Научная статья на тему 'Образы рая в творчестве художника-этнофутуриста Ю. Дырина'

Образы рая в творчестве художника-этнофутуриста Ю. Дырина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архетипы / миф / рай / философия искусства / этническое / этнофутуризм. / archetypes / myth / paradise / philosophy of art / ethnic / ethnofuturism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н. И. Прохорова, Н. П. Огарева

Исследуются особенности образного строя картин одного из представителей этнофутуризма Ю. Дырина. Рассматриваются мифологемы «дом – сад – рай» как ключевые для понимания смыслообразующих структур в творчестве художника. В своем творчестве Ю. Дырин выходит далеко за рамки основных составляющих этнофутуризма, определенные его идеологами. Способствуя различным исследовательским интерпретациям, творчество художника расширяет смысловое поле этнофутуризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF PARADISE IN THE WORKS OF THE ARTIST-ETHNOFUTURIST Y. DYRINA

The features of the imagery of the paintings of one of the representatives of ethnofuturism Y. Dyrin are investigated. The “house-garden-paradise” mythologems are considered as key for understanding the structures of meaning in the artist’s works. In his work, Yu. Dyrin goes far beyond the basic components of ethnofuturism, defined by its ideologues. By promoting various research interpretations, the artist’s work expands the semantic field of ethnofuturism.

Текст научной работы на тему «Образы рая в творчестве художника-этнофутуриста Ю. Дырина»

ОБРАЗЫ РАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ЭТНОФУТУРИСТА Ю. ДЫРИНА Н.И. Прохорова, кандидат культурологии

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Россия, г. Саранск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10410

Аннотация. Исследуются особенности образного строя картин одного из представителей этнофутуризма Ю. Дырина. Рассматриваются мифологемы «дом - сад - рай» как ключевые для понимания смыслообразующих структур в творчестве художника. В своем творчестве Ю. Дырин выходит далеко за рамки основных составляющих этнофутуризма, определенные его идеологами. Способствуя различным исследовательским интерпретациям, творчество художника расширяет смысловое поле этнофутуризма.

Ключевые слова: архетипы, миф, рай, философия искусства, этническое, этнофуту-ризм.

Терминологически этнофутуризм в плане художественно-эстетическом вполне очевидно утверждается его идеологами как этническое искусство, устремленное в будущее. В термине «этнофутуризм» обращение к этническому подразумевает возрождение культурных истоков этноса, по-новому организованных и представленных в теоретической и художественной практике актуальных жизненных его реалий в условиях глобализации. Идеолог этнофутуризма, К. Салламаа, в своем программном докладе «Философия и эстетика этнофутуризма» определяя перспективы этого направления, утверждает, что оно «не состарится, не отстанет от времени: оно умеет обновляться и меняться» [1]. В творчестве таких художников, как А. Алешкин, Ю. Дырин, Л. Колчанова-Нарбекова, Н Рябов и др., этнофутуризм приобретает новые смысловые оттенки, создает основу для разнообразных исследовательских интерпретаций его творческих новаций.

Увиденный через призму образного строя картин Ю. Дырина, этнофутуризм читается как этническое, пропущенное через индивидуальное мировосприятие художника и выраженное с помощью языка современного искусства. При этом этническое помещается в общекультурный контекст и находится в русле художественных поисков искусства ХХ века. Такое понимание этнофутуризма вполне соответству-

ет трактовке его как важной составляющей современного искусства, находящегося в процессе становления [2].

В живописи Ю. Дырина отмечается влияние и переосмысление находок П. Пикассо, А. Руссо, А. Матисса, М. Шагала и др. [3]. Множественные влияния в творчестве Ю. Дырина значимы, но не являются преобладающими; как и собственно этническая составляющая, они подчинены архетипическим образам. Символика, задействованная художником, не только этническая, а общечеловеческая, относимая к универсальному ряду архетипов. Не случаен выбор названия «Мой Эдем» для альбома репродукций художника, как и название его выставки декабря 2018 г.-января 2019 г. «Мистерия зимних снов» в Выставочном зале МРМИИ им. С. Д. Эрь-зи. В названиях картин, в их тематике отразилось желание отграничить мир снови-денной реальности от мира обыденного, сохраняя цветную ткань мифа. В то же время мистериально-сновидческая составляющая как бы приближена к настоящему времени возможного зрителя картин. Через целостную систему явленных образов художнику удается выразительно проявить себя в мире, что означает «не просто выразить себя, но дать заговорить этому миру» [4].

Образный строй картин мордовского этнофутуриста таков, что может быть отнесен не столько к этническому прошлому

в целом, сколько к индивидуальным детским впечатлениям самого художника. Ю. Дырин свидетельствует об этом в своем интервью: «Мои произведения не связаны ни с какими национальными корнями. Они связаны со всем человеческим <...> они являются архетипами, архетипными идеями. Прежде всего, они связаны с воспоминаниями о детстве. Что-то из детства осталось в глубинных слоях души: это начинает говорить через тебя» [5]. Содержание картин раскрывает обращение художника к более глубоким, чем этнические и национальные, архетипическим пластам. Этническое как одна из двух основ этнофу-туризма, его основных характеристик, оказывается не самой главной в творчестве Ю. Дырина. Как отмечает, исследуя проблематику этнофутуризма, Н. Г. Юрченко-ва, «образы, структурирующие культурную систему, являются архетипическими, то есть они принадлежат не национальной и даже не пранациональной культурам, но общечеловеческой» [6].

