УДК 81.26
А. Г. Хлебодарова
специалист по учебно-методической работе кафедры педагогики и лингводидактики МГЛУ ЕАЛИ; e-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИСКУРСА МЕЧТЫ В БРИТАНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРАХ
Настоящая статья посвящена выявлению ценностных доминант лич-ностно-ориентированного дискурса мечты в британской и американской культурах. Использование метода этносемиометрического аксиологического анализа позволило установить, что в указанном дискурсе тематизируются концепты, объективирующие ценности, значимые как для конкретного индивида, так и для всего общества, от лица которого говорящий выражает мечту.
Ключевые слова: концепт; ценности; ценностные доминанты; этносеми-ометрический аксиологический анализ; дискурс; принцип достаточной репрезентативности; принцип фрактальности; принцип внутридискурсивной аксиологической референции.
A. G. Khlebodarova
Specialist, MSLU ELI; e-mail: [email protected]
UPDATING OF THE PERSONAL DREAM DISCOURSE VALUABLE DOMINANTS IN BRITISH AND AMERICAN CULTURES
The present article is devoted to identification of valuable dominants in personal dream discourse in British and American cultures. Etnosemiometrical axiological analysis gives an opportunity to establish that personal dream discourse contains concepts that reflect values, significant for the certain individual and for the society on whose behalf the speaker expresses the dream.
Key words: concept; value; value dominants; ethnosemiometrical axiological analysis; discourse; principle of sufficient representativeness; fractality principle; principle of inner discourse axiological reference.
Каждая культура представляет собой сложную систему ценностей, которая находит проявление в деятельности ее носителей. Благодаря этой системе обеспечивается целостность данной культуры, ее особенный, своеобразный облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.
Согласно философскому определению, ценности - это указания на личностное, социальное и культурное значение определенных объек-
тов и явлений, отсылающие к миру должного, целевого, смысловому основанию. Ценностью задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Ценности трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространство человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы [2, с. 998]. Под ценностями понимают также «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» [7, p. 157].
Поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу [4, с. 45], то в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире, находящая реализацию в дискурсе в виде ценностных концептов. Необходимо отметить, что ценностные концепты актуализируются как в личностно-ориентированном дискурсе, так и в публичном, социально-ориентированном, дискурсе, имеющем общественную значимость. И в том, и в другом случае, ценностные концепты находят свое выражение. Постигая ценностные концепты, человек опирается на сложившиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и формирует систему основополагающих и общепринятых ценностных смыслов, характеризующих его как принадлежащего к той или иной культуре и служащих ему подспорьем, руководством в жизни.
Бесспорный интерес играют те концепты, которые представляют собой своеобразные «ключи» для понимания той или иной культуры, ее условий жизни, стереотипов и норм. А. Вежбицкая считает ключевыми концепты «Ordnung», «Befehl», «Angst» для немецкой культуры; «Freedom», «Privacy», «Enterprise» для американской культуры [1, с. 22]. С. Г. Тер-Минасова приводит результаты лингво-культурологического эксперимента, согласно которому современная жизнь в США характеризуется следующими концептами: «Freedom»,
«Wealth», «Money», «Business», «Power», «Independence», «Justice», «Car», «Dollar», «Job», «Houses» и др. [6, с. 112-114]. Подобные исследования подтверждают, что ценностные концепты выступают основой существования идеологии, обычаев, нравов, стереотипов поведения, ведущих к объединению социокультурного общества.
В рассматриваемом нами дискурсе мечты в британской и американской культурах также находят отражение присущие этим культурам ценностные концепты, которые раскрывают смысл дискурса с точки зрения самого содержания процесса мечтания. В личностно-ориенти-рованном дискурсе мечты, в котором участники общения стремятся раскрыть свой внутренний мир адресату и показать себя адресату как личность во всем многообразии своих личностных характеристик [3, с. 239], актуализируются ценностные концепты, имеющие отношение к индивидуальному опыту представителей британской и американской культур, их личностным смыслам и ориентирам. Данные концепты выявляются нами на основе метода этносемиометрического аксиологического анализа, предложенного Е. Ф. Серебренниковой.
