УДК 81'42 Н. Д. Токарева
кандидат филологических наук, профессор кафедры стилистики английского языка ФГПН МГЛУ; e-mail [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ИДЕОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ СТИЛИСТИКИ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЕ
Автор статьи рассматривает политический дискурс статьи из консервативной газеты на актуальную тему, связанную с острой политической дискуссией. В результате анализа становится очевидной интенсивность когнитивного диссонанса, который намеренно создается у читателя с помощью различных стилистических средств. Таким образом в его сознании формируется мнение, которое было целью всего тонко построенного дискурса, а именно преимущественное положение на политическом фоне консервативной партии.
Ключевые слова: дискурс; когнитивный диссонанс; стилистические приемы; политический фон.
Tokareva N. D.
Ph. D. Chair of English Stylistics, Dept of Humanities and Applied Sciences, MSLU; e-mail [email protected]
ACTUALIZATION OF IDEOLOGICAL COGNITIVE DISSONANCE THROUGH STYLISTIC MEANS IN ENGLISH MASS MEDIA
The article considers political discourse on the basis of an article from a conservative newspaper. The struggle is becoming tougher with the approach of the election to Parliament. The writer of the article deliberately creates cognitive dissonance in the reader's mind using a variety of stylistic devices. The outcome of the article inclines the reader to the only possible decision from the point of view of the paper that is to give the vote for the Conservatives.
Key words: discourse, cognitive dissonance; stylistic devices; political background.
Согласно теории когнитивного диссонанса [7] у тех, кто пользуется языком в какой-то конкретной сфере его применения, возникает общность видения проблемы или расхождение в понимании ее, которые в конечном итоге сводятся к когнитивному диссонансу в восприятии, мнениях, оценках, фактов объективной реальности или к противоположной точке зрения иной социальной группы или другого человека.
Поскольку стилистика является одним из индикаторов социальной языковой практики, любой текст может быть рассмотрен с точки зрения тех социальных контекстов, в которых язык употребляется
и вне которых он не может существовать. По мнению Дж. Тернера [8], два фактора обусловливают интенсивность диссонанса. Во-первых, это число несовпадающих позиций или точек зрения и, во-вторых, важность, которая приписывается тому или иному утверждению.
Диссонанс имеет место главным образом в тех ситуациях, где говорящему или пишущему необходимо сделать выбор между двумя или более (что случается гораздо реже) утверждениями, принципами или позициями. Теория когнитивного диссонанса применима прежде всего к рассмотрению отношения к какому-либо событию или какой-либо ситуации и выработки позиции к ним. Очень часто, как можно увидеть далее при анализе публицистического дискурса, позиции, формирующие диссонанс, являются противоречивыми, часто исключающими одна другую.
Подход к рассмотрению публицистических дискурсов с точки зрения стилистики представляется абсолютно необходимым. Именно такой анализ с привлечением всего спектра языковых факторов является стержнем понимания дискурса в его многоплановом значении, так как дискурс стоит на пересечении целого ряда наук, в том числе психологии и психолингвистики, которые только в единстве могут способствовать пониманию когнитивных основ заложенных в диссонансе. По словам М. М. Бахтина [1], высказывание определяется не только своим отношением к предмету и к говорящему субъекту -автору (и своим отношением к языку как системе потенциальных возможностей данности), но, что для нас важнее всего, непосредственно к другим высказываниям в пределах данной сферы общения. Вне этого отношения оно реально не существует. Хотя М. М. Бахтин говорит о высказывании, рамки этого высказывания размыты и, по существу, могут быть истолкованы применительно к более широкому потоку речи, так как М. М. Бахтин говорит и о более развернутых высказываниях в данной сфере общения.
Согласно ван Дейку [5], идеологии представляют основные предпочтения различных социальных групп, отражая их самоидентификацию, цели, возможности и ценности. Поскольку идеологии являются также формами социального самосознания, они способствуют формированию представлений, свойственных данной социальной и культурной группе.
Газета является предметом чтения. По мнению М. И. Цветаевой, «что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного
оставшегося за строками, за пределами слов... Чтение - прежде всего сотворчество» [3, с. