Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТКАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЛОСКОСТОПИЯ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТКАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЛОСКОСТОПИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОСКОСТОПИЕ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трубникова Екатерина Валентиновна, Климачев Тимур Денисович

Статья посвящена исследованию причин возникновения и процесса развития плоскостопия, а также лечению и профилактике данной патологии. Авторы уделяют внимание анатомическому строению стопы. Рассматривается патогенез плоско-вальгусной деформации стоп. Акцентируется внимание на роли физических лечебных упражнений при лечении плоскостопия. По итогам анализа современной литературы и суммирования приобретенного опыта авторами определен круг вопросов, необходимых к изучению на занятиях в специальной медицинской группе студентами, имеющими плоскостопие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТКАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЛОСКОСТОПИЯ»

Е.В. ТРУБНИКОВА

Кандидат педагогических наук Доцент кафедры физического воспитания ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

Т.Д. КЛИМАЧЕВ

Студент экономического факультета ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТКАННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Статья посвящена исследованию причин возникновения и процесса развития плоскостопия, а также лечению и профилактике данной патологии. Авторы уделяют внимание анатомическому строению стопы. Рассматривается патогенез плоско-вальгусной деформации стоп. Акцентируется внимание на роли физических лечебных

Плоскостопие, опорно-двигательный аппарат, лечебная физическая культура.

Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 76.29.61.

Разработка инновационных методик профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата человека весьма актуальна в связи с негативным влиянием данных патологий на повседневную жизнь человека и их распространенностью среди населения, особенно среди молодежи. Важно также и внедрение новых методик в процесс как лечения, так и обучения студентов, имеющих данные патологии и осваивающих предмет «Физическая культура» в специальных медицинских группах.

Целью данного исследования является суммирование знаний в области лечения, оздоровления и профилактики плоскостопия у студентов вузов, определение круга тем, необходимых к освоению и включению в рабочие программы дисциплин, а следовательно, к приобретению знаний и умений, соответствующих компетенций.

Наиболее частой причиной различных нарушений в двигательной сфере студентов является дефект соединительной ткани. Чаще всего мы встречаем плоско-вальгусную деформацию стопы, или плоскостопие. Данное заболевание нарушает нормальное функционирование опорно-двигательного аппарата и ведет к возникновению заболеваний позвоночника, что в итоге вызывает сильную боль, недомогание, снижение качества жизни. Основным способом лечения уплощения стопы на протяжении многих десятилетий является лечебная физкультура (далее -ЛФК), которая помогает обеспечить нормальное функционирование стоп, укрепляя мышечно-связоч-ный аппарат с помощью выполнения специализированных лечебных физических упражнений.

Проблема коррекции плоскостопия методом ЛФК становится все актуальнее в связи с тем, что все больше студентов вузов имеют данную патологию, и

упражнений при лечении плоскостопия. По итогам анализа современной литературы и суммирования приобретенного опыта авторами определен круг вопросов, необходимых к изучению на занятиях в специальной медицинской группе студентами, имеющими плоскостопие.

костно-мышечная система, патологический процесс,

как следствие, имеют ограничения в возможностях освоения дисциплин учебных планов, связанных с физической нагрузкой и двигательной активностью. Например, в ЧОУ ВО «ТИУиЭ» это дисциплины базового блока «Физическая культура» и «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», которые изучаются на протяжении всего периода обучения в вузе и направлены на формирование компетенций, связанных с умением вести активный и здоровый образ жизни, использовать средства физической культуры в семейной и профессиональной жизни [8].

Ежегодный анализ медицинских заключений об отнесении студентов к специальной медицинской группе заставляет осуществлять поиск максимально эффективных и инновационных подходов в разработке комплексов лечебных физических упражнений при плоскостопии на основе современных медицинских исследований.

