Научная статья на тему 'Актуализация педагогики сотрудничества в дополнительном технологическом образовании в условиях реализации Национальной технологической инициативы'

Актуализация педагогики сотрудничества в дополнительном технологическом образовании в условиях реализации Национальной технологической инициативы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМАНДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонкина О.П.

В статье рассматривается ряд аспектов глобальной технологической революции, обусловливающих новые тенденции развития образования, формирования компетенций двадцать первого века. Проанализирован ответ России на вызовы нового технологического уклада принятие Национальной технологической инициативы и «Дорожной карты» «Кружковое движение». Проведен анализ концептуальных основ педагогики сотрудничества. Обосновано применение методов педагогики сотрудничества в дополнительном образовании учащихся. Проведен теоретико-методологический анализ коллективной проектной деятельности учащихся. Проанализированы позитивные результаты использования практик педагогики сотрудничества в процессе коллективной изобретательской деятельности в условиях дополнительного технологического образования. Сделан вывод о целесообразности актуализации педагогики сотрудничества в дополнительном технологическом образовании в условиях реализации Национальной технологической инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация педагогики сотрудничества в дополнительном технологическом образовании в условиях реализации Национальной технологической инициативы»

Актуализация педагогики сотрудничества в дополнительном технологическом образовании в условиях реализации национальной технологической инициативы

Звонкина Ольга Петровна,

заведующий сектором дополнительного профессионального образования Старооскольского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета, stik-oz@yandex.ru

В статье рассматривается ряд аспектов глобальной технологической революции, обусловливающих новые тенденции развития образования, формирования компетенций двадцать первого века. Проанализирован ответ России на вызовы нового технологического уклада - принятие Национальной технологической инициативы и «Дорожной карты» «Кружковое движение». Проведен анализ концептуальных основ педагогики сотрудничества. Обосновано применение методов педагогики сотрудничества в дополнительном образовании учащихся. Проведен теоретико-методологический анализ коллективной проектной деятельности учащихся. Проанализированы позитивные результаты использования практик педагогики сотрудничества в процессе коллективной изобретательской деятельности в условиях дополнительного технологического образования. Сделан вывод о целесообразности актуализации педагогики сотрудничества в дополнительном технологическом образовании в условиях реализации Национальной технологической инициативы.

Ключевые слова: Национальная технологическая инициатива, педагогика сотрудничества, навыки сотрудничества, проектная деятельность, команда, дополнительное технологическое образование.

о

с ^

00

о см

<0

О!

Новая технологическая революция полностью меняет мировой технологический уклад, при котором глобальная конкуренция сокращает жизненные циклы материальных и интеллектуальных продуктов, непрерывно предлагая новые и суперновые продукты. Такой конкурентный технологический конвейер постоянного обновления технологий, внедрения новых проектов возможен только при наличии современных образованных кадров. Высокотехнологичные страны: США, Китай, Южная Корея, Великобритания обеспечили себя большим количеством национальных кадров в сфере науки и инновационной экономики и формируют глобальную технологическую повестку. Чтобы не уступать своего технологического лидерства США и Великобритания создали экономику знаний, которая определяет и создает новые формы образования, диктует требования к качеству образования специалистов, определяет перечень компетенций и скорость их обновления [2].

Экономика знаний должна обеспечить растущую потребность в проектных командах, обладающих технологическими и бизнес-компетенциями, среди которых работодатели сегодня выделяют умение командной работы и навыки сотрудничества.

Национальная технологическая инициатива (НТИ), заявленная Президентом России 4 декабря 2014 года в Послании к Федеральному собранию -долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет. НТИ реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». Это программа мероприятий, направленных на формирование принципиально новых рынков и создание условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. В этих целях, наряду с другими программными документами, в июле 2018 года был принят план мероприятий («Дорожная карта») «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы [2].

