Выводы
Таким образом, анализ рекламных слоганов и рекламных объявлений в целом на практических занятиях по русскому языку и культуре речи поможет:
1) систематизировать наиболее частотные побудительные языковые средства и приемы в рекламе;
2) рассмотреть некоторые новые явления в языке на примерах актуального медиаматериала;
3) дать информацию о наиболее популярных тенденциях в речевой культуре рекламной среды;
4) выработать навыки анализа текстов рекламных сообщений с целью выявления приемов, способствующих привлечению внимания аудитории;
5) развитию лингвокреативных способностей учащихся.
Литература
1. Анохина Т.Я., Зайцева Т.Н., Змазнева О.А., Исаева Н.В. и др. Стилистика и культура русской речи: учебник / Под ред. Т.Я. Анохиной. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.
2. Кара-Мурза Е.С. Язык современной печатной рекламы // Язык массовой и межперсональной коммуникации. - М., 2007.
3. Кара-Мурза Е.С. Рекламная коммуникативная ситуация и текст // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Е.А. Баженовой. - Пермь, 2014. - № 18. -С. 259-272.
4. Морозова И. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. - М., 2002.
5. Исаева Н.В. Изучения языка рекламы в техническом вузе // Непрерывное профессиональное образование в автотракторостроении: материалы 5-ой междунар. науч.-метод. конф., междунар. науч. симпозиума «Автотракторостроение - 2009». - М.: МГТУ «МАМИ», 2009. - Кн. 4. - С. 114-118.
6. Исаева Н.В. Реклама автомобилей и аспекты ее изучения в техническом вузе // Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров: материалы 77-й международной научно-технической конференции ААИ. - М.: МГМУ (МАМИ), 2012. - Кн. 14. - С. 201-203.
7. Исаева Н.В. О некоторых тенденциях пополнения русской лексики в языке рекламы // Эффективность коммуникации: сборник статей / Под ред. Е.Г. Борисовой. - М.: МПГУ, 2008. - С. 195-198.
8. Змазнева О.А. «Шо вы кричите, мама, я понимаю слов...». О некоторых случаях нарушения морфологических норм в современном русском языке // Известия МГТУ «МАМИ» № 2(14), 2012, т.3, с. 259-261.
9. Реклама: язык, речь, общение. Учеб. пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана, В.М. Лейчика. -М.: ИНФРА-М, 2010.
10. Стернин И.А. Практическая риторика. Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005.
Актуальная методика интерактивного обучения русскому языку
к.филол.н. доц. Ковина Т.П., Кульчицкая А.И.
Университет путей сообщения, Университет машиностроения
8(495)684-23-29
Аннотация. В статье отражены вопросы, связанные с использованием в учебном процессе современных образовательных технологий, способствующих повышению качества знаний обучающихся. Одним из популярных является методика интерактивной работы, на примере выполнения интерактивного диктанта по русскому языку в системе онлайн.
Ключевые слова: интерактивный диктант, когнитивный, информация, интерактивное обучение.
В современном мире особенно важно чувствовать себя самодостаточным; для этого необходимо не только получить разные знания, но и научиться применять их в жизни.
Сам процесс обучения должен заинтересовывать, развивать, направлять человека в выборе своего профессионального места. Существует много форм и методов обучения, способных заинтересовать студентов в получении знаний. В современной системе высшего образования большая роль отводится побуждению учащегося к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Одним из популярных методов считается интерактивное обучение.
Азимов Э.Г. отмечал, что «интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, содержание которого является основным источником формируемых знаний, навыков, умений. Функция педагога при этом сводится к побуждению учащихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении иной характер приобретает взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы...».
Различные интерактивные подходы в процессе освоения дисциплины могут являться тем побуждающим элементом, который позволяет студенту с пониманием и интересом овладеть теорией и - «здесь и сейчас» - применить полученные знания на практике. Среди различных интерактивных подходов можно выделить такие:
• работа в малых группах;
• творческие задания;
• различные обучающие игры;
• использование общественных ресурсов;
• дистанционное обучение; и т.д.
Интерактивный подход имеет определенные достоинства и, конечно, недостатки. Любые новые методики не сразу принимаются в преподавании, а учащиеся позитивно реагируют только на определенный материал и особую форму подачи, которые будут интересны и удобны им. В преподавании необходимо учитывать отнесенность каждого студента к конкретному психотипу, который по-разному будет воспринимать и усваивать информационный поток. Так, есть студенты, которые читают весь объем информации по теме, но и те, кто читает выборочно. Применение психологических знаний о личности необходимо для работы по повышению качества обучения. Интерактивный метод позволяет в полной мере учитывать особенности психоличности человека.
К достоинствам интерактивного метода работы можно отнести следующие:
• информация доступна для понимания всей аудитории;
• высокий процент усвоения полученных знаний (преподаватель может предложить вопросы, по которым студент находит ответ самостоятельно);
• педагог выступает в роли лидера, направляющего и организатора процесса обучения и др.
Главным достоинством считаем появление у студентов стимула - желание самостоятельно узнать что-то новое и интересное, расширяет и углубляет их знания по определенному вопросу. Это также является толчком для активной работы обучающихся не только в аудитории, но и во внеаудиторной деятельности.
Из недостатков интерактивной практики, на наш взгляд, стоит выделить:
• поиск даже небольшого объема информации требует значительной траты времени, а его нет, отсюда - поверхностность знаний;
• преподаватель теряет контроль над самим процессом поиска информации и не может досконально отследить объем и глубину изучения этой информации, поэтому работа обучающихся не может быть точно прогнозируемая.
Однако применение интерактивных технологий позволяет максимально приблизить учащегося к ситуации активного обучения, заинтересовать его, побудить к самостоятельным действиям, и дает возможность использовать все знания, полученные ранее на базовом (школьном) уровне.
