УДК 374
А.С. БОРИСОВА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА)
Статья посвящена поколению Z и его особенностям. Приводится краткий обзор теории поколений, на основании которого делаются выводы о научной ценности ее двух главных идей: обозначения поколения в качестве социального явления и утверждения поколения как продукта исторической эпохи. В свете данных постулатов идентифицируются актуальные российские поколения. Анализируются существующие исследования поколения Z и на базе имеющихся данных приводятся рекомендации о формах, логике и стилях обучения его представителей.
Ключевые слова: теория поколений, теория поколений Штрауса и Хоува, поколенческая самоидентичность, поколение Z, обучение поколения Z, идентичность поколения Z, мотивация поколения Z, мотивация, зумеры, особенности зумеров.
The article is devoted to generations Z. At first is given overview of the theory of generations. From the position of the theory of generations presented the actual Russian generations and is given overview of current research of generation Z. After highlighting the main characteristics of Generation Z and are given recommendations on the forms, logic and learning styles of its representatives.
Keywords: generation theory, generational identity, generation Z, generation Z training, generation Z identity, generation Z motivation, motivation, zoomers, features of zoomers.
Текучесть кадров в HoReCa традиционно высока (около 30% на внесезонных предприятиях): играет роль низкий уровень престижности сферы гостеприимства на рынке труда, турбулентность, которую испытывает отрасль с 2018 года, и сложившийся в отрасли стереотип о работе в HoReCa как временной подработке, например на время учебы в вузе или колледже. Последний фактор рождает феномен предприятий гостеприимства как области постоянной концентрации представителей новейших поколений тру-
© Борисова А.С., 2023
довых кадров, и, как следствие, с одной стороны, обозначает отели и рестораны как сферу для исследования их психоэмоциональных, социокультурных и поведенческих характеристик, с другой - создает проблему необходимости понимания законов и правил взаимодействия с актуальным поколением, которая стоит также остро, как в учреждениях профессионального образования.
В 2023 году до 86% сотрудников сферы гостеприимства в Москве, Санкт-Петербурге и региональных центрах составляют представители поколения Z. По словам рестораторов и отельеров (корпоративные данные DreamTeam,
Pinsky&Co, DuoBand, BerryWood Family, «Супра», «P-менеджмент», «Бульдозер Групп», Hilton, Radisson), новое поколение сотрудников показывает стабильно низкие показатели при применении традиционных методик обучения, демонстрирует иные (в сравнении с предшественниками) поведение и алгоритмы мотивации.
В парадигме, когда знакомство со стандартами операционных процедур и последующий контроль их выполнения не работают, отельеры и рестораторы наряду с вузами и колледжами вынуждены активно экспериментировать с новыми формами, методиками, техниками и инструментами развития профессионального самосознания и формирования навыков. Поскольку поколения Z и Альфа входят на рынок труда в текущий момент, данные для аналитики и точного прогнозирования их реакций на те или иные методики еще недостаточно обширны, процесс апробации развивается в режиме живого времени как ответ на запросы и задачи, поэтому и в учебных заведениях, и на производстве методологи учебных программ (преимущественно представители поколений X и Y) вынуждены действовать в основном интуитивно, применяя принципы педагогического дизайна и креативный подход. Некоторые из выстраиваемых методов и инструментов показывают неэффективность, иные приводят к желаемым результатам - очевидно, что в перспективе пяти лет по результатам современных изысканий законы учебного взаимодействия с новыми поколениями установятся. Однако уже сейчас зафиксированы главные потребности и особенности нового поколения, требующие незамедлительного принятия мер по выстраиванию обучения.
Цель данной статьи - рассмотреть поколенческую идентичность представителей и определить особенности педагогического подхода к представителям разных поколений в разрезе имеющихся на сегодня данных о потребностях и предпочтениях этих социокультурных групп.
Научно-популярная литература, публицистические издания, социальные медиа, сфера образования и работодатели в последние годы все чаще говорят о зумерах, или Z-поколении, имея в виду первое поколение, выросшее в эпоху интернета, смартфонов, социальных медиа и мессенджеров, которое сначала поступает в учебные заведения, а после выходит на рынок труда.