Разработчики плана мероприятий в разделе «Приоритеты реализации «дорожной карты» предлагают в целях «сохранения инициативности и способности талантов строить горизонтальные связи развивать институт наставничества и неформальной педагогики... в противовес классической индустриальной модели образования, где

взаимодействие происходит в рамках иерархических структур, а преподаватель реализует директивную модель управления» [2, с. 47]. Сегодня, видимо, чтобы прослыть новаторами-прагматиками, надо обязательно что-нибудь сломать и отвергнуть. И хорошо, если это «что-нибудь» будет системное и большое, например, российское образование и российская педагогика.

Разумеется, классическая индустриальная модель образования уйдет вслед за эпохой индустриального общества, так как не способна отвечать на вызовы информационного общества. Но все новое всегда зарождалось в анналах уходящего, старого. Внутри индустриальной модели образования зародилась и развилась педагогика сотрудничества, с помощью которой можно создавать педагогические условия для развития познавательной, мотивационно-творческой активности, инициативности, навыков сотрудничества, открытости новому опыту и его освоению через рефлексию, создание собственных образцов деятельности, инновационных технологий и проектов в рамках нового технологического уклада. Педагогика сотрудничества реализуется горизонтально, где учитель, педагог является не руководителем процесса, а наставником, где в одинаковой степени важно сформировать наряду с профессиональными компетенциями сквозные (навыки информатизации) и надпрофессиональные (навыки коммуникации, навыки сотрудничества и др.).

Концептуальные идеи педагогики сотрудничества, разработанные и сформулированные в 80-е годы ХХ века советскими педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончаров, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысен-кова, Б.П. Никитин, Л.А. Никитина, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.), явились обобщением психолого-педагогических научных взглядов, опыта ученых и мыслителей отечественной и зарубежной школы (Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, В.А. Су-хомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Э. Берн, Я. Корчак, Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс и др.) и определили основу научно-практического направления в педагогике. Педагогика сотрудничества в своей основе полагает глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, а также коллективистское воспитание. Учебно-воспитательный процесс педагогика сотрудничества выводит на уровень субъект-субъектных отношений, гармонизация которых достигается в общей совместной деятельности на принципах товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма.

Методологические подходы педагогики сотрудничества активно реализуются и совершенствуются в высшей школе. В.И. Андреев разработал инновационно-прогностический курс педагогики для вузов, где раскрыл совокупность метапринци-пов развития высшего образования: системный, аксиологический (система ценностей), культурологический (формирование базовой культуры личности), антропологический (целостное знание о человеке), гуманистический (признающий ценность человека как личности), синергетический

(взаимодействие двух подсистем: преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, сотрудничество индивидов), герменевтический (теория и искусство истолкования текстов). Гуманистический подход к образованию и воспитанию в высшей школе «это прежде всего совершенствование функционирования и развития образовательных систем с ориентацией на общечеловеческие цели и ценности, на создание условий для расцвета и реализации сущностных сил каждого конкретного педагога, студента безотносительно к его достоинствам и недостаткам» [3, с. 34].

В той или иной степени педагогика сотрудничества входит во многие современные педагогические технологии, технологии менеджмента.

До 60-х гг. XX в. проблемы коллектива изучались, в основном, в педагогике и лишь отдельные аспекты функционирования коллективов рассматривались другими науками. С начала 60-х гг. интерес к коллективу, в след за изменившимися социально-политическими условиями, проявился со стороны всех общественных наук. Социальная психология интересуется закономерностями командообразова-ния, конфликтогенности, профессионального выгорания, проводит психодиагностику коллективов. Социологи изучают коллектив как открытую социальную систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня - обществу. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы эффективности коллектива как инструмента для целенаправленного и опосредованного влияния на личность.

