огромные золотовалютные резервы. Сверхнеобходимые запасы тормозят развитие экономики.

— Золотовалютные резервы (ЗВР) России достигли $505 млрд. Больше лишь у Китая и Японии. А за счет чего у нас такие запасы?

— Источников много, страна у нас богатая. Но мы понимаем, что главный, фундаментальный источник — нефтегазовые ресурсы. В начале реформ ученые, чиновники, спорили: рента или налоги? А не все ли равно, как говорить? Налог ли брать, ренту ли — это, мол, спор о словах. Не о словах! Академику Дмитрию Львову, его сподвижникам, сторонникам среди политиков, общественных деятелей, было ясно отличие. Налог собирает государство за использование его собственности, а природные ресурсы — общественная собственность, они от Бога, они принадлежат народу. Государство законно использует налоги по своему разумению. И общество вправе по-своему использовать доходы, то есть ренту от принадлежащих ему природных ресурсов.

Сторонники рентного подхода выступили с концепцией национального дивиденда. Согласно этой концепции, доходы от использования природных ресурсов собираются в специальном фонде и ежегодно распределяются в обществе в соответствии с полученной выручкой. По замыслу, люди сами определяли бы, во что вкладывать деньги.

Золотовалютные резервы могут стать хорошей государственной гарантией под иностранные инвестиции в наши модернизационные проекты.-

Александр ТРУШИН

Например, их можно использовать на добавку к государственной пенсии. Тогда избавились бы от страшного вопроса: мы повысим пенсию, а стоимость нефти упадет, что будем делать? Пенсию в этом случае не пришлось бы сокращать. Уменьшился рентный доход в этом году — меньше будет национальный дивиденд, это понятно и справедливо.

Но государство не хотело выпускать из своих рук рентные доходы. Вопрос о ренте даже перестали обсуждать. Еще сражались ученые, некоторые общественные деятели. Например, бывший депутат Валерий Гартунг,

которого еще не убрали с поста председателя Российской партии пенсионеров, или член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева — известный борец за справедливость. Однако на слушаниях в Госдуме было сказано: понятия «рента» нет в нашей экономике,

забудьте!

Сегодня это понятие «реабилитировано», но налоговая система не меняется. Денег на модернизацию катастрофически не хватает. Особенно «длинных» денег, прямых иностранных инвестиций, зарубежных кредитов. И это притом, что только в 2011 году утекло из страны $85 млрд. Изо дня в день мы слышим: сократить безумные траты государства на разорительные суперпроекты, прижать коррупцию, реформировать, наконец, налоговую систему...

Незадействованных ресурсов, по-видимому, еще немало. Иначе мы бы не обгоняли весь мир по количеству миллиардеров. Но я бы хотел обратить внимание на самый табуированный источник — ЗВР, ныне называемые «ликвидными ресурсами». Вот эти как источник финансирования модернизационных проектов никак и нигде не упоминаются.

— А сколько вообще нужно ЗВР?

— Надо, говорят защитники «подушки безопасности», чем больше, тем лучше. Но на чрезмерные запасы ЗВР давно обращали внимание многие экономисты. Директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко еще в 2005 году говорил: «Наши валютные резервы составляют $135 млрд. Притом что ВВП российской экономики — $550 млрд, четверть ВВП — в валютных резервах ЦБ! Редко в какой стране встретишь такое». С тех пор указанная пропорция не изменилась. ЗВР — $500 млрд, ВВП — около $2 трлн. Мы уже много лет живем по сценарию Минфина, верим, что надо копить на всякий случай, до упора. Минфин пугает: цена барреля упадет, кризис случится, что будем делать? Говорят: запас карман не тянет. Тянет! Сверхнеобходимые запасы тормозят экономическое развитие.

— Что говорит по этому поводу мировой опыт?

— В мире приняты критерии достаточности ЗВР, ликвидных ресурсов. Сколько же мы можем взять из наших закромов, согласно этим критериям?

