Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «МАТЕРИНСТВО» В РУССКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «МАТЕРИНСТВО» В РУССКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРА / МЕДИАДИСКУРС / МАТЕРИНСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисенко Татьяна Владимировна

Рассмотрены средства актуализации концепта «материнство» в русской лингвокультуре. Исследование проведено на основе лексикографических источников и материала, представленного на интернет-платформе «Яндекс.Дзен». В результате выделены основные признаки рассматриваемого концепта, определены элементы концептуальной категории, объединенной исследуемым категориальным концептом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Борисенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT MOTHERHOOD ACTUALIZATION IN RUSSIAN MEDIA DISCOURSE

This article deals with the means of concept “motherhood” actualization in Russian linguoculture. The study is based on dictionaries and media discourse. Social media reflects modern tendencies of the world interpretation, thereby its analysis helps find important features of contemporary concepts. The aim of this article is to find features of concept “motherhood” reflected in blogging platform Yandex.Zen. Author takes “motherhood” as a categorical concept and elicits subcategorical concepts through the likeness of its features. Structural and discriptional methods as well as methods of conceptual analysis and discourse analysis are used in this paper. Media discourse revealed central features of the studied concept: “good mother”, “love”, “hard work”, “tiredness”, “give birth”, etc. “Bad mother”, “miracle”, “bad health”, “appearance” are its peripheral features. Means of social media allow non-verbal realization of concepts (e. g. through pictures).

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «МАТЕРИНСТВО» В РУССКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 4 (450). Филологические науки. Вып. 124. С. 15—20.

УДК 81 DOI 10.47475/1994-2796-2021-10402

ББК 81

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «МАТЕРИНСТВО» В РУССКОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ

Т. В. Борисенко

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрены средства актуализации концепта «материнство» в русской лингвокультуре. Исследование проведено на основе лексикографических источников и материала, представленного на интернет-платформе «Яндекс.Дзен». В результате выделены основные признаки рассматриваемого концепта, определены элементы концептуальной категории, объединенной исследуемым категориальным концептом.

Ключевые слова: концепт, категориальный концепт, лингвокультура, медиадискурс, материнство.

Введение

Цифровая среда в современном мире оказывает большое влияние на сознание людей [1; 4; 8; 9]. Особое место в ней занимает медийный дискурс, или медиадискурс. На сегодняшний день медиадискурс активно реализуется в интернет-пространстве, что расширяет аудиторию пользователей, имеющих доступ к различной информации, и позволяет влиять на их сознание и восприятие окружающей действительности. Мы убеждены, что тексты, представленные в сети Интернет, отражают современные тенденции интерпретации мира, а их анализ позволит обнаружить важные черты содержания ключевых концептов. Цель данной статьи — выявление признаков концепта «материнство» в русской лингвокультуре. Материалом для работы послужила платформа для блогеров «Яндекс.Дзен». В работе применены структурный и описательный методы исследования, методы концептуального анализа и анализа дискурса.

Концепт в медиадискурсе

Мы придерживаемся определения концепта, которое предложил Н. Н. Болдырев. Согласно исследователю, концепты — «это единицы концептуального содержания, выделяемые человеком с целью последующей передачи их в языковой форме или дальнейшего накопления знаний о мире» [2. С. 18].

Взаимодействуя с окружающей средой, человек накапливает определенный опыт, особые состояния нервной системы, которые сохраняются во времени. По-другому эти состояния можно назвать репрезентации. Взаимодействие человека с одними и теми же либо аналогичными компонентами окружающей среды приводит к формированию, по определению А. В. Кравченко, прототипичес-кой элементарной репрезентации. Когда несколько

элементарных репрезентаций возникают в одно и то же время, между ними формируются казуальные связи, что приводит к образованию сложной репрезентации. Постепенно с накоплением опыта сложные репрезентации переживают различные модификации структуры, формируется концепт [5. С. 92]. Таким образом, по мнению ученого, концепт состоит из прототипических элементарных репрезентаций взаимодействия с языковым объектом.

Суть языковой интерпретации мира построена на принципе «единства многообразия и обусловлена концептуальной неоднородностью передаваемого опыта взаимодействия с миром и самих знаний о выделяемых объектах, событиях, их свойствах и характеристиках» [2. С. 17]. Такая интерпретирующая функция языка дает потенциал к порождению большого количества новых смыслов, что обусловлено разнообразием «концептуальных репрезентаций окружающего мира», которые передают различные типы и виды знаний, что, в свою очередь, влечет за собой разнообразие способов их актуализации в языке [Там же. С. 18].

