Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ОПТИКЕ ТРАНЗИТИВНОСТИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ОПТИКЕ ТРАНЗИТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАНЗИТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Ольга В.

В статье представлены данные исследования ценностных ориентаций у представителей юношеского возраста в ситуации транзитивности. Результаты эмпирического исследования (n=100) показали, что в ситуации транзитивности большинство юношей и девушек в качестве значимых базовых ценностей, которые выступают общечеловеческими, универсальными нравственными стандартами, выделяют любовь и материально обеспеченную жизнь. Образованность же рассматривается большинством как ведущая инструментальная ценность. В ситуации неопределенности именно она опосредует их убеждения, способности, навыки и поведенческие проявления. Для большинства представителей юношеского возраста развлечения, чуткость и высокие запросы являются незначимыми ценностными ориентациями. В контексте нашего эмпирического исследования отсутствие значимых различий по гендерному признаку может указывать на актуализацию ценностных ориентаций в ситуации неопределенности у представителей юношеского возраста только по возрастному признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF VALUES IN YOUTH IN TRANSITIVITY OPTICS

The article is devoted to the study of value orientations amongyouth in transitivity optics. The results of an empirical study (n=100) showed that in a situation of transitivity, the majority of representatives of youth distinguish love and a financially secure life as significant basic values that act as universal moral standards. Education is considered as the leading instrumental value for most boys and girls. In a situation of uncertainty, education mediates their beliefs, abilities, skills and behavioral manifestations. For the majority of youth, entertainment, sensitivity and high demands are insignificant value orientations. In the context of our empirical research, the absence of significant differences by gender may indicate the actualization of value orientations in a situation of uncertainty among youth only by age.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ОПТИКЕ ТРАНЗИТИВНОСТИ»

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-133-148

Актуализация ценностей в юношеском возрасте в оптике транзитивности

Ольга В. Гребенникова

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия;

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, grebennikova577@maU.ru

Аннотация. В статье представлены данные исследования ценностных ориентаций у представителей юношеского возраста в ситуации транзитивности. Результаты эмпирического исследования (n=100) показали, что в ситуации транзитивности большинство юношей и девушек в качестве значимых базовых ценностей, которые выступают общечеловеческими, универсальными нравственными стандартами, выделяют любовь и материально обеспеченную жизнь. Образованность же рассматривается большинством как ведущая инструментальная ценность. В ситуации неопределенности именно она опосредует их убеждения, способности, навыки и поведенческие проявления. Для большинства представителей юношеского возраста развлечения, чуткость и высокие запросы являются незначимыми ценностными ориентациями. В контексте нашего эмпирического исследования отсутствие значимых различий по тендерному признаку может указывать на актуализацию ценностных ориентаций в ситуации неопределенности у представителей юношеского возраста только по возрастному признаку.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, транзитивность

Для цитирования: Гребенникова О.В. Актуализация ценностей в юношеском возрасте в оптике транзитивности // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 133-148. DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-133-148

Actualization of values in youth in transitivity optics

Olga V. Grebennikova

Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; Russian State University for the Humanities Moscow), Russia, grebennikova577@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of value orientations among youth in transitivity optics. The results of an empirical study (n=100)

© Гребенникова О.В., 2022

ISSN 2073-6398 • Вестник РГГУ: Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4

showed that in a situation of transitivity, the majority of representatives of youth distinguish love and a financially secure life as significant basic values that act as universal moral standards. Education is considered as the leading instrumental value for most boys and girls. In a situation of uncertainty, education mediates their beliefs, abilities, skills and behavioral manifestations. For the majority of youth, entertainment, sensitivity and high demands are insignificant value orientations. In the context of our empirical research, the absence of significant differences by gender may indicate the actualization of value orientations in a situation of uncertainty among youth only by age.

Keywords: value orientations, terminal values, instrumental values, transitivity, youth

For citation: Grebennikova, O.V. (2022), "Actualization of values in youth in transitivity optics", RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 4, pp. 133-148, DOI: 10.28995/2073-6398-2022-4-133-148

Введение:

постановка проблемы

Формирование личности представителей юношеского возраста в настоящее время осуществляется в условиях транзитивности, когда происходит ломка стереотипов, перестройка нравственных идеалов и убеждений, переоценка ценностей.