Как показал опыт работы кафедры физвоспитания ТИУиЭ, в учебном процессе особо необходимы теоретико-методические занятия, которые дадут обучающимся представление об анатомии и физиологии человека и, в частности, о его опорно-двигательном аппарате, причино-следственных связях, формах и методах лечения, в том числе и инновационных. Необходимо сформировать представление о ряде вещей.

Стопа - важнейшая часть тела человека. Ее статическая и динамическая функции, форма обеспечиваются строением и взаиморасположением костно-суставного, сумочно-связочного и мышечного аппарата. Она состоит из 26 костей (7 костей предплюсны, 5 плюсневых костей и 14 фаланг пальцев), соединенных между собой связками, короткими и длинными мышцами, которые сгибают и разгибают стопу,

осуществляют пронацию и супинацию [13, с. 33], они имеют свое продолжение в голень, в связи с чем складывается сложнейшая конструкция с множеством составляющих.

Стопа выполняет рессорную функцию при ходьбе. Данная способность связана с наличием в ней нескольких сводов. Выделяют один поперечный и пять продольных сводов. В удержании сводов стопы играют роль пассивные затяжки - связки (длинная подошвенная связка и др.) и активные затяжки - мышцы стопы, идущие в продольном (мышцы сгибатели пальцев) и поперечном направлении (длинная малоберцовая мышца, поперечная головка приводящей мышцы большого пальца и др.) [6, с.119; 13, с. 33]. Данная мышечно-связочная система и обеспечивает нормальное рессорное функционирование стопы с равномерным перераспределением физической нагрузки.

Стопа здорового человека на отпечатке имеет перешеек, который соединяет область, соответствующую пяточной кости, с областью головок плюсневых костей. У сводчатой стопы данное соединение отсутствует, и стопа опирается о землю только своим передним и задним отделами, не имея опоры посередине. Плоская же стопа дает сплошной отпечаток, без выемки в среднем ее отделе, что является явным диагностическим отклонением от нормы [6, с.119]. Таким образом, наличие плоской стопы у человека является тяжелым заболеванием, которое называется плоскостопием или плоско-вальгусной деформацией стопы.

Плоскостопие проявляется опущением ее продольного, поперечного либо одновременно обоих сводов [10; 13] и возникновением симптомов заболевания в виде чрезмерной утомляемости ног при нагрузке, появления болей в стопах, коленях, бедрах, спине, возникновения головных болей и косолапия при ходьбе, артрозов, неврологических расстройств, гнойного повреждения стопы, варикозного расширения вен и болезненного сокращения мышц нижних конечностей [2; 5]. Это сильно портит качество жизни человека и влечет за собой появление новых патологических процессов в костно-мышечной системе.

Причины развития плоскостопия различны. Выделяют:

1) врожденное плоскостопие - возникает вследствие

различных пороков развития и обнаруживается

вскоре после рождения ребенка;

_Стадии

2) паралитическое плоскостопие - возникновение связано с последствиями паралича одной или обеих большеберцовых мышц (например, вследствие полиомиелита);

3) рахитическое плоскостопие - возникновение связано с мягкостью костей и общего ослабления мышечно-связочного аппарата;

4) травматическое плоскостопие - возникновение связано с последствиями переломов костей стопы и голени;

5) статическое плоскостопие - развивается в детском возрасте вследствие слабости мышечного тонуса, перегрузки стоп [10, с. 153]. Наибольший удельный вес среди всех видов плоскостопия занимает статическое, которое составляет более 80% от всех видов плоскостопия. Главной причиной его возникновения считается слабость капсульно-связочного и мышечного аппарата стопы. Также возможно ослабление и утомление данного аппарата стопы, вызванное длительной, непрерывной или чрезмерной физической нагрузкой, вследствие чего мышцы стопы хуже поддерживают ее своды. Капсульно-связочный аппарат также перегружается и перерастягивается.

