Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И РОДА В ТВОРЧЕСТВЕ МОРДОВСКИХ ЭТНОФУТУРИСТОВ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И РОДА В ТВОРЧЕСТВЕ МОРДОВСКИХ ЭТНОФУТУРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
род / семья / современное искусство / традиционные ценности / этнофутуризм / clan / family / contemporary art / traditional values / ethnofuturism / ethnoaesthetics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н.И. Прохорова

В статье исследуется специфика воплощения традиционных этнических ценностей в современном искусстве Мордовии. Мордовский этнофутуризм позиционирует себя как направление, актуализирующее семейные и родовые ценности, что находит свое выражение в творчестве Ю. Дырина и Л. Колчановой-Нарбековой. На полотнах этих художников события прошлого мифологизируются и возвышаются от бытового, мирского уровня до символов житийного бытия; история рода и семьи активно присутствует в смысловом поле современной художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF FAMILY AND CLAN VALUES IN THE WORKS OF MORDOVIAN ETHNOFUTURISTS

The article examines the specifics of the embodiment of traditional ethnic values in the modern art of Mordovia. Mordovian ethno-futurism positions itself as a direction that actualizes family and ancestral values, which finds expression in the work of Yu. Dyrina and L. KolchanovaNarbekova. On the canvases of these artists, the events of the past are mythologized and rise from the everyday, mundane level to the symbols of everyday life; the history of the genus and family is actively present in the semantic field of modern art culture.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И РОДА В ТВОРЧЕСТВЕ МОРДОВСКИХ ЭТНОФУТУРИСТОВ»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И РОДА В ТВОРЧЕСТВЕ МОРДОВСКИХ ЭТНОФУТУРИСТОВ

Н.И. Прохорова, кандидат культурологии

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Россия, г. Саранск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-34-36

Аннотация. В статье исследуется специфика воплощения традиционных этнических ценностей в современном искусстве Мордовии. Мордовский этнофутуризм позиционирует себя как направление, актуализирующее семейные и родовые ценности, что находит свое выражение в творчестве Ю. Дырина и Л. Колчановой-Нарбековой. На полотнах этих художников события прошлого мифологизируются и возвышаются от бытового, мирского уровня до символов житийного бытия; история рода и семьи активно присутствует в смысловом поле современной художественной культуры.

Ключевые слова: род, семья, современное искусство, традиционные ценности, этнофутуризм.

Заявивший о себе как об устремленном в будущее направлении, этнофутуризм также активно поддерживает традиционные ценности родового, семейного уклада. Задача сбережения этнических традиций диктует необходимость избегать ассимиляции в различных ее формах; в то же время в этнофутуризме присутствует необходимость участия в потоках изменений современной культурной действительности. Эти мотивы порождают у современных творцов этнофутуристического направления специфические формы воплощения традиционных образов, такую особость их истолкования, которая отражает индивидуальность мировосприятия каждого из художников. На уровне своего мастерства художники-этнофутуристы решают сложную проблему сохранения и развития традиционных ценностей в таком мире, для которого эти ценности перестали выступать в качестве основополагающих ориентиров развития. Мордовский этнофутуризм, существуя как часть актуальных процессов в современном искусстве, своеобразно, через призму этнических представлений о мире и человеке, отзывается на происходящие изменения.

Глобализация привносит новый опыт видения и владения ценностями вместе с тяготением к художественному мифопоэ-

тическому, философскому и т.п. многоязычию, полистилистике [1]. Поэтому новый изобразительный язык этнофутуризма основан на универсалиях культуры, архе-типичен, обращён к образам бессознательного. Синкретичное использование различных стилей, необычных материалов, создание собственной иконографии, - все эти средства подчинены цели ненавязчивой интеграции традиционных образов и ценностей в культурное поле городского обывателя, в своей жизни достаточно отдалившегося не только от этнических корней, еще может быть символически присутствующих в его жизни, но и от корней родовых. Между тем, род и семья являются основаниями любого этноса, желающего не только выживать, но и преобразовывать происходящую вокруг жизнь, активно участвуя в ней.

Род и семья традиционно воплощались и сохранялись в доме. Как жи-лище многих поколений, дом был вещным воплощением повседневного быта, запечатлени-ем образцов поведения старших для младших членов семьи. Дом как сакральное понятие был центром мира, откуда уходили трудиться и воевать многие поколения и куда стремились вернуться как к источнику силы. В современном мире, который все более становится миром горо-

дов, «глобальной деревней» (по выражению М. Маклюэна), не только понятие рода отодвигается в далёкую древность, но и размывается понятие семьи. Соответственно, и дом перестает быть родовой обителью, превращаясь в зачастую временное, по любой прихоти быстро преобразуемое обиталище номада/мигранта/кочевника.

Картины современных мордовских эт-нофутуристов раскрывают поня-тие дома как непреходящего пространства воспоминания и семейной истории, которую нужно сохранить для последующих поколений в её различных аспектах и ракурсах восприятия домашнего хронотопа поколениями прежними. Так будет возможно обеспечение культурной преемственности, защищающей общество от деградации, неизбежной при утрате культурной памяти [2].