Термин «поколение Z» впервые был предложен Вильямом Штраусом и Нилом Хоувом в 1991 году в работе «Поколения», где изложена «теория поколений XYZ» [21, 22]. Сегодня она обрела популярность как в деловых, так и в академических кругах.
В глоссарии к своей книге Хоув и Штраус определяют «поколение» как «когортную группу, (временная) продолжительность которой приближается к продолжительности фазы жизни, границы которой фиксированы личностью сверстников» [5]. Базовые постулаты теории поколений апеллируют к тому, что люди, родившиеся и выросшие в различные исторические периоды, имеют дифференцированные системы ценностей [9]. Таким образом, каноническая фраза К. Маркса о среде, определяющей сознание, актуальна всегда, причем не только в формате отдельной личности, но и для целых поколений. Общественные и исторические события, технологический прогресс, экономическая ситуация, социальные, политические, культурные
факторы оказывают влияние на ценностную систему каждого нового поколения в первые 12-14 лет жизни.
Теория поколений неоднократно подвергалась критике в зарубежных и отечественных научных публикациях, поскольку «наиболее известные авторы теории поколений не являются академическими учеными». Локальные точечные исследования на группах от 5 до 15 человек (глубинные интервью) не всегда демонстрировали соответствие провозглашаемым характерным чертам особенностей поколений. Так, в статье Е.А. Ковина «Критический анализ современной теории поколений» приведены результаты исследования автора, по результатам которого многие заявленные особенности поколений X и Y не подтвердились (были опрошены 12 человек от 22 до 48 лет) [11]. Можно ли считать данную выборку репрезентативной в контексте исследования многомиллионной генеральной совокупности? Маловероятно. Однако данная выборка рождает гипотезу о главной проблемной точке теории поколений, которую Е.А. Ковин обозначает в статье: слишком обобщенное механическое разделение поколений по диапазонам дат рождения индивидов, не учитывающее, например, географические особенности, колебания интенсивности влияния тех или иных общегосударственных событий, скорости распространения достижений прогресса и культурных феноменов. Логично, что социокультурная парадигма в Москве, Санкт-Петербурге будет отличаться от парадигмы региональных центров и еще больше - малых городов в любой момент времени. Кроме того, влияние на апперцепцию общественно значимых политических событий оказывают личностная скорость психоло-
гического созревания, а также воспитание в семье.
В доказательство своих критических изысканий Е.А. Ковин приводит результаты более масштабных исследований подростков поколения Z кандидатом психологических наук Н.В. Бо-гачевой в соавторстве с Е.В. Сивак 2019 года, где рассмотрены мифы разного авторства о поколении «зумеров», каждый из которых эмпирически проверен. В результате многие мифы о поколении Z не подтвердились, подтвердились отчасти, с большими оговорками либо применительно к нескольким поколениям сразу.
Также Н.В. Богачева предполагает, что многие черты «"поколения Z" в действительности могут быть следствием прохождения определенных возрастных стадий, а не характеристикой эпохи. Данное замечание, с одной стороны, резонно на момент написания статьи (преобладающее количество "зумеров" в 2018-2019 годах были подростками), с другой - требует пересмотра и повторного исследования в 20-х годах XXI века, когда представители "поколения Z" постепенно вступают в зрелость» [5].
Несмотря на критику структуры, излишней обобщенности и отдельных догм теории поколений, все авторы сходятся в одном: теория поколений рождает большую область для исследований, дает возможность ставить актуальные вопросы, а сравнение поколений открывает возможности для получения новых знаний.
Кроме того, сама концепция теории поколений носит объяснительный характер и исключительно ценна с точки зрения провозглашения двух идей. Первая заключается в обозначении поколения как не родового явления, а
социального - макрогруппы индивидов, родившихся и взрослевших в одно время, которое на фоне определенных событий формирует ценности и установки. Вторая - в том, что поколение становится поколением не вследствие рождения в определенное время, а в ответ на социальные, экономические и политические обстоятельства, что делает поколение продуктом исторической эпохи.