Проблема структуры ценностных ориентаций всегда считалась актуальной и важной, поскольку касается общего развития личности как субъекта социального и природного взаимодействия. Наличие постоянных ценностных ориентаций характеризует зрелую личность, выступает общим показателем уровня духовного развития человека. Однако процесс выбора ценностей и формирования их иерархии достаточно длительный.

Ценностная сфера человека является предметом анализа и изучения многих исследователей. В общем понимании ценность - это свойства бытия, которые создает человек или которые имеют определенное отношение к нему.

В течение человеческой жизни одни ценности приобретают приоритетное значение, выступают ведущими при восприятии явлений и событий окружающего мира, другие теряют свою актуальность, становятся менее значимыми для личности. Следует отметить, что представители юношеского возраста в целом характеризуются неустойчивостью своих взглядов и ценностных ориентиров, поскольку находятся на стадии формирования мировоззрения, профессионального определения.

Именно ценностно-ориентационная сфера, в первую очередь, детерминирует позицию личности и, соответственно,

направленность и содержание профессионального самоопределения и профессиональной самореализации человека. Профессиональная деятельность не может рассматриваться без определения ее места в системе жизненных ценностей личности. Процесс ценностного самоопределения и становление системы ценностных ориентаций особенно необходимы для успешной реализации будущей профессиональной деятельности и для самоактуализации юношей и девушек.

Целью нашего эмпирического исследования стало изучение ценностных ориентаций представителей юношеского возраста в ситуации транзитивности.

Методы: Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы SPSS 16. Различия между юношами и девушками оценивались с применением непараметрических критериев Манна-Уитни.

Выборку (n=100) составили представители юношеского возраста 17-19 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях г. Москвы, в количестве 100 человек.

Теоретическая часть

Ценностные ориентации - это те основания (этические, эстетические, политические, религиозные, профессиональные и т.п.), по которым личность как представитель той или иной социальной группы выстраивает воспринимаемые объекты, явления и события по степени их значимости.

Ценностно-ориентационная сфера помогает человеку не только профессионально самоопределиться, но и профессионально реализоваться в будущем.

У каждого человека есть определенный набор направленно-стей личности, лежащих глубоко внутри, и ценностные ориентации выступают в роли одного из базовых личностных оснований, исходя из которых, формируются установки, мысли и поступки человека в любой ситуации [Карандашев 2004].

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что ценностью может считаться то, что значимо для человека, и эта особенность ориентирует его поведение. Ценностная ориентация направляет сознание и поведение человека, она проявляется в его поступках и общественно значимых делах [Рубинштейн 2003].

Известный американский психолог Г. Олпорт рассматривал ценности как сложную составляющую личности и пытался объяснить различия в системах ценностей у разных индивидуумов. Он одним из первых представил классификацию ценностей, выделив шесть основных:

1. Ценности, которые отвечают за рациональное мышление и поиск истины, называются теоретическими;

2. За приоритет практической пользы и выгоды отвечают экономические ценности;

3. Важность красоты, гармонии и искусства раскрывают эстетические ценности;

4. Социальные ценности отвечают за любовь, дружбу, преданность в человеческих взаимоотношениях;

5. Предпочтение обретения власти и влияния указывают политические ценности;

6. Следование определенной системе представлений (вере) определяют религиозные ценности [Гуревич 2007].

Ключевым элементом в культуре всегда выступает наиболее распространенная в ней система ценностных приоритетов. Ценностные ориентации людей - это их главные цели, связанные непосредственно со всеми областями поведения конкретного человека. Но, несмотря на это, ценности в то же время находятся и под прямым воздействием общества, его экологического, социального и политического контекста. Именно поэтому, для того чтобы отследить то, как меняется окружающая среда и общество в целом, различные социальные группы, отдельно взятые люди, как влияют исторические события, можно использовать в качестве индикатора ценности.

Ценностные ориентации исследуются как на уровне личности, так и на уровне социума (культуры).

