Научная статья на тему '\ актуальная тема \ другая жизнь'

\ актуальная тема \ другая жизнь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ актуальная тема \ другая жизнь»

Резервы Банка России ''

за 2007 год, — ' * по предварительным данным, выросли на $160-170 млрд., " г1-' причем в основном за счет покупки валюты в связи ъь с притоком капитала, а также положительным : сальдо текущего счета платежного баланса. Инфляция за год достигла примерно ж» 11,5%, утверждает I заместитель | председателя Щ

Банка России Алексей Улюкаев, давший интервью нашему журналу.

По его словам, ч никакого кризиса ликвидности сегодня нет, а напряженная г. ситуация была 4' вызвана эффектом - э перестерилизации: в стабфонд ежемесячно отправлялось около * и $6 миллиардов.

Венера КАРПИНСКАЯ

Другая жизнь

— Какие факторы влияли на денежно-кредитную политику в 2007 году? Какие сюрпризы преподнесла в этот период экономика?

— В 2007 году глобальные макроэкономические тенденции претерпели серьезные изменения. Часть этих изменений, которые были предсказаны и учтены в наших прогнозах, обусловлена фундаментальными обстоятельствами развития российской

Алексей Улюкаев: «Заемщики поворачиваются в сторону внутренних рынков»

экономики и финансовых рынков, часть — обстоятельствами на мировых рынках.

Фундаментальные изменения связаны прежде всего с платежным балансом, его изменениями: быстрыми темпами растет импорт. По итогам года рост этого показателя составляет 36—37%. Темп увеличения экспорта не превысит 14—15%. Эта тенденция в основном сохранится и в 2008—2009 годах.

Рост импорта обусловлен многолетним укреплением реального эффективного курса рубля, а также инвестиционным характером экономического роста. За десять месяцев 2007 года темп роста инвестиций превысил 20%, по итогам года этот показатель также превысит 20%. Рост импорта, в большей степени инвестиционного (не потребительского), то есть машин, оборудования и т.д., создает материальную основу для инвестиций в основной капитал. Таким образом, два взаимосвязанных показателя — укрепление реального эффективного курса рубля и инвестиционный характер экономического роста — определяют темпы роста импорта. Соответственно, сокращается положительное сальдо торгового баланса. На фоне высоких цен на нефть и другие товары российского экспорта положительное сальдо торгового баланса сокращается не так быстро, как мы прогнозировали. В 2006 году показатель составил $140 млрд., к концу 2007-го — не выше $120 млрд. Вместе с положительным сальдо торгового баланса сокращается и текущий счет платежного баланса. Сокращение положительного сальдо текущего счета обусловлено также ростом отрицательного сальдо по счету депозитов и процентов. Приток капитала в экономику значителен, а это означает, что объемы выплачиваемых дивидендов и процентов становятся макроэкономически значимыми. Текущее сальдо платежного баланса в 2006 году было рекордно большим — $96 млрд., по итогам 2007 года показатель превысил $70 млрд. И такая тенденция сохранится.

Это фоновое, глобальное обстоятельство. На него могут влиять различные другие обстоятельства, но тренд остается неизменным: в течение ближайших трех лет — горизонт нашего прогнозирования — сальдо торгового баланса будет снижаться и приблизится к нулю, то есть экспорт и импорт будут сбалансированы. Такая же ситуация с текущим счетом платежного баланса.

Фундаментальные изменения связаны также с другим важным обстоятельством — ростом притока капитала. В то время как сальдо текущего счета сокращается, сальдо капитального счета очень быстро возрастает. За десять месяцев 2007 года накопленный чистый приток прямых частных иностранных инвестиций составил $66 млрд. По итогам года мы ожидаем, что он достигнет $70—75 млрд., несмотря на отток капитала в августе-сентябре в $11 млрд. Для сравнения: в 2006 году приток составил $41 млрд., а в 2005-м — $1 млрд. Таким образом, сальдо текущего счета сократится на $20 млрд., капитального счета увеличится более чем на $30 млрд., и в целом мы получим некоторый плюс.