Дополнительные причины появления плоскостопия:

1) повышенная масса тела;

2) наследственная слабость капсульно-связочного и мышечного аппарата стопы;

3) ношение нерациональной и неудобной обуви у детей при недостаточно развитых мышцах нижних конечностей;

4) статические перегрузки;

5) возраст [5; 10, с.153].

Первыми признаками плоскостопия являются ноющие боли в стопе, мышцах голени, бедра, в поясничной области. Далее наблюдается деформация стопы, которая заключается в ее удлинении и расширении в переднем отделе до полного опущения сводов. В запущенной стадии плоскостопия наблюдается нарушение координации человека в пространстве, которое вызвано неуклюжей и скованной походкой с широкой расстановкой ног и порочным положением стоп. Возможно также появление отека стопы, который исчезает за ночь [7, с. 57]. В табл. 1 приведены следующие стадии плоскостопия.

Таблица 1

Стадия Характеристика

I Незначительное опущение внутреннего продольного свода, которое сопровождается болью по внутренней поверхности в области голеностопного сустава. Длина сухожилия и сила его натяжения не изменена. Пациенты свободно и безболезненно встают на носки

II Проявление более значительной деформации, которая пассивно исправляется вручную в таранно-ладьевидном и подтаранном суставах. У пациентов происходит удлинение либо дегенерация сухожилия ЗББМ (задняя большеберцовая мышца). Болевые синдромы ощущаются сильнее, чем на 1-й стадии

III Деформация стопы является фиксированной, то есть она поддается пассивному выведению в нормальное положение. При этих ситуациях может присутствовать выраженный болевой синдром в области наружного отдела стопы, проекции sinus tarsi и при подъеме на носок

IV Характеризуется деформацией стопы, осложненной подвывихом в самом голеностопном суставе с наличием артрозных изменений или без них. Вальгусная установка стопы за счет голеностопного сустава может являться следствием латерального наклона таранной кости в результате разрыва дельтовидной связки

Самый надежный клинический способ определить степень плоско-вальгусных деформаций стоп - это рентгенологическое исследование, иногда МРТ. Снимки выполняются с полной нагрузкой в разных проекциях (боковая, прямая, голеностопного сустава, проекция Зальцмана) [4]. Рентген позволяет выявить деформацию стопы на самых ранних стадиях и, следовательно, правильно определить оптимальный для пациента курс лечения.

Лечение плоскостопия - это длинный процесс, при котором используется комплекс лечебных мероприятий. Первым этапом в лечении плоскостопия является запрет некоторых видов спорта. Например, в большинстве случаев при плоскостопии запрещаются:

1) танцы;

2) бег на коньках;

3) прыжки;

4) гиревой спорт;

5) степаэробика;

6) фигурное катание;

7) плавание кролем.

То есть противопоказаны виды спорта, связанные с повышенной физической нагрузкой на костно-мышечный аппарат стопы.

Наоборот, показаны и полезны следующие виды спорта:

1) бег;

2) плавание свободным стилем;

3) конный спорт;

4) восточные единоборства;

5) ходьба на лыжах.

Здесь в основном тренируются мышцы бедер, спины, рук. На стопу оказывается минимальная физическая нагрузка. Таким образом, занятие спортом не должно перегружать мышцы стопы [12].

На втором этапе врачами назначается консервативное лечение, которое включает:

1) разгрузку;

2) использование нестероидных противовоспалительных препаратов;

3) индивидуальные стельки;

4) иммобилизацию, тейпирование;

5) ношение брейсов или ортезов;

6) физиотерапию и пр.

К относительно новым и развивающимся методам лечения плоскостопия относится тейпирование, остеопатия и высокоинтенсивная импульсная магнитная терапия (ВИМТ). О них скажем отдельно.