Когда речь идет об изучении ценностей на уровне личности, то главным объектом исследований выступает сама личность. Для ряда людей ценности - это мотивационные цели, выступающие в роли основополагающих принципов жизни, которыми люди руководствуются при принятии решений.

Разные ценности могут порождать определенную межличностную динамику: они либо создают совместимость, либо провоцируют наличие конфликта. Это постоянно происходит в нашей повседневной жизни, когда каждый следует своим основным жизненным ориентациям, другими словами, ценностям. Противостоящие ценности можно, например, увидеть в том, что человек не может одновременно и хотеть завоевать авторитет, и демонстрировать ценность скромности. Но нет противоречия в том, что индивид может стремиться как к материальной состоятельности, так и к завоеванию авторитета.

Если заниматься анализом на социальном уровне, рассматривая различия культурных обычаев, традиций и социальных норм, то здесь ядром исследования выступает то общее, что включено в определенную культуру или социальную группу. В этом слу-

чае внимание акцентируется на том, что является плохим, хорошим, нормальным в данном окружении, что принято и не принято, какие существуют правила и рамки, оценивается социальная приемлемость. Другими словами, уровень исследуемой группы не имеет значения - это может быть нация, субкультура, этническая или религиозная община, - анализируется ее внутренний ценностный свод правил, включающий традиции, обычаи и т.д. Ценностные ориентации также отражены и закреплены в существующих в обществе социальных институтах. Такие ориентации будут напрямую влиять на непосредственное поведение людей в этой среде: каждый человек будет знать, насколько то или иное поведение считается приемлемым или нет, и его выбор будет обоснован и понятен другим. Сюда же следует отнести и то, какие именно социальные ценности будут в конкретном обществе влиять на распределение его ресурсов, будут ли, например, деньги идти на благосостояние, на улучшение экологической ситуации, как будет распределяться и соблюдаться социальная ответственность и т. д.

Человек не рождается на свет с готовым набором ценностей, они формируются в течение некоторого времени, перенимаются от родителей и окружения. В целом, можно выделить несколько факторов, которые влияют на формирование ценностных установок. На личность, в первую очередь, оказывается внешнее воздействие: непосредственно группы людей, в которой находится и растет человек, а также элементов макросреды (например, принятых в обществе социальных ролей, правил, СМИ, разнообразных социальных институтов и т.д.). Во-вторых, аналогично влияют и внутренние факторы, например, возраст, пол, темперамент, характер, задатки, потребности и т.д.

М. Рокич представил свою теорию ценностных ориентаций, согласно ей ценности - это определенный тип убеждений, играющий центральную роль в системе убеждений индивида. Он утверждал, что ценности - это принципы, которыми человек руководствуется в жизни, они являются основополагающими для его поведения, к какому образу жизни он стремится и чего хочет достичь. М. Рокич выделил два вида ценностей: инструментальные и терминальные. Первые - это убеждения, и они предусматривают финальные цели, которые заслуживают того, чтобы их достичь. Вторые - это убеждения в том, как предпочтительно вести себя в каждой ситуации в соответствии с определенным образом действий [Леонтьев 2003].

Профессор Иерусалимского университета Шалом Шварц (Shalom H. Schwartz) в отличие от своих предшественников, не делавших различий между ценностями культуры и индивиду-

альными ценностями, выделил последние в качестве предмета изучения. При этом Шварц под индивидуальными ценностями подразумевает те, что «желаемы» индивидом и без ситуативных и деятельностных ограничений руководят его жиззнью (т.е. осознаны как ценности), и необходимый для их достижения стиль поведения.

Ш. Шварц с 1992 г. активно работает над количественным анализом индивидуальных ценностей, следуя методологии, созданной Клакхоном и Хофстеде, - разработанной ими многомерной модели культуры, изучаемой в эксперименте с его последующей статистической обработкой.

В своей методике Шварц использует десять мотивационных типов: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность, безопасность. Отношения между данными типами ценностей, за исключением гедонизма, выражены в виде 2-х биполярных осей: открытость - консерватизм и самовозвышение - самотрансцендентность. Гедонизм имеет отношение как к открытости, так и к самовозвышению [Шварц и др. 2012; Карандашев 2004].