Особенностью профессиональной деятельности в целом ряде отраслей современного общества является коллективный творческий характер. В силу сложности современных технических, технологических, программных, экологических систем их проектирование и реализация невозможна силами одного, даже высокопрофессионального специалиста. Все наукоемкие, высокотехнологичные, масштабные проекты выполняются коллективами специалистов, обладающих компетенциями коммуникативности, ответственности, дисциплинированности, самообразования.

М.В. Самсонова и В.В. Ефимов, изучая повышение эффективности деятельности предприятий, отмечают, что решение проблем в группах имеет реальные преимущества, если для этого правильно выбрана ситуация и хорошо подготовлены люди. Авторы считают, что решение проблем в группах способствуют совершенствованию процесса обсуждения, поиску оптимального решения, овладению участниками группы навыками совместной работы, развитию творческого мышления. По мнению М.В. Самсоновой и В.В. Ефимова преимуществами групповой работы являются: более широкий взгляд на решаемую проблему и более тщательный ее анализ; возможность продемонстрировать больше знаний и выдвинуть больше вариантов решений; уменьшение неопределенности в отношении возможных вариантов действий; приносит удовлетворение участников и стимулирование высокой активности в претворении решений. Также, авторы указывают на следу-

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с ^

00

о сч

6

О!

ющие недостатки: процесс группового обсуждения занимает много времени; в процессе совместной деятельности групповые нормы начинают препятствовать высказыванию различий во взглядах и разнообразию мнений [8, с.9].

Осокина Е.В. в своей статье «Использование метода коллективного проектирования при подготовке специалистов в области информационных технологий» приводит данные проведенного трехлетнего исследования по проверке результативности обучения студентов факультета информатики по методу коллективного проектирования. В результате исследования было выявлено, что все диагностируемые элементы: теоретические знания, практические умения, опыт успешной деятельности, ценностно-смысловые ориентации, коммуникативные способности имели устойчивый прирост. Наибольшее увеличение продемонстрировал показатель «практические умения» [6]. Автор делает заключение об эффективности применения метода коллективного проектирования в процессе обучения специалистов прикладной информатики, который обеспечил формирование компетентности в области коллективной разработки информационных систем, что является наиболее востребованным в производственной деятельности таких специалистов.

Любой проект ограничен во времени, а учащиеся - участники проекта могут быть не готовы к коллективной работе. Для продуктивной деятельности необходима не просто группа учащихся, должна сложиться команда, в которой установятся общие ценности и практика взаимодействия. Ряд методов позволяет активизировать инновационный потенциал группы и при этом способствовать формированию команды проекта: мозговая атака, метод синек-тики, деловая игра, метод фокальных объектов, ТРИЗ, метод контрольных вопросов, метод создания сценариев. В процессе работы укрепляется коллектив, работающий над проектом, он получает зримые доказательства своей успешности и имеет возможность проявить свой потенциал.

А.П. Панфилова называет процесс создания или совершенствования проектов в режиме командной работы (соорега1ме1еагтпд) игровым проектированием и определяет его как один из способов интенсивного обучения. Игровое проектирование обеспечивает взаимодействие участников групп с функционально-ролевых позиций, воспроизводимых в игровом режиме и широкое использование технологий коллективного принятия решения, таких, как про-блематизация, ментальная лестница, креативные и эвристические технологии, техника рефлексивного мышления по Дж. Дьюи и др. Игровое проектирование позволяет достичь следующих положительных эффектов: развитие навыков совместной деятельности, переговоров, сотрудничества, метакомпе-тентности, индивидуальной и коллективной ответственности, аналитического, прогностического, исследовательского и креативного потенциала. В ходе выполнения этапов игрового проектирования развиваются презентационные умения и навыки, коммуникативная и интерактивная компетентность участников [7].

По мнению Буйловой Л.Н., изложенному в работе «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт», современное всеобщее образование представляет собой «культурный конвейер», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Для практики образования очень важны способности, проявляющиеся в образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности ребенка - уровень умственного развития (совокупность обучаемости и обученности), который связывают, прежде всего, с его успехами [5].