Итак, посчитаем. Необходимый минимум ЗВР даже не на трех-, а на шестимесячный импорт — около $150 млрд; госдолг без частного сектора — $50 млрд; и при неуплате долгов частным сектором по максималистскому критерию в доле участия государства — около $200 млрд. По всем критериям оказывается существенное превышение необходимых объемов ликвидных ресурсов. Выходит, проводившаяся в течение многих лет финансовая политика была далека от оптимальной.

— Для использования ЗВР внутри страны необходимо переводить их в рубли. Инфляция не повредит такому использованию ЗВР?

— Не надо запугивать общественность инфляцией. Существует немало инфляционно безопасных направлений использования разбухающих резервов. Это высокотехнологичные, малозарплатные инфраструктурные проекты; вложения в предприятия малого бизнеса

с короткими производственными циклами, обеспечивающие быстрый возврат кредитов; закупка за рубежом не производимых в стране товаров: хлопка, шелка, кофе, чая, табака, фруктов, различного сырья и компонентов. По всем этим направлениям государство может дотировать снижение цен в интересах уменьшения инфляции.

— Почему же возможность использования части ЗВР в интересах экономики и социальной сферы всегда отвергалась денежно-финансовым руководством?

— К сожалению, в среде экономистов бытуют представления, согласно которым накопленные резервы служат лишь для обеспечения национальной денежной массы. И якобы от величины резервов напрямую зависят

Есть много возможностей разумного использования финансовых резервов. Нужно лишь захотеть направить их на нужды общества.-

качественные характеристики денег, находящихся в обращении. Суждение о том, что наращивание избыточных ЗВР — это главная гарантия «здоровья» национальной денежной единицы, неубедительно, ибо «здоровье денег» определяется, главным образом, состоянием национальной экономики, насыщением рынка товарами и услугами.

Сторонники сохранения избыточных резервов постоянно напоминают о кризисах. Это важно, и это понятно. Но общеэкономическая ситуация за прошедшее десятилетие существенно изменилась. В 1998 году Россия экспортировала 136 млн т нефти. Цена «бочки» тогда упала до $10. В 2011 году мы экспортируем 245 млн т, цена зашкаливает за $100. А еще газ, которого ждет Европа, по напрашивающейся аналогии, «сидящая на русской игле». У нее задача избавиться от этой иглы. Но это непросто, задача требует денег и времени для переориентации на другие рынки, на альтернативные виды топлива.

Сегодня ОПЕК, США, другие нефтедобывающие страны не заинтересованы ни в обрушении цен на нефть, ни в их резком росте, что может разорить главные энергозависимые отрасли. По-видимому (это лишь мое предположение), возможны только временные приливы и отливы цены на 20-30%.

— Но это ведь тоже гадание на кофейной гуще?

— От стоимости нефти до сих пор зависит наш бюджет, а от бюджета — наше благополучие. Если посмотреть на все стратегии, долгосрочные планы «2020», «2030», программы развития нашей экономики и социальной сферы, то мы увидим, что начинаются они всегда с цены барреля нефти. Причем прогноз ни разу не реализовы-вался. Особенно это заметно было в планах Министерства финансов. Цена барреля из года в год принималась намного ниже факта. Это объяснимо. Тем самым вы-

полнение планов министерством гарантировалось и облегчалось. А «подушка безопасности», замечательное изобретение, которое приписывают экс-министру финансов Алексею Кудрину, при нарастании потока ЗВР, если придерживаться все той стратегии, может превратиться в «перину безопасности».

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева справедливо считает проводимую финансовую политику убийственной: складирование денег в Резервном фонде и их размещение в зарубежных банках под 1,3% годовых при одновременном заимствовании под 5-7%.

Любимый аргумент сторонников безудержного накопительства ЗВР — цена нефти непредсказуема. Она определяется «на небесах». В этом утверждении есть определенный смысл. Ибо ОПЕК, арабские шейхи, владеющие главными запасами легкодоступной нефти, всегда были склонны диктовать условия на рынке. Не себестоимость добычи, транспортировки и реализации нефти определяли конечную цену барреля. Затраты не имели решающего значения, зато учитывались «договоренности», нередко закулисные, хозяев нефти. С тех пор как было сказано, мир изменился, появились новые игроки на нефтяном поле. Укрепились вне ОПЕК мощные державы. Россия, став лидером добычи и экспорта нефти, может проводить собственную независимую политику в мировой торговле нефтью. Мир глобализовался настолько, что с учетом роста потребности в топливно-энергетических ресурсах индустриальных стран, Китая, Индии катастрофическое падение цены нефти крайне маловероятно.

