Научная статья на тему 'Актуальная парадигма управления внешнеторговой деятельностью российских промышленных предприятий в переходный период экономики'

Актуальная парадигма управления внешнеторговой деятельностью российских промышленных предприятий в переходный период экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
переходная экономика / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / Предприятие / Внешнеторговая деятельность / парадигма / управление / управленческий кризис / Economy in transfer / Russian industry / new management paradigm / foreign trade activity / systems of management / management crisis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутько Александра Анатольевна

В статье приводятся результаты анализа действующих систем управления внешнеторговой деятельностью российских промышленных предприятий в условиях переходной экономики: выявляются их особенности, положительные и отрицательные черты. Делается вывод о том, что существующие системы половинчаты и неэффективны для создания должного уровня конкурентоспособности российских промышленных предприятий на мировом рынке. Современным промышленникам, оказавшимся в условиях управленческого кризиса, предлагается изменить взгляд на парадигму управления, принять новую, предложенную автором, и обратить внимание на конкретные предложения по повышению эффективности управления внешнеторговой деятельностью, что, в результате, позволит увеличить эффективность управления промышленностью в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кутько Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals peculiarities of Russian industries foreign trade management in the period of economy in transfer. Foreign trade management systems in force are analyzed by the author: their peculiarities, beneficial and negative effects are shown. On the base of the above mentioned analysis the author makes a conclusion that all the systems in force are halved and not efficient for creating a necessary level of competitiveness of Russian industries on the world market. It"s proposed for a modern industrialists, acting in the conditions of the management crisis, to change their view on the management paradigm, to accept the new one, given by the author, and pay more attention to the concrete suggestions leading to the increase of effectiveness in the sphere of foreign trade management and, as a result, to the increase of effectiveness on the level of the whole company.

Текст научной работы на тему «Актуальная парадигма управления внешнеторговой деятельностью российских промышленных предприятий в переходный период экономики»

Кутько А. А.

АКТУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ

С конца XX века для нашей страны наступило уникальное время - переход от административно-командной системы управления экономикой страны к рыночным отношениям. Закончен ли этот период или нет - вопрос открытый. В некоторых изданиях и научной литературе уже появились мнения, свидетельствующие о том, что их авторы считают экономику России рыночной [1]. Однако, по мнению других ученых-экономистов [6, 8], процесс этот продлится еще несколько лет.

После распада СССР масштабные трансформации во всех сферах жизни нашего общества заметно отразились на российской промышленности. Предприятия оказались не в состоянии быстро отреагировать на радикальные изменения и не смогли приспособиться к новым условиям хозяйствования, свидетельством чему явилось резкое сокращение доли промышленности в общей структуре экспорта и внутреннего валового продукта страны [11]. Как результат, в стране появились сотни обанкротившихся закрытых предприятий.

Основной проблемой разорения многих компаний промышленного комплекса явилось отсутствие навыков управления организацией в условиях рыночной экономики. В процессе становления частной собственности встала необходимость самостоятельного решения вопросов ценообразования, поиска деловых партнеров, рынков сбыта, вида производимой продукции, выхода на мировой рынок.

Кроме того, большой проблемой российской переходной экономики стала слабая материально-техническая база. Разрабатывать новые технологии и создавать принципиально новые продукты, обладающие высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, невозможно в лабораториях и опытных заводах, имеющих устаревшее оборудование. Отставание по уровню оснащения матери-

ально-технической базы сильно снижает уровень конкурентоспособности производимых товаров на мировом рынке.

Проблемы переходного периода (недостаточность финансирования для предприятий из-за отсутствия доступных кредитов и льгот; высокие налоги; малые прибыли) не обошли стороной и кредитно-финансовый сектор. Промышленные предприятия не гибки, у них очень длинный производственный цикл, они не обладают быстрой окупаемостью, поэтому им необходимы крупные вливания в оборотный капитал для обеспечения, прежде всего, неизменно образующейся дебиторской задолженности и расходов на создание запасов, материалов, упаковки и пр. [7, с. 245]. В процессе формирования оборотных активов необходима поддержка банков, инвестиционных фондов и прочих кредитно-финансовых институтов, а подобные компании лишь сравнительно недавно стали предлагать промышленным предприятиям условия взаимовыгодного сотрудничества.

