УДК 304.442 ББК 71.4
актуализация русских традиционных игр
Кыласов Алексей Балерьевич,
кандидат культурологии, зав. отд. исследований праздничной культуры,
Институт наследия им. Д.С. Лихачёва, ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129301, e-mail: kylasov@yandex.ru
Аннотация
В статье рассмотрен опыт Федерации исконных забав и этноспорта России по актуализации русских традиционных игр, что позволило выявить особенности ивент-менеджмента в этой сфере, в частности, межведомственное взаимодействие учреждений культуры и спорта. На основе полученных данных разработаны методические рекомендации для социокультурного проектирования традиционных игр, способствующих самоидентификации и сплочению людей в рамках единой социокультурной общности.
Ключевые слова
Внутренний туризм, ивент-менеджмент, менеджмент культурных проектов, народные праздники, нематериальное культурное наследие, традиционные игры, этноспорт.
Народные праздники и связанная с ними празднично-игровая культура являются мощным фактором актуализации и трансляции культурного наследия русского народа, они способствуют самоидентификации и сплочению людей в рамках единой социокультурной общности.
С 2012 г. Федерация исконных забав и этноспорта России реализует проект «Русские игры», основанный на русской воинской состязательно-игровой традиции, которая на протяжении всей истории государства служила основой военно-патриотического воспитания и трансляции феномена русского рукопашного боя, согласно выводам историка Б. В. Горбунова1.
Культурным ядром мужских состязаний русских традиционных игр, согласно исследованиям Б. В. Горбунова, преимущественно был сте-ношный бой, правила которого связаны с русской этикой: лежачего не бьют, удары ниже пояса
1 Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX—начала XX вв.: ист.—этногр. исслед. М.: РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1997. С. 31.
и в спину запрещены и т.д. При этом дискуссии о первичности обычаев или правил представляются контрпродуктивными, поскольку они абсолютно тождественны, особенно после того, как стали основой русского рукопашного боя, прославившего на весь мир русских солдат.
Феномен традиционных игр с ядром состязаний в борьбе, кулачном и палочном бое у русского народа в конце XIX—начале XX вв. зафиксирован в 324 уездах (отделах, округах) 62 губерний (областей), в том числе в 39 губернских городах, включая обе столицы, в 60 уездных и 16 заштатных городах. Если эти данные соотнести с количеством губерний и уездов в России начала XX в., то получится, что традиционные игры русского народа, включая кулачный бой, зафиксированы в 40% уездов 62% губерний империи. Безусловно, подобная широта явления связана с распространением русского населения, но она отнюдь не ограничивается упомянутыми фактами. Нужно учитывать, что в границах Российской империи великороссы к 1917 г. составляли всего 44,6% населения страны, а на долю остальных—двух сотен
73
больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре, приходилось 55,4% населения2.
Помимо мужских состязаний в рамках игр устраивали женские и детские исконные забавы. Среди них выделяются состязания, характерные для всего русского мира: конные скачки (ристалища), рюхи (городки), лапта, клёк, чиж, стрельба из лука, кила (шалыга), взятие снежного городка, свайка, перетяжки, сигучки, состязания в поднятии тяжестей, различные хороводные и молодецкие забавы. Неотъемлемой частью празднеств были состязания гармонистов, плясунов, прибасников и прибасниц3.
Русские традиционные игры к началу XX в. были распространены повсеместно на всей территории расселения титульного супер-этноса империи. Однако глобальное распространение англосаксонского спорта, которое сопровождалось и не прекращает сопровождаться до сих пор протекцией со стороны национальных правительств, привело к существенному снижению интереса к традиционной празднично-игровой культуре народов. В России явление плавно угасало на протяжении всего прошлого столетия, чудом сохранившись лишь в отдельных уголках страны до 1980-х гг.
В наши дни интерес к сохранению игрового наследия проявился благодаря историкам и фольклористам, обратившим внимание в экспедициях на оставшихся носителей традиции, а это значит, что игры, которые проводятся сегодня, нельзя считать реконструкцией, это совсем другой процесс—возрождение. Неслучайно, резолюция 33-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 2005 г. относит традиционные игры к нематериальному культурному наследию. Документ ЮНЕСКО позволил Федерации исконных забав и этноспорта России совместно с Государственным Российским домом народного творчества внести традиционные игры Атма-новские кулачки в Тамбовской области в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России в 2012 г. Сейчас исследователь-74 ская работа продолжается, и в настоящее время готовится следующий объект — традиционные игры Осташковские рюхи в Тверской области.
