Научная статья на тему 'Критика этнофутуризма в Удмуртии'

Критика этнофутуризма в Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
437
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОФУТУРИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / УДМУРТЫ / ЭТНОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ / ETHNOLOGY AND CULTURE OF THE FINNO-UGRIC PEOPLES / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / ЕTHNOFUTURISM / LITERARY / UDMURT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анфиногенов Богдан Витальевич

В статье предпринята попытка создания обзора основной критики этнофутуризма в Удмуртии. Рассматриваются как конструктивные мнения оппонентов этнофутуризма в литературной и художественной критике, так и примеры негативной критики в сети Интернет. Большинство примеров критики относятся к началу 2000-х гг., времени пика расцвета этнофутуристического движения в Удмуртии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criticism of ethnofuturism in Udmurtia

The article attempts to overview the main criticism of ethnofuturism in Udmurtia. It considers both constructive views of ethnofuturism by the opponents in literary and art criticism as well as the examples of negative criticism in the Internet. Most examples of criticism refer to the beginning of the 2000s, during the peak of ethnofuturism movement in Udmurtia.

Текст научной работы на тему «Критика этнофутуризма в Удмуртии»

КРИТИКА ЭТНОФУТУРИЗМА В УДМУРТИИ

Б. В. АНФИНОГЕНОВ,

аспирант ФГБУН«Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН» (г. Ижевск, РФ)

Среди большого количества научных работ, посвященных этнофутуризму, редко можно встретить те, в которых он подвергался бы критике или описывались бы примеры такой критики, отрицательные или негативные реакции на этнофутуризм, аргументы противников этого культурного явления. В данной статье мы попытаемся восполнить обозначенный пробел и хотя бы вкратце осуществить обзор той критики (конструктивной и неконструктивной), которую вызывало этнофутуристическое движение за 21 год своего существования.

Начнем с удмуртского литературоведения, где этнофутуризм изначально имел как своих приверженцев, теоретиков (В. Л. Шибанов, Н. В. Кондратьева, П. М. Захаров), так и противников, критиков (Ф. К. Ермаков, А. А. Ермолаев, В. М. Ванюшев). Нетрудно догадаться, что оба лагеря разделялись по возрастному признаку: с одной стороны, молодое поколение, отрицающее соцреализм и активно участвующее в создании новой «этнофутуристической» литературы, а с другой - признанные мэтры удмуртской литературной критики, для которых сам термин «этнофутуризм» выглядел враждебным и совершенно чуждым. Рассмотрим позиции представителей второго лагеря.

«Некоторые из этих авторов яро критикуют новое направление, другие и практически, и теоретически двигаются вперед, не обращая серьезного внимания на критику, третьи ищут точки соприкосновения, пути примирения между различными взглядами на современную удмуртскую литературу», - пишет В. Л. Шибанов в статье «Некоторые трактовки этнофутуризма в Удмуртии» [11, 81]. Он же в работе «Этнофуту-ризм как современная тенденция в развитии

национальных культур Урало-Поволжского региона» отмечает: «Одним из страстных оппонентов этнофутуризма является критик Алексей Ермолаев. Накопившаяся у него за десятилетие боль выплеснулась в статье "Действительно ли плачет тангыра", напечатанной им в молодежном журнале "Инво-жо" (2001. N° 4). Главная программа этнофу-туризма - сохранение национальной самобытности - критику по душе, однако саму концепцию этнофутуризма он не принимает. С точки зрения А. Ермолаева, в этнофу-туризме "все строится только по стандарту Америки и Европы"» [12, 169]. В интервью, которое дал В. Л. Шибанов автору статьи, он пояснил, что эти нападки появились после того, как одну из его первых статей об этнофутуризме напечатали в США в 1998 г.

A. А. Ермолаев считал, что только реализм способен создавать вечные ценности, а другие модерные «измы» сами собой развалятся, как и все предыдущие, и критиковал

B. Л. Шибанова за то, «что он якобы надевает "чужую шапку" на голову удмуртских писателей, т. е. находит черты мирового постмодернизма там, где их вообще не может быть» [7].