Таким образом, теория поколений имеет право на жизнь, если не воспринимать ее прямолинейно (по крайней мере, в актуальном виде). Она способна объяснить общие черты и ценности для людей, на этапе становления личности существовавших в сходной парадигме, обусловленной историческими и политическими событиями или их отголосками, экономическим статусом, культурными реалиями, географическим фактором, этапами технического и технологического развития [8, 10]. При условном делении масс нельзя отрицать, что внутри каждого конкретного поколения будет большая численность индивидов, по личностным и ценностным характеристикам относящихся к предыдущему или последующему поколению: воспринимать поколение как однородную субстанцию в корне неверно.
Принимая во внимание данные выводы, ознакомимся с общепринятой современной поколенческой структурой населения Российской Федерации:
1. GI, или поколение Победителей (1900-1923 годы рождения).
Поколение, выросшее на фоне революций 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации, смены режима. Ориентировано на семейные, традиционные, религиозные ценности,
трудолюбие, идеологию, ответственность, прямоту и категоричность.
2. Молчаливое поколение (19231943 годы рождения).
Поколение, ставшее свидетелем сталинских репрессий, Великой Отечественной войны, восстановления разрушенной страны. Ориентировано на соблюдение регламентов, следование правилам, уважение к старшим, статусу, поддержание субординации, честолюбие, терпеливость.
3. Беби-бумеры (1943-1963 годы рождения).
Поколение, сформировавшееся на фоне советской оттепели, холодной войны, силы и мощи СССР, технических прорывов, первых полетов в космос, развития медицинского обслуживания, формирования единой системы обучения и фундаментального образования. Ориентированы на оптимистичное восприятие мира, заинтересованность, личностный рост и достижения, при этом тяготеют к командному духу и коллективизму, культу молодости.
4. Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963-1984 годы рождения).
Сформировано на фоне продолжения холодной войны, войны в Афганистане, перестройки, сексуальной революции, распространения наркотиков, СПИДа. Характеризуются лабильностью к изменениям и выборам, глобальной информированностью, стремлением к индивидуализму, готовностью к непрерывному обучению, широтой взглядов, поиском эмоций, прагматизмом, равноправием полов, технической грамотностью.
5. Поколение Y (игреки, миллениалы, Next) (1984-2000 годы рождения).
Поколение, выросшее на фоне распада СССР, обстановки неопределенности, терактов, ОПГ, военных кон-
фликтов, окончательного падения железного занавеса, появления брендов, развития цифровых технологий, появления интернета и мобильных телефонов, первых шагов к глобализации. В ценностную систему представителей встроены понятия о морали и гражданском долге, ответственности, уважение к авторитетам, при этом на первый план выходит свобода во всех ее аспектах, оптимизм, веселье, получение результатов и немедленное вознаграждение.
6. Поколение 2 (зумеры) (1995-2015 годы рождения).
Первое по-настоящему цифровое поколение, выросшее в парадигме общедоступного интернета и гаджетов, постмодернизма и глобализации. Для него цифровые технологии - неотъемлемая часть быта, жизни и коммуникации. Еще в 2017 году ученые и аналитики опасались оценивать поколение Z с точки зрения ценностных ориента-ций, поскольку даже самые ранние представители не перешагнули порог совершеннолетия. К 2023 году картина прояснилась, и, хотя исследования продолжаются, главные особенности можно зафиксировать уже сейчас. Зу-меры ориентированы на максимальную цифровизацию, ранний заработок и получение финансовой независимости, проявляют интерес к самообразованию и саморазвитию, озабоченность общественными проблемами, ценят открытость, лояльность, толерантность, личное пространство, результативность, глобализм, мультикультурность и стремление наслаждаться жизнью [6, 15, 16].
7. Поколение Альфа (2015-2025 годы рождения).
Дети миллениалов, реже - зумеров. Развивается на фоне глобального ми-
рового снижения уровня рождаемости, все большей доминации умных технологий, социальных сетей и стриминго-вых сервисов. Самые молодые люди, из живущих сегодня.
Опираясь на опыт коллег, пытавшихся получить эмпирические данные в пользу теории поколений, но не получивших достаточных доказательств, автор статьи, принимая во внимание актуальную проблему необходимости смены паттернов взаимодействия с новым поколением [9, 13] в условиях нового высокотехнологичного общества, провел собственное статистическое исследование, целью которого было получение среза данных по основным стереотипам о поколении зумеров [7, 12, 14].