2 Тедорадзе А. С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX — первая половина XX в. Тамбов: Сервис^, 2002. С. 47.
3 Ахрамеев И. В., Колчев В. Ю. Игровые поединки: методическое пособие. М.: Концептуал, 2015. С. 32
Календарь русских традиционных игр
Анализ материалов показывает, что традиционные игры были приурочены, главным образом, к Николо-Петровскому циклу праздников (от Николы зимнего до Петрова дня), а также проводились на престольные праздники и в дни осенних ярмарок, но только до Покрова дня. Динамика проведения русских традиционных игр прослеживается в связке с широкими гуляниями на народных праздниках, где всегда присутствовали мужские ристалища в борьбе и кулачном бое.
Кулачный бой (кулачки). На территории расселения русских бои начинались с наступлением зимы, устраивались в воскресные и, главным образом, в праздничные дни, привлекая большую часть участников и зрителей на зимнего Николу, в Рождественскую и Крещенскую недели, в Сретенье, на Масленицу, в Пасхальную и Фомину недели, на Семик и Троицу, в Русальскую неделю, на Ивана Купалу, а завершались в июне на Петров день. После Петрова дня летом и осенью бои назначались, как правило, на престольные праздники и в дни ярмарок.
Борьба. Чаще всего схватки борцов устраивались на Масленицу и в весенний период: на Пасху и Фомину неделю (Красная горка и Радуница), на Николу Вешнего, в Семик и Троицу, в Русальское воскресенье, на Ивана Купалу. Отмечены состязания борцов и в воскресные дни весеннего периода. Имеются довольно многочисленные свидетельства о том, что борцы соревновались зимой, главным образом в Рождественскую и Крещенскую недели. Состязания в борьбе после Петрова дня проводились на престольные праздники и в дни ярмарок.
Периодичность была и в проведении исконных забав. Так, например, взятие снежного городка проводилось только на Масленицу. А вот хороводные забавы, в основе которых лежал обычай выбора жениха и невесты и т.д., в зимние праздники вообще не проводились, они практиковались только летом, начиная с весенней Красной горки.
Социокультурное проектирование традиционных игр
Прежде всего следует отметить, что традиционные игры имеют коренное различие с многочисленными реконструкциями рыцарских турниров и всевозможных мемориальных военных баталий, это различие заключается в том, что
(как упомянуто выше) есть живые носители традиций, именно их наличие позволяет позиционировать традиционные игры как механизмы культурного наследования, в отличие от полностью постановочных «шоу реконструкторов».
Сценарий игр и набор забав имеют общерусский характер и определяются особенностями праздника с включением региональных элементов. Неизменно ключевой частью должны оставаться молодёжные забавы, состязания в борьбе и кулачном бое, а также палочный бой, стрельба из лука, рюхи и др. В ситуации постмодерна по результатам этих игр всё чаще стремятся определять лучших для проведения титульных состязаний в местах бытования традиций, таких как Атмановские кулачки или Осташковские рюхи.
Обрядовая составляющая праздников, в рамках которых проводятся традиционные игры, позволяет их проектировать в качестве «мероприятий культуры» (фольклор и народное творчество), в то время как по всем внешним признакам игры относятся скорее к спорту (физическая культура), что нами расценивается как несомненное преимущество, поскольку позволяет использовать расширенную ресурсную базу в рамках межведомственного взаимодействия учреждений культуры и спорта.
Исходя из необходимости межведомственного взаимодействия, главной задачей для организаторов традиционных игр является вовлечение зрителей не только в исконные забавы и соревнования этноспорта, но и в обрядовые действия. Выполнение главной задачи реализуется через механизмы самоорганизации, которые стимулируются действиями аниматоров. Среди других задач в проектировании традиционных игр можно выделить основные:
• поиск партнёров (патриотические клубы, клубы этноспорта, фольклорные коллективы) для участия в мероприятиях;
• разработку организационных форм проекта (договоры и акты выполненных работ, соглашения, заявки, протоколы соревнований и конкурсов, ведомости разовых выплат и выплат призовых), обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом и правовом отношениях;
• зонирование мероприятия и разработка графического образа (информационные стенды, игровые площадки, ярмарки);
• согласование проведения мероприятия с органами исполнительной власти;
• продвижение мероприятия через СМИ и рекламу.