Несмотря на то, что картины Ю. Дыри-на допускают разнообразные интерпретации, в них все же прослеживается основная, повторяющаяся и взаимосвязанная, канва образов и мотивов. Ключевые образы смыслового ряда картин Ю. Дырина: «дом - сад - рай». В культуре понятия рая и сада давно взаимосвязаны, уже само понятие культуры подразумевает возделывание сада человеческих смыслов, гармонизацию их, приведение к состоянию некоего райского прообраза.

«Рай» картин Ю. Дырина - это скорее райский сад, красивое место, запечатлевшееся в памяти детство, чем догматический рай, имеющий отношение к загробному миру и идее воздаяния. Роль пространства в картинах пейзажного плана -вознести запомнившуюся издавна реальность до мифа. Воспринятое в детстве, на наших глазах превращается в личную мифологию, индивидуальную и оригинальную интерпретацию архетипических образов. Сопоставляя ранние картины («Весна пришла» (1996), «Оттепель» (1997), «Теплый дом» (1998)), и более поздние («Пол-

нолуние» (2002), «Первосон» (2002), «Лесное озеро» (2005)), видим переход от реалистичной манеры к подобной иконо-графичной, чему способствуют очерченные контуры объектов на красочном фоне. Общая эмоциональная тональность картин почти не меняется, сохраняя «райский» мотив творчества. Так, на картинах, изображающих ковчег, Ной везет животных и дерево, словно охраняя их, как часть рая («Ковчег», 2008). Но также и ангел в лодке-ковчеге, - часто повторяющийся у художника мотив, - везет в ней дом, объемлющий некий «мировой» дом («Ангел дома», 2007), или мельницу, перемалывающую все проходящее («Ангел времени», 2004). И если в мифе художника присутствуют ангелы, то это и «Розовый ангел» (2008), и ангел Луны в картине «Лунный дом» (2005).

Образы животных на картинах «Растения и животные, омытые дождем» (1996), «Одноухий тигр» (1997), «Лесное озеро» (2005) и др., также отсылают к «райскому» мотиву мирно существующих рядом с человеком, воображаемых и реальных животных. Художник создает подобие рая, сходное с райским сновидением, особенно явное на картинах «Предутренний сон» (1996), «Куколка» (2001), «Первосон» (2002), «Сон» (2005), «Эдем» (2007) и др. Здесь, уходя от воспоминаний деревенского детства, он воссоздает рай как состояние души, предшествующее тревожащим впечатлениям мира после рождения-пробуждения-сотворения.

Картины Ю. Дырина, радостные и полные ярких красок обретенной гармонии, приобщают зрителя к сказочной реальности, чистоте и универсальности мировосприятия художника. Можно утверждать, что в своем творчестве Ю. Дырин выходит далеко за рамки составляющих этнофуту-ризма, определенных идеологами этого направления. Придавая этническим образам универсальное звучание, решая архети-пические темы с органичной, присущей ему индивидуальностью творческого подхода, художник расширяет смысловое поле этнофутуризма.

Библиографический список

1. VI Международный конгресс финно-угорских писателей : Сб. докл. и выступлений / Ассоц. финно-угорских литератур; Отв. за вып. В.И.Мишанина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. С. 26.

2. Логинова М. В. Становление выразительности современного искусства. Фундаментальные проблемы культурологии. М.-СПб., 2009. С. 487-490.

3. Юрий Дырин. Мой Эдем : Альбом / сост.: Ю. Дырин, А. Рункова. - Саранск: Красный Октябрь, 2008. С. 8.

4. Логинова М. В. Выразительность молчания в культуре ХХ века // Обсерватория культуры. 2006. № 5. С. 30.

5. Ugriculture 2000: contemporary art of the fenno-ugrian peoples. Helsinki: Erikoispaino Oy, 2000. P. 13.

6. Юрченкова Н. Г. Позитивные жизненные стратегии культурного наследия финно-угров // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 2 (3). С. 48.

IMAGES OF PARADISE IN THE WORKS OF THE ARTIST-ETHNOFUTURIST

Y. DYRINA

N. I. Prokhorova, candidate of culturology Ogarev Mordovia state university (Russia, Saransk)

Abstract. The features of the imagery of the paintings of one of the representatives of ethnofuturism Y. Dyrin are investigated. The "house-garden-paradise " mythologems are considered as key for understanding the structures of meaning in the artist's works. In his work, Yu. Dyrin goes far beyond the basic components of ethnofuturism, defined by its ideologues. By promoting various research interpretations, the artist's work expands the semantic field of ethnofuturism.

Keywords: archetypes, myth, paradise, philosophy of art, ethnic, ethnofuturism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.