Реализация идей сотрудничества осуществляется в коллективной работе со студентами в учебных и исследовательских группах, научных сообществах. Методология сотрудничества может эффективно реализовываться в коллективной проектной деятельности в системе дополнительного образования.

В.В. Юрченко в статье «Система педагогических принципов организации творческой деятельности детей в условиях дополнительного образования» утверждает, что «Учебно-воспитательный процесс дополнительного образования направлен на развитие мотивации к познанию нового материала средствами творческой деятельности. В условиях дополнительного образования ребенок является субъектом творческого процесса. Отношение между участниками творческой деятельности сегодня рассматривается как субъект-субъектное взаимодействие. В системе дополнительного образования в основном не предусмотрена общепринятая шкала оценок, нет плохих, отстающих или хороших учеников. В творческом процессе важными факторами являются самооценка и самоконтроль. В любом творчестве имеются две стороны - изобретательство и оценка, а ребенок должен реально оценить свою деятельность» [10, с. 132, 135, 136].

Концептуальные принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества реализуются в образовательно-воспитательном пространстве Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Новатор» в г. Липецке. Миссия Центра -обучение изобретательству. Работа строится по коллективному командному принципу - разновозрастные группы от 10 лет и старше выполняют изобретательские проекты [9]. Молодые изобретатели занимаются проектами в разновозрастных группах. Наиболее успешными являются «сработанные» группы, то есть команды, где в полной мере применялись методы педагогики сотрудничества и с ее помощью сформированы навыки сотрудничества. Такие изобретательские команды чаще достигали поставленной цели - получали патент на свое изобретение.

ЦМИТ «Новатор» показывает, что чем более сформированы навыки сотрудничества - тем результативнее коллективная проектная деятельность учащихся. Формирование навыков технологической деятельности происходит в команде

вместе с привитием навыков сотрудничества и коммуникативных практик в рамках общего творческого дела. Изобретательская деятельность в команде развивает практический ум, творческое мышление, интеллект, трудолюбие, волю к самореализации и успешности.

Через 15-20 лет игра и командная работа станут доминирующими формами образования и социальной жизни [4]. Навыки сотрудничества будут определять возможности и эффективность творческих изобретательских коллективов - команд по созданию новых технологий, новых высокотехнологичных материальных и интеллектуальных продуктов.

Литература

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru.

2. План мероприятий («Дорожная карта») «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы. Приложение к протоколу заседания Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. № 3. / Официальный сайт Правительства России. http://government.ru.

3. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. - Казань, 2006. 500 с.

4. Будущее образования: сверхизбыточность и информационные войны. МШК Московская школа конфликтологии / Новостная лента. http://conflictmanagement.ru/ (дата обращения 10.12.2018).

5. Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Электронный ресурс] / Л.Н. Буйлова // Pandia @ [сайт] - Режим доступа. http://pandia.ru/text/77/302/27283.php.

6. Осокина, Е.В. Использование метода коллективного проектирования при обучении будущих специалистов в области информационных технологий разработке информационных систем [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.В. Осокина. - Шадринск, 2011. - 171 с.

7. Панфилова, А.П. Метод проектов и технология игрового проектирования в образовательном процессе: сравнительный анализ [Электронный ресурс] / А.П. Панфилова // [сайт] - Режим доступа. http://gisap/eu/node/32610 Alvina Panfilova.

8. Самсонова, М.В., Ефимов, В.В. Технология и методы коллективного решения проблем [Текст]: учебное пособие / М.В. Самсонова, В.В. Ефимов. -Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 152 с.

9. Шипилова, Т.Н. Сотрудничество Центра молодежного инновационного творчества с промышленным предприятием [Текст] / О.Ю. Добро-мыслова, В.П. Тигров, Т.Н. Шипилова//Научно-методический журнал «Школа и производство». -2018. - № 5. - С. 52-56.