Другой известный удмуртский ученый, Ф. К. Ермаков, в статье «Когда же возник этнофутуризм?» [6], опираясь на идеи, высказанные финским исследователем Кари Салламаа, приходит к мысли, что этнофу-туризм является тем национальным фундаментом, на котором держалась истинная удмуртская литература со времен российского самодержавия до последних лет советского тоталитаризма. Черты этнофутуризма можно найти уже в творчестве Григория Верещагина, Ивана Михеева. Лучшими этнофу-туристами в этом плане являются, по мне-

© Анфиногенов Б. В., 2015

нию Ф. К. Ермакова, Кузебай Герд, Григорий Медведев, Михаил Петров, Флор Васильев. Далее ученый подчеркивает, что в современной удмуртской литературе 1990-х гг. этнофутуризм теряет свою нравственную и, особенно, художественную значимость. Ф. К. Ермаков принципиально противопоставляет этнофутуризм и эстетику постмодернизма (критикуя идеи В. Л. Шибанова), подчеркивает главенствующую роль в литературе фольклорно-мифологического контекста. Завершая статью, автор прямо заявляет, что «этнофутуризм возник не в середине 1990-х годов, а вместе с появлением в среде этноса размышлений о будущей перспективе его» [6, 169]. Ф. К. Ермаков верит, что «писатели, ныне увлеченные игрой и неверным, искаженным этнофутуризмом, вскоре бросят это дело и возьмутся за серьезную литературу» [6, 169].

Профессор В. М. Ванюшев высказывает мысль о том, что назрела необходимость переосмыслить термин «этнофутуризм» и вдохнуть в него другое значение, отличное от всех нынешних интерпретаций. Ученый не принимает связь этнофутуризма с постмодернизмом. Он замечает, что роль этно-футуризма в современной удмуртской литературе чрезмерно преувеличена. Эти идеи нашли отражение в статье «Просто шум, или Глубокий смысл...» в журнале «Кенеш» в 2003 г. [2].

Интересно, что венгерский ученый Петер Домокош, автор известной монографии «История удмуртской литературы» в своем видеоинтервью журналистам ГТРК «Удмуртия» в 2002 г. на VII конгрессе финно-угорских писателей (отрывок которого использован в передаче «Калыклэн данэз», посвященной ученому) заявил: «Я человек консервативный и я не люблю, и это искренне говорю теперь, этот этнофутуризм».

Завершая тему литературоведения, хочется упомянуть статью с весьма интригующим названием «Этнофутуризм: спасет нас или погубит», в которой главный редактор газеты «Литературная Россия» В. В. Огрызко пишет: «.что у них (этнофу-туристов) получается и в чем они ошибаются, я в этот свой приезд в Удмуртию так и не понял». Однако вместо того чтобы раскрыть

тему, заявленную в названии статьи, он приводит свои размышления о судьбах удмуртских классиков, начиная с довольно странной фразы: «.удмуртский поэт Виктор Шибанов от идеологии этнофутуризма перешел к практике и стал анализировать тексты своих друзей из Удмуртии. И что тут выяснилось?! Чуть ли не все удмуртские этно-футуристы рассматривают проблемы современного мира через секс» [8, 6].

Теперь отойдем от сферы литературоведения и рассмотрим другие примеры критического отношения к этнофутуризму. Например, корифей удмуртской этнографии В. Е. Владыкин в интервью автору данной статьи сказал: «Если этнофутуризм рассматривать как какой-то фокус, трюк, то это мне не очень нравится. А если это более серьезный метод, пытающийся решить какие-то этнические проблемы, тогда да. Мне не нравится современное искусство, где очень много китча. Вызвать интерес - не трудно, удержать интерес - сложнее». В совместной статье с Н. А. Розенберг этнолог отмечает также, что создатели термина «этнофуту-ризм», эстонские «парни-интеллектуалы», предложили в 1980-е гг. термин, «правда, забыли, или не сочли нужным дать его академическое определение (отсюда и большая неопределенность термина, его наполненность и характеристика вплоть до "этнического сюрреализма")» [4, 21].

Одним из ярких примеров критического осмысления удмуртского этнофутуризма можно считать статью Елены Петровой (Да-рали Лели) «Этнофутуризм vs гламур» [5]. По словам В. Л. Шибанова, «Дарали Лели писала дипломную работу по этнофутуризму. Сначала она была очень увлечена темой, но постепенно ее заинтересованность падала. В конце концов, она заявила, что время этнофутуризма прошло. Дарали посчитала, что теперь наступило время нового течения - гламур» [10]. Как отмечает исследовательница в своем тексте, этнофутуризм не дает каких-то существенных, реальных, осязаемых результатов, он находится постоянно в области желаемого и воображаемого. «Не имея каких-либо конкретных результатов в социальной, реальной жизни, этно-футуризм медленно угас», - пишет автор.