Важно отметить, что ключевым элементом технологии социокультурного проектирования традиционных игр является исследовательская деятельность. До начала планирования проектировщикам необходимо провести объективизацию — выявить историко-культурные основания для будущего мероприятия, и только после этого заниматься инструментализацией—выявлением заинтересованных в участии фольклорных коллективов и клубов этноспорта. При таком подходе мероприятие несёт в себе функцию механизма культурного наследования, при помощи которого происходит деконструкция объекта нематериального культурного наследия в рамках реализуемого проекта. Наследием же самого проекта становится выработка новых направлений культурной политики, а гарантом сохранения культурного наследия — развитие коллективов фольклора и этноспорта.
Результатом социокультурного проектирования традиционных игр является «Положение о мероприятии». Оно представляет собой развёрнутый документ с указанием ответственных лиц, конкретной территории проведения (площадки, района, города, региона), условий участия и партнёрства, социальной значимости и культурных целей. Сюда же включаются экспликации площадки с эскизами оформления, сметы, проекты согласований с учреждениями и органами исполнительной власти, перечни привлекаемых материально-технических и транспортных средств, план информационного продвижения и маркетинговая программа для партнёров и спонсоров (рекламы, акций, инициатив).
Проект традиционных игр имеет широкую перспективу применения—от многократных повторов внутри годичного цикла народных праздников в каком-то конкретном месте до универсального моделирования в рамках федеральных программ и программ субъектов РФ в области 75 культуры и спорта. Основная проблема в распространении подобных проектов заключается в отсутствии единой, общепринятой методики их планирования и последующей комплексной оценки эффективности, что обусловлено отсутствием достаточного эмпирического материала для исследований и выработки нормативов.
76
принципы наименования игр в современных условиях
Руководствуясь принципом историцизма, современные названия должны быть комплементарными в отношении архаичных форм, но содержать чёткое указание на организационную модель мероприятия. Опыт Федерации исконных забав и этно-спорта России позволяет сделать вывод о тех названиях, которые оказались наиболее информативными для публики и СМИ, а также корректными в отношении исторической составляющей. Нам представляется целесообразным привести здесь основные подходы к наименованию традиционных игр в социокультурном проектировании (курсивом выделены проектируемые мероприятия):
• названия аутентичных игр формируются посредством сочетания: топоним места исторического бытования + игровое ядро (кулачки, рюхи, скачки и т.д.): Атмановские кулачки, Дорогомиловские стенки, Осташковские рюхи и т.д.;
• названия праздничных игр формируются посредством сочетания: традиционные игры + название праздника (Красная горка, Масленица, Святки и т.д.): традиционные игры на Красную горку, на Масленицу, на Святки; как вариант для конных игр — ристалища на День лошади и т.д.;
• названия региональных игр этноспорта формируются посредством сочетания: топоним места проведения + игры (игровое ядро, элемент антуража): «Мышиная возня» (всероссийский детский турнир по борьбе завороток в г. Мыш-кин Ярославской области), «Оханская подкова» (конные скачки в г. Оханске Пермского края), «Ярославская лапта» (турнир по традиционной лапте) и т.п.;
• названия событийных игр формируются посредством сочетания: игры (игровое ядро, элемент антуража, оригинальное название турнира) + название события: «Кулачки на Покровской ярмарке» (Тамбов), «Славь заправского борца» в Праздник огурца (г. Суздаль, Владимирская область), «Холодецкие забавы» на Празднике холодца (г. Павловский Посад Московской области) и т.п.
опыт проведения игр
Сегодня единственными традиционными играми русского народа, проводимыми в аутентичной этнокультурной среде исконного бытования, являются «Атмановские кулачки» в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области. Историко-этнографическая достоверность этих игр подтверждена внесением их в реестр объек-
тов нематериального культурного наследия Российской Федерации, благодаря чему финансирование мероприятия осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)».