В условиях административно-командной системы хозяйствования, где существовала система госзаказов, руководство предприятия было уверено, что вся произведенная им продукция найдет своего потребителя - какого бы качества она ни была, отвечала ли она его нуждам или нет. Руководителям промышленных предприятий не надо было задаваться маркетинговыми вопросами: что производить, в каких количествах, на какой рынок сбывать, как организовать торговлю своей продукцией на иностранных рынках? При переходе к рыночной экономике и развитии отношений с иностранными партнерами потребности спроса приходится учитывать, поэтому предприятия должны производить такую продукцию, которая была бы конкурентоспособна на мировом рынке, учитывая и качество продукции, и ее полезность, и уровень технологичности (что особенно важно в наш век инноваций и нанотехнологий). Что касается качества продукции, то и по сей день это остается основной проблемой российских промышленных предприятий - много производимой ими продукции не выдерживает конкуренции на мировом рынке, слишком долго отечественные предприятия работали в «парниковых условиях».

После выхода 15 ноября 1991 г. Указа Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» появилась возможность активной интеграции отечественной промышленности в мировой торговый оборот. Это было продиктовано реальной необходимостью, потому как главный экономический урок, который мы вынесли после распада СССР, - страна не мо-

жет находиться в изолированном от остального мира положении, так как это вредит национальным экономическим интересам.

Почти два десятилетия прошли с той поры, однако анализ действующих в настоящее время систем управления внешнеторговой деятельностью на предприятии показал, что системы, доступные участникам мирового товарообмена и взятые на вооружение российскими промышленниками, под особенности нашей страны не адаптированы. Процесс включения этих систем в российскую промышленность проведен половинчато.

В частности, система страхования для российского бизнеса существует, но, услуг по сравнению с западными страховыми компаниями, предоставляет ничтожно малое количество. Лидером на мировом рынке страхования являются США. Их доля в структуре мирового распределения страховых премий составляет более 30%, в то время как в России этот показатель не достигает отметки и в 2% [13]. И если страхование грузов, например, еще введено в культуру управления, то страхование самой внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) отсутствует. Японский опыт управления ВЭД на макроуровне показывает, насколько совершенно законодательство в этой области. Японские промышленники хорошо защищены такой правовой базой от рисков. Да и сама система выстроена грамотно: несколько уровней нормативных документов, отсутствие двойного толкования законов, отсутствие взаимоисключающих текстов. В нашей стране, несомненно, существует нормативная база, регулирующая ВЭД, но с качеством японской ее сравнить сложно [5].

Также налицо неразвитость электронной коммерции, хотя и нельзя сказать, что такой вид управления ВЭД у нас отсутствует. То же самое можно сказать и про остальные системы - влияние их недостаточно эффективно в связи с половинчатым характером их внедрения в процесс управления. Помимо несовершенства существующих систем, некоторые, уже доказавшие свою полезность на опыте других стран, в России просто отсутствуют. Например, система информационного обеспечения внешнеторговой деятельности на уровне государства, представляющая собой широкую сеть информационно-консультативных служб, финансируемую за счет средств федерального бюджета [5]. В Великобритании, например, очень важная роль отводится системе маркировки, упаковки и кодирования товара. Стандарты этой области, применяемые в Великобритании, гораздо строже, нежели в других странах Европейского Союза [14]. Еще хотелось

бы обратить отдельное внимание на рынок ссудных капиталов, который так важен для успешной внешней торговли и элементы которого в нашей стране присутствуют (формирование двухъярусной банковской системы, постепенное развитие специализированных кредитных институтов и функционирование рынка ценных бумаг в виде ряда фондовых бирж), но до полноценного состояния ему еще далеко.

Однако рекомендации «дотянуть» существующие системы до эффективного уровня и взять на вооружение те нужные и важные, которые существуют в мировой практике и могут пригодиться отечественным производителям, недостаточно в связи с тем, что проблема неэффективности управления ВЭД в нашей стране гораздо глубже. Заключается она в управленческом кризисе рубежа XX и XXI вв.