Финно-угорский мир. 2015. № 3

На смену этнофутуризму приходят гламур и коммерция, которые чужды этнофутуристам ввиду их честности, искренности и упрямства. В общем, полагает Дарали, этнофуту-ризм исчез, дав нам богатую почву для размышлений.

О том, что этнофутуризм умер и исчерпал себя, говорит и известный удмуртский культуртрегер Павел Поздеев, который в свое время, будучи организатором группы «Юмшан-промо» в 2008 г., утверждал, что, «стоя обеими ногами на позициях этнофуту-ризма, мы, можно сказать, вышли из этно-футуризма и создаем свое собственное направление, которое так и называется - Юм-шан». По утверждению П. Поздеева, то, чем он занимается, включая все мероприятия, проекты Yumshan Promo, - это не этнофутуризм. Возникает вопрос: «Что же это? Как этот процесс обозначить?» Ответ находим в сообществе группы «Юмшан 57» на сайте «ВКонтакте»: «За закрытием Yumshan Promo последовал трехмесячный поиск идеологической и методологической основы для дальнейшей деятельности, выраженной в активном блогинге и в реализации проекта "Удмуртские вечеринки в клубе Авиатор". Итак, сегодня мы с гордостью заявляем, что такая основа найдена. По наводке Виктора Шибанова, представляем всем любителям слова "Концепт" идеологию ПОСТКОЛОНИАЛИЗМА: "Мы живем в развалившейся империи, сознательно говорим и пишем на языке господствующей нации, широко используем арсенал "вдолбленных" стереотипов и мифологем для того, чтобы объявить миру об удмуртской самоценности и подчеркнуть удмуртскую идентичность. Постколониализм. Сложно произнести. Легко запомнить"» [9, 2].

Из работ последнего времени нами выделена статья «Завтрашний день забытых племен», размещенная на портале «Кириллица», в которой уже в самом начале этнофу-туристическое движение попадает под критику автора: «Мода на историческую реконструкцию и возрождение древних религий уже давно шагает по миру, но в России, как всегда, образуются свои уникальные формы любых идей и находятся свои причины их продвижения. Изначально тер-

минологически этнофутуризм, зародившийся, как утверждает большинство исследователей, в 1980-х у финно-угорских народов, воспринимался лишь как арт-течение. Идея была в том, что сохранение идентичности народа возможно только на основе самобытной культуры. Однако на волне культуры нью-эйджа он вырос в целое движение, причем выглядит оно так безумно, будто бы все современное искусство было с него безжалостно скопировано» [1].

В завершающей части нашего обзора хотелось бы привести примеры негативных реакций на этнофутуризм, которые можно в изобилии встретить на просторах Интернета. Так, например, в блоге «Yumshan Promo», в котором был размещен «интерактивный боевик», случившийся на известном в Удмуртии сайте «Марковские форумы» в 2006 г. по поводу перевода названий остановок транспорта на удмуртский язык, мы нашли интересное сообщение одного из безымянных авторов: «что касается этнофутуризма всей культуры в целом. Крайне забавно, ни один удмурт так и не может толком сказать, за что он так люто любит этот самый этнофутуризм и, самое главное, что он под ним понимает. Ответы по яркости затмевают даже радугу - сюда идет все, от былин о лапшо-педуне и вумурте до картин Максима Веревкина. И ведь умудрились запихать сюда и "удмуртский космос" (на самом деле только его нам не хватало) и выставку "Мушому", на которой мы как-то оказались и были удивлены, что там все просто банально пили медовуху и смотрели на картины с пчелами» [3].

Мы специально не стали приводить данную цитату в полном виде, так как многое из написанного не пройдет любую цензуру. На самом деле, примеров такого непонимания и попыток «съязвить» на тему этнофутуризма очень и очень много. Нередко в упрек удмуртским художникам-этнофутуристам ставится тот факт, что в настоящее время этнофутуристические симпозиумы проводятся в школьных спортзалах, например. В целом, конструктивной критики в Интернете мы найдем мало, в основном это негативные комментарии, которые связаны с непониманием сущности

этнофутуристических акций и поверхностным их восприятием.

Очевидно, что непонимание этнофутуризма служит главной причиной всей критики данного явления. Стоит отметить, что на сегодняшний день споры и критические замечания, связанные с эт-нофутуризмом, весьма редки. Как видно из приведенных примеров, все они датируются началом 2000-х гг., когда тема этнофутуризма еще очень часто фигурировала в СМИ, а этнофутуристические ме-

роприятия были намного масштабней. Сейчас же этнофутуризм немного ушел в тень, симпозиумы и выставки художников хотя и проводятся, но уже не так масштабно и ярко, в литературе тоже меньше говорят об этнофутуризме. Однако та критика, которую вызывал в Удмуртии этнофутуризм в прошлые годы, представляет собой весьма интересное явление, на которое необходимо обращать внимание тем, кто изучает и интересуется этно-футуризмом.