Согласно данному подходу, всякий дискурс представляет собой не только определенный способ содержательного выражения образующего его дискурсивного концепта, но данный дискурсивный концепт рассматривается как аксиологически нагруженный [5, с. 41]. Е. Ф. Серебренникова выделяет следующие принципы: Принцип явно или не явно декларируемого ценностного отношения; Принцип внутридискурсивной аксиологической референции; Принцип герме-невтичности в выведении значимых смыслов; Принцип достаточной репрезентативности; Принцип фрактальности. Исходя из этих принципов выделяются три возможных направления анализа. Первое направление заключается в анализе языковой (системной) идиоматики отдельных слов и выражений как потенциальных имен концептов, конвенционально относящихся к средствам номинации оценочного отношения, оценки и образующей аксиологическое лексико-семанти-ческое поле языка. Второе направление анализа сосредоточено на текстах-источниках, в которых в явной форме либо выражено собственно оценочное суждение, либо смыслообразование интенционально, тематически (маркировано оценочной лексикой) и аргументативно (логически и имплицитно) выстроено как структурирование оценочного отношения. Суть третьего направления заключается в анализе неяв-
ных оценочных текстов-источников; выведение глубинного ценностного обоснования текста-источника как дискурсивного пространства валоризации возможно, если рассматривать высказывание через призму смыслообразования и составляющих его речемыслительных операций субъективации, в том числе персонализации, предикации и т. д. [5, с. 41-45]. Таким образом, подобный анализ может использоваться для выведения ценностных концептов дискурса, в том числе и дискурса мечты, что позволяет составить определенное представление о культуре и ее носителях. Для того, чтобы проследить, как перечисленные выше принципы находят свое проявление в дискурсе мечты, рассмотрим следующий пример:
I dream I wake up living in New York. I'd like to live in a beautiful white mansion with huge windows, a piano, lots of mirrors and stairs, candlelight and pillows, waterfalls and pools, flowers and palm trees. I also have a big dream. I dream to sing and perform on Broadway as a full time career and give people pleasure. After listening to one specific famous singer who sang so beautifully, I dream to sing just like him and make people's hearts feel moved, just like how he did for me. And then, one day, I dream to sing with this singer, even if it's only one time, just once, together on stage. This is why I dream to become a singer. My next dream is to find my true love and get married one day in a romantic and beautiful ceremony, to be able to share wonderful moments with my husband and to live happily with him for a long time. And I want to have a gorgeous, dark and beautiful, soulful and spiritual, gentle and kind person who really finds his way to my soul, every day. Also I dream to become healthy, fit and happy. I dream of being recognized as a classy, sophisticated, self-confident, and intelligent woman who is a strong leader, visionary and decision maker. I dream of being in the top management (perhaps CEO) levels of a Fortune 500 company. I dream of being a woman who breaks into the top ranks of businesses (which are predominately boys only). I dream of success [11].
В данном примере наблюдается реализация принципа явной вну-тридискурсивной аксиологической референции. Дискурс мечтающей строится вокруг референтов, соответствующих желаемым ею объектам. Референты, на которые направлено сознание мечтающей, выдвигаются на первый план, указывая на ее ценности, и выражаются оценочной лексикой. Референты, относящиеся к домашнему уюту, указывают, что сознание девушки направлено на концепт «Comfort» - она, как и большинство представителей британской и американской
культур, мечтает о комфортной жизни. Мечтающая акцентирует внимание на объектах описываемого ею будущего места жительства: white mansion, huge windows, piano, lots of mirrors and stairs, cande-light and pillows, waterfalls and pools, flowers and palm trees. Не менее важным в дискурсе пишущей выступает обращение к одному из главных референтов - молодому человеку, с которым пишущая намерена связать оставшуюся жизнь («Husband»), что проявляется в характеристике, находящей выражение в эмоционально окрашенной лексике (gorgeous, dark and beautiful, soulful, spiritual, gentle, kind person, finds his way to my soul).
Реализация принципа явно декларируемого ценностного отношения прослеживается в выдвижении в дискурсе пишущей на передний план концептов «Love», «Marriage», как личностно-значимых для нее. Их ценностная значимость проявляется в описании церемонии свадьбы, выраженной оценочной лексикой (true love, romantic and beautiful ceremony, wonderful moments, live happily for a long time).
Пишущая мечтает о возможности самореализации, обращаясь к ценностному для американской культуры концепту «Career», выявлению которого способствует принцип герменевтичности в выведении значимых смыслов. Девушка отмечает, что хотела бы посвятить жизнь любимому делу - в ее случае это карьера эстрадной певицы, и приводит при этом следующие аргументы: I dream to sing, perform on Broadway as a full time career, give people pleasure, make people's hearts feel moved, I dream to sing with a famous singer. Мечта практически каждого представителя британской и американской культур - обрести хорошую профессию, сделать карьеру.