Картины Л. Колчановой-Нарбековой, представленные на ее юбилейной выставке «Река времени» в апреле 2019 г. в МРМИИ им. С. Эрьзи обращены к детским воспоминаниям («Бабушкин сон», «Мое детство»). На картине «Бабушкин сон» атмосфера деревенского уюта создается цветовой гаммой, изображением домашнего интерьера с предметами уже ушедшего быта, а также особой перспективой, задаваемой восприятию зрителя. Спокойная самопогруженность фигуры бабушки, неброские краски интерьера деревенского дома, представляют как бы проекцию взгляда из вечности на кадр-воспоминание прошлого. Картина запечатлевает другой тип отношения ко времени, для которого характерны отсутствие спешки, отсутствие отвлечений современного мира, звонков и сообщений мобильного.

Триптих «Мое житие» Л. Колчановой-Нарбековой представляется возведенной к вечности бытийностью запечатленных биографических событий. Гармония, присутствующая в триптихе, обнаруживает контраст с современной жизнью, помогает зрителю остановиться в беге сиюминутности и оглянуться на жизнь как на собственную, подобную изображенной, воз-

можность цепи проявленности бытийных смыслов.

На картине Л. Колчановой-Нарбековой «Сюлгам» художница кодирует картину мира этноса через символ-сюлгам - традиционное мордовское украшение. Зрителю предлагается разгадать этот код, обращаясь к сложившемуся отношению к этнической составляющей собственной биографии. Так формируется этноэстетическая культура как интегративная характеристика личности [3]. Недосказанность, лаконичность этнического символа оставляет отпечаток образа сюлгама в воспринимающем сознании зрителя. Диалог современного зрителя с картинами Л. Колчано-вой-Нарбековой строится таким образом, что позволяет ему опознать и выстроить свою этническую и родовую идентичность или, по меньшей мере, дает некое эмоциональное знание о ней, как о возможности, почти утрачиваемой в мире глобализации, но осознаваемой как ценность.

Для Л. Колчановой-Нарбековой, как и для Ю. Дырина, оказались важными детские впечатления о жизни в деревне, о чем они говорят в своих интервью [4]. На картинах Ю. Дырина воспоминания из детства художника оформляются или в мифическом и возвышенном, или в лубочном и юмористическом ключе. На картине «Ангел дома» художник ностальгически созерцает в привычном образе дома застывшее прошлое своего детства как символ пространства формирующейся индивидуальной, но все еще неотрывной от родовой, памяти. Именно поэтому картина воспринимается как создаваемая художником часть мифа о детстве.

Образы домашнего, семейного быта на многих картинах мордовского этнофуту-риста присутствуют в различной, даже двойственной, манере изображения, переходят от почти документально точной реалистичности к передаче наивно-детского, сказочного мировосприятия. Так, картина «Перед грозой» написана в несколько лубочном ключе, ее сюжет изображает сценку из детства: мальчик, уводящий теленка от грозы. Яркие цвета, четкость, даже некоторая грубоватость и неловкость линий

придают картине сходство с детским рисунком. Художественные трактовки домашнего, родового органичны в контексте создаваемой Ю. Дыриным идеальной картины мира, где вместе собраны дом, родные люди и окружающая их природа.

На полотнах мордовских этнофутури-стов история рода включается в культуру,

от житейски-бытового уровня до символически-житийного. Диалог современного зрителя с картинами художников этого направления способствует как этническому, так и этноэстетическому самоопределению, включает индивидуальное пространство личности в пространство культурной памяти этноса.

события мифологизируются, возвышаясь

Библиографический список

1. Логинова М.В. Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании // Интеграция образования. - 2003. - № 1. - С. 124.

2. Прохорова Н.И. Культурная преемственность в жизнетворчестве Б. Поплавского // Интеграция образования. - 2006. - № 4. - С. 213.

3. Логинова М.В. Формирование методологии этноэстетики // Финно-угорский мир. -2014. - № 4 (21). - С. 17.

4. Ugriculture 2000: contemporary art of the fenno-ugrian peoples. - Hel-sinki : Erikoispaino Oy, 2000. - P. 13.

ACTUALIZATION OF FAMILY AND CLAN VALUES IN THE WORKS OF MORDOVIAN ETHNOFUTURISTS

N.I. Prokhorova, Сandidate of ^U^ology Ogarev Mordovia State University (Russia, Saransk)

Abstract. The article examines the specifics of the embodiment of traditional ethnic values in the modern art of Mordovia. Mordovian ethno-futurism positions itself as a direction that actualizes family and ancestral values, which finds expression in the work of Yu. Dyrina and L. Kol-chanova-Narbekova. On the canvases of these artists, the events of the past are mythologized and rise from the everyday, mundane level to the symbols of everyday life; the history of the genus and family is actively present in the semantic field of modern art culture.

Keywords: clan, family, contemporary art, traditional values, ethnofuturism, ethnoaesthetics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.