В то же время, если динамика сальдо текущего счета в 2009— 2011 годах предсказуема, то сальдо капитального счета волатиль-но — он сильно зависит от поведения мировых финансовых рынков и непредсказуем. Наш прогноз этого показателя на ближайшие три года носит гипотетический характер: при определенных условиях сальдо капитального счета может быть одним, если условия изменятся — совершенно иным.

— Меняется ли структура притока капитала?

— Меняется. Темпы роста прямых иностранных инвестиций стабильны и в последние годы держатся на уровне около 40% в год. Показатели по портфельным инвестициям и кредитам варьируются. Так, 2005 год характеризовался высокими темпами роста объемов заимствований нефинансового сектора, а 2006 год — банковского.

Таким образом, по итогам 2007 года в целом мы получаем увеличение общего платежного баланса, а значит, и рост объема резервов Банка России по сравнению с предыдущими годами. В абсолютных значениях прирост составит около $160-170 млрд. Часть этого прироста обусловлена положительной курсовой переоценкой накопленных резервов на фоне укрепления евро по отношению к доллару. Однако значительная часть прироста резервов обеспечена покупкой валюты в связи с притоком капитала и положительным сальдо текущего счета. По этой причине показатели ро-

С 16 августа российский банковский рынок живет в другой ситуации: каждый день ЦБ предоставляет банкам ликвидность и, видимо, будет это делать всегда

ста денежной базы оказались высокими и напрямую обусловлены этими покупками. Рост денежной базы на начало декабря 2007 года составил 36% по отношению к соответствующему периоду 2006 года, увеличение денежной массы — 50%. Похоже, что эти показатели остались на таком уровне и в конце года. Это — очень высокий рост денежного предложения.

Есть еще одна особенность прошедшего года. Несмотря на быстрый рост резервов и денежного предложения, ситуация с ликвидностью отличается от предыдущих лет. Это обусловлено работой стабилизационного фискального механизма — стабфонда. Общий объем резервов растет очень быстро, но особенно быстро увеличивается составляющая, связанная со стабфондом, поскольку она напрямую привязана к экспорту. А платежный баланс в целом привязан к сальдо — к этому показателю привязаны и наши резервы. Это означает, что в общем объеме резервов (показатель в начале декабря составил $462 млрд., по итогам года — около $470 млрд.) доля Минфина, то есть стабфонда, растет значительно быстрее доли Банка России. Если в начале июня 2007 года доля Минфина составляла около 28%, а ЦБ — 72%, то сейчас доля Минфина — 32%, ЦБ — 68%. В период с середины мая до середины октября объем резервов собственно Банка России практически не рос. Это означает, что для целей поддержания ликвидности мы ничего не эмитировали. При покупке валюты рубли эмитировались в пользу Минфина, который конвертировал их в валюту, размещая на валютных счетах в ЦБ. Таким образом, с точки зрения ликвидности результат игры был нулевым.

Объемы ликвидности банковской системы достигли своих высших точек в 1,5—2 трлн. руб. (совокупность средств на корсчетах, депозитах и вложенных в облигации Банка России) в мае-июле, на фоне очень высокого притока капитала в апреле-мае (который за два месяца приблизился к $48 млрд.). С тех пор объемы ликвидности стали постепенно снижаться по причине эффекта перестерилизации — оттого, что стабфонд стабильно каждый месяц забирает около 150 млрд. руб. (почти $6 млрд.). А для целей собственно денежной эмиссии средств не оставалось.

Правда, в конце октября — ноябре мы вновь вернулись к обычному графику покупок, которые осуществлялись в интересах не только стабфонда, но и денежной эмиссии. Но это происходит лишь в последнее время, а к августу ликвидность снизилась с 1,5 трлн. руб. до 900 млрд. рублей.