Тема вечных ценностей - ценностей творчества, ценностей переживания, ценностей отношения - была в центре исследовательских интересов В. Франкла. В качестве важнейшей характеристики системы ценностных ориентаций личности автор выделил принцип иерархии ценностей, ее многоуровневость. По мнению В. Франкла, личность может субъективно переживать определенную ценность, если она выше какой-то другой. Построение индивидуальной ценностной иерархии основано на принятии личностью ценностей [Франкл 1990].

В современных отечественных исследованиях проблема ценностей тесно связана с мотивационно-потребностной сферой личности и ее мировоззренческими структурами сознания. Современные исследователи - Г.Е. Залесский и В.А. Малахов - выделяют качестве основной функции ценностей - функцию регуляции активности человека [Залесский 1994; Малахов 2002].

В.Г. Алексеева указывает на то, что важным регулятором активности человека может выступать система ценностных ориента-ций, благодаря которой индивидуальные потребности и мотивы соотносятся с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. Автор констатирует факт включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности человека [Алексеева 1979].

Интересен взгляд социальной психологии на проблему ценностных ориентаций. В частности, Г.М. Андреева отмечает, что

под ценностями в социальной психологии понимаются некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности играют важную роль при оценивании определенных событий или действий.

Ценности как научная категория рассматриваются и в философской науке. Высказывания о различных видах ценностей можно встретить уже у античных философов, а также у средневековых мистиков и философов эпохи Просвещения (Сократ, Аристотель, Платон, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Р. Декарт и др.). Ценность в философии - это, прежде всего, понятие, обозначающее оценочное восприятие и значимость для индивида какого-либо объекта, а также нормативный, предписанный аспект жизнедеятельности. В первом значении - это дихотомия нормативно-оценочных категорий, к ним относятся: понятия добра и зла. Второе значение ценностей раскрывается в субъективном восприятии индивидом объективных явлений. Последние образуют систему личностных ценностей, складывающуюся в процессе деятельностного освоения содержания общественных ценностей. Именно они являются базисом для формирования ценностных ориентаций.

Проблема ценностных ориентаций подробно раскрывается в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого. Авторы рассматривают взаимосвязь индивида и социальной культуры, приходя к выводу, что любая деятельность индивида обусловлена, с одной стороны, социальной ценностью объекта деятельности для группы и, с другой стороны, субъективными характеристиками самого субъекта деятельности. Такой подход соответствует теории Т. Парсонса о деятельностной ориентации в системе общественных и культурных традиций. Каждая ситуация предлагает индивиду выбор - действовать в том или ином направлении. Выбор альтернативы, прежде всего, продиктован личными ориентирами индивида (ожидание результатов и удовлетворение потребности в деятельности), а, во-вторых, существует и моральное измерение, где будут вступать в действие социализирующие факторы [Андреева 2004].

Современный отечественный психолог Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей:

1. Общественные идеалы как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2. Предметно-воплощенные ценности как произведения материальной и духовной культуры человечества.

3. Личностные ценности [Леонтьев 2003].

В. Франкл не раз отмечал, что вопросы о смысле жизни особенно насущны в юношеском возрасте [Франкл 1990].

Юношеский возраст является сензитивным периодом для

профессионального самоопределения и становления ценностных ориентаций. Развитие когнитивных способностей в это время во многом определяется сферой интересов юношества и требованиями будущей профессии, поэтому наряду с возрастными особенностями развития познавательной сферы (мышление становится более гибким, совершенствуются абстрактное мышление, оперативная память и т.д.) более заметными становятся индивидуальные особенности познавательной деятельности.

Мировоззренческие установки в период юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Молодежь может, не замечая этого, в течение одного разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Мировоззренческий поиск включает в себя социальные ориентации личности, осознание себя как части социального целого, с превращением идеалов, принципов, правил этого общества в личностно принимаемые ориентиры и нормы. Юношество ищет ответы на вопросы: для чего, ради чего и во имя чего жить? Ответить на них можно лишь в контексте социальной жизни (даже выбор профессии сегодня осуществляется по иным принципам, нежели 10-15 лет назад), но с осознанием личных ценностей и приоритетов. И, наверное, самое сложное - построить свою систему ценностей, осознать, каково соотношение «Я»-ценностей и ценностей общества, в котором ты живешь. Именно эта система будет служить внутренним эталоном при выборе конкретных способов реализации принимаемых решений.