Скорее, наоборот, в связи с напряженным положением на Ближнем Востоке, угрозой войны индустриальные страны боятся резкого роста стоимости «бочки» — до $150 и более.

— Давайте вернемся к сверхнеобходимым резервам, которые определялись выше. Сколько можно тратить безболезненно на экономику и социальную сферу из объема ЗВР?

— При самом осторожном подходе — не менее $50 млрд в год, при базовом объеме резервов в $500 млрд. Это ежегодная прибавка в 1,5 трлн руб., исходя из достигнутого объема ликвидных ресурсов. К этому надо добавлять новые объемы ЗВР, получаемые за год. Они могут намного превосходить $50 млрд, как это было в предкризисные годы. В случае же уменьшения базового объема нетрудно скорректировать свободный объем ресурсов, исходя из упомянутых критериев достаточности.

— Во что же могут материализоваться дополнительные 1,5 трлн?

— ЗВР вообще могли бы использовать, например, в качестве надежных государственных гарантий под привлечение прямых инвестиций в наши модернизацион-ные проекты. К тому же доходность этих вложений надо было бы повысить. Такие гарантии сразу улучшили бы инвестиционный климат.

Конечно, в дополнительных источниках нуждается социальная сфера. Надо думать о людях прежде всего. Не макроэкономические успехи, а повседневная жизнь интересует население.

34

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (119) 2012

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

Золотовалютные резервы России превышают необходимые объемы ликвидных ресурсов и тормозят развитие экономики.-

Чем ближе к верхушке вертикали власти, тем заметнее макроэкономические успехи, особенно средние цифры роста зарплат, пенсий и т.д. Жванецкий как-то заметил: среднюю зарплату у нас получают 10% работающих. Ниже по «вертикали» видны нерешенные проблемы, еще ниже — зияющие провалы. На них и следует в первую очередь обратить внимание. Жилье, еда, транспорт, бытовые удобства, здоровье, образование — все это первоочередные нужды, требующие поддержки из ЗВР.

— О каких проблемах надо говорить в первую очередь?

— В жилищном строительстве, которое мы по праву считаем важнейшей социальной программой, ситуация провальная. Целевая программа «Доступное и комфортное жилье гражданам России», как и многие программы до нее, не выполняется ни по доступности, ни по комфортности. Еще теплится программа для ветеранов да растут особняки нуворишей.

Прорыв 50-х годов прошлого столетия и сегодня достоин самого внимательного изучения. Это была подлинная модернизация в решении одной из наиболее болезненных проблем развития страны. Государство обеспечило за несколько лет строительство 300 заводов крупнопанельного домостроения, сотен других предприятий промышленности строительных материалов. Средства для модернизации страны в 1954 -1964 годах были получены, в частности, посредством двукратного сокращения численности армии, прекращения строительства крейсеров и авианосцев.

Критерии достаточности золотовалютных резервов

минимальный критерий: ликвидные ЗВр должны соответствовать трехмесячному импорту товаров и услуг. критерий ГринспенА: ЗВр должны быть больше официального краткосрочного внешнего долга страны. критерий редди: минимальный запас рассчитывается как сумма для покрытия импорта и платежей по госдолгу.

расширенный критерий: платежи

основного долга и проценты по всему внешнему долгу страны в течение одного года без привлечения дополнительных внешних займов.

широкий критерий: резервы должны быть достаточны для предупреждения резких девальваций и реваль-ваций национальной валюты, то есть должны превышать денежную базу (на февраль 2012 года она составляла 6,8 трлн руб.).

максималистский критерий: резерв

должен позволить государству в случае кризиса обеспечить потребности частного сектора, уплатить его внешние долги. Возможна коррекция критерия: за счет ЗВр можно уплатить внешние долги в доле участия государства в капитале банков и корпораций. За остальную часть банки и корпорации расплачиваются сами.