Респондентами анонимного опроса с вариантами ответа «да», «нет», «затрудняюсь ответить» стали сотрудники ресторанной сферы 1999-2003 годов рождения (721 человек, из них 442 женщины и 279 мужчин), т.е. персоны, переступившие возрастной порог в 20 лет, но еще не достигшие 25-летия. В качестве предметной основы 134-х вопросов была взята компиляция 30-ти фактов о современной молодежи, выявленных Сбербанком [2] совместно с агентством Validate в 2016 году, и исследования Льва Гудкова [1] в 2020 году, дополненные в 2021 году.
По результатам опроса выявлены особенности, приписываемые поколению Z:
1. Идентифицируют онлайн-прост-ранство как ведущую сферу жизни.
Только 17% опрошенных считают диджитал-среду ведущей сферой жизни, 12% затруднились дать ответ, 71% признает ведущей сферой реальный мир. При этом 100% респондентов признали виртуальную реальность обязательной составляющей жизни.
2. Зумеры воспринимают прежде всего краткую и наглядную информацию.
42% опрошенных согласились с предпочтениями в потреблении информации в кратком и наглядном виде. 31% затруднился ответить. 27% склонны принимать информацию в традиционной консервативной форме. При этом в случае, если респондентам критически необходима информация, они готовы воспринимать ее в любой форме.
3. Поколение Z склонно быстро менять тренды и не склонно к образованию устойчивых связей и привычек, нет постоянной лояльности к брендам, предпочтениям в музыке, одежде, трендам.
69% респондентов готовы постоянно испытывать и пробовать новое, но при этом 94% из опрошенных имеют постоянные прочные связи, привычки, предпочтения и лояльность.
4. Конфликт поколений в отношении с родителями смазан.
У 56% открытые отношения с родителями, основанные на взаимопонимании. При этом 84% говорят об экологичном отношении родителей к себе, что дает характеристику предыдущему поколению, в корне изменившему коммуникацию на уровне «родители -дети».
5. Взрослые отныне не воспринимаются как безусловный авторитет.
76% не принимают догмы «я прав, потому что я взрослый». 58% согласились с появлением областей знаний, в которых их сверстники более компетентны, чем предыдущее поколение. Однако одновременно 87% принимают авторитет взрослых в случае аргументированного объяснения той или иной информации и принимают излагаемую
информацию или паттерны поведения. Речь идет, скорее, о критичном взгляде поколения на аксиомы.
6. Зумеры сталкиваются с гиперопекой.
81% не считает поведение, транслируемое им родителями, гиперопекой, связывая его больше с заботой и актуальными реалиями времени. Таким образом, минимальное давление со стороны родителей, избавление от бытовых обязанностей, современные принципы воспитания являются только на контрасте с принципами воспитания предыдущих поколений.
7. Поколение Z не представляет себя без постоянного социального взаимодействия.
93% респондентов ответили утвердительно. При этом только 62% отметили, что речь идет непосредственно об алгоритме взаимодействия «личность - личность». Остальным достаточно взаимодействовать в открытых интернет-сообществах, отслеживать активность других пользователей в соцсетях и быть частью группы в общественных институтах. Последнее указывает на любопытный феномен: зу-меры не всегда считают необходимым давать обратную связь на полученную информацию и изученные материалы.
8. Зумеры - ярко выраженные индивидуалисты.
78% респондентов хотели бы считать, что их личность является яркой и уникальной, при этом только 39% процентов уверены, что действительно выделяются из толпы. При этом 74% признают самоценность каждой личности вне зависимости от ее психологических и социологических характеристик.
9. Поколение Z не видит общие черты в своем поколении.
87% респондентов воспринимает сверстников похожими, 91% видит отличия от предыдущего поколения, при этом 97% считает причиной иную социокультурную парадигму и развитие прогресса.
10. Отвергают традиционную модель движения к успеху.
78% опрошенных считает, что традиционная модель достижения успеха актуальна, однако 99% респондентов указали, что сегодня новые модели могут сработать лучше, а 87% признали, что успех в современном мире - слишком индивидуальное понятие.