Все обозначенные тенденции связаны с указанными фундаментальными обстоятельствами. На них наложились и так называемые специальные обстоятельства — кризисные явления на мировых финансовых рынках. Их следствием стало общее сокращение мировой ликвидности, общий переток средств инвесторов из высоко- и сре-днерисковых активов в малорисковые, в основном в казначейские

обязательства США. Это означает, что произошел отток капитала с развивающихся рынков, в том числе из России — за два месяца, август-сентябрь, отток, повторю, достиг $11 млрд. Следствием сокращения в целом мировой ликвидности стало ее удорожание, спрэды расширились, ухудшились условия заимствования для российских заемщиков: повысилась цена заимствований. В ряде случаев российские заемщики не могли рефинансировать свою задолженность. Возрос спрос на ликвидность внутри страны с одновременным сокращением ее предложения. Предложение сократилось, как я уже говорил, по объективным причинам, а спрос возрос вследствие мировых финансовых потрясений. Вот эти обстоятельства создали в августе-сентябре так называемую специальную ситуацию, когда Банк России перешел к большим объемам рефинансирования — то, к чему мы готовились в течение трех предшествующих лет, предполагая, что в перспективе этот механизм будет востребованным.

Я часто говорю, что с 16 августа мы живем в другой ситуации: каждый день предоставляем банкам ликвидность, и, видимо, будем это делать всегда. Каждый день проводятся операции прямого РЕПО, время от времени — другие операции, например,прямые операции с ценными бумагами без обязательств по обратному выкупу (мы покупаем у банков евробонды или ОФЗ). С нашей точки зрения, такие операции — не самые лучшие, ведь из банковской системы изымается залог, который мог быть использован при операциях рефинансирования. Но выбор способа получения ликвидности остается за банками. Кроме того, проводятся такие операции, как валютные свопы: мы предоставляем банкам средства под залог валюты и т.д. Следствием проводимых сделок стало уменьшение волатильности процентных ставок на межбанковском рынке. Как правило, цена

межбанковского кредитования в начале месяца составляла 1,5-2%, в конце — 5-5,5%, иногда и 6%, именно в эти моменты мы в разовом порядке предоставляли ликвидность. Но с августа ставки в среднем держатся на уровне около 5%, иногда доходят до 6 или 8%. Объемы предоставляемых сумм различны. Вот, например, 28 ноября мы выдали банкам рекордную сумму — 300 млрд. руб. До сих пор объем рефинансирования не превышал 272 млрд. руб. (27 августа). В дальнейшем объемы предоставляемой ликвидности стали снижаться, но все равно оставались довольно высокими — несколько десятков миллиардов рублей — до середины декабря.

Есть еще одно обстоятельство, влияющее на уровень ликвидности, — оно не фундаментальное, предсказуемое, — это неравномерность исполнения бюджета. Бюджет исправно через налоговую систему получает доходы. Однако его кассовое исполнение отстает вследствие неготовности бюджетополучателей. Накапливаются бюджетные долги. Остатки на счетах Казначейства в ЦБ растут. Сегодня общий объем остатков на регулярных счетах без счетов стабфонда достигает 1,3 трлн. руб. Обычно в декабре происходит исполнение большого объема отложенных обязательств. По этой причине объем ликвидности в этот период резко возрастает. Как правило, в декабре Банк России проводит операцию по связыванию ликвидности через размещение облигаций Банка России на аукционе. Банки получают ликвидный и достаточно доходный инструмент.

— Как сказывается на ситуации неравномерность распределения залогов между участниками рынка?

— Наша работа по расширению круга залогов сталкивается с двумя объективными проблемами. Первая — на фоне профицита бюджета в течение всех последних лет Минфин занимает на рынке

Андрей Чумаченко,

^ т главный

; консультант, ^ Консалтинговая ^нк ^ Л группа «БФИ»: «Оценивая перспективу развития ситуации на российском финансовом рынке в 2008 году, необходимо в первую очередь принимать во внимание возможное изменение характера денежной политики Банка России. В настоящее время Банк России сохраняет режим управляемого плавания национальной валюты, ориентируясь на стоимость би-валютной корзины, но в то же время обеспечивает постепенное сужение диапазона ставок по операциям на денежном рынке (прежде всего за счет повышения нижней границы). В качестве инструмента, предупреждающего конфликт между курсовой и процентной политикой, выступает изменение нормы резервирования по средствам, привлеченным кредитными организациями от банков-нерезидентов. В среднесрочной перспективе (то есть