Л.И. Божович утверждает, что в юношеском возрасте начинают складываться регулятивные функции ценностных ориента-ций [Божович 1968].

М.Р. Гинзбург отмечает, что интеграция трех взаимосвязанных составляющих самоопределения в ранней юности - личностного, социального и профессионального - предполагает, прежде всего, активную работу самосознания личности [Абуль-ханова-Славская 1980].

Также мы можем отметить, что на формирование ценностных ориентаций в юношеский период развития человека оказывает влияние тот факт, насколько данная личность социально зрелая. Социальная зрелость и ее составляющая - ответственность -формируются лишь в адекватной деятельности при свободе в принятии решений относительно самого себя.

Еще один из важных моментов существования человека как личности связан с сохранением личностного равновесия, которое задается извне социальной группой, однако коренное изменение

окружения (вхождение в другую группу) сможет привести к запуску преобразовательных процессов внутри личности.

Сформировавшиеся ценности требуют постоянного подтверждения в результатах жизнедеятельности. Если данное равновесие нарушается, то это приводит к переоценке ценностей и выработке новых индивидуальных форм поведения, учитывающих изменившиеся условия. Личность, ориентируясь на собственную систему ценностных ориентаций, закрепляется в выборе своих поступков и действий согласно предлагаемой социальной ситуации. Человек совершает то, что продиктовано его внутренними нормами. Однако в процессе жизнедеятельности изменяются социальные ситуации взаимодействия личности с окружением, меняется само окружение личности, что может привести к трансформации ценностных ориентаций внутри личности.

Выбор ценности сопряжен с долей неопределенности, которую может нести социальная ситуация взаимодействия, и возможностью совершения ошибки. Являясь результатом деятельности, ценности задают вектор, определяющий как цели, так и средства достижения этих целей. А сама деятельность обеспечивает осознание человеком окружающего мира и самого себя. В однотипных ситуациях межличностного взаимодействия люди могут принимать совершенно различные решения. Это можно объяснить тем, что и сами ситуации каждым воспринимаются совершенно по-разному. Каждая ситуация трактуется личностью через ее собственные переживания, через предыдущий опыт.

В процессе воспитания, общения и трудовой деятельности у человека формируется иерархическая система отношений к действительности и к самому себе, в соответствии с которой разные отношения приобретают для него различное значение. Эти различия для самого человека имеют неодинаковую степень ценности, важности явления или предмета. Большая или меньшая ценность, положительная или отрицательная значимость предметов и явлений мира вещей и социальной действительности представляют собой основу для изучения и понимания ценностных ориентации. Каждая личность на протяжении своей жизни формирует систему устойчивых мотивов, на чьей основе складываются ее относительная независимость от обстоятельств, избирательное отношение к различным объектам и ситуациям. Одной из существенных сторон мотивации поведения человека является направленность. Направленность личности может рассматриваться как совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуаций, включающая в себе ряд компонентов: мотив (влечения и желания), цель (интересы и склонности) и ценностные ориентации (идеалы, мировоззрение и убеждение).

Таким образом, особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, других людей и основу мировоззрения.

Параллельно с развитием личности изменяются качественно и количественно и ее внутренние движущие силы, дающие человеку возможность увеличивать влияние собственной личности на свое поведение и ставить цели в большей мере самостоятельно, чем под влиянием среды. Именно система ценностей регулирует процесс развития внутренних движущих сил, одновременно с этим изменяясь под влиянием принятых решений. Чем более самостоятельна личность и чем большее количество решений она принимает, тем выше становится вероятность того, что ценности, какими бы стойкими они не казались, изменятся, повысив или понизив активность личности.

Ценности, выступая как концепции жизненных предпочтений личности (или социальной группы), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, могут послужить важным ориентиром становления личности юношей и девушек как в ситуации транзитивности, так и в ситуации стабильности современного общества.

