Научная статья на тему 'Актуализация корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (на примере НГДУ «Ямашнефть»)'

Актуализация корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (на примере НГДУ «Ямашнефть») Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PETROCHEMICAL COMPLEX / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / PRINCIPLES OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / SOCIAL PROGRAMS / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАЦИЙ / SOCIAL ORGANIZATION OF CORPORATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагизова Н.Г., Яруллина Г.Х.

В статье отражена актуальность одной из задач стратегической инициативы НГДУ «Ямашнефть» корпоративная социальная ответственность, которая является неотчуждаемой частью в социальной политике и экономической независимости компании. Успешная социальная политика компании это результат согласованных действий, обеспечивающих достижения таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance of one of problems of a strategic initiative of NGDU «Yamashneft» corporate social responsibility which is inaliennable part in social policy and economic independence of the company is reflected in article. Successful social policy of the company is a result of the coordinated actions providing achievements of such indicators of social responsibility which meet the international standards and the principles in the field of a sustainable development.

Текст научной работы на тему «Актуализация корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (на примере НГДУ «Ямашнефть»)»

УДК 316.334.23

Н. Г. Вагизова, Г. Х. Яруллина

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ (НА ПРИМЕРЕ НГДУ «ЯМАШНЕФТЬ»)

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, нефтегазохимический комплекс, принципы корпоративной социальной ответственности, социальные программы, социальная организация корпораций.

В статье отражена актуальность одной из задач стратегической инициативы НГДУ «Ямашнефть» - корпоративная социальная ответственность, которая является неотчуждаемой частью в социальной политике и экономической независимости компании. Успешная социальная политика компании - это результат согласованных действий, обеспечивающих достижения таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

Keywords: corporate social responsibility, petrochemical complex, principles of corporate social responsibility, social programs,

social organization of corporations.

Relevance of one ofproblems of a strategic initiative of NGDU «Yamashneft» - corporate social responsibility which is inaliennable part in social policy and economic independence of the company is reflected in article. Successful social policy of the company is a result of the coordinated actions providing achievements of such indicators of social responsibility which meet the international standards and the principles in the field of a sustainable development.

Глобализация рынка, превращение его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и мотивации работников. Недостаток комплексных научных разработок в области современных управленческих, социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, государственной власти и общества. В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности.

Нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Ямашнефть» - одно из стабильно развивающихся подразделений ОАО «Татнефть». Правильно выбранная стратегия развития данного управления в области разработки месторождений, сбора и транспортировки нефти, сервисного производства и организации труда позволила за последние десятилетия добиться положительной динамики.

В этих условиях особое значение для НГХК приобретает определение и увеличение макроэкономического эффекта - положительного результата деятельности корпорации, не находящего прямого отражения в его прибыли.

Этот эффект включает:

- увеличение доли «человеческого капитала» и в связи с этим социального потенциала регионов, в которых действует корпорация;

- рост регионального и национального научно-технического потенциала, повышение восприимчивости к нововведениям;

- улучшение делового и инвестиционного климата, в том числе для развития малых и средних предприятий, выполняющих заказы корпораций и работающих по субподрядам;

- повышение деловой репутации корпорации и национального бизнеса в целом в связи с международным признанием ее информационной открытости, социальной ответственности и корпоративной культуры;

- сокращение государственных расходов на административное управление и контроль, выплату пособий по безработице, охрану общественного порядка, защиту окружающей среды в связи с развитием в регионах социальных и регулирующих функций корпораций, что позволяет сократить государственный аппарат, уменьшить налоги, ускорить развитие региональной рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, предпринимательского климата;

- углубление региональной экономической интеграции и взаимовыгодных мирохозяйственных связей путем создания транснациональных корпораций, обеспечивающих больший эффект, чем межгосударственные соглашения об экономическом сотрудничестве.

Основные положения, выражающие природу и сущность деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании определяются принципами, формирующиеся в рамках общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно изменились, в настоящее время обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами [1].

Для того чтобы компания осуществляла свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям общества, она должна выработать

программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов.

Можно выделить следующие принципы корпоративной социальной ответственности:

1. Открытость:

- прозрачность (транспарентность). Принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными;

- публичность. Любая информация о корпоративной социальной ответственности, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности;

- достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о корпоративной социальной ответственности;

- диалог. Социальная политика строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованными сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.