Наряду с отсутствием навыков планирования и прогнозирования своей деятельности, условия, в которых оказались российские промышленные предприятия после распада СССР, характеризовались достаточно высоким уровнем нестабильности, вмешательством государства в экономику предприятий при наличии политической нестабильности, несформированностью рыночных механизмов, отсутствием инфраструктуры, помогающей конкретной компании выйти на мировой рынок (дороги, базы, порты), то есть всем тем, что требует ориентации управления, прежде всего, на внешнюю среду. Кризис управления возникает тогда, когда система управления не в состоянии распознавать, правильно оценивать ситуации и вырабатывать эффективные решения.

Назрела необходимость отказаться от стратегий быстрого роста, максимизации прибыли и «снятия сливок», нельзя было принимать решения долго и неоперативно, по образу плановой экономики; на мировом рынке невозможно не выполнить часть своих обязательств или не выполнить их точно в срок (все это четко прописано в контрактах с иностранными партнерами); от идеи, что сотрудник компании - всего лишь винтик, также пришлось отказаться. Возникла необходимость отойти от некоторых уже устаревших норм, пришло время переориентировать организацию и принципы управления ею на новый вектор. Однако современная система управления внешнеторговой деятельностью предприятия не отбрасывает полностью положения старой. Все актуальное и по сей день сохраняется, происходит отказ лишь от ненужных составляющих и их рокировка в системе - новое упорядочение согласно новым приоритетам. Теперь новыми и

важными составляющими новой парадигмы управления внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия стали такие понятия, как инновации, качество, социальная ответственность, комплексность методов и функций управления, синергетический подход, знания и интеллект сотрудника, перестройка организационной структуры в компании, элементы школы человеческих отношений и поведенческих наук, информация, ситуационный подход, непрерывность организационных изменений. Прежде всего, в основе новой системы взглядов на управление внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия лежит ориентация на рыночные принципы экономики.

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда и конкурентоспособность продуктов нашей промышленности на мировом рынке, являются инновационные процессы, закрепленные в государственной научно-технической политике [10]. Инновациям отводится важная роль в процессе становления новой экономической системы, они находятся в ряде ключевых основ экономического роста и являются важнейшим вектором в формировании национальной научно-технической политики страны. Однако следует понимать, что для российской промышленности нужны реальные инновационные технологии, принципиально новые разработки, а не простое усовершенствование уже имеющихся. Кроме того инновации, которые будут полезны для промышленности, должны иметь мировое значение, а не отраслевое. Однако в вопросе развития инновационных технологий в нашей стране все упирается в объемы финансирования, которые, в сравнении с ведущими странами мира, ничтожно малы. Если ежегодная доля мировых инвестиций США в НИОКР составляет 35%, то уровень России в общем вкладе в мировую науку - менее 2% [15]. Необходимо создавать условия для привлечения ученых к созданию новых технологий, усовершенствовать материально-техническую базу, увеличить объемы финансирования.

Российским промышленным предприятиям для повышения конкурентоспособности на мировом рынке и, как следствие, успешной внешнеторговой деятельности, необходимо сосредоточиться на качестве. При этом под качеством в новой парадигме понимается не только качество выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), но и качество управления в компании, качество жизни отдельного сотрудника в организации и, как результат, всего человеческого сообщества в целом. Современное государство и компании внутри него в XXI веке

должны быть социально-ориентированными, это важная составляющая новой управленческой парадигмы: благосостояние страны напрямую зависит от благосостояния граждан. Внедрение стандартов качества по системе 1БО, создание на предприятиях кружков качества, как на японских предприятиях, ужесточение системы стандартизации и сертификации продукции до международного уровня путем формирования грамотной правовой базы в области управления качеством, создание «культа качества» среди промышленных предприятий - вот лишь некоторые рекомендации, следование которым позволит промышленным предприятиям выйти на более высокий уровень по качеству произведенной продукции.

Из изложенного логично вытекает еще одна составляющая новой управленческой парадигмы - социальная ответственность. Важным моментом, на который стоит обратить внимание российской промышленности, - это состояние экологии. Для современных компаний «ноосфера» должна быть не просто словом, а предметом, обуславливающим их поступки. Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Это формирует имидж компании. И, вспоминая старый тезис о том, что бытие определяет сознание, следует помнить, что бизнес таких компаний становится более прочным и устойчивым, эффективность их работы повышается. В наше время, когда конкуренция на мировом рынке очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Он является решающим фактором для потребителей и партнеров, имеющих возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми другими организациями.