Обращение в анализе к принципу достаточной репрезентативности вскрывает, что в дискурсе актуализируются, в их различных конкретных репрезентациях, такие концепты, как «Success», «Recognition», «Intelligence», «Self-confidence», которые указывают на желание мечтающей достичь успеха в карьере и личной жизни и выражаются репрезентативным описанием (being recognized as a classy, sophisticated, self-confident, and intelligent woman who is a strong leader, visionary and decision maker; being in the top management levels of a Fortune 500 company, etc.). Таким образом, мечтающая позиционирует себя как настоящую американскую женщину, которая хотела бы быть независимой и самодостаточной, выдвигая в личностно ориентированном
дискурсе мечты ценностные концепты, характерные для представителей британского и американского общества.
В следующем примере мечта явным образом зарождается по принципу достаточной репрезентативности:
I am currently a graduate student in Computer Science at University of Maryland at College Park. I am interested in travelling, dancing, cooking, and reading. I want to be talented enough to simultaneously pursue various fields in the natural and social sciences. Pursuing knowledge is one of my three quests in life. I dream to experience the world, its nature, and its people. I dream to travel all over the earth, to see all the natural wonders, taste all the food, meet all kinds of people. To fulfill this quest I dream for time, health, energy, and good physical condition. I dream for health and strength for my partner, friends, family, and myself as healthy people enjoy the positive aesthetic side effects of health, such as attractive skin, hair and teeth, because they are giving their bodies antioxidants and nutrients such as vitamins A, C and E and biotin, which it needs to support these physical features. My biggest dream is to become cultured. I want to know all the customs, the ceremonies, the rites of passage, the people, the history, the mythology, the religion, the curses, the gods, the goddesses, the demons, the various hells, heavens, purgatories, the music, the pastimes, and everything in between right down to the local geography. I want to understand everything that makes a culture a culture, no matter where or when that culture may or may not have existed. I desire there is a universal language that everyone could understand. My dream is to be at peace with myself and to accept myself as a pretty person. To know who / what I am and to be independent. To discover my life's purpose. The world would be a much better place to live when those living in it are happy [11].
Принцип достаточной репрезентативности позволяет нам выделить такой ценностный концепт, как «Travelling», который подтверждается следующими высказываниями: I dream to travel all over the earth, see all the natural wonders, taste all the food, meet all kinds of people. Выдвижение данного концепта как ценностного соответствует, прежде всего, субъективным предпочтениям и желаниям пишущей - девушке очень нравится путешествовать; это находит свое выражение в коммуникативном модусе (I am interested in travelling, dancing, cooking and reading). Таким образом, мечта девушки соответствует установке следовать своим предпочтениям. Не менее важным моментом для пишущей является ощущать себя полной сил, чтобы осуществить заветную мечту, в связи с чем за счет указанного прин-
ципа актуализируется концепт «Health», за которым следует подробное описание здорового состояния девушки: I dream for health and strength, support physical features, enjoy the positive aesthetic side effects of health, attractive skin, hair, teeth. Для представителей британской и американской культур такой фактор, как хорошее здоровье, является большой ценностью [9, p. 211], одним из главных условий для осуществления человеком его социальных функций, направленных на самореализацию личности.
Учитывая, что в британской и американской культурах образование обладает большой значимостью, в дискурсе мечты пишущей освещается также тема культурной осведомленности (My biggest dream is to become cultured), что выступает прямым показателем заявленных в дискурсе концептов "Education", «Knowledge». Принцип внутри-дискурсивной аксиологической референции позволяет нам выявить референты, на которые направлено сознание пишущей, с помощью которых девушка высказывает желание изучить традиции, обычаи, историю других культур (customs, ceremonies, rites of passage, people, history, mythology, religion, curses, gods, goddesses, demons, various hells, heavens, purgatories, music, pastimes, universal language). Выдвижение концептов «Education», «Knowledge» в дискурсе человека мечтающего как ценностных можно объяснить тем, что данные концепты выступают необходимым элементом для сознательного и эффективного участия индивида в своей жизни и способствуют возможностям становления личности.
Принцип явно декларируемого ценностного отношения позволяет выделить в дискурсе пишущей концепт «Independence», выражающийся оценочной лексикой: be at peace with myself, be independent, discover my life's purpose. Вся совокупность перечисленных концептов возводится к концепту «Happiness», счастье понимается мечтающей как достижение всех данных аспектов (The world would be a much better place to live when those living in it are happy).