Анализ и обсуждение результатов

Значимой терминальной ценностью для большинства представителей юношеского возраста является любовь (рис. 1). Главным содержанием влюбленности юношей и девушек становится общение - беседа, разговор о себе, своих интересах, увлечениях, мечтах и планах на будущее. Та страстность, с которой защищают представители юношеского возраста свою любовь от различных вмешательств окружающих взрослых, связана с серьезностью и значимостью для юношей и девушек этого общения. Через партнера, в интимной, доверительной беседе представитель юношеского возраста познает себя и готов защищать от взрослых свое право на индивидуальность. Первая влюбленность чрезвычайно серьезна в том смысле, что обладает колоссальным значением для молодежи, а возможности найти другого доверительного собеседника ограничены. В период юношеского возраста важным является поиск партнера, формирование близких отношений с противоположным полом.

Также значимой для 30% юношей и девушек выступает материально обеспеченная жизнь, которая дает возможность реали-зовывать свои мечты и желания. Современный успех немыс-

лим без материальной обеспеченности. Многим молодым людям хочется в будущем путешествовать и отдыхать с удовольствием, ездить на престижных автомобилях, иметь комфортабельное жилье, питаться здоровой пищей. Только для 20% представителей юношеского возраста значима счастливая семейная жизнь. В данном возрасте нет устойчивой потребности создать семью и воспитывать детей. В современном обществе молодые люди не стараются рано обзавестись семьей, так как это накладывает огромную ответственность за другого человека. В этот период они получают образование и реализуют свои возможности, стараются построить карьеру, материально себя обеспечить.

Рис. 1. Наиболее значимые терминальные ценности жизни у представителей юношеского возраста

В меньшинстве представители юношеского возраста в качестве значимой терминальной ценности выбрали интересную работу. Интересная работа может рассматриваться как залог успеха, реализации своих профессиональных интересов и возможностей. Также может приносить материальный доход, расширять коммуникативные связи.

Большинство представителей юношеского возраста выбрали в качестве незначимой терминальной ценности развлечения, которые в их представлении носят ситуативный характер (рис. 2). В ситуации транзитивности развлечения начинают терять свою значимость. Творчество, счастье других и уверенность в себе рассматриваются юношами и девушками как малозначительные ценности-цели, которые, по мнению респондентов, не опосредуют индивидуальное существование человека. Мы можем лишь предположить, что в ситуации стабильности незначимые терминальные ценности были бы совсем другими.

Для большинства представителей юношеского возраста образованность выступает в качестве ведущей инструментальной ценности (рис. 3). Хорошее образование, по мнению представи-

телеи юношеского возраста, - это прекрасная возможность построить карьеру, получить престижную и высокооплачиваемую работу, т.е. обеспечить себе стабильное будущее. Тем более, что современное общество предлагает богатыи выбор направлении и форм обучения.

Рис. 2. Незначимые терминальные ценности жизни у представителей юношеского возраста

Рис. 3. Значимые инструментальные ценности жизни у представителей юношеского возраста

30% выделяют ответственность как значимую инструментальную ценность, которая помогает в принятии важных решений и выступает важным свойством личности в жизни.

Отстаивание своего мнения, взглядов - как ценность-средство - важно меньшинству юношей и девушек, поскольку оно зависит от характера человека, индивидуальных особенностей и социального окружения.

Для большинства представителей юношеского возраста не имеет значения наличие такой инструментальной ценности, как чуткость. Возможно, эта ценность воспринимается как излишняя слабость, особенно у представителей мужского пола. Высокие за-

просы констатировали 30% респондентов, меньшинство выбирает рациональность и самоконтроль как незначимые инструментальные ценности (рис. 4).

40%

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Чуткость Высокие Рациональность Самоконтроль

запросы

Рис. 4. Незначимые инструментальные ценности жизни у представителей юношеского возраста.

Для выявления значимых различий степени выраженности терминальных ценностей между юношами и девушками нами был использован непараметрический и-критерий Манна-Уитни (уровень значимости р<0,05). Значимость критерия оказалась больше 0.05 (р=0.684), следовательно, значимых различий не было выявлено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выявления значимых различий степени выраженности инструментальных ценностей между юношами и девушками нами был использован непараметрический и-критерий Ман-на-Уитни (уровень значимости р<0,05). Значимость критерия оказалась больше 0.05 (р=0.473), следовательно, значимых различий также не было выявлено.