Медиадискурс дает широкий простор для актуализации концептов. Здесь можно найти как вербальные, так и невербальные способы их реализации.

Вслед за В. В. Красных, считаем, что «дискурс есть вербализованная речемыслительная деятельность, понимаемая как совокупность процесса и результата и обладающая как собственно лингвистическим, так и экстралингвистическим планом» [6. С. 113]. Исследователь указывает, что существуют различные национальные виды дискурса (например, русский дискурс), а в рамках определенного национального лингвокультурного «поля» выделяются отдельные модификации дискурса, такие как, например, политический или поэтический дискурс [Там же. С. 114—116].

Социальные медиа — это «веб-ресурсы, созданные для общения пользователей в сети» [7. С. 94]. Соответственно, социальный медиадискурс репрезентирован набором лингвистических и экстралингвистических средств выражения речемыс-лительной деятельности, представленным на социальных интернет-площадках. Убеждены, что в данной коммуникативной среде зафиксированы многие особенности национального сознания, которые возможно выявить посредством дискурсивного и концептуального анализа.

В рамках статьи рассмотрен концепт «материн-ство/motherhood», актуализированный в русском медиадискурсе. Анализируемый концепт интересен тем, что, с одной стороны, он является категориальным, то есть способен группировать вокруг себя другие концепты в концептуальную категорию. С другой стороны, он представляет собой субкатегориальный элемент категории, объединенной категориальным концептом «семья».

Концепты «материнство» и «мать»

Анализ значений лексемы материнство по толковым словарям позволит выявить основные признаки рассматриваемого концепта, на основе которых возможно будет определить концепты, входящие в данную концептуальную категорию.

В толковых словарях зафиксировано небольшое количество значений, присущих лексемам, вербализующим исследуемые концепты. Так, материнство в словаре С. А. Кузнецова представлено в двух значениях: «состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления и воспитания ребенка» и «свойственное женщине-матери чувство к детям, желание быть матерью» [10. С. 525]. У С. И. Ожегова аналогичные значения: «состояние женщины матери (преимущ. о периоде беременности и младенческих лет ребенка)» и «свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми» [11]. Как видим из значений и морфологического состава слов, ключевым признаком концепта «материнство» в русской культуре является признак «быть матерью». Кроме того, толковые словари раскрывают такие признаки концепта «материнство», как «беременность», «наличие ребенка», «уход за ребенком», «воспитание», «чувства к ребенку».

Признак «быть матерью» соотносится с концептом «мать». Мы уже проводили анализ концепта «мать» и выявили его признаки в русской и англо-

язычной лингвокультурах. Признаками концепта «мать» являются «давшая жизнь», «супруга», «наличие детей», «та, которая заботится», «та, о которой забоятся», «женское начало», «отношение к религии» [3. С. 47—55].

Многие признаки концептов «материнство» и «мать» совпадают. В соответствии с признаками данные концепты связаны с такими концептами, как «родственник» (ребенок (сын, дочь)), «забота» (воспитание, уход, забота о родителе), «источник жизни», «духовность», «взаимоотношения», «событие». Считаем, что концепт «мать» частично входит в категорию, объединенную концептом «материнство» по некоторым признакам (таким как «наличие детей», «женщина, давшая жизнь», «та, которая заботится»), в то время как признак «отношение к религии» не относится к материнству и позволяет отнести концепт «мать» также и к другой категории концептов.

Рассмотрим средства актуализации концепта «материнство» в медиадискурсе для определения дополнительных признаков.

Актуализация концепта «материнство» на платформе «Яндекс.Дзен»

«Яндекс.Дзен» представляет собой интернет-сервис, позволяющий авторам публиковать материалы на различные темы. В рамках исследования на этом ресурсе было отобрано 50 статей, отражающих отношение к материнству. Выборка происходила с помощью поисковой системы, в которую вводились такие запросы, как «материнство» и «мать и ребенок».