В следующем дискурсе в качестве аксиологически ценностного концепта выступает концепт «Wealth».
My dream is to be a millionaire so I can give some of the money to charity, I can provide beggars with necessary things and then I would be able to help the homeless people. It would mean that I could have a nice home for me and my family. The most important thing is that both - I and my family are happy
and healthy. I would like to be able to provide a comfortable retirement for my mother and to build a nice home for her which would be close by. I dream to have a nice home for my family and a lot of land with trees for my mum so I could keep the trees. I wish I had an income without having to spend so much time to get it. Also I'd like to buy a new car for my dad. My dream for my parents is that they stay happily together and live a full life. I wish for knowledge for my children, and myself, to be able to learn and understand without the struggle. I wish for my children to be safe, happy, and to find the perfect companion for their journey through this world. I wish to be able to paint beautiful pictures. And lastly I pray that my children will always remain true to God [12].
Использование принципа герменевтичности в выведении значимых смыслов позволяет вывести из дискурса пишущего концепты «Wealth», «Prosperity», в частности, в ассертиве (my dream is to be a millionaire), при этом ассертив употребляется как речевой акт аргу-ментатив (I can give some of the money to charity, I can provide beggars with necessary things, I would be able to help the homeless people). Приводимые аргументы подтверждают, что мужчина желает стать богатым, чтобы помогать бездомным и нуждающимся людям. Тем самым богатство (концепты «Wealth», «Prosperity» как ценностные концепты) являет собой для него не только материальный достаток, но и средство помощи бедствующим [10, p. 135]. Не менее значимыми для мечтающего являются семейные ценности (успех и процветание родных). Лексикализация заданного в дискурсе концепта «Happy family», отражающего желание пишущего иметь благополучную семью, находит свое выражение по принципу явно декларируемого ценностного отношения, что проявляется в экспрессивной лексике (stay happily together, happy and healthy family, live a full life, provide a comfortable retirement for my mother, build a nice home, a lot of land with trees for my mum). Актуализируются также концепты «Care», «Respect», «Trust», «Esteem», «Faith», подтверждающие, что данный мечтающий обладает чувством ответственности за свою семью.
Принцип достаточной репрезентативности позволяет нам выделить следующий ценностный концепт - «Children», демонстрирующий, что значимым фактором выступает будущее детей. Пишущий в дискурсе мечты подробно описывает и выражает заботу о счастливом будущем своих детей, формулируя желание обеспечить их всем нужным (knowledge for my children, be able to learn and understand without
the struggle, be safe, find the perfect companion for their journey through this world).
Таким образом, особенность личностно-ориентированного дискурса мечты заключается в том, что в подобном дискурсе актуализируются те концепты, которые имеют личностное значение для представителей британской и американской культур. Ценностные концепты дискурса мечты составляют основу его содержательной структуры. Ценностные концепты личностно-ориентированного дискурса мечты являют собой совокупность принятых ценностей, стереотипов, традиций, которые характерны для представителей британского и американского общества, что сосредоточивает внимание на значении принятых в обществе взглядов и норм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М. : Русские словари, 1997. - 416 с.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. А. А. Грицанова. - М. : АСТ, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
4. Попков В. Д., Грушевицкая, Т. Г., Садохин, А. П. Основы межкультурной коммуникации. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
5. Серебренникова Е. Ф. Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия личностных смыслов: коллективная монография. - М. : Тезаурус, 2011. - С. 7-49.
6. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. - М. : Слово, 2000. - 624 с.
7. Klukhon, F., Strodbeck F. Variation in Value Orientation - N. Y. : Evanston, Illinois, 1999. - 358 p.
8. Lerner, M. America as a Civilization. The Basic Frame. - V. 1. - N.Y. : Simon and Schuster, 1992. - 531 p.
9. Mitchell, S. Hope and Dream in Psychoanalysis. - N. Y.: Basic Books, 1998. -399 p.
10. Williamson, A. S. Hopes, Dreams and Wishes. - N.Y. : Springer, 2000. - 285 p.
11. Claim your dream! [Electronic resource]. - URL : http://www.claimyour-dream. com/dreamersdreams.html.
12. Psychology today [Electronic resource]. - URL : http://www.psychologyto-day. com/blog/the-power-day-dreaming/201206/whats-your-attitude-toward-day dreaming/comments.html.