В новую парадигму необходимо включить пункт о комплексности методов, принципов и функций управления. Ошибочно в процессе управления организацией абсолютизировать одну из них или несколько, отодвигая остальные на второй план. В 90-х гг. прошлого столетия фирмы, ставя во главу угла финансовую составляющую менеджмента, в погоне за прибылью забыли про остальные элементы управления и, как результат, оказались недолговечны. Особенно данный принцип важен для промышленных предприятий, которые характеризуются негибкостью и достижением результатов от внедренных изменений лишь в долгосрочной перспективе. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социаль-

ные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента в их взаимосвязи.

Из предыдущего тезиса логично следует понятие синергетического подхода в управлении промышленным предприятием. Синергетика представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам с их свойствами неустойчивости, неравновесности, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и др. Искусство управления интеллектуальным капиталом состоит именно в том, чтобы умело объединять усилия нескольких людей и добиваться сверхаддитивного эффекта. Учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области управления (согласно которым эффект от управляющего воздействия однозначно и линейно зависит от величины приложенных усилий, т.е. чем больше усилий, тем выше эффект) на положение о том, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать их пути развития. Необходимо понять, как можно способствовать их собственным тенденциям развития. Всегда существуют альтернативные пути развития, есть возможности выбора, нет жесткой предопределенности.

Знания, интеллект являются еще одним элементом новой управленческой парадигмы, это основа развития постиндустриального общества. Знания являются принципиально новым ресурсом. Активы, не относящиеся к области материальных, неистощимы [4, с. 9]. Следует отметить, что краеугольным камнем новой системы стал человек (и в роли единицы общества, и как сотрудник компании), поэтому развитие человека, повышение его интеллекта расценивается как весомый вклад в потенциал компании. Это актуально для современных предприятий, учитывая, что с начала переходного периода в экономике России началась и так называемая «утечка мозгов» из страны. Поэтому необходимо создавать условия для притока высокоинтеллектуальных кадров на предприятия. Сами промышленные предприятия должны быть заинтересованы в привлечении высококвалифицированных кадров. Для этого важно наладить тесное сотрудничество с учебными заведениями, выпускающими людей с нужными предприятию знаниями, организовывать в компаниях систему вовлечения потенциальных кадров - производственная и преддипломная практика, подработка на предприятии в последние годы обучения, организация «дней открытых дверей», объявление конкурсов профессионального мастерства, возрождение традиции наставничества на предприятии.

В новой парадигме управления важно обратить внимание на перестройку

организационной культуры в компаниях. Потому как возрождение духовности, повышение интеллекта, социальная ответственность невозможны без ориентации на тот же курс всей организационной структуры предприятия. В условиях рыночной экономики в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений и создают опасность деформации самих задач управления. Стоит обратить внимание на американскую систему сплочения коллектива «team building». Лишь немногие российские предприятия переняли эту практику, необходимо более широкое внедрение подобной системы.

Новая управленческая парадигма уходит от классической (научной) школы управления и обращается к элементам школы человеческих отношений и поведенческих наук. Один из ее основателей Элтон Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Мотивами поступков людей, по А. Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Таким образом, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Основной целью школы человеческих отношений было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

В новую парадигму управления промышленным предприятием входит и понятие информации. Это важный ресурс компаний XXI в. Знаменитая фраза Ротшильдов «Кто владеет информацией, тот владеет миром» приобретает теперь особую актуальность для предприятий. Поэтому очень важно отладить каналы поступления и передачи информации в компании. Ясно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. Без формирования грамотной системы каналов информации, компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя. Для более эффективного управления ВЭД предприятий на макроуровне необходимо создавать систему информационного обеспечения внешне-

торговой деятельности - систему связанных между собой информационных и консалтинговых центров, финансируемых за счет федерального бюджета. На микроуровне необходимо внедрение автоматизированных систем управления, внедрение 1Т-инноваций в производственный процесс, создание компьютерных сетей с выходом в Ш;ете1 и поддержанием интерактивной связи не только на предприятиях центральной части России, но и в регионах.