Тейпирование рекомендуется к освоению и самостоятельному использованию. Занятия в спецгруппе позволяют обучить основам кинезиотейпирования, в том числе и стопы. Это современная методика лечения травм и заболеваний костно-мышечной системы, в основе которого лежит использование кинезио-тейпов (клейких лент), которые укрепляют поперечную дугу для статической стабильности, облегчают заднюю большеберцовую кость для динамической стабильности сразу после ее наложения и увеличивают мышечную активность передней большебер-цовой кости во время бега на беговой дорожке у людей с функциональной косолапостью. Также применение кинезиотейпирования значительно улучшает угол свода стопы, высоту ладьевидной кости и

медиальную продольную дугу [15]. Схемы наложения тейпов разработаны специалистами, доступны, поэтому, обучив студентов методике наложения лент и основам анатомии, можно достигнуть достаточно качественного исполнения самостоятельного кине-зиотейпирования.

Таким образом, применение кинезиотейпов при плоскостопии значительно снижает болевой синдром и чрезмерное давление на стопы, стабилизирует суставы и мышцы без нарушения обменных процессов, улучшает мышечный тонус и уменьшает пронацию стопы.

Новейшим методом лечения плоскостопия является высокоинтенсивная импульсная магнитная терапия (ВИМТ) с величиной магнитной индукции до 1,5-3 Тл. Она основывается на механической стимуляции мышечно-связанного аппарата при помощи воздействия высокоинтенсивных импульсных магнитных полей. Механизм действия ВИМТ заключается в индуцировании биологических эффектов на клеточном и тканевом уровнях, что проявляется усилением пролиферации фибробластов и коллагена, стимуляцией ангиогенеза и образованием коллагена. Лечебный эффект применения ВИМТ проявляется в уменьшении отеков, восстановлении нормального кровотока, улучшении трофики и оксигенации тканей, стимуляции процессов восстановления поврежденных клеток [11]. Применение данной инновационной процедуры с использованием высокоинтенсивных импульсных магнитных полей позволяет достичь устранения воспалительных процессов и болей, а также значительно улучшить функционирование мышечно-связачного аппарата стоп и ног.

В совокупности с физиотерапевтическим массажем при лечении плоскостопия может применяться мануальная терапия под названием «остеопатия».

Остеопатия - это ориентированная на человека медицинская дисциплина, которая подчеркивает взаимосвязь структуры и функций организма и использует механизмы саморегуляции для формирования клинического подхода к здоровью и благополучию человека, традиционно включающего в себя в первую очередь мануальное лечение. Остеопати-ческая помощь и уход за опорно-двигательным аппаратом в целом понимаются как личностно-ориен-тированная модель и динамичный интерактивный процесс, который предоставляет возможности для переосмысления сенсорных сигналов, перераспределения внимания, ослабления и игнорирования нерелевантных сенсорных сигналов [14]. Остеопат проводит комплексный массаж (мануальные процедуры) костно-мышечного аппарата, уделяя особое внимание пальпации стопы, что улучшает кровообращение и нормализует движение суставов. Также ручная терапия позволяет улучшить эмоциональные и ментальные состояния человека, позволяя строить доверительные отношения между остеопатом и пациентом. Системный подход остеопата в лечении плоскостопия позволяет лечить сопутствующие заболевания позвоночника и неврологические болезни.

Данные методы лечения являются консервативными. Их применение у больного плоскостопием позволяет уменьшить или снять болевые ощущения,

зафиксировать своды стоп, а также остановить патологический процесс уплощения стоп. То есть заболевание фиксируется на определенной стадии.

В крайнем случае, если консервативное лечение не дало результата, пациенту показано хирургическое вмешательство. Так, в тяжелых случаях поперечного плоскостопия производят коррекцию деформации с помощью реконструктивных операций на переднем отделе стопы [7, с.40]. Оперативное вмешательство позволяет полностью устранить деформацию стопы. После операции пациенту назначаются индивидуально подобранные физиотерапевтические процедуры для укрепления костно-мышечного аппарата стопы.