10. Юрченко, В.В. Система педагогических принципов организации творческой деятельности детей в условиях дополнительного образования [Текст] / В.В. Юрченко // Наука и современность. Секция. Педагогические науки. - 2010. - № 2-2. - С. 132-136.

11. Сысоева Е.В. Моделирование системы управления при взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1A. С. 57-68.

12. Попова Е.В. Роль Российской академии наук в национальной инновационной системе // Инновации. 2008. № 1. С. 3-10.

Actualization of pedagogy of cooperation in additional technological education in the conditions of implementation of the national technology initiative Zvonkina O.P.

Stary Oskol branch Belgorod State National Research University The article discusses a number of aspects of the global technological revolution, which determine new trends in the development of education, the formation of competences for the twenty-first century. Analyzed the response of Russia to the challenges of a new technological structure - the adoption of the National Technology Initiative and the Road Map "The Circle Movement". The analysis of the conceptual foundations of the pedagogy of cooperation. The use of pedagogy methods of cooperation in additional education of students is substantiated. Conducted a theoretical and methodological analysis of the collective project activities of students. The positive results of using the practices of pedagogy of cooperation in the process of collective inventive activity in the context of additional technological education are analyzed. The conclusion is made about the expediency of updating the pedagogy of cooperation in additional technological education in the context of the implementation of the National Technology Initiative. Key words: National Technology Initiative, cooperation pedagogy, cooperation skills, project activities, team, additional technological education. References

1. On approval of the state program of the Russian Federation

"Development of Education" for 2013-2020 (with changes and additions) [Electronic resource]: Government Decree of the Russian Federation of April 15, 2014 N 295 // GARANT System: http: // base. garant.ru.

2. Action Plan ("Road Map") "Circle Movement" of the National

Technology Initiative. Appendix to the minutes of the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Economic Modernization and Innovative Development of Russia dated July 18, 2017 No. 3. / Official site of the Government of Russia. http://government.ru.

3. Andreev, V.I. Higher education pedagogy: innovative and prognostic course. - Kazan, 2006. 500 p.

4. The future of education: excess redundancy and information wars. Moscow School of Conflict Studies / News feed. http://conflictmanagement.ru/ (circulation date 10.12.2018).

5. Buylova, L.N. Pedagogical technologies in additional education

of children: theory and experience [Electronic resource] / L.N. Buylova // Pandia @ [site] - Access mode. http://pandia.ru/text/77/302/27283.php.

6. Osokina, E.V. Using the method of collective design in the training of

future specialists in the field of information technology the development of information systems [Text]: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.02 / E.V. Osokina. - Shadrinsk, 2011. - 171 p.

7. Panfilova, A.P. Method of projects and technology of game design in the educational process: a comparative analysis [Electronic resource] / A.P. Panfilova // [site] - Access Mode. http: // gisap / eu / node / 32610 Alvina Panfilova.

8. Samsonov, M.V., Efimov, V.V. Technology and methods for collective problem solving [Text]: study guide / M.V. Samsonov, V.V. Yefimov. - Ulyanovsk: UlSTU, 2003. - 152 p.

9. Shipilova, T.N. Cooperation of the Center for Youth Innovation

Creativity with an Industrial Enterprise [Text] / O.Yu. Dobromyslova, V.P. Tigrov, T.N. Shipilova // Scientific-methodical journal "School and production." - 2018. - № 5. - p. 52-56.

10. Yurchenko, V.V. The system of pedagogical principles of the organization of children's creative activity in the context of additional education [Text] / V.V. Yurchenko // Science and Modernity. Section. Pedagogical sciences. - 2010. - № 2-2.

11. Sysoeva E.V. Modeling the control system in the interaction of subjects of the educational process // Pedagogical journal. 2017.V. 7. No. 1A. S. 57-68.

12. Popova E.V. The role of the Russian Academy of Sciences in the national innovation system // Innovations. 2008. No. 1. S. 3-10.

О О

ГО

-о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.