11. Зумеры предпочитают быстрые результаты.
89% опрошенных предпочли бы получение быстрого результата. При этом 92% четко понимают, что быстрый результат возможен не во всех областях жизни и готовы пройти весь необходимый путь. 98% нового поколения также могут сказать, что понимают под результатом в том числе результат каждого из шагов, ведущих к намеченной цели, а 67% и вовсе имеют в виду результат в контексте собственного возраста, т.е. готовы к тому, чтобы раньше начать предпринимать усилия, для того чтобы достичь цели как можно в более молодом возрасте.
12. Зумеры ценят спокойствие и не готовы к открытому бунту.
86% опрошенных более комфортно чувствуют себя, когда находятся в гармонии с окружающим миром. При этом 96% респондентов готовы открыто отстаивать личные границы, если они нарушаются. Кроме того, 83% при необходимости выбора не ориентируются на советы родителей, преподавателей или старшего поколения.
13. Для поколения Z все еще характерно гендерное неравенство.
49% респондентов высказались в пользу этого утверждения, 36% затруднились ответить, 15% (все женского пола) выступают против данного утверждения.
Идею, что быт и хозяйство - женское дело, все еще поддерживают 72%.
14. Для зумеров важно найти свой путь в жизни.
92% опрошенных согласилось с этим утверждением. При этом 78% готовы менять вектор развития, если поймут, что следуют не своему предназначению. 43% рискнут следовать своему пути, даже если это общественно не одобряется.
15. Зумеры гедонистичны.
67% респондентов назвали достижение состояния счастья главным вектором своего развития. При этом 87% осознают, что счастье - это не константное состояние, а временное удовольствие, результат сложения неких факторов. 35% готовы временно полностью отказаться от удовольствий в случае, если того требует цель, к которой они стремятся. Остальные 65% считают гедонистическую составляющую необходимой на каждом этапе жизни.
16. Зумеры практикуют саморазвитие, при этом понятие подразумевает любую активность «по интересу».
89% опрошенных признали, что занимаются саморазвитием, из них 97% подтвердили, что спорт, искусство, чтение, просмотр видеокурсов на различные темы, духовные практики являются частью процесса саморазвития. 23% подтвердили, что саморазвитие принесло им больше полезных знаний, чем общеобразовательная программа и программа вуза.
17. Зумеры любят и ценят разнообразие в жизни.
79% подтвердили, что хотели бы постоянно получать новые впечатления, испытывать новые эмоции, пробовать новые активности и решать новые задачи. При этом только 13% могут утвердительно ответить на вопрос о том, действительно ли они регулярно инициируют в своей жизни получение новых эмоций и впечатлений. Более того, 56% сообщили, что перемены приносят им дискомфорт, и при наличии выбора обычно они выбирают знакомые паттерны, установки и проверенные впечатления.
18. Работа должна приносить зумеру удовольствие.
79% опрошенных согласились с тем, что работа должна приносить удовольствие. 68% утверждают, что предпочтут интересную работу в экологичном коллективе высокооплачиваемой, но напряженной и неинтересной. 87% заявили, что их эффективность на рабочем месте напрямую зависит от атмосферы и личного интереса к выполняемому функционалу.
19. Зумерам важно признание.
93% заявили, что им важно чувствовать признание. При этом 86% согласились с убеждением, что признание важно любому индивиду любого поколения, однако в последние годы об этом говорят открыто.
20. Возрождение традиции семейных ценностей.
79% опрошенных считают создание семьи более важным аспектом, чем успешная карьера. 86% признают, что построение успешной семьи - более сложная задача, чем построение карьеры.
21. Для зумеров характерен страх неправильного выбора.
97% отметили, что правильных выборов не существует, 94% из них согла-
сились с мнением, что у каждого выбора есть свои негативные и позитивные последствия. 74% готовы кардинально менять вектор жизни, если предыдущий выбор оказался неудачным.
22. Зумеры чувствуют растерянность от свободы выбора.
78% респондентов отметили, что им бывает сложно сориентироваться в потоке выборов. При этом только 28% готовы идти проторенными дорожками по алгоритмам жизни родительского поколения.