Руководство организации должно понимать, что любая негибкая, жесткая структура неэффективна для деятельности в условиях постоянно меняющегося мира. Поэтому следует помнить, что подход к управлению должен быть ситуационным. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, определяет значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

И, конечно же, составной частью новой парадигмы управления должно стать понятие непрерывности организационных изменений. Статика - первый шаг к экономическому спаду в организации. Как и в любой системе, в управлении необходим высокий уровень энтропии для поддержания жизнедеятельности системы. Система обеспечения непрерывности бизнеса включает в себя построение организационной структуры, процедур, ресурсов и знаний персонала для успешной работы и минимизации потерь с событиями, имеющими статус форсмажорных. Система направлена на сокращение потерь среди персонала, сокращение потери активов, предотвращение остановки бизнес-процессов и быстрое восстановление полноценной деятельности компании вне зависимости от характера событий.

Основной проблемой для промышленных предприятий является их «тяжеловесность», негибкость. Они не могут быстро перестроить систему управления и подчинить все новой парадигме управления. Однако стоит помнить, что все изменения хороши тем, что не требуют резкого и быстрого внедрения.

Кроме того, новая система взглядов не принципиально отличается от предыдущей, а перенимает часть элементов из старой системы. В новой системе взглядов изначально заложены составляющие, которые ведут к повышению эффективности деятельности компании. Ни качество продукции, ни ресурсы, ни система управления на промышленных предприятиях старого, советского образ-

ца не способствуют успешной работе с внешнеторговыми партнерами. Однако российские предприятия постепенно преодолевают управленческий кризис. Те компании, которые раньше пришли к осознанию необходимости коренных изменений в своей управленческой структуре, конечно же, уже сейчас гораздо более конкурентоспособны на мировом рынке. Пример таких компаний - наилучшее подтверждение, что изменение управленческой парадигмы на предприятии, приведение ее в состояние, отвечающее требованиям современной экономической ситуации в стране и мире, согласное механизмам рыночной экономики, - есть прямой путь к росту конкурентоспособности и повышению эффективности любого предприятия, даже в непростых условиях переходной экономики.

Следует подчеркнуть, что новая парадигма управления особенно важна для предприятий оборонной сферы. Ведь только эффективно управляемый оборонно-промышленный комплекс способен надежно обеспечить безопасность страны. Развитый оборонно-промышленный комплекс страны - это спокойствие населения и уверенность граждан в завтрашнем дне, престиж страны на мировом уровне и вес при принятии важных в мировом масштабе вопросов, возможность влияния на мировую политику в направлении большей полезности для страны и ее граждан, это рост научно-технического прогресса в стране в целом, потому как ОПК является его своеобразным катализатором и двигателем.

* * *

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Л.Е. Стровского. М.: Юнити-Дана, 2010. 503 с.

2. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Смитиенко Б.М., Поспелов В.К., Карпова С.В., Эскиндаров М. А., Супрунович Б.П., Комиссарова Л.И. М.: Academia, 2009. 304 с.

3. ВолынкинаМ.В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект Пресс, 2005. 240 с.

4. Забелин В.Г. Внешняя торговля России: учебник. М.: Экономистъ, 2007. 164 с.

5. Иванов О.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: опыт Японии. URL: http://www.ved-consult.ru (дата обращения: 16.08.2010).

6. Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России. М.: Финансы и статистика, 2010. 488 с.

7. ИоноваА.Ф., ТарасоваН.В. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности: учеб.-практ. Пособие. Москва: ТК Велби, 2010. 352 с.

8. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. М.: «Дашков и К», 2009. 500 с.

9. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ. URL: http://www.fa.ru (дата обращения 13.08.2010).

10. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (с изменениями по состоянию на 27 июля 2010 г.). URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения 15.09.2010).

11. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2001. 679 с.

12. Сберегаев Н.А. Основы внешнеэкономической деятельности предприятий. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 350 с.

13. Страхование / под ред. Л.А.Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. 832 с.

14. IHS White Paper: Understanding and Utilising Industry Standards in Great Britain and Europe / E-journal. URL: http://www.uk.ihs.com (дата обращения 14.08.2010).

15. World Investment Report. Annex Tables / United Nations Conference on Trade and Development. URL: http://www.unctad.org (дата обращения 14.08.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.