АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И РОДА В ТВОРЧЕСТВЕ МОРДОВСКИХ ЭТНОФУТУРИСТОВ
Н.И. Прохорова, кандидат культурологии
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Россия, г. Саранск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-1-34-36
Аннотация. В статье исследуется специфика воплощения традиционных этнических ценностей в современном искусстве Мордовии. Мордовский этнофутуризм позиционирует себя как направление, актуализирующее семейные и родовые ценности, что находит свое выражение в творчестве Ю. Дырина и Л. Колчановой-Нарбековой. На полотнах этих художников события прошлого мифологизируются и возвышаются от бытового, мирского уровня до символов житийного бытия; история рода и семьи активно присутствует в смысловом поле современной художественной культуры.
Ключевые слова: род, семья, современное искусство, традиционные ценности, этнофутуризм.
Заявивший о себе как об устремленном в будущее направлении, этнофутуризм также активно поддерживает традиционные ценности родового, семейного уклада. Задача сбережения этнических традиций диктует необходимость избегать ассимиляции в различных ее формах; в то же время в этнофутуризме присутствует необходимость участия в потоках изменений современной культурной действительности. Эти мотивы порождают у современных творцов этнофутуристического направления специфические формы воплощения традиционных образов, такую особость их истолкования, которая отражает индивидуальность мировосприятия каждого из художников. На уровне своего мастерства художники-этнофутуристы решают сложную проблему сохранения и развития традиционных ценностей в таком мире, для которого эти ценности перестали выступать в качестве основополагающих ориентиров развития. Мордовский этнофутуризм, существуя как часть актуальных процессов в современном искусстве, своеобразно, через призму этнических представлений о мире и человеке, отзывается на происходящие изменения.
Глобализация привносит новый опыт видения и владения ценностями вместе с тяготением к художественному мифопоэ-
тическому, философскому и т.п. многоязычию, полистилистике [1]. Поэтому новый изобразительный язык этнофутуризма основан на универсалиях культуры, архе-типичен, обращён к образам бессознательного. Синкретичное использование различных стилей, необычных материалов, создание собственной иконографии, - все эти средства подчинены цели ненавязчивой интеграции традиционных образов и ценностей в культурное поле городского обывателя, в своей жизни достаточно отдалившегося не только от этнических корней, еще может быть символически присутствующих в его жизни, но и от корней родовых. Между тем, род и семья являются основаниями любого этноса, желающего не только выживать, но и преобразовывать происходящую вокруг жизнь, активно участвуя в ней.
Род и семья традиционно воплощались и сохранялись в доме. Как жи-лище многих поколений, дом был вещным воплощением повседневного быта, запечатлени-ем образцов поведения старших для младших членов семьи. Дом как сакральное понятие был центром мира, откуда уходили трудиться и воевать многие поколения и куда стремились вернуться как к источнику силы. В современном мире, который все более становится миром горо-
дов, «глобальной деревней» (по выражению М. Маклюэна), не только понятие рода отодвигается в далёкую древность, но и размывается понятие семьи. Соответственно, и дом перестает быть родовой обителью, превращаясь в зачастую временное, по любой прихоти быстро преобразуемое обиталище номада/мигранта/кочевника.
Картины современных мордовских эт-нофутуристов раскрывают поня-тие дома как непреходящего пространства воспоминания и семейной истории, которую нужно сохранить для последующих поколений в её различных аспектах и ракурсах восприятия домашнего хронотопа поколениями прежними. Так будет возможно обеспечение культурной преемственности, защищающей общество от деградации, неизбежной при утрате культурной памяти [2].
Картины Л. Колчановой-Нарбековой, представленные на ее юбилейной выставке «Река времени» в апреле 2019 г. в МРМИИ им. С. Эрьзи обращены к детским воспоминаниям («Бабушкин сон», «Мое детство»). На картине «Бабушкин сон» атмосфера деревенского уюта создается цветовой гаммой, изображением домашнего интерьера с предметами уже ушедшего быта, а также особой перспективой, задаваемой восприятию зрителя. Спокойная самопогруженность фигуры бабушки, неброские краски интерьера деревенского дома, представляют как бы проекцию взгляда из вечности на кадр-воспоминание прошлого. Картина запечатлевает другой тип отношения ко времени, для которого характерны отсутствие спешки, отсутствие отвлечений современного мира, звонков и сообщений мобильного.
