Научная статья на тему 'Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп детей 4-5-летнего возраста'

Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп детей 4-5-летнего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
448
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / СВЯЗОЧНО-МЫШЕЧНЫЙ АППАРАТ / СТОПЫ / УКРЕПЛЕНИЕ / STRENGTHENING / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / METHODICAL DEVELOPMENT / ЛЕЧЕБНО-ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MEDICAL-PHYSICAL CULTURE / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / GAME EXERCISES / LIGAMENTOUS-MUSCULAR APPARATUS / FEET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Темерева Валерия Евгеньевна, Аболишин Андрей Геннадьевич

Разработано программно-методическое обеспечение занятий по лечебной физкультуре с элементами игровых упражнений для детей 4-5 лет, имеющих деформацию стоп, способствующих как укреплению связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, так и повышению физических сил организма. Экспериментально доказана эффективность подобранных упражнений, представленных в игровой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF THE LIGAMENTOUS-MUSCULAR APPARA TYS OF THE FEET OF CHILDREN OF 4-5 YEARS OF AGE

The program-methodical support of classes in physiotherapy exercises with elements of game exercises for children aged 4-5 years, with deformities of the feet, contributing to the strengthening of the ligamentous and muscular apparatus of the feet and legs, as well as to the enhancement of the body's physical strengths has been developed. Experimentally proved the effectiveness of the selected exercises and presented in a game form.

Текст научной работы на тему «Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп детей 4-5-летнего возраста»

УДК 796.01:616.728.3.595

УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗОЧНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА СТОП ДЕТЕЙ 4-5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

В.Е. Темерева, А.Г. Аболишин

Разработано программно-методическое обеспечение занятий по лечебной физкультуре с элементами игровых упражнений для детей 4-5 лет, имеющих деформацию стоп, способствующих как укреплению связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, так и повышению физических сил организма. Экспериментально доказана эффективность подобранных упражнений представленных в игровой форме.

Ключевые слова: дети, связочно-мышечный аппарат, стопы, укрепление, методическая разработка, лечебно-физическая культура, игровые упражнения.

Острой проблемой на сегодняшний день продолжает оставаться вопрос физической реабилитации детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата, в частности страдающих плоскостопием, плоско-вальгусной деформацией стоп и др. [1].

Причиной таких диагнозов может послужить ряд заболеваний врожденного характера, так и слабость мышц стоп, как следствие ограниченного двигательного режима ребенка.

Заболевания данного характера, сопровождаются уплощением свода стоп, резким понижением опорной функции ног, изменением положения таза, затруднением походки, что нередко является одной из причин нарушения осанки. Поэтому важно своевременно выполнять профилактику деформации стопы уже с раннего возраста, в случае появления своевременно проводить лечение [4].

«Учитывая, что подвижные игры и игровые упражнения являются самым универсальным средством физического воспитания детей и стоят на высшей ступени их интереса, поэтому научно-обоснованное использование этих средств в комплексе физкультурно-оздоровительных мероприятий может решить задачу оптимизации двигательного режима...» [2].

Большой положительный эффект реабилитации детей дошкольного возраста дает методика систематического применения специальных игровых упражнений, которую можно использовать, как в лечебных центрах, детских клубах «Здоровья», так и в домашних условиях. Основным средством в ней являются игровые упражнения, направленные на развитие мускулатуры ног, а также благотворно влияющие на общее развитие и укрепления организма.

Цель исследования - обоснование методической разработки занятий по лечебной физкультуре с элементами игровых упражнений для детей 4-5 лет, имеющих деформацию стоп, способствующих укреплению

связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, повышению физических сил организма.

В этом направлении авторами была проделана работа на базе ортопедического центра «Бэби-кинг», район Жулебино с участием 20 детей дошкольного возраста, имеющих различные степени отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, деформации стоп.

Сравнительный педагогический эксперимент продолжался с сентября по август (в течение одиннадцати месяцев). Занятия физическими упражнениями, как в экспериментальной (ЭГ - 10 чел.), так и в контрольной группе (КГ - 10 чел.) продолжительностью 30 мин проводились в соответствии с годовым планом, три раза в неделю. В контрольной группе проводились оздоровительные занятия с применением общеукрепляющих упражнений. При этом в экспериментальной группе в процессе физического воспитания целенаправленно использовались методические разработки занятий по лечебной физической культуре преимущественно игрового характера, способствующие повышению функциональных возможностей стопы. В КГ и ЭГ использовались специальные средства (ортезирование стоп, ношение ортопедической обуви, выполнение курсов массажа). Изучение состояния стопы проводилось на основе антропометрических измерений (определение угла отклонения пяточной кости от голени, фиксирование высоты свода стопы). Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента [3, 5].