2. Системность:

- направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ;

- единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности Компании на внешний мир;

- единство в пространстве. Универсальные принципы корпоративной социальной ответственности для всех региональных подразделений Компании;

- регулярность. Отказ от единичных и фрагментарных акций в пользу планомерных программ и проектов в рамках в зафиксированных приоритетных направлений корпоративной социальной ответственности;

- интегрированность. Проникновение принципов корпоративной социальной ответственности во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех иерархических уровнях.

3. Значимость:

- актуальность. Реализуемые программы корпоративной социальной ответственности должны быть своевременны и востребованы;

- масштабность. Программы корпоративной социальной ответственности должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны для общества в целом;

- эффективность. Затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ подлежат регулярной оценке и учету.

4. Недопущение конфликтов:

- политическая неангажированность. Неучастие в предвыборных кампаниях, поддержке политических партий или отдельных политических деятелей;

- отказ от поддержки националистических движений;

- отказ от поддержки фан-клубов. В том числе спортивных, музыкальных или иных моло-

дежных течений, противопоставляющих себя остальным [2].

НГДУ «Ямашнефть» обращает особое внимание на повышение уровня социальной ответственности в таких областях своей деятельности, как научно-техническая, экологическая, кадровая и социальная политика, развитие корпоративной культуры, культуры труда и этики бизнеса, содействие формированию гражданского общества и благоприятного делового климата в регионе.

Изменение структуры факторов экономического роста в постиндустриальном информационном обществе делает актуальной проблему корпоративного гражданства (corporatecitizenship), т.е. развития многосторонних связей между компанией, ее сотрудниками, государством, местным самоуправлением, некоммерческими организациями потребителей и другими институтами гражданского общества. Речь идет не о благотворительности в прежнем понимании этого слова, а о социальном маркетинге, позволяющем повысить деловую репутацию фирмы (goodwill), воспитать ее будущих работников и клиентов.

Все эти задачи требуют разработки системы показателей для оценки макроэкономического эффекта деятельности корпорации, который по основному своему содержанию, выступает как социальный. Перспективность развития современных корпораций в данном направлении подтверждается опытом НГДУ «Ямашнефть» последнего десятилетия.

Компания имеет право называть себя социально ответственной, а это означает, что компания действует по принципам социальной ответственности и осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для неё направлениях. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании [3].

Кодекс корпоративной социальной ответственности - документ, в котором компания добровольно и в инициативном порядке закрепляет свои обязательства перед обществом. Обязательства, предусмотренные кодексом, не должны нарушать требования законодательства, рассчитаны на долгосрочное взаимовыгодное партнерство с государством, обществом и бизнесом.

Кодекс корпоративной социальной ответственности применяется в рамках общей системы корпоративного управления для более эффективного контроля нефинансовых рисков и максимально эффективного использования возможностей, сильных сторон и ресурсов компании.

Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти [4]:

1) участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты, а также содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);

2) поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;

3) помощь в организации культурно - досу-говой деятельности;

4) проведение образовательных проектов для населения;

5) поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;

6) поддержка незащищённых групп населения.

Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.

В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия [5].

Таким образом, эффективная корпоративная социальная ответственность на предприятиях неф-тегазохимического комплекса возможна только при ряде условий:

1) возможность бизнеса принимать самостоятельные решения, ответственность не может быть обязанностью;

2) ответственность - это и понимание последствий самостоятельно принятых решений -следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;

3) способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;

4) желание принимать решения, способствующие развитию общественных ценностей при имеющихся на предприятии нефинансовых ресурсах.

Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.

Литература

1. Кричевский, Н.А. Корпоративная социальная ответст-венность/Н.А. Кричевский. - М: Дашков и К, 2008 - 350 с.

2. Социальный менеджмент /С. Д. Ильенкова [и др.]. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008 - 300 с.

3. Деревянченко, А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России/ А.А. Деревянченко - М.: Социальные отношения, 2008 с. - 287 с.

4. Вагизова, Н.Г. Развитие внешней корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (по материалам ОАО «ЛУКОЙЛ»)/ Н.Г. Вагизова// Вестник Казанского технологического университета. - Казань, 2013. - №.24 - С. 200-201.

5. Вагизова, Н.Г. Система внутренней социальной ответственности на нефтехимических предприятиях/ Н.Г. Вагизова// Вестник Казанского технологического университета. - Казань, 2013. - №.24 - С. 205-206.

© Н. Г. Вагизова - ст. препод. каф. экономики КНИТУ; Г. Х. Яруллина - ст. препод. каф. экономики КНИТУ, gulnzdav@mail.ru.

© N. G. Vagizova - The senior teacher Department of economy of KNITU; G. Kh. Yarullina - The senior teacher Department of economy of KNITU, gulnzdav@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.