При реабилитации больных (в том числе и в постопреационных состояниях) могут использоваться следующие специальные процедуры:

1) гидротерапия - это применение с лечебной и профилактической целью пресной воды. Сюда входят различные души (циркулярный, дождевой, пылевой, каскадный, контрастный, восходящий, веерный), гидромассажи, ванны (жемчужные, вихревые), обливания, обтирания и обертывания. Процедура оказывает тонизирующее воздействие на организм человека и расслабляет его, снимая стресс;

2) бальнеотерапия - это применение с лечебно-профилактической целью минеральных вод естественного или искусственного происхождения (сероводородные, йодобромные, ароматизированные, хвойные, радоновые, бишофитные, скипидарные). Принятие этих ванн позволяет расслабить мышцы и оказать тонизирующий эффект;

3) тепло- и криолечение - методы физиотерапии, заключающиеся в дозированном воздействии тепла или холода на организм пациента. Теплолечение используется для коррекции состояний после травм, контрактур, неврологических заболеваний и в комплексе с массажем. Криотерапия хорошо проявляет себя при нарушениях трофики, обменных процессов, для улучшения метаболизма и восстановления организма. Данные процедуры закаливают организм и стимулируют обмен веществ;

4) иппотерапия - вид лечения, при котором лечебный эффект достигается благодаря верховой езде на лошади. Движения лошади способствуют укреплению костно-мышечного аппарата конечностей [8];

5) медикаментозное и физиотерапевтическое лечение: ионофорез, лазеротерапия, ударно-волновая терапия, электрофорез, гидротерапия [4; 12]. Важная роль в лечении плоскостопия отводится

массажу, позволяющему нормализовать тонус мышц стопы и голени, укрепить ослабленные и расслабить напряженные участки мышц. Таким образом улучшается кровоснабжение, питание мышц, связок и костей. В итоге создаются необходимые условия для нормального функционирования мышечно-связочно-го аппарата стопы [2]. Данный раздел знаний также рекомендуется к освоению тем студентам, которые имеют патологию опорно-двигательного аппарата. Изучение самомассажа, приемов и техник позволяет успешно применять их на практике. Углубление в понимание этиологии, патогенеза и лечения имеющегося заболевания, обучение практическим навыкам,

на наш взгляд, поможет студентам корректировать имеющееся состояние на протяжении всей жизни, контролируя развитие процесса, в том числе и самостоятельно.

Но для достижения наиболее благоприятного результата в лечении плоскостопия у взрослых и детей помимо массажа необходимы специальные физические упражнения, объединенные в комплекс ЛФК, обучение которым столь необходимо в рамках занятий спецгруппы в вузе.

По определению Е.В. Токаря, лечебная физкультура - это «самостоятельная дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности» [7, с. 4]. Методом коррекции здоровья здесь служат специальные физические упражнения, которые подбираются с учетом специфики заболевания человека. Данные упражнения направлены как на устранение патологических процессов в органах человека при помощи лечебной гимнастики, так и на профилактику заболеваний.

Для получения максимального лечебного результата разрабатывается комплекс упражнений ЛФК, который пациент должен регулярно и качественно выполнять для эффективного лечения заболевания. Лечение происходит при помощи активизации правильной работы костно-мышечной системы и внутренних органов человека, в которых происходят патологические процессы, что способствует укреплению здоровья организма и перераспределению физической нагрузки.

При плоскостопии ЛФК направлена на восстановление нормального функционирования стопы человека через комплекс специально подобранных лечебных физических упражнений, направленных на укрепление мышечно-связочного аппарата и улучшение кровообращения голени и стопы. Регулярное выполнение упражнений позволяет остановить процесс плоско-вальгусной деформации стопы и значительно снизить болевые ощущения больного. Приоритет отдаётся лечебной гимнастике, направленной на укрепление мышц, поддерживающих свод стоп. Это также позволяет бороться с уплощением стоп при помощи увеличения высоты их сводов.