В начале курса занятий (сентябрь) было выявлено значительное число детей (96 %), пришедших на занятие в центр, со слабым физическим развитием (в частности, слабым развитием мускулатуры ног). При этом уровень деформации стоп детей опытных групп был приблизительно одинаков (р>0,05).

В конце занятий (август) у всех детей было зафиксировано достоверное повышение показателей развития мышц, удерживающих своды стопы в правильном положении, по сравнению с исходными данными, что объясняется проведением систематических занятий физическими упражнениями. Однако, в экспериментальной группе показатели уровня правильности развития стоп оказались существенно выше, чем в контрольной (>2,1) (р<0,05), что объясняется направленным применением специальной методической разработки в процессе проведения лечебной физической культуры в ходе реабилитационного процесса (табл. 1, 2).

Таблица 1

Изменение показателей угла отклонения пяточной кости от голени (градусы) у детей 4-5-летнего возраста в процессе педагогического эксперимента

Статистические показатели Осень Лето

КГ ЭГ КГ ЭГ

X 11° 12° 9° 7°

т 0,58° 0,57° 0,54° 0,50°

Р >0,05 <0,05

Таблица 2

Изменение показателей фиксирование высоты свода стопы (см) у детей 4-5-летнего возраста в процессе педагогического эксперимента

Статистические показатели Осень Лето

КГ ЭГ КГ ЭГ

X 3,15 3,17 4,1 4,32

т 0,09 0,08 0,2 1,13

Р >0,05 <0,05

Пример конспекта сюжетного занятия по лечебной физической культуре с детьми 4-5-летнего возраста с применением игровых упражнений (таблица).

Название занятия: «Забавное путешествие». Данное занятие проводится по показу инструктора по лечебной физической культуре, одновременно с речевым сопровождением в стихотворной форме. Такой подход активизирует интерес детей к выполнению упражнений, захватывает внимание, настраивает на игровую увлекательную деятельность, одновременно задает ритм выполнения задания, создает положительный эмоциональный фон для достижения реабилитационного эффекта. Длительность для данного возраста 20-30 мин.

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп детей 4-5 лет, формирование интереса к выполнению физических упражнений.

Задачи:

1. В игровой форме обучить упражнениям, позволяющим тренировать мышцы стопы, голени и др.

2. Способствовать профилактике деформации стоп.

3. Формировать интерес к выполнению физических упражнений с целью компенсации ограниченного двигательного режима ребенка.

Материал к занятию: диск с фонограммой музыки.

Инвентарь: мелкие предметы для захвата их пальцами ног; ведерко; ковер для занятий на полу; стульчики или гимнастическая скамейка; гимнастические палочки; ортопедический коврик.

Структура и содержание занятия по лечебной физической культуре с детьми 4-5-летнего возраста с применением игровых упражнений

Речевая присказка для педагога-инструктора, проводящего занятие с детьми Содержание упражнения и методические указания к его выполнению

Подготовительная часть

Чтобы ножки были в силе Будем их тренировать Упражненья выполнять Дети выстраиваются в круг и слушают стихотворное обращение.

Нажимаем на педали Чтоб умчаться с Вами в даль нам И.п. - сидя на ковре по кругу (можно на стульчиках). Выполнить сгибание правой стопы и одновременно разгибание левой, затем наоборот сгибание левой ноги, разгибание правой. При сгибании, максимально тянуть носок, при разгибании, стопа максимально идет на себя. Выполнять 1 мин, в среднем темпе.

Мы поедем побыстрей Догоняй нас поскорей И.п. - сед. Выполнить круговое движение стопами двух ног одновременно, при этом стопы двух ног держать вместе. Полных три круга в правую сторону, затем три круга в левую и т. д. Выполнять 30 с, в среднем темпе.

Ох, немножко подустали Нужно ножки снять с педалей И.п. - сед. Взять правую ногу и сделать растирание стопы двумя руками. Затем взять правую ногу и выполнить растирание стопы. Тщательно промассировать каждую стопу. Выполнять в течение 2 мин.

Ляжем вместе на песочек Отдохнуть хоть на часочек И.п. - лежа на животе, правая голень согнута. Произвести разгибание и сгибание левой. Затем наоборот разгибание левой и сгибание правой. В удовольствие «поболтать» ножками. В течение 2 мин.

Основная часть

Встанем на море пойдем И опять играть начнем. Выполнить ходьбу на носках. Ходить на носках не сгибая ног, положив руки на пояс, держа туловище прямо. При ходьбе пальчики ног постараться собирать. Выполнить в среднем темпе 1-2 мин.

Нарисуем ножкой круг Много лучиков вокруг И.п. - о.с., сначала левой рукой придерживаться стены, затем со сменой ноги правой рукой. Отвести правую ногу с вытянутым носком вперед, затем привести в и.п., отвести ногу - в сторону, затем вернуть в и.п., отвести ногу с вытянутым носком назад, вернуть ногу в и.п. Тоже повторить с левой ногой. Повторить 3-5 раз.