в течение 2008-2010 годов) процентный канал управления ликвидностью в финансовой системе может стать уже основным. Соответственно, масштабы рублевых интервенций на внутреннем валютном рынке будут сокращаться, что может стать причиной возросшей волатиль-ности курса рубля. В 2008 году определяющими для динамики денежных показателей станут сокращение профицита федерального бюджета, повышение тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (в частности, рост средней оптовой цены на газ на 25% и удорожание услуг ЖКХ на 17%) и сохранение инфляционного фона в мировой экономике. В этих условиях возвращение на долгосрочную понижательную траекторию темпов инфляции после всплеска второй половины 2007 года может занять достаточно продолжительный промежуток времени. Соответственно, достижение целевого ориентира по инфляции, определенного «Основными направлениями единой

государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» (6—7%), представляется маловероятным, и темпы прироста потребительских цен не опустятся в 2008 году ниже 8% в годовом исчислении.

Увеличение государственных расходов станет фактором быстрого ослабления ограничений по ликвидности, с которыми в настоящее время сталкиваются российские банки. Уже со II квартала 2008 года для Банка России основной проблемой снова станут высокие темпы роста денежного предложения, связанные также с масштабным притоком капитала. В этой ситуации органы денежного регулирования будут вынуждены допустить некоторое укрепление номинального эффективного курса рубля, увеличивая параллельно норму обязательного резервирования. При этом ожидания роста национальной валюты будут способствовать некоторому снижению процентных ставок с уровня конца 2007 года (то есть с 8,5% для депозитов физических лиц до года в це-

лом по банковскому сектору до 7,0—7,5%). Можно предполагать, что переход к режиму полноценного инфляционного таргетирования будет зафиксирован уже в «Основных направлениях денежной политики на 2009 год». Соответственно, начиная с 2009 года выход на целевые показатели роста потребительских цен можно будет рассматривать в качестве единственной приоритетной задачи Банка России. При сохранении благоприятных внешнеэкономических условий действия органов денежного регулирования будут способствовать дальнейшему укреплению курса рубля в номинальном выражении и одновременно росту процентных ставок по вкладам физических лиц. На период до 2012 года, исходя из потенциала роста российской экономики, вероятным является снижение темпов инфляции до уровня 5-6% в год. Процентные ставки также будут следовать понижательному тренду, оставаясь при этом положительными в реальном выражении».

немного средств. По этой причине общий объем торгуемых госбумаг по отношению к ВВП и активам банковской системы незначителен. В любых других экономиках это не так. В странах ЕС массив таких обязательств огромен — долги государств значительны. Под такое хорошее обеспечение ЕЦБ может предоставить любую сумму. В России высококачественных залогов немного вследствие профицита бюджета, что хорошо в целом, но плохо для развития операций рефинансирования.

Вторая проблема — это неравномерность распределения качественных залогов в портфелях банков, что обусловлено следующими причинами. Только эффективно работающие банки, с хорошим соотношением издержек и доходов, с приемлемой рентабельностью капитала и активов, могут держать в своих портфелях существенное количество обязательств, принимаемых ЦБ в залог. Эти обязательства имеют достаточно высокую степень надежности и ликвидности, следовательно, не относятся к числу высокодоходных. Многие другие участники рынка вынуждены иметь высокодоходные инструменты (в противном случае они не смогут управлять своими издержками) — те активы, которые не удовлетворяют принципам рефинансирования.

Если первую из двух обозначенных проблем мы «лечим», принимая в залог не только государственные, но и другие виды бумаг — корпоративные бонды, рублевые облигации и др., то вторая может быть решена снижением требований к качеству активов, то есть к рейтингу эмитентов облигаций, векселедателей или заемщиков. Но у такого снижения есть определенный предел. Вот мы в августе понизили сразу на две ступеньки рейтинговые требования к такого рода обязательствам. Наше решение расширило круг банков, имеющих возможность получить ликвидность, но в то же время увеличило риски, которые мы при этом принимаем на себя.