Комплекс упражнений для коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. Физическая нагрузка должна быть оптимальной с учетом степени плоскостопия и общего физического развития человека [7, с.57-58]. При этом существует множество различных лечебных физических упражнений для профилактики и лечения плоскостопия для разных возрастных групп людей. Но в основном они применяются для профилактики и лечения данной патологии у детей и обучающихся школ. Обусловлено это тем, что в детском возрасте плоскостопие лучше поддается коррекции с помощью выполнения упражнений лечебной физической культуры, чем во взрослом.

На основе анализа современных трудов в сфере лечебной физкультуры мы составили комбинирован-

ный комплекс ЛФК, включающий наиболее эффективные упражнения. Выполнение данного комплекса можно разделить на три составные части: подготовительную, основную и специальную, в каждую из которых входит ряд лечебных упражнений.

Первой необходимой частью данного комплекса являются подготовительные упражнения (табл. 2).

Подготовительные упражнения при

Данные простые подготовительные упражнения необходимы для разминки стоп и укрепления их сводов. Целью основных упражнений является работа мышц всего опорно-двигательного аппарата ног с акцентом на стопы (табл. 3).

Таблица 2

»скостопии [1; 7, с. 40; 10, с. 179-201]

№ п/п Содержание упражнения Дозировка, темп Методические указания

1 Обычная неторопливая ходьба по залу 30 с, средний Следить за осанкой

2 Походить по залу, чередуя ходьбу на носках с ходьбой на пятках 1-3 мин, медленный Держать равновесие и следить за осанкой. Носки и пятки необходимо максимально поднимать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы 2-3 мин, медленный Держать равновесие и следить за осанкой, ровное дыхание

4 Ходьба в полуприседе на наружных сводах стопы 1 мин, медленный Держать равновесие

5 Ходьба спиной вперед, с перекатом с носка на пятку 1-3 мин, медленный Держать равновесие

Таблица 3

Основные упражнения при плоскостопии [1; 3; 7, с. 39-40; 10, с. 179-201]

№ п/п Содержание упражнения Дозировка, темп Методические указания

1 Стоя, поставить левую (правую) ногу на носок -поочередная смена положения в быстром темпе 10 раз, быстрый Держать осанку

2 Стоя, круговые вращения носками (пятка на полу) и пятками (носки на полу) 10 раз носками и 10 раз пятками, медленный Держать осанку

3 Упражнение «покачивание». Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела, приподниматься на носках 15-20 раз, средний Носки вместе, пятки врозь

4 Упражнение «каток»: сидя катать вперед-назад скалки, бутыли или похожие на них предметы (желательно рельефные) 1-2 мин, медленный Держать осанку

5 Упражнение «гусеница»: сидя, руки в стороны Перемещение на ягодицах вперед-назад 2-3 раза, средний Смотреть вперед. Необходимо приподнимать стопу

6 Сидя на полу, захватывать пальцами стопы мелкие разбросанные предметы (карандаши, камни, крышки) и собирать их пальцами стоп попеременно 8-12 раз (каждой ногой), медленный Руками не помогать

7 Упражнение «Велосипед»: в положении лежа, нужно крутить «педали» 20 раз в одну сторону и 20 раз в другую, быстрый Руки вдоль туловища, не отрывать поясницу

8 Стоя пытаться за счет сгибания пальцев стоп продвигаться вперед 8-10 «шагов», медленный Руки вдоль туловища, полная амплитуда движений

9 Лежа на спине и удерживая мяч между голеностопными суставами согнутых ног, необходимо поднять согнутые ноги; выпрямить ноги; согнуть ноги 8-10 раз, средний Произвольное дыхание

10 Лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком. Попеременно сгибать и разгибать стопы, вначале попеременно, затем одновременно 8-10 раз, средний Руки от пола не отрывать

Таблица 4

Специальные упражнения при плоскостопии [7, с. 40-41; 10, с. 179-201]

№ п/п Содержание упражнения Дозировка, темп Методические указания

1 Ходьба по массажному коврику (можно по траве, гравию, песку) с перекатами с пятки на носок 1 мин, медленный Выполняется босиком