Будем камешки искать Своей ножкой собирать Много камешков собрали И в ведерко их убрали И.п. - сидя на стуле. Захватывать, поднимать и перекладывать пальцами ног лежащие на полу предметы. Выполнить 1 -2 мин.

Окончание

На носочки вместе встали Тучку синюю достали

И.п. - о.с. Подъемы на носочки. Спинка прямая. Руки на поясе. При подъеме следить за собранностью пальчиков стоп. Выполнить 10 раз.

А теперь домой пойдем Все дары с собой возьмем

Ходьба с опорой на наружные края стоп, носки повернуты внутрь, 1 мин._

Сядем на велосипед И поедем на обед Нажимаем на педали

И.п. - лежа. Круговое движение ногами «велосипед». Особое внимание обратить на сгибание и разгибание стопы при превалировании. Повторять 1-2 мин._

Вдруг качели увидали На качелях покачались И опять домой помчались

И.п. - о.с. Перекаты с пятки на носок и обратно. Перекат производить одновременно на двух ногах. Выполнить 10-12 раз.

А теперь мы отдохнем По траве ходить начнем

Ходьба по специальному ортопедическому коврику, 1-2 мин.

На скамеечку присядем Ножкой палочку возьмем Покатаем, поиграем Вместе в хоровод пойдем

И.п. - сидя на стуле. Катать снаряд-палочку стопой вперед, назад. В течение 2 мин.

Еле- еле, еле-еле Закружились карусели А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом Тише, тише, не спешите Карусель остановите Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра

Дети образуют круг и начинают ходить по кругу в постепенно возрастающем темпе, затем переходят на бег по кругу. После слов «тише, тише» бег прекращается и все переходят на шаг, останавливаются и поворачиваются лицом в круг.

Заключительная часть

Ох, забавно порезвились Хорошо повеселились Будем мы еще играть Свои ножки укреплять

И.п. - сидя на стульчиках, потрясти правой ножкой, помять и растереть её руками; тоже выполнить для левой ноги.

Педагог хвалит детей за умелое выполнение. Дает индивидуальное задание для детей родителям._

Также, опрос родителей показал, что такого рода занятия производят яркое впечатление на детей данного возраста, стимулируют их желание к самостоятельному выполнению упражнений, в том числе, и в домашних условиях.

Таким образом, в процессе программно-методической разработки сюжетных занятий по лечебной физкультуре с элементами игровых упражнений для детей 4-5 лет, имеющих деформацию стоп, получен экспериментальный материал, а также представлена методическая разработка проведения занятия, способствующего укреплению связочно -мышечного аппарата стоп и голеней, повышению физических сил организма.

Список литературы

1. Аболишин А.Г. Физическая реабилитация детей дошкольного возраста (4-5 лет) с плоско-вальгусной деформацией стоп: материалы науч.-метод. конф. проф.-преп. и науч. составов, аспирантов и прикрепленных лиц (соискателей). Малаховка, 2017. С. 9-11.

2. Гриженя В.Е. Оптимизация двигательного режима младших школьников средствами подвижных игр и игровых упражнений: дис. ...канд. пед. наук. Малаховка, 2003. 176 с.

3. Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 240 с.

4. Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М.И. Фонарева. Л.: Медицина, 1983. 360 с.

5. Темерева В.Е., Шульгин Г.Е. Измерения и контроль в спортивной метрологии: учеб.-метод. пособие. М.: МГАФК, 2017. 96 с.

Темерева Валерия Евгеньевна, канд. пед. наук, доц., temereva78@mail.ru, Россия, Московская область, Малаховка, Московская государственная академия физической культуры,

Аболишин Андрей Геннадьевич, канд. пед. наук, доц., Россия, temereva78@ mail.ru, Московская область, Малаховка, Московская государственная академия физической культуры

STRENGTHENING OF THE LIGAMENTOUS-MUSCULAR APPARATYS OF THE FEET

OF CHILDREN OF 4-5 YEARS OF AGE

V.Y. Temereva, A.G. Abolishin

The program-methodical support of classes in physiotherapy exercises with elements of game exercises for children aged 4-5 years, with deformities of the feet, contributing to the strengthening of the ligamentous and muscular apparatus of the feet and legs, as well as to the enhancement of the body's physical strengths has been developed. Experimentally proved the effectiveness of the selected exercises and presented in a game form.

Key words: children, ligamentous-muscular apparatus, feet, strengthening, methodical development, medical-physical culture, game exercises.

Temereva Valeria Yevgenyevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, temereva78@mail.ru,Russia, Moscow region, Malakhovka, Moscow State Academy of Physical Culture,

Abolishin Andrey Gennadievich, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, temereva 78 amail. ru, Russia, Moscow region, Malakhovka, Moscow State Academy of Physical Culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.