Всегда должен быть баланс в оценке рисков, которые Банк России принимает на себя, и рисков, падающих в целом на банковскую систему вследствие высокого спроса на ликвидность в условиях ограниченных возможностей ее получения.

— Таким образом, эффективные банки получают доход на рынке МБК?

— Возможность банков рефинансироваться на рынке должна быть нормой. А ЦБ должен лишь покрывать дисбаланс между спросом и предложением. Так, например, покрытие спросом всего предложения валюты является нормой валютного рынка. Но при возникновении дисбаланса мы выступаем на стороне спроса и позволяем всем продавцам продать то, что они хотят. Так и на рынке МБК. Если спрос превышает предложение и ставки выходят за некоторое пороговое значение, тогда мы выходим на рынок и предоставляем ликвидность. Приобретать ликвидность на межбанке — это норма. Причем это неплохой бизнес для банков, имеющих хорошие залоги. В этом нет ничего страшного. Мы предоставляем ликвидность участникам рынка с хорошими залогами. Они ее перепродают и получают приличную маржу — 1,5-2%, существенный источник доходности. С другой стороны, для банков, не имеющих качественных залогов, — это возможность решать свои проблемы. И рынок хорошо функционирует, если только не возникает недоверия между его участниками. Мы знаем и по своему опыту, а сейчас и по мировому, что недоверие, не обусловленное какими-либо фундаментальными причинами, может возникнуть на ровном месте. Как правило, банкиры закрывают свои лимиты на контрагентов не только при возникновении риска, но даже при его угрозе, по принципу: лучше мы закроем лимиты сегодня, а завтра разберемся, чем понесем убытки. В такой момент мы должны быть готовы предоставить определенные средства участникам, но сталкиваемся с проблемами отсутствия на балансе многих из них приемлемых для залогов активов. И вот тогда мы рассматриваем возможность допуска нерыночных залогов. Это права требований по кредитам, выданных заемщикам, не имеющим соответствующих рейтингов. Это

означает, что Банк России принимает на себя еще большие, очень высокие риски. В некоторых, немногочисленных, ситуациях мы должны идти на это. Сегодня ЦБ разработал и принял новую нормативную базу. Это положение 312, которое позволяет проводить такие операции. Мы пока их не проводим и намерены держать «порох сухим». Если почувствуем, что ситуация требует вмешательства, мы это окошко откроем. Но пока не будем, поскольку риски для нас очень высокие.

— По некоторым оценкам, треть заемщиков нефинансового сектора не сможет рефинансировать свои долги.

— По моему мнению, это голословное утверждение. В августе-сентябре ситуация действительно была достаточно острой, когда заемщики банков, зависевших от зарубежных заимствований, чувствовали себя некомфортно. Но в целом по банковской системе уровень задолженности перед нерезидентами невысок—около 18% пассивов банковской системы сформировано на базе зарубежных заимствований. Доля таких пассивов в три раза меньше, чем в Казахстане. Вот там есть проблемы. Это первое. Второе — слава Богу, с середины октября ситуация стала успокаиваться, рынки открылись. Возможность рефинансирования снова появилась. По последним размещениям мы видим, что надежные заемщики могут привлекать средства под ЛИБОР +0,6-0,8%. Ничего катастрофичного нет в увеличении стоимости заимствований на 30-40 б.п.

— Какими могут быть в будущем источники долгосрочных ресурсов?