23. Зумеры боятся прожить «обычную жизнь».
86% опрошенных не видит проблем в «обычной» жизни. 75% мечтает о реализации, но при этом не могут назвать себя одержимыми в достижении далеких целей.
24. Зумеры боятся одиночества.
76% признались, что боятся оказаться в социальном вакууме. Но при наличии социальных сетей и мессенджеров 67% назвали физическое одиночество не слишком пугающим. Только 13% респондентов преследует реальный страх одиночества.
25. Минимальный горизонт планирования.
99% согласны с утверждением, что планирование в меняющемся на глазах мире не может быть долгосрочным. 93% согласились, что данное утверждение закрепилось в их сознании в связи с мировыми событиями 2019-2023 годов. 48% признались, что имеют и краткосрочные планы, и долгосрочные -на два десятка лет вперед, при этом планы отличаются гибкостью и могут адаптироваться под ситуацию.
Таким образом, как и в исследовании Н.В. Богачевой, не все основные стереотипы о поколении Z подтверждаются эмпирически, а некоторые под-
тверждаются с оговорками. Главный вывод, который можно сделать из исследования, заключается в следующем: подтверждаемые в опросе особенности поколения Z сформированы, прежде всего, как ответ на временную парадигму - в ней находят отражение достижения технического прогресса, растущая диджитализированность, социокультурные факторы, геополитическая обстановка, глобализация и прочие реалии, формирующие аспекты ценности, предпочтения, мотивацию и влияющие на механизмы апперцепции. Представители зумеров воспринимают сверстников как устойчивую группу со схожими преференциями и факторами самоидентичности, что говорит в пользу идеи поколения как социального явления, которому присущи общие характеристики.
Учитывая наиболее вероятные особенности поколения Z (признаки с трендом на эмпирическое подтверждение при проводимых исследованиях), программы обучения в средних профессиональных заведениях, вузах, в компаниях и на предприятиях требуют актуализации на основе следующих процессов и методик.
1. Обязательное использование цифровых технологий в процессе обучения.
Принимая во внимание ориентацию нового поколения на привычную и комфортную для него диджитал-среду, необходимо пользоваться достижениями технического прогресса в интересах обучения. Видеокурсы, лон-гриды, интерактив, отработка навыков, геймификации, тестирования, дополнительные материалы, тематические подкасты, электронные библиотеки, проектирование. При этом методология реализации обучения на основе
цифровых технологий должна базироваться на принципах современного педагогического дизайна, призванного избрать привлекательные, пробуждающие интерес, мотивирующие на обучение и одновременно приводящие к достижению поставленных целей обучения формы, техники и методы.
2. Возможность выбирать не традиционное прямолинейное прогрессирующее, а модульное обучение.
Поскольку для поколения Z характерна мотивация на интерес, а время рождает огромное количество межотраслевых специальностей на стыке нескольких областей знания, обучающийся будет чаще достигать целей и проявлять больший интерес к обучению. Предпочтительно, чтобы каждый из изученных модулей давал осязаемый контекстный, кросскон-текстный, мета или экзистенциальный навык [3].
3. Тестирование различных логик обучения.
Консервативные алгоритмы обучения все еще действуют, но не учитывают тренд на получение нового опыта и формирование новых нейронных связей. При сохранении общей традиционной модели обучения на основе цикла Колба, требуется достраивание системы посредством других логик: Experimental Learning [20] (экспериментальное обучение), ARCVS (мо-тивационная модель) [19], 4C/ID (four-component instructional design) [18], «от успеха», «от проблемы», SEL (социально-эмоциональное обучение) [17], SSDL (Staged Self-Directed Learning), ТРИЗ-педагогика.
4. Четкое разъяснение результата и преимуществ, которые дают обучающемуся образовательный курс и каждый его этап.
Мотивация на результат активно включается при полном понимании представителя поколения Z того, какие именно знания он получит, для чего они нужны, где он сможет их применить.
5. Развитие системы поощрения за преодоление тех или иных этапов обучения.