Актуализацией концепта «материнство» в первую очередь выступают лексемы — наименования матери и ребенка. Лексемы, обозначающие ребенка, разделяются на несколько групп: ребенок по возрасту (младенец, подросток, малыш, кроха и т. п.), ребенок, вызывающий положительные эмоции: (человечек, кроха, детка), в том числе сюда можно отнести ласковые формы имен собственных (Костик, Софочка), ребенок, вызывающий отрицательные эмоции (монстр, спиногрыз, обуза), эмоционально-нейтральные лексемы (ребенок, сын, дочь). Редко наблюдается гендерное деление детей (принцесса, защитник, сын, дочь). Следует отметить, что отношение к детям в статьях о материнстве в большей степени положительное. Отрицательно окрашенные лексические единицы встречаются редко; кроме того, в определенном контексте очевиден положительный настрой к ребенку. Ср. «Дети —

еще те спиногрызы»1. Следовательно, признаком рассматриваемого концепта является в целом «положительное отношение к детям».

Замечено меньшее разнообразие среди лексем, обозначающих матерей. К ним относятся: мать, мама, мамочка, инстамать, дама, женщина, герой. С другой стороны, часто используются определения, описывающие тип матери. В основном в текстах статей подчеркнуто, что мать должна обладать положительными качествами. Она может быть любящей (чаще всего), спокойной, умиротворенной, удивительной. В то же время порицаются властные, деспотичные, нелюбящие, пренебрежительные, контролирующие, нарциссические, деструктивные, токсичные матери. Последнее определение наиболее часто используется авторами для описания нежелательных взаимоотношений между матерью и ребенком. Кроме того, описываются «социальные статусы» матерей: суррогатная мать, приемная мать, биологическая мать и т. п.

Следует отметить, что в результатах запросов «материнство» и «мать и ребенок» мало статей, описывающих такие социальные явления современной действительности, как яжмать, немать, чайлдхейтер, чайлдфри. В основном авторы этих статей анализируют и объясняют эти понятия. Такой факт еще раз подчеркивает в целом положительное восприятие концепта «материнство» в русской культуре и неприятие отрицательных характеристик матери в качестве центральных составляющих концепта. Таким образом, к центральному признаку концепта следует отнести признак «хорошая мать», к периферийному — «плохая мать».

Важным компонентом концепта «материнство» являются также обязанности матери. Здесь можно выделить два аспекта. С одной стороны, это обязанности по отношению к ребенку (уход, воспитание), с другой — ведение быта, так как, становясь мамой, женщина остается хозяйкой в доме. Поэтому, несмотря на то что ведение быта напрямую не связано с воспитанием ребенка, это важный аспект в жизни матери (особенно матери маленького ребенка). Наряду с лексическими единицами, описывающими предметы быта и обязанности по дому (груда белья, стиральная машина, уборка, кормление и т. п.), концепт «материнство» вербализован через слова и словосочетания, подчеркивающие трудности, через которые проходит женщина, став

1— Мне нравится рожать, — сказала она улыбаясь (https://zen.yandex.ru/media/ot0do6/-mne-nravitsia-rojat-skazala-ona-ulybaias-eto-desiatyi-no-ne-poslednii-601b8 902ce93531089a3dcbd).

матерью. Мать должна кормить вкусной и полезной пищей, одевать опрятно, планировать меню на неделю, овладеть навыками домоводства, одной рукой кормить ребенка, другой суп доварить. Что касается воспитания и ухода за ребенком, то здесь можно выделить две группы лексических единиц: действия, чувства, отношение матери (не сплю нормально, успокаивать, выбежать из ванны, обучать чтению, рисованию и т. п., бессонные ночи, грудное вскармливание (ГВ)) и поведение, проблемы малыша (истерика, колики, режутся зубы). Указанные лексические единицы встречаются в статьях, описывающих первые годы материнства.

Следует отметить тенденцию к подчеркиванию сложностей материнства. Авторы стремятся показать, что мамам трудно, что они устают. «Усталость», «труд», «ведение домашнего хозяйства», «многофункциональность» — новые признаки концепта «материнство», актуализированные в медийном пространстве. В зависимости от цели статьи и мнения автора данные признаки оцениваются с положительной либо отрицательной стороны. Так, часть статей направлена на то, чтобы убедить читательниц не заводить детей, другие статьи, в свою очередь, направлены на то, чтобы показать, что материнство на первых этапах — сложная задача, но со временем становится легче. Например, в статье «Что такое материнство» материнство обозначают как «ураганный ветер, дождь и радуга одновременно»2. Многие авторы указывают, что дети приносят радость и счастье в дом. Таким образом, на первый план выходит осознанное материнство, что подразумевает ответственный подход к планированию семьи и воспитанию будущего поколения.