Кроме того, Атмановские кулачки стали матрицей для социокультурного проекта «Русские игры» Федерации исконных забав и этноспорта России, реализация которого при поддержке Департамента физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорта) позволила возродить в Москве общерусские праздники Николо-Петровского цикла—Крещенские кулачки на Святочные гуляния, традиционные игры на Масленицу, Красную горку, Троицу, Иванов день.
Опыт проведения русских традиционных игр показал необходимость создания туристическо-этнографических зон в местах их проведения, состоящих из многофункциональных площадок: игрового поля, туристско-рекреационного комплекса (торговля, питание, гостиницы) и му-зейно-этнографической зоны (выставки, музеи, объекты культурного наследия). К оформлению такого центра уже приступили в Тамбовской области, где по инициативе Некоммерческого партнёрства «Атмановские кулачки» объявлен архитектурный конкурс на создание в селе Атманов Угол этнографического кластера, воссоздающего быт русской деревни рубежа XIX—начала XX вв. Организаторами конкурса выступили:
• Управление архитектуры Тамбовской области;
• Институт архитектуры, строительства и транспорта Тамбовского государственного технического университета, кафедра «Архитектура и строительство зданий»;
• Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва;
• Администрация Сосновского района Тамбовской области;
• Тамбовское общество любителей краеведения.
Анализ мировой ситуации позволяет утверждать, что традиционные игры всё чаще становятся субъектами событийного туризма. В этой связи можно смело утверждать, что проведение русских традиционных игр должно быть сосредоточено в границах Золотого кольца России, а титульные соревнования русского этноспорта можно устраивать в Москве или в рамках аутен-
тичных игр. Атмановские кулачки и здесь стали первопроходцами, поскольку их первыми в категории традиционных игр включили в реестр событий Ростуризма, в результате чего к ним был сформирован интерес за пределами Тамбовской области, который выразился в том, что одна треть посетителей мероприятия (3500 чел.) была из других регионов России и даже других стран (Германия, Израиль, Испания, Италия, Нигерия, Франция). В этой связи закономерным стало присуждение организаторам Атмановских кулачек в 2015 г. Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards».
Заключение Проект «Русские игры» разработан в целях сохранения этнокультурного разнообразия и развития патриотизма. К числу основных задач относится изучение празднично-игровых традиций, социокультурное проектирование мероприятий праздников народного календаря, выявление и описание объектов нематериального
культурного наследия совместно с Государственным центром русского фольклора и Государственным Российским домом народного творчества. Главным результатом рассмотренного проекта «Русские игры» стала выработка технологии для актуализации культурного наследия русского народа, укрепления традиционных ценностей в обществе, противостоящих негативным культурным воздействиям и атомизации общества.
В проекте «Русские игры» сочетаются разнонаправленные тенденции современной культурной политики. С одной стороны, постмодернистский интерес к праздничной культуре получает своё воплощение в возможности туристического погружения в русские народные забавы во время праздничных гуляний. С другой стороны, консервативно настроенная часть общества получает инструмент сохранения традиционных ценностей в трансляции ценностей многовековой истории русской празднично-игровой культуры.
Список литературы
1. Ахрамеев И. В., Колчев В. Ю. Игровые поединки: методическое пособие. М.: Концептуал, 2015. С. 32.
2. Горбунов Б. В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX — начала XX вв.: Ист.-этногр. исслед. М.: РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1997. С. 31.
3. Кыласов А. В., Тедорадзе А. С. Традиционные виды борьбы народов России: история и спор-тизация. М.: Федерация исконных забав и этноспорта России, 2013.
4. Тедорадзе А. С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX века — первая половина XX в. Тамбов: Сер-вис-Z, 2002. С. 47.
ACTUALIZATION OF RUSSIAN TRADITIONAL GAMES
Kylasov Alexey Valerievich,
PhD in Cultural Anthropology, Head of Festive culture research department of the Russian Heritage Institute,
Kosmonavtov Str., 2, 129301 Moscow, Russia, e-mail: kylasov@yandex.ru
Abstract
The article describes the experience of the Traditional Games and Ethnosport Federation of Russia to mainstream Russian traditional games, which revealed features of event management in this area, in particular inter-agency cooperation of institutions of culture and sports. Based on the data developed guidelines for socio-cultural design of traditional games that promote identity and cohesion of the people within a socio-cultural community.
Keywords
Cultural project management, domestic tourism, ethnosport, event management, intangible culture heritage, people's holidays, traditional games.
77