— Думаю, что сегодня происходит поворот в сторону внутренних рынков. В будущем тенденция сохранится. В принципе, нормальной является ситуация, когда в условиях финансовой стабильности, невысокой инфляции и высокой нормы сбережения развитые финансовые рынки мобилизуют внутренние сбережения домашних хозяйств и бизнеса и направляют их в инвестиции. В России в условиях недостаточно развитой финансовой системы и пока невысокого к ней доверия со стороны домашних хозяйств и бизнеса внешние сбережения замещали внутренние. Такая ситуация — источник нестабильности, неких специальных рисков. Постепенно мы переходим к более нормальной ситуации. С одной стороны, потому что стало сложнее привлекать ресурсы на Западе, с другой — по причине роста нормы сбережения и развития финансовой системы. Вопрос лишь в скорости процессов — что быстрее: снижение возможности занимать из внешних сбережений или повышение возможности занимать из внутренних сбережений? Как правило, первый процесс более краткосрочный. Тем не менее после некоторого торможения снова возросли темпы роста депозитов населения. Это — самый стабильный источник. Некоторое время наши банки поступали не слишком прозорливо — невнимательно относились к этому источнику. Да, он дорогой, зато — самый надежный, меньше всего подвержен колебаниям. Банки, которые готовы им пользоваться, имеют более надежные пассивы и предоставляют более комфортные условия своим клиентам. Горизонт их планирования в целом более понятный и устойчивый. Конечно, привлекателен такой источник, как остатки на счетах юридических лиц, поскольку он — самый дешевый. Но надо понимать, что корпоративная клиентура в условиях высокого спроса на ликвидность не готова к тому, чтобы держать большие остатки на своих счетах. Расширять этот источник очень сложно. Я думаю, что для банков магистральный путь формирования источников пассивов — это депозиты населения.

— Как скажутся на инфляции намерения разместить средства институтов развития, а также средства Федерального казначейства на депозитах банков с госучастием?

— Не на депозитах банков с госучастием, а на депозитах банков, которые соответствуют критериям надежности, то есть с достаточным капиталом, с определенными рейтингами и т.д. Это не только банки с госучастием, но и частные кредитные организации.

24

актуальная тема

Министр финансов Алексей Кудрин, комментируя идею ЦБ РФ о переходе к конвертации средств стабфонда в валюту на открытом рынке, озвученную в начале ноября, отметил, что это повысит прозрачность валютного рынка. По его словам, сегодня, когда налоговые средства поступают вбюд-жет они переводятся на валютный депозит в ЦБ РФ. и эта операция производится вне общего валютного рынка РФ. ЦБ может начать покупку валюты для стабфонда на открытом рынке в феврале 2008 года.

Принято соответствующее решение о том, что средства институтов развития могут размещаться в банках. 28 ноября вышло постановление правительства о направлении 550 млрд. руб. на счета институтов развития. Технически это происходит просто—со счета Федерального казначейства в ЦБ средства переходят на расчетные счета Российской корпорации нанотехнологий и Фонда реформирования ЖКХ, открытые тоже в Банке России, и на корсчет ВЭБа в ЦБ. Но помимо того, что эти корпорации получают деньги, у них должно быть право размещать их в банках. Пока такое право имеет только ВЭБ. Мы надеемся, что правительство примет решение, которое позволит и остальным корпорациям размещать средства в банках. Их отбор будет происходить, может быть, с нашими рекомендациями.

Кроме того, бюджетный кодекс разрешает размещать остатки средств федерального бюджета на депозитах российских коммерческих банков. Мы договорились с Минфином о том, что это ведомство будет осуществлять такое размещение с нашей помощью на аукционной основе. Будет отобрано определенное количество банков, соответствующее определенным критериям, и затем еженедельно будут проводиться аукционы по размещению этих средств. То есть банки, которые предложат лучшие для Минфина условия, получат эти средства. Банк России как институт, ответственный за денежную политику, будет устанавливать пределы размещения. Бюджет должен размещать такие объемы средств, которые не приводят к негативным последствиям для денежной политики, для достижения целей по инфляции и т.д. Поэтому мы будем давать Минфину рекомендации по объему размещения.

— Ваши прогнозы по инфляции по итогам 2007 года?

— Около 11,5%.

— А в дальнейшем?

— В соответствии с официальным прогнозом в наступившем году мы должны укладываться в рамки 5,5-7%. Но, думаю, Банку России вместе с Минэкономразвития придется пересмотреть этот прогноз, поскольку существует проблема глобального повышения инфляции. Мировая инфляция в целом растет. У России открытая экономика, которая является частью мировой экономики, поэтому такие процессы, безусловно, оказывают на нас влияние. Повышение мировой инфляции — долгосрочная тенденция. Эта причина прежде всего и, может быть, некоторые внутренние обстоятельства диктуют необходимость изменения прогноза по инфляции в сторону повышения. Мы это будем обсуждать.