Заключение

Обобщив полученные результаты, мы сделали следующие выводы:

1. В ситуации транзитивности большинство представителей юношеского возраста в качестве значимых базовых ценностей, которые выступают общечеловеческими, универсальными нравственными стандартами, выделяют любовь и материально обеспеченную жизнь.

2. Образованность рассматривается как ведущая инструментальная ценность у большинства юношей и девушек. В ситуации неопределенности именно она опосредует их убеждения, способности, навыки и поведенческие проявления.

3. Для большинства представителей юношеского возраста

38%

Ц_30%_

_2ffli_

И!

развлечения, чуткость и высокие запросы являются незначимыми ценностными ориентациями.

4. Отсутствие значимых различий по гендерному признаку может указывать на актуализацию ценностных ориентаций в ситуации неопределенности у представителей юношеского возраста только по возрастному признаку в контексте нашего эмпирического исследования. Безусловно, расширение диагностических возможностей позволит рассмотреть данную проблематику в разных ее аспектах.

Благодарность

Статья выполнена в рамках госзадания FNRE-2021-0001. Acknowledgments

This work was supported by the state task, project FNRE-2021-0001. Литература

Абульханова-Славская 1980 - Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 299 с.

Алексеева 1979 - Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М.: Смысл, 1979. 158 с.

Андреева 2004 - Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. 365 с.

Божович 1968 - Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Гуревич 2007 - Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 120 с.

Залесский 1994 - Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во МГУ, 1994. 138 с.

Карандашев 2004 - Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 72 с.

Леонтьев 2003 - Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003. 487 с. Малахов 2002 - Малахов В.А. Ценность как категория культуры // Философская мысль. 2002. № 5. С. 76-85.

Рубинштейн 2003 - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

Франкл 1990 - Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Шварц и др. 2012 - Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70.

References

Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (1980), Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti [Activity and personality psychology], Nauka, Moscow, Russia. Alekseeva, V.G. (1979), Cennostnye orientacii lichnosti i problema ih formirovanija [Value orientations of personality and the problem of their formation], Smysl, Moscow, Russia.

Andreeva, G.M. (2004), Social'najapsihologija: Uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij, [Social psychology: Textbook for higher educational institutions], 5th ed., Aspect Press, Moscow, Russia.

Bozhovich, L.I. (1968), Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood], Prosveshchenie, Moscow, Russia.

Frankl, V. (1990), Chelovek v poiskah smysla [Man in search of Meaning], Progress, Moscow, Russia.

Gurevich, P.S. (2007), Preobrazhenie cennostej kak chrezvychajnaja situacija, [Transformation of values as an emergency], MPSI, Moscow, MODEK, Voronezh, Russia.

Karandashev, V.N. (2004), Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz's methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance], Rech, St. Petersburg, Russia.

Leontiev, D.A. (2003), Psihologija smysla: Priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Psychology of meaning: Nature, structure and dynamics of semantic reality], 2nd ed., Smysl, Moscow, Russia.

Malakhov, V.A. (2002), "Value as a category of culture", Filosofskaja mysl', no. 5, pp. 76-85.

Rubinstein, S.L. (2003), Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology], Piter, St. Petersburg, Russia.

Schwartz, Sh., Butenko, T.P., Sedova, D.S. and Lipatova, A.S. (2012), Refined theory of basic individual values: application in Russia, Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, vol. 9, no. 2, pp. 43-70.

Zalessky, G.E. (1994), Psihologija mirovozzrenija i ubezhdenij lichnosti [Psychology of the worldview and beliefs of the individual], izd-vo MGU, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Ольга В. Гребенникова, кандидат психологических наук, доцент, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 12.5009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4;

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; grebennikova577@maU.ru

Information about the author

Olga V. Grebennikova, Cand. of Sci (Psychology), assistant professor, Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mokhovaya str., Russia, Moscow, 125009;

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; grebennikova577@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.