2 Прыжки на невысокую платформу (10-20 см). Необходимо запрыгнуть на нее и спрыгнуть 1 мин, средний Прыжки выполнять «мягко»

3 Сидя на стуле, массажный мяч между стопами. С надавливанием выполнять массаж данной области 10-12 раз, медленный Дыхание произвольное

4 Ходьба приставными шагами по рейкам шведской стенки, держась на уровне пояса 4-5 раз, медленный Руки в стороны

5 Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь 10 раз (вверх) и 10 раз (вниз), средний Держать равновесие

6 Стойка, руки на пояс, гимнастическая палка на полу. Ходьба по гимнастической палке вперед и назад 10 раз, медленный Следить за осанкой, пятка на полу

7 Сидя продольно на гимнастической скамейке, стопами катать гимнастическую палку от пальцев до пятки (внутренним сводом стопы) и наоборот 1 мин, медленный Давление на палку с максимальной амплитудой движений

Главное преимущество основных упражнений заключается в том, что они тренируют мышцы стоп, голеностопа, бедер и ягодиц. Это позволяет добиться синергетического лечебного эффекта, который укрепляет данные группы мышц и позволяет улучшить общее функционирование опорно-двигательного аппарата человека. Закрепить и значительно усилить лечебный эффект от основных упражнений может выполнение специальных гимнастических упражнений с использованием соответствующего спортивного инвентаря (табл. 4).

Данный комплекс специальных гимнастических упражнений можно выполнять после основных при наличии соответствующего спортивного инвентаря в спортзале. При этом данные специальные упражнения, благодаря наличию специальных предметов и условий, больше направлены на тренировку костно-мышечного аппарата стопы, чем предыдущие. Лечебный эффект осуществляется благодаря интенсивному и целенаправленному воздействию на мышцы сводов стоп. Также значительно улучшается и кровообращение.

Стоит отметить, что данный комплекс ЛФК можно выполнять как в обычной просторной комнате, так и в помещении спортзала вуза. Главным преимуществом данных упражнений является их простота, эффективность и отсутствие необходимости покупать дополнительный дорогостоящий спортивный инвентарь.

Упражнения комбинированного комплекса ЛФК нужно повторять не менее 2-3 раз в неделю. При этом интервал между выполнением частей комплекса не должен быть менее 10-15 минут. Желательно выполнять упражнения утром или перед сном. Студенты, имеющие плоскостопие, могут выполнять упражнения во время занятий в спецгруппе. При возникновении болей в стопах следует прекратить выполнение упражнений и сделать самомассаж стоп.

Стоит отметить, что повысить качество данного комплекса ЛФК могут здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание физического и

психологического состояния больного. Сюда могут относиться отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков), развитие навыков регуляции и саморегуляции, реализации способов борьбы со стрессом, умение планировать свое время, организация социальной активности и формирование убежденности в ведении здорового образа жизни [9].

Таким образом, несмотря на то, что плоскостопие является довольно опасным заболеванием опорно-двигательного аппарата человека, имеющим несколько стадий патологического процесса и способным вызвать другие патологии костно-мышечной системы, оно поддается лечению как консервативными, так и оперативными методами. Максимальный лечебный эффект на начальных стадиях плоскостопия у обучающихся может быть достигнут путем изучения ряда тем: природные методы лечения и оздоровления, современные мануальные техники, массаж и самомассаж, физиотерапия, технология разработки и применения комбинированных комплексов оздоровительной гимнастики. Разработанный авторами комплекс ЛФК предназначен для обучающихся учреждений среднего профессионального и высшего образования, которые относятся к специальной физкультурной группе по причине болезней соединительно -тканной этиологии. Данные упражнения могут быть включены в программу обучения основной и подготовительной медицинских групп для профилактики плоскостопия.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аливердиева М.С. ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии / М.С. Аливердиева, Л.М. Демьянова, О.С. Смирнова. - Текст: непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №54. - С. 159-163.