— Банк России намерен перейти к режиму инфляционного таргетирования...

— Это официально записано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики». Переход к инфляционному таргетированию обозначен как цель в среднесрочной перспективе.

— События прошлого года сказываются на сроках перехода к этому режиму?

— Мне представляется, что в ситуации, когда изменение платежного баланса происходит столь быстро, мы можем ускорить этот

процесс. Насколько ускорить — трудно сказать. В принципе, можно быстрее делать шаги по переходу к этому режиму, чем думалось прежде. Для этого есть некоторые объективные обстоятельства, но многое зависит и от проводимой нами работы. Она связана с подготовкой соответствующих параметрических моделей, нормативных документов. Мы сотрудничаем с мировыми финансовыми организациями. В этом году техническая миссия МВФ дважды приезжала со своими рекомендациями и т.д. Мы внимательно изучаем мировой опыт, готовим соответствующую нормативную базу.

— По вашим оценкам, в России есть условия для перехода к этому режиму?

— Нет, не совсем. Есть три группы условий. Первая — нормализация платежного баланса. В условиях очень высокого положительного сальдо, причем сильно колеблющегося, Банк России вынужден покупать валюту. По этой причине мы не можем уйти с валютного рынка. Атаргетирование инфляции предполагает если не полное отсутствие, то значительно меньшее вмешательство ЦБ в ситуацию на внутреннем валютном рынке. Но мы уже говорили о сокращении положительного сальдо. Это — условие в пользу внедрения нового режима. Вторая необходимая группа условий для внедрения режима инфляционного таргетирования — это развитие институтов, структур финансового рынка: банковской системы, фондового рынка, рынка облигаций. Чем сильнее он развит, тем эффективнее управление через процентные ставки. Раньше, при огромной волатильности процентных ставок, востребованность участников рынка в рефинансировании была невысокой. Теперь ситуация совсем иная. И третья группа условий — готовность нашей нормативной, технической, информационной систем и т.д. По третьему показателю мы можем ускорить свою работу. Но два первых обстоятельства объективны. Сейчас они способствуют сокращению срока введения полного инфляционного таргетирования. Но не все в наших руках. В любом случае, я считаю, что мы должны быть нормативно готовы к этому введению. Это возможно при совпадении нормативной готовности и объективных обстоятельств.

— Когда это будет возможно?

— Не могу сказать. Прежде мы считали, что это среднесрочная перспектива — три-пять лет. Сейчас я думаю, что можно это сделать быстрее — в течение двух-трех лет.

При режиме инфляционного таргетирования (от английского target — «цель») ЦБ стремится достичь единственной цели — сдержать инфляцию. При этом ни один из промежуточных ориентиров, будь то валютный курс или денежный агрегат; никоим образом не должен препятствовать достижению целевого уровня инфляции. В практике денежного регулирования этим в той или иной степени руководствуется большинство центральных банков мира.

— Переход к режиму инфляционного таргетирования предполагает более открытую, прозрачную политику ЦБ.

— Повторю: мы должны работать над нормативной базой, разрабатывать стандарты раскрытия информации, механизм принятия решений, оповещений общественности о них, механизм докладов перед парламентом, другими институтами. Механизм объяснения, почему отклонились от цели и как нам вернуться в коридор цели, и т.д. Над этим мы сейчас работаем.

— Покупка валюты для стабфонда на открытом рынке как раз и свидетельствует о намерении перехода к инфляционному таргетированию?

— Да.

— Здесь какие-либо противоречия с Минфином?

— Я не считаю, что есть какие-то противоречия. Это нормальное рабочее обсуждение. Понятно, что ситуация для Минфина в чем-то новая. Правда, мы покупаем для Минфина другие виды валют за доллары на открытом рынке (скажем, если нужно доллары конвертировать в евро). Поэтому это не такое уж и новшество.

— В условиях валютной либерализации руководители ЦБ говорят о необходимости усиления банковского надзора. Сказался ли каким-либо образом кризис ликвидности на оздоровлении банковской системы?