Оценочная система для поколения зумеров не является показателем результата, поскольку обучение мотивируется получением необходимых знаний, навыков и компетенций. На первый план выходит развернутая аргументированная обратная связь, плюс каждый шаг к большой цели в идеальном контексте обучения нового поколения предполагает нематериальное вознаграждение «здесь и сейчас». Это могут быть особые бонусы, доступ к дополнительным материалам по интересующей теме, внутренние рейтинги и знаки отличия, соревновательные элементы, стажировка в отраслевых компаниях и т.д.
6. Изменение роли преподавателя (наставничество, функция эмоционального лидера, коммуникатора, навигатора, организующего взаимодействие студентов).
Так как обучающиеся поколения Z, с одной стороны, не принимают авторитет как должное, а с другой - вынуждены ориентироваться в потоке информации и выборов, преподаватель должен стать своеобразным маяком и навигатором, задающим ментальный, практический и эмоциональный вектор обучающемуся. Посредством преподавателя выстраиваются рамки, в пределах которых обозначаются стадии, которые необходимо пройти обучаемому для достижения целей обучения.
7. Фокус на потребностях обучающегося.
Зумеры предпочитают асинхронное обучение в комфортном для них темпе, при этом каждый стремится к индивидуальному результату. Знание об этом требует пересмотра и усложнения системы педагогической технологии в целом, чтобы давать возможность выдающимся обучающимся охватывать материал быстро и глубоко, а отстающим - искать области, которые будут больше их мотивировать.
Выводы. Несмотря на критику, которой подвергается теория поколений Штрауса и Хоува в академических кругах, и отсутствие эмпирической базы, однозначно свидетельствующей в пользу теории, две основные идеи труда имеют право на жизнь. Первая заключается в понимании поколения не как родового понятия, а как социального. Вторая - в том, что поколение идентифицируется по мере взросления принадлежащих к нему индивидов и напрямую зависит от влияния общественных, политических, экономических, социальных, технологических событий, являющихся фоном становления личностей поколения.
Воспринимать поколение как однородную субстанцию в корне неверно, а механическое деление на поколения по годам рождения является крайне условным: внутри каждого диапазона будет большая численность индивидов, по личностным и ценностным характеристикам относящихся к предыдущему или последующему поколению. Влияние на это оказывает различная скорость психологического созревания, геолокация, воспитание в семье, распространение технического прогресса.
В целом, сверстники идентифицируют себя как поколение со сходными ценностями, потребностями и особенностями и видят отличия от предыду-
щих и следующих поколений, при этом склоняясь к мнению, что поколенче-ское самосознание меняется в ответ на изменения окружающего мира, а не вследствие генетических мутаций и изменений в мозге.
Исследований российских представителей поколения Z пока крайне мало, и большинство из них датируется 2018-2019 годами, когда даже старшие представители поколения являлись подростками. Сейчас же, когда новое поколение активно входит в профессиональные учебные заведения и на рынок труда, зумеры требуют повторных исследований. Пока вопрос о том, что первично - резко и стремительно меняющийся мир или новое поколение, предъявляющее к миру новые требования, - остается философским, и работодателям, и преподавателям учебных заведений необходимо понимать особенности первого поколения цифровой эпохи, для того чтобы эффективно выстраивать коммуникации и адаптировать под запрос современного времени и поколения методологию обучения.
И если многие факты, имеющиеся о поколении Z остаются спорными, существуют объективные особенности, требующие незамедлительной реакции и пересмотра подходов к профессиональной педагогике как можно скорее.
Во-первых, сегодня для эффективного обучения необходимо использование возможностей цифровых технологий, регламентированное принципами современного педагогического дизайна, систематизирующего оптимальные формы, техники и методы обучения.
Во-вторых, педагогические технологии должны сделать акцент на индивидуализации обучения. Это предполагает и возможность асинхронного прохождения материалов, и возмож-
ность собирать программу из модулей в зависимости от потребностей обучающихся.
В-третьих, система обучения должна не только включать узкоспециальные знания, но и давать контекстный, кроссконтекстный, мета или экзистенциальный навык. Для этого возможно достраивание и дополнение системы обучения посредством нетрадиционных логик обучения [4], например применения методик экспериментального обучения, мотивационной модели, моделей «от успеха», «от проблемы», социально-эмоционального обучения, ТРИЗ-педагогики.