Большая часть статей проникнуты нежными и добрыми чувствами по отношению к детям. Наблюдаются лексемы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ноготки, зубик, солнышко, человечек), эмотивные прилагательные, существительные, глаголы с положительной коннотацией (счастье, счастливый, счастливец, радуемся, радость, любимый, любить), гиперболы (бездна любви и заботы, главный мотиватор, самый важный человек). Отсюда можно выделить еще один признак концепта «материнство» — «любовь».

Следует выделить также ответственное отношение к воспитанию и уходу за ребенком. Такой признак «материнства», как «ответственность», актуализируется через следующие лексические

2 Что такое материнство (https://zen.yandex.ru/media/ super/chto-takoe-materinstvo-5bc751c4f7863000ab595669).

единицы: ответственность, отдать время ребенку, не бросим, несмотря ни на что, никогда не сможешь забыть о детях и др.

«Материнство» в медийном дискурсе также актуализировано через слова и словосочетания, описывающие беременность и роды. При этом беременность воспринимается как начало материнства, а роды — его естественное продолжение. Большая часть таких статей освещает вопросы физиологического и психологического здоровья, что выражено такими лексическими единицами, как подготовка к родам, восстановление после родов, растяжки, гибкость, эмоциональное здоровье. Также обсуждаются различные виды родов: платные роды, партнерские роды, естественные роды, кесарево сечение, бесплатные роды. Выделенные лексические единицы актуализируют такие признаки концепта, как «беременность» и «роды».

Менее многочисленная группа лексических единиц, актуализирующих рассматриваемый концепт, связана со здоровьем и, соответственно, отражением проблем со здоровьем на внешности. Авторы

Рис. 1. Признак «многофункциональность» (@yasonchiki)

Рис. 2. Признак «усталость» (@tan.maman)

подчеркивают изменения организма, связанные с материнством (цвет лица, разрывы, спайки, состояние зубов и волос). Они вызваны усталостью, тяжелой работой и влиянием беременности и родов на состояние женщины. Считаем необходимым выделить в связи с этим такие периферийные признаки, как «ухудшение здоровья», «внешность матери».

Другой периферийный признак — «ощущение чуда». В некоторых статьях встречаются такие лексические единицы, как чудо, волшебница, ангел-хранитель.

В медиадискурсе популярен невербальный способ актуализации концепта «материнство». Многие признаки, выделенные выше, отражены в юмористических комиксах современных художников. Изображения созданы на основе личного опыта авторов. На платформе «Яндекс.Дзен» выложены подборки рисунков на тему материнства. Не всегда авторы блогов указывают источники и авторов изображений.

Приведем несколько примеров рисунков, взятых из статей (рис. 1—4). В скобках указаны аккаунты

Молодая мама в день выписки из роддома

Рис. 3. Признаки «роды», «внешность матери» (@cotocosanna)

Материнство — это.

...когда невозможно устоять

с© 2020 Екатерина Корнилова. Все права защищены

Рис. 4. Признак «любовь» (@Materinstvo_eto)

страниц авторов изображений из социальной сети «Инстаграм».

Итак, социальные сети дают больше возможностей для актуализации концептов. Через них можно раскрыть противоположные признаки, наполняющие рассматриваемый концепт (например, «хорошая мать» — «плохая мать»), и их принадлежность к ядру и периферии концепта. Кроме того, появляются дополнительные признаки, не указанные в лексико-

графических источниках (например, «усталость», «ответственность», «ухудшение здоровья» и др.). Также в интернет-пространстве возможно проследить невербальные способы актуализации концептов (например, изображения). Что касается категориального концепта «материнство», анализ позволил через признаки выявить следующие субкатегориальные концепты, входящие в категорию: «любовь», «труд», «забота», «усталость» и «здоровье».

Список литературы

1. Арямов А. А. Правопонимание мышления в цифровом пространстве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 2 (86). С. 96—101.

2. Болдырев Н. Н. Типология концептов и языковая интерпретация // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: материалы докл. и сообщений междунар. науч. конф., посвящ. юбилею заслуж. деятеля науки РФ, д-ра филол. наук, проф. Л. Г. Бабенко, 28—30 сент. 2016 г., Екатеринбург. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. С. 16—25.

3. Борисенко Т. В. Концепты «мать» и «отец» в русской и англоязычной культурах Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 3. Филологические науки. Вып. 120. С. 47—56.