— Никакого кризиса ликвидности нет. Банки могут получать ликвидность. Я расцениваю нынешнюю ситуацию ограниченности этого ресурса как нормальную. Ненормальной является ситуация избыточной ликвидности.

Да, еще больше увеличиваются требования по надзору. Я уже сказал, что только банки с качественным менеджментом, качественным управлением рисками и издержками могут иметь правильную структуру своих активов, которая дает им возможность в больших объемах и в любую минуту обращаться за рефинансированием в ЦБ или к другим источникам. И в этом смысле надзор очень важен и для целей монетарной политики.

— Ускорилось ли оздоровление банковской системы?

— Да, безусловно. Причем оздоровление — это не только отзыв лицензий, но и более аккуратная политика кредитования в условиях определенных рисков по пассивам. Особенно аккуратной должна быть политика потребительского кредитования — сектор несколько перегрет. Это первое. Второе: оздоровление — это определенная перекомпоновка кредитных портфелей, в том числе потребительских кредитов. Сегодня консервативно ведущие свою политику банки покупают пакеты кредитов, выданные их коллегами, проводящими более рискованную политику. В целом такая тенденция означает более здоровую ситуацию.

— Многие критикует ЦБ за сигналы по укреплению рубля, за приток спекулятивного капитала, за неконкурентоспособность наших производителей.

— Это отдельный большой вопрос. Сразу скажу, что такая критика бездоказательна. Существует некий миф, не связанный с реальной действительностью. Ведь при самых высоких темпах укрепления рубля (в 2006 году — 10,5% и 2005-м — 7,5%) темпы экономического роста были наивысшими.

Кроме того, в этих условиях не только рынки услуг, но и индустрия, которая, казалось бы, должна подавляться, росла значительно быстрее. Внутри индустрии быстрее росла обрабатывающая промышленность. Это прямая противоположность тому, что утверждают противники укрепления эффективного курса рубля и т.д. Фундаментальные обстоятельства говорят о том, что если темпы роста укрепления эффективного курса рубля незначительно превышают темпы роста национальной производительности труда, то ситуация нормальная. Сейчас темпы роста национальной производительности труда в России почти соответствуют темпу роста ВВП, поскольку число занятых в экономике стабильно. Темп роста ВВП порядка 7%. Это естественный ориентир. Если от него сильно отклоняться в течение длительного времени, то проблемы возникнут, а если иногда и ненадолго за него заскакивать — проблем не будет вовсе. Кроме того, проблемы сосредоточены в секторах по-разному. То, что для одной отрасли является проблемой, например для автопроизводителей — они сталкиваются с конкуренцией, для другой, скажем, для строителей, — это не проблема вовсе. Опять же предприятия с большим количеством загруженных производственных мощностей могут повышать свои объемы производства за счет низких издержек. Такому процессу полезна дешевая национальная валюта. Но как только они сталкиваются с отсутствием свободных мощностей, необходимо инвестировать. А вот для инвестирования укрепление национальной валюты всегда полезно. Но это — отдельный большой разговор. ф

ЛУЧШЕЕ В БИЗНЕС-КЛАССЕ!

НОВЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС

ЭКОПАРК

-ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ-

КОНЦЕПТУАЛЬНО НОВЫЙ ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС БИЗНЕС-КЛАССА В САМОМ ЗЕЛЕНОМ РАЙОНЕ ГОРОДА - НА ГРАНИЦЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ». РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЙ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ДОМ

* ПАНОРАМНЫЕ ОКНА, ЭРКЕРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА 2 СТОРОНЫ СВЕТА

* КВАРТИРЫ ОТ 44 ДО 134 КВ. М

* ИННОВАЦИОННЫЕ ЭКОТЕХНОЛОГИИ

* ТРЕХУРОВНЕВЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ПАРКИНГ С АВТОМОЙКОЙ

* СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, ЭКОКАФЕ, ДЕТСКИЙ КЛУБ

ДОН-СТРОИ 105 4747 WWW.DON-STROY.COM

ИПОТЕКА

ВТБ24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.