В-четвертых, мотивация поколения Z не регулируется получением оценок, а выстраивается на четком понимании результатов и преимуществ, которые дают обучающемуся образовательный курс, и вопросах интереса. Поэтому обучающие материалы и методологии по возможности должны задействовать вовлекающие схемы. Под этим понимается как наглядная подача материала, так и получение промежуточных вознаграждений в режиме «здесь и сейчас»: бонусы, доступ к дополнительным материалам по интересующей теме, внутренние рейтинги и знаки отличия.
И, наконец, меняется роль преподавателя. Так как обучающиеся поколения Z, с одной стороны, не принимают авторитет как должное, а с другой -вынуждены ориентироваться в потоке информации и выборов, преподаватель превращается из непререкаемого авторитета, который знает все и не признает сторонних мнений, в эмоционального лидера, коммуникатора, наставника, организующего взаимодействие обучающихся и задающего им вектор развития.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
I. «Поколение Z»: Молодежь времени путинского правления/Л. Гудков, Н. Зоркая, Н. Кочер-гина и др.//Вестник общественного мнения. 2020. № 1-2. С. 21-71.
2.30 фактов о современной молодежи // Сбер. Благотворительный фонд «Вклад в будущее». URL: https://vbudushee.ru/library/30-faktov-o-sovremennoy-molodezhi/ (дата обращения:25.03.2023).
3. Абрамов А. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXIвеке. URL: https://trends.rbc. ru/trends/education/5e728cbc9a79476476f6eb4e (дата обращения: 15.03.2023).
4. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 113-123.
5. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. Вып. 22. № 1. С. 4-38.
6. Большаков Н. Что такое поколение Z и что о нем нужно знать маркетологам // Calltouch. URL: https://www.calltouch.ru/blog/chto-takoe-pokolenie-z-i-chto-o-nem-nuzhno-znat-marketologam/ (дата обращения: 12.03.2023).
7. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис.... канд. психол. наук. М, 2013.
8. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42-48.
9. Гурова И.М., Евдокимова СШ. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. № 3. С. 150-157.
10. Дубин Б. Поколение: социологические границы понятия // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 2002. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pokolenie-sotsiologicheskie-granitsy-ponyatiya/viewer (дата обращения: 09.03.2023).
II. Ковин Е.А. Критический анализ теории поколений // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. № 7. С. 96-99.
12. Круглов А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ. М, 2020.
13. Особенности представителей «поколения Z». Профориентация «поколения Z». Вызовы и решения // Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования. URL: https://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/pokolenie_z.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
14. Очирова Л.И. Исследование ценностных ориентаций развивающейся личности в современных условиях//Вестник БГУ. 2017. № 4. С. 157-161.
15. Подольский Д.А. Ценности современных подростков: сравнение различных методов исследования // Образование личности. 2012. № 2. С. 51-58.
16. Пупонин С. Будущее вашего бизнеса зависит от «поколения Z»: как выжать из них максимум. URL: https://rb.ru/opinion/z-zavisimost/ (дата обращения: 20.03.2023).
17. Сергиенко ЕА, Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект:русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0)//Психологические исследования. 2009. № 6. С. 1-20.
18. Скрябин М, Карнаухова Е, Васькова О. Гайдлайн по модели 4С/Ю. URL: https://ta-aspect. by/articles/gajdlajn-po-modeli-4c-id (дата обращения: 13.03.2023).
19. ARCS model of motivation // Texas Tech University. 2017. URL: https://www.tamus.edu/academic/ wp-content/uploads/sites/24/2017/07/ARCS-Handout-v1.0.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
20. Experiential Learning // Northern illions Universuty. URL: https:// www.niu.edu/citl/ resources/guides/instructional-guide/experiential-learning.shtml#:~ text=% E2%80%9CExperient ial%20%5Blearning%5D%20is%20a,Association%20for%20Experiential%20Education%2C%20 para (дата обращения: 13.03.2023).
21. Howe Neil, Strauss William. The history of American future 1584 to 2069. Harper Perennial, 1997.
22. The winter of history: An Interview with Neil Howe on «The fourth turning». Neil Howe. Lifecourse Associates, 2009.