В современном образовательном процессе стали обязательными различные средства обучения, позволяющие реализовывать программу повышения качества обучения. Так, к интерактивным средствам обучения относят:
• компьютер;
• интерактивные доски (панели, планшеты);
• мультимедийные учебники;
• мультимедийные образовательные программы,
а также остаются востребованными печатные учебники и учебные пособия, с них обычно начинается самостоятельная работа.
Комплекс компьютерных технологий дает возможность
• увеличить многообразие видов и форм организации процесса обучения,
• повысить у обучаемых интерес к дисциплине,
• подготовить к самостоятельной работе по заданной теме,
• получить конкретные знания, необходимые для использования в практической деятельности.
Для структурирования интерактивного обучения в аудиторной и самостоятельной практике используется определенная система:
• выбор конкретного раздела заданной темы;
• подбор учебного материала;
• построение структурно-логической схемы;
• выделение наиболее важных учебных элементов.
Можно предложить следующие этапы конструирования интерактивного обучения:
• Обозначается цель задания, объем знаний и перечень компонентов, изучаемого материала.
• Определяются начальные знания, которые будут использованы в качестве опорных при усвоении новых знаний - этому способствует тестирование.
• На основе ранее полученных знаний задается учебная задача интерактивного обучения.
• Планируются предварительные действия обучающихся по решению задачи урока.
• Намечаются предполагаемые пути достижения цели (моделирование, анимация, демонстрация, имитация, таблица и др.).
• Формируется познавательная составляющая интерактивного обучения.
• Выстраивается модель интерактивной работы. Обозначается перечень действий.
• Планируется организация помощи, проверки и аналитической работы исходя из результатов выполнения познавательной задачи.
• Предусматривается система промежуточного и конечного контроля усвоения полученных знаний.
• Формируется банк информационной поддержки и помощи. В этом разделе содержатся краткие сведения конкретной предметной области, образцы выполнения заданий, а также указания к успешному выполнению задания.
• Выбирается система программирования, строится программа для возможного самостоятельного создания интерактивного продукта. (См.: работы Красновой Г.А.).
Сегодня каждый имеет возможность самосовершенствоваться. В этом, несомненно, помогают различные интернет - ресурсы. Интернет сейчас везде и доступен каждому. Одним из полезных сайтов для студентов, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи», является справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех.
Возможность использовать виртуальный учебный материал в большом и разнообразном объеме - это не только современно и полезно, но и интересно. Даже в объеме аудиторного времени есть возможность применять на занятиях словари; библиотеку для чтения онлайн; справочное бюро; интерактивный диктант с большим выбором текстов и возможностью поместить и свой материал; различные интеллектуальные игры и т.п.
Одним из популярных, неожиданно интересных и нужных заданий является интерак-
тивный диктант. Интерактивный метод обучения как никогда востребован в наше время. Для работы предлагаются тексты различной функционально-стилевой принадлежности, отрывки из художественных текстов «школьной программы», стихи и др. - выбор широкий.
Выполнение интерактивного диктанта не только способствует корректировке орфографии и пунктуации, но и позволяет «вспомнить» классику. Многие студенты после выполнения диктанта - перечитывают знакомые произведения, читают впервые те произведения, на которые не обратил внимания в школе, читают тексты современных авторов и т.д. Через интерактивный диктант можно знакомиться и с новыми именами.
Сам процесс интерактивного выполнения диктанта прост, достаточно лишь навести курсор на слово и высветится нужное правило написания, такой подход позволяет не тратить время на поиск слова в справочной литературе. В целом выполнение диктанта занимает 5-8 минут в зависимости от количества слов. Если интерактивный диктант проводить регулярно, то, как показал опыт, можно улучшить свои навыки в орфографии и пунктуации.
Современные технологии требуют от человека не только качественных профессиональных знаний, но и безупречной грамотности. Спрос на «грамотный русский» увеличивается, в этом можно убедиться, проанализировав требования к соискателям многих престижных вакансий.
Т.П. Ковина отмечала, что «в новых условиях необходимо создавать и новые технологии обучения, когнитивные, т.е. пути, приемы, способы, позволяющие обеспечить эффективное понимание обучающимися реального мира, успешную адаптацию к жизни в информационно перенасыщенной среде и интеллектуальное развитие, например, с помощью специальной системы заданий, обеспечивающих логическую переработку информации».
Интерактивный диктант, как новый, современный метод обучения позволяет человеку самостоятельно и непредвзято оценить, например, свой уровень грамотности, улучшить ее качество, а также в интерактивном режиме получить более полную информацию по любым вопросам образовательного направления.
Существует мнение, с которым мы полностью согласны, что лучшее образование - это самообразование. Поэтому необходимо не уставать совершенствоваться каждый день. Тем более, что в XXI веке, даже живя в постоянной цейтноте, можно выделить время на самообразование с помощью современных гаджетов, что позволяет обучаться в любом удобном для вас месте и в удобное время.
Литература
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) — М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ковина Т.П. Когнитивный подход в обучении / Материалы 77-й международной научно -технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». Сб. МГТУ «МАМИ», 2012. - С. 299-301.
3. Краснова Г.А. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 241 с.
О языковой эквивалентности при межкультурном взаимодействии
к.ф.н. проф. Омельяненко Т. Н.
Университет машиностроения 8 916 099-71-79, отеИа-роМатаИ.ги Аннотация. В статье рассматривается необходимость учета культурологических факторов в преподавании иностранного языка и перевода для достижения языковой эквивалентности при межкультурном общении. Рассматриваются вербальные и невербальные способы выражения эмоций в английском и русском языках, поскольку эмоции являются наиболее частым фактором, влияющим на успешность межкультурной коммуникации.