Поступила 02.04.2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Берана Пустельга. Завтрашний день забытых племен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyrinitsa.ru/foresight/18520-zavtrashnijj-den-zabytykh-plemjon.html.

2. Ванюшев, В. М. Куашетон-а, мур пуштро-с-а... [Просто шум, или Глубокий смысл...] // Кенеш. - 2003. - № 4. - С. 90-95.

3. В. В. В. Маркитт, Интерактивный боевик «Абориген против.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/ away.php?to=http%3A%2F%2Fyumshan. ru%2Fblogs-96.html&post=-43659327_494.

4. Владыкин, В. Е. Этнофутуризм : воспоминания о будущем / В. Е. Владыкин, Н. А. Ро-зенберг // Удмуртская мифология. - Ижевск, 2004. - С. 146-158.

5. Дарали Лели. Этнофутуризм vs. гламур? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yumshan.ru/blogs-266.html.

6. Ермаков, Ф. К. Когда же возник этнофутуризм? // Луч. - 2002. - № 3/4. - С. 32-39.

7. Ермолаев, А. А. Действительно ли плачет тангыра // Инвожо. - 2001. - № 4. - С. 23-27.

8. Огрызко, В. В. Этнофутуризм : спасет нас или погубит // Литературная Россия. - 2002. -№ 36. - С. 6.

9. Поздеев, П. Г. Yumshan Ргото / 2005-2010 гг Concept&History [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rn.vk.com/topic-19 66810_2926679.

10. Шибанов, В. Л. Как на удмуртском велосипеде догнать европейский мотоцикл? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uralistica.com/ profiles/blogs/2161342 :BlogPost: 146400.

11. Шибанов, В. Л. Некоторые трактовки этнофутуризма в Удмуртии // Инвожо «Etno-futu - 6 "Пельнянь"». - 2003. - № 6/7. - C. 81.

12. Шибанов, В. Л. Этнофутуризм как современная тенденция в развитии национальных культур Урало-Поволжского региона // Литература Урала : история и современность : сб. ст. Вып. 5 : Национальные образы мира в региональной проекции. - Екатеринбург, 2010. - С. 163-172.

1. Berana Pustelga, Tomorrow forgotten tribes,

available: http://cyrillitsa.ru/foresight/18520-zavrashnijj-den-zabytykh-plemjon.html.

2. Vanushev, V. (2003) Kuasheton and Moore pushtros-a ... [Just noise or deeper meaning ...], Kenesh, № 4, p. 90-95.

3. V.V.V. Markitt, Interactive thriller "Aborigine against ...", available: http://vk.com/ away.php?to=http%3A%2F%2Fyumshan. ru%2Fblogs-96.html&post=-43659327_494.

4. Vladykin, V., Rosenberg, N. (2004) Ethnofutur-ism: Memories of the Future, Udmurt mythology, Izhevsk, p. 146-158.

5. Darali Lely, Ethnofuturism vs. Glamour? avail-

able : http://www.yumshan.ru/blogs-266.html.

6. Ermakov, F. (2002) When there was ethnofutur-

ism? Luch, № 3-4.

7. Ermolaev, A. (2001) Is tangyra crying indeed, In-

vozho, № 4, p. 23-27.

8. Ogryzko, V. (2002) Ethnofuturism: save us or de-

stroy, Literary Russia, № 36, p. 6.

9. Pozdeev, P. (2005-2010) Yumshan Rromo, Concept & History, available: http://rn.vk.com/ topic-19 66810_2926679.

10. Shibanov, V. How to catch up European motorcycle riding an Udmurt bike? available: http://uralistica. com/profiles/ blogs/21613 42:BlogPost: 146400.

11. Shibanov, V. (2003) Some interpretations of ethnofuturism in Udmurtia, Invozho «Etnofu-tu - 6 "Pelnyan"», № 6-7, p. 81.

12. Shibanov, V. (2010) Ethnofuturism as the current trend in the development of national cultures of the Ural-Volga region, Literature of the Urals: History and Modernity, Vol. 5: National images of the world in the regional projections, Institute of History and Archaeology, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg: Ural University Press, p. 163-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.