2. Ачкасов Е.Е. Основные подходы и используемые методики в лечении и реабилитации комбинированного (продольно-поперечного) плоскостопия / Е.Е. Ачкасов, В.А. Фролов, В.В. Березин. - Текст:

непосредственный // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. - 2020. -Т. 10. - №4. - С. 72-77.

3. Бедарева М.С. Профилактика и лечебные физические упражнения при плоскостопии / М.С. Бедарева. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования в России. -2015. - № 33. - С. 90-91.

4. Булатов А.А. Плосковальгусная деформация стоп у взрослых (обзор иностранной литературы) / А.А. Булатов, В.Г. Емельянов, К.С. Михайлов. -Текст : непосредственный // Травматология и ортопедия России. - 2017. - Т. 23. - №2. - С. 102-114.

5. Жуликов А.Л. Возможности функциональной коррекции при статических деформациях стоп / А.Л. Жуликов, И.А. Сучилин, А.С. Харютин [и др.]. - Текст: непосредственный // Вестник ВолГМУ. - 2020. - №1 (73). - C. 51-54.

6. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - 16-е изд. - Москва: Изд-во «Спорт», 2022. - 624 с. -ISBN 978-5-907225-77-0. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/ 116355.html (дата обращения: 31.03.2022). -Режим доступа: для авторизир. пользователей.

7. Токарь Е.В. Лечебная физическая культура : учебное пособие / Е.В. Токарь. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. - 76 с. - Текст: непосредственный.

8. Трубникова Е.В. Абилитация и реабилитация инвалидов с последствиями болезней опорно-двигательного аппарата в Ростовской области / Е.В. Трубникова, В.А. Григорьева. - Текст: непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2019. -№1(29). - С 132-136.

9. Трубникова Е.В. Применение здоровьесберегаю-щих технологий в рамках вуза (научная статья) / Е.В. Трубникова, Н.В. Коновалова. - Текст: непосредственный // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т.3. - №2. - С 199-202.

10. Чекулаева Л.В. Профилактика и реабилитация заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры / Л.В. Чеку-лаева, И.В. Переверзева, Л.А. Кирьянова, Е.Н. Кодрашкин. - Ульяновск: УлГТУ, 2020. -218 с. - Текст: непосредственный.

11. Шевелева Н.И. Применение высокоинтенсивной импульсной магнитотерапии у детей с плоскостопием / Н.И. Шевелева, А.А. Дубовихин, Л.С. Минбаева. - Текст: непосредственный // Вестник КазНМУ. - 2020. - №3. - С. 118-122.

12. Юстус Н. А. Занятие спортом при плоскостопии / Н.А. Юстус, И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов. -Текст: непосредственный // Символ науки. - 2017. - Т. 2. - №4. - C. 203-205.

13. Яковлев М.В. Нормальная анатомия человека: учебное пособие / М.В. Яковлев. - 2-е изд. -Саратов: Научная книга, 2019. - 159 c. - ISBN 978-5-9758-1804-1. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/ 80992.htm (дата обращения: 31.03.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

14. Esteves J. Osteopathic Care as (En)active Inference: A Theoretical Framework for Developing an Integrative Hypothesis in Osteopathy / J. Esteves, F. Cerritelli, J. Kim, K. Friston. - Текст: непосредственный // Frontiers in Psychology. - 2022. - Vol.13.

15. Govind S. To Compare the Effectiveness of Taping and Arch Support on the Flexible Flat Foot on a Random Population / S. Govind, J. Karthikeyan, K. Singh[et al]. - Текст: непосредственный // Indian Journal of Forensic Medicine& Toxicology. - 2020. -Vol.20, No. 4. - P. 7825-7832.

© Екатерина Валентиновна Трубникова, 2022 © Тимур Денисович Климачев, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.