Триптих «Мое житие» Л. Колчановой-Нарбековой представляется возведенной к вечности бытийностью запечатленных биографических событий. Гармония, присутствующая в триптихе, обнаруживает контраст с современной жизнью, помогает зрителю остановиться в беге сиюминутности и оглянуться на жизнь как на собственную, подобную изображенной, воз-
можность цепи проявленности бытийных смыслов.
На картине Л. Колчановой-Нарбековой «Сюлгам» художница кодирует картину мира этноса через символ-сюлгам - традиционное мордовское украшение. Зрителю предлагается разгадать этот код, обращаясь к сложившемуся отношению к этнической составляющей собственной биографии. Так формируется этноэстетическая культура как интегративная характеристика личности [3]. Недосказанность, лаконичность этнического символа оставляет отпечаток образа сюлгама в воспринимающем сознании зрителя. Диалог современного зрителя с картинами Л. Колчано-вой-Нарбековой строится таким образом, что позволяет ему опознать и выстроить свою этническую и родовую идентичность или, по меньшей мере, дает некое эмоциональное знание о ней, как о возможности, почти утрачиваемой в мире глобализации, но осознаваемой как ценность.
Для Л. Колчановой-Нарбековой, как и для Ю. Дырина, оказались важными детские впечатления о жизни в деревне, о чем они говорят в своих интервью [4]. На картинах Ю. Дырина воспоминания из детства художника оформляются или в мифическом и возвышенном, или в лубочном и юмористическом ключе. На картине «Ангел дома» художник ностальгически созерцает в привычном образе дома застывшее прошлое своего детства как символ пространства формирующейся индивидуальной, но все еще неотрывной от родовой, памяти. Именно поэтому картина воспринимается как создаваемая художником часть мифа о детстве.
Образы домашнего, семейного быта на многих картинах мордовского этнофуту-риста присутствуют в различной, даже двойственной, манере изображения, переходят от почти документально точной реалистичности к передаче наивно-детского, сказочного мировосприятия. Так, картина «Перед грозой» написана в несколько лубочном ключе, ее сюжет изображает сценку из детства: мальчик, уводящий теленка от грозы. Яркие цвета, четкость, даже некоторая грубоватость и неловкость линий
придают картине сходство с детским рисунком. Художественные трактовки домашнего, родового органичны в контексте создаваемой Ю. Дыриным идеальной картины мира, где вместе собраны дом, родные люди и окружающая их природа.
На полотнах мордовских этнофутури-стов история рода включается в культуру,
от житейски-бытового уровня до символически-житийного. Диалог современного зрителя с картинами художников этого направления способствует как этническому, так и этноэстетическому самоопределению, включает индивидуальное пространство личности в пространство культурной памяти этноса.
события мифологизируются, возвышаясь
Библиографический список
1. Логинова М.В. Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании // Интеграция образования. - 2003. - № 1. - С. 124.
2. Прохорова Н.И. Культурная преемственность в жизнетворчестве Б. Поплавского // Интеграция образования. - 2006. - № 4. - С. 213.
3. Логинова М.В. Формирование методологии этноэстетики // Финно-угорский мир. -2014. - № 4 (21). - С. 17.
4. Ugriculture 2000: contemporary art of the fenno-ugrian peoples. - Hel-sinki : Erikoispaino Oy, 2000. - P. 13.
ACTUALIZATION OF FAMILY AND CLAN VALUES IN THE WORKS OF MORDOVIAN ETHNOFUTURISTS
N.I. Prokhorova, Сandidate of ^U^ology Ogarev Mordovia State University (Russia, Saransk)
Abstract. The article examines the specifics of the embodiment of traditional ethnic values in the modern art of Mordovia. Mordovian ethno-futurism positions itself as a direction that actualizes family and ancestral values, which finds expression in the work of Yu. Dyrina and L. Kol-chanova-Narbekova. On the canvases of these artists, the events of the past are mythologized and rise from the everyday, mundane level to the symbols of everyday life; the history of the genus and family is actively present in the semantic field of modern art culture.
Keywords: clan, family, contemporary art, traditional values, ethnofuturism, ethnoaesthetics.