4. Гришаева С. А., Куликова О. А. Социально-психологические особенности процесса трансформации социальной культуры общества и процесса коммуникации в цифровом пространстве // Цифровая социология. 2018. № 1. С. 29—34.

5. Кравченко А. В. Место концепта в соотношении языка, сознания и мышления // Жанры речи. 2005. № 4. С. 84—102.

6. Красных В. В. Свой среди чужих: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. 375 с.

7. Лизунова И. В. Социальные медиа как интерактивная цифровая среда популяризации книги и чтения // Сибирь — Евразия: тр. I Междунар. науч. конгр. Новосибирск, 2016. С. 92—108.

8. Мешкова Л. Н. Цифровая культура и цифровое поколение: основные направления взаимодействия // Контекст и рефлексия: философия о мире человека. 2020. Т. 9, № 3-1. С. 196—206.

9. Черкасова М. Н. Медийная среда цифровой эры vs homo sapience (лингвистический аспект) // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ростов, 2018. С. 121—125.

Лексикографические источники

10. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

11. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова Н. Ю. Шведовой. 3-е изд. М.: Аз, 1996. 928 с.

Сведения об авторе

Борисенко Татьяна Владимировна — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теоретического и прикладного языкознания Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. tatiana-tv11@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. No. 4 (450). Philology Sciences. Iss. 124. Pp. 15—20.

CONCEPT MOTHERHOOD ACTUALIZATION IN RUSSIAN MEDIA DISCOURSE

T. V. Borisenko

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. tatiana-tv11@yandex.ru

20

T. B. EopuceHKO

This article deals with the means of concept "motherhood" actualization in Russian linguoculture. The study is based on dictionaries and media discourse. Social media reflects modern tendencies of the world interpretation, thereby its analysis helps find important features of contemporary concepts. The aim of this article is to find features of concept "motherhood" reflected in blogging platform Yandex.Zen. Author takes "motherhood" as a categorical concept and elicits subcategorical concepts through the likeness of its features. Structural and discriptional methods as well as methods of conceptual analysis and discourse analysis are used in this paper. Media discourse revealed central features of the studied concept: "good mother", "love", "hard work", "tiredness", "give birth", etc. "Bad mother", "miracle", "bad health", "appearance" are its peripheral features. Means of social media allow non-verbal realization of concepts (e. g. through pictures).

Keywords: concept, categorical concept, linguoculture, media discourse, motherhood, family.

References

1. Arjamov A. A. (2020) Vestnik Sankt-Peterburgskogo universitetaMVD Rossii, no. 2 (86), pp. 96—101 [in Russ.].

2. Boldyrev N. N. (2016) Novaja Rossija: tradicii i innovacii v jazyke i nauke o jazyke: materialy dokladov i soobshhenij Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj jubileju Zasluzhennogo dejatelja nauki RF, doktora filologicheskih nauk, professora L. G. Babenko, 28—30 Sept. Moscow, Ekaterinsburg, Kabinetnyj uchenyj. Pp. 16—25 [in Russ.].

3. Borisenko T. V. (2020) Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3. Filologicheskie nauki, iss. 120, pp. 47—56 [in Russ.].

4. Grishaeva S. A., Kulikova O. A. (2018) Cifrovaja sociologija, no. 1, pp. 29—34 [in Russ.].

5. Kravchenko A. V. (2005) Zhanry rechi, no. 4, pp. 84—102 [in Russ.].

6. Krasnyh V. V. Svoj sredi chuzhih: mif ili real'nost'? [Welcomed among strangers: a myth or reality?]. Moscow, Gnozis, 2003. 375 p. [in Russ.].

7. Lizunova I. V. (2016) Sibir' — Evrazija Trudy I Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. Novosibirsk. Pp. 92—108 [in Russ.].

8. Meshkova L. N. (2020) Kontekst i refleksija: filosofija o mire cheloveka, vol. 9, no. 3-1, pp. 196—206 [in Russ.].

9. Cherkasova M. N. (2018) Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii. Rostov. Pp. 121—125 [in Russ.].

Dictionaries

10. Kuznetsov S. A. (ed.). (2000) Bolshoj tolkovyj slovar russkogo yazyka [Big definition dictionary of Russian language]. St. Petersburg, Norint. 1536 p. [in Russ.].

11. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. (eds.) (1996) Tolkovyj slovar russkogo yazyka [Definition dictionary of Russian]. Moscow, Az. 928 p. [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.