Финансирование плюс энтузиазм народа обеспечили успех. Без энтузиазма никакие ЗВР не помогут. Евгений Ясин как-то заметил: крупные реформы модернизации можно зажечь только на волне народного энтузиазма. А этого пока не видно.

Сегодня было бы спасением форсированное развитие индивидуального жилищного строительства. Тут бы и энтузиазм появился. Такой модернизационный проект мог бы основываться на практически неограниченных на большей части территории России ресурсах леса и минерального сырья для возведения малоэтажных домов; на заинтересованности работающего и безработного населения в строительстве собственного дома. Программа форсированного индивидуального строительства жилья никоим образом не разрушает перспективы развития индустриального строительного комплекса, действующего в крупных городах, а лишь дополняет их.

— Но это ведь непросто организовать. По сути, новое дело.

— Организационные, архитектурные, инфраструктурные проблемы не станут серьезным препятствием в реализации этого проекта, так как они давно и на высоком уровне апробированы в мире. Унификация и стандартизация комплектующих деталей приближает сборку дома к технике детского конструктора. Поэтому в США и других странах все чаще практикуется строительство таких домов собственными силами семьи, купившей комплект дома.

Конечно, такая грандиозная программа коренной модернизации жилищного строительства потребует организации сопутствующих производств, развития соответствующей инфраструктуры. На первых порах, до развития собственных производств, комплекты индивидуальных домов можно поставлять по импорту из США, Канады, скандинавских и других стран, по импорту, оплачиваемому из излишних ЗВР.

Среди других производств, нуждающихся в финансовой поддержке из ЗВР, надо обратить особое внимание на сельское хозяйство. Племенная оптимизация стада

в животноводстве, его кормовая база, зарубежные технологии и механизмы. Надо поднять поголовье и продуктивность крупного рогатого скота хотя бы до уровня, обеспечивающего потребности населения. В целом аграрный сектор находится в тяжелом социально-экономическом состоянии. Бравурные нотки доносятся сегодня благодаря прошлогоднему сравнительно высокому урожаю. Однако показатели сельской демографии и человеческого капитала на селе удручающие. Качество производственного потенциала, земельных ресурсов, социальной инфраструктуры низкое. Беспрецедентных масштабов достиг импорт продовольствия. Реформы здесь потребуют многолетних усилий всего общества, всех его ресурсов, среди которых ЗВР может принадлежать лишь небольшая роль участия в отдельных точечных инновационных проектах. Например, по импорту израильских технологий для засушливых зон.

— но есть ведь и другие государственные нужды, например оборонный комплекс?

— Мы и так тратим на оборону больше, чем на модернизацию. Не хватало еще расходовать ликвидные резервы на ВПК. В былые времена, мало кто помнит, танки закапывали на Дальнем Востоке по самую башню, с дулом на Тихий океан. На случай японо-американского десанта. Хотя социологические исследования показали, что народ беспокоит такая возможность не более, чем высадка марсиан. Ну и что? Раздуваемый ВПК, призванный защищать страну, рухнул под собственной тяжестью, обескровив прочую промышленность и социальную сферу.

Но и в наше время идеи величия ВПК торжествуют. Все военные расходы неумеренно растут. По официальным данным, в 2011 году на оборону выделено 2,9% объема ВВП, в 2012-м предусмотрено 3,2%, в 2013 — 3,6%, в 2014 — 3,8%. При этом расходы на социальные нужды уменьшаются: на финансирование ЖКХ — с 2 до 1,5%, на образование — с 4 до 3,6%, на здравоохранение субсидии уменьшатся с 3,9 до 4%.

Как тут не вспомнить знаменитого государственника — царского министра Сергея Юльевича Витте, который решительно выступал против милитаризации страны. Невзирая на реваншистские настроения после поражения в Русско-японской войне 1905 года, он призывал «лет на 20-25 заняться самими собою и успокоиться во внешних сношениях... начать новую деятельную жизнь разумного строительства», реформировать экономику России. При Витте, надо сказать, у нас была самая твердая валюта в мире, и Россия всегда расплачивалась по внешним займам, которые не накапливали в «подушках безопасности», а направляли на строительство железных дорог, фабрик, заводов.

— на какие еще проекты могут быть направлены средства из резервов?

— Не будем утопистами: на все никаких резервов не хватит. Нужно отбирать болевые точки. Сегодня средним и мелким фермерам, крестьянам и другим частникам, численность которых составляет около 80% от работающих в АПК, достается не более 10% выделяемых отрасли финансовых ресурсов. Остальное направляется в крупные фирмы, агрохолдинги, которые объединяют не более 20% работников. Но фермеры, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства в сумме производят 42% мяса, 55% молока, 87% овощей, 90% картофеля. Не здесь ли лежит надежное решение проблемы продовольственной безопасности? По-видимому, следовало бы разработать инновационную систему микро-, даже нано-финансирования — за счет избыточных ЗВР, индивидуалов на селе и в поселках, где особо актуально развитие инициатив, самозанятости безработных и работающих граждан.

Среди направлений поддержки с помощью ликвидных резервов особо надо отметить академическую науку, работающую на фундаментальные цели развития, но по сути брошенную сегодня в угоду сиюминутной выгоды. ЗВР могли бы пополнить систему грантов, расширить контакты отечественных ученых с зарубежными коллегами. Словом, возможностей разумного использования финансовых резервов много. Нужно лишь захотеть направить их на нужды общества.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (119) 2012

марта

Русская школа управления приглашает на курс повышения квалификации директоров по правовым вопросам. В рамках программы предполагается рассмотреть следующие темы: «Личная эффективность директора по правовым вопросам», «Системная работа директора по правовым вопросам. Улучшение качества менеджмента», «Юридическая служба как наиболее распространенная модель организации юридического администрирования (функции юридической службы)», «Актуальные проблемы корпоративного права», «Холдинги. Правовое регулирование экономической зависимости», «Противодействие противоправному поглощению предприятия», «Выступление в суде. Презентационные навыки юриста». Программа имеет государственную аккредитацию. По окончании курса слушателям будут выданы дипломы о дополнительном профессиональном образовании в сфере юриспруденции. Стоимость — 55 тыс. рублей.

марта — i7^ апреля

Московская бизнес-школа приглашает предпринимателей, настоящих и будущих, в Силиконовую долину (Калифорния, США). Там пройдет восьмидневный семинар «Новые технологические решения для бизнеса: оптимизация и эффективность через инновационные технологии». Там же 28-30 марта участники семинара смогут посетить конференцию Global Technology Symposium. Слушателей познакомят со стратегиями внедрения инновационных технологий, с культурой предпринимательства и принципами успеха компаний Силиконовой долины. Предусмотрено посещение ведущих инновационных компаний SAP, CiSCO, GOOGLE, APPLE. Стоимость — 190 тыс. руб. с учетом всех налогов. В эту сумму входят проживание, обучение, трансферт, питание, услуги переводчика, электронный пакет документов, обзорная экскурсия; не входят авиабилет, страховка и оформление визы.

марта,

апреля

Московская школа управления «Сколково» реализует проект «Управление инновациями для крупных компаний». Программа предназначена для вице-президентов и директоров по инновациям, руководителей департаментов, директоров по стратегии и развитию и R&D (НИОКР). Главная идея программы: крупные компании — необходимая часть инновационной экосистемы, а инновации — важнейший элемент деятельности крупных компаний. Состоит программа из двух модулей. Первый — «Инновационная стратегия и портфель инноваций» (26-30 марта), второй — «Внедрение инновационной стратегии и инструменты управления инновациями» (23-27 апреля). Программу ведут: Моти Кристал, профессор Московской школы управления «Сколково»; Джуан Мэтьюз, член Института физики (Великобритания); Морис Саяс, профессор iAE Aix-en-Provence (Франция); Майкл Шреге, профессор MiT (США). Стоимость — 7500 евро + НДС 18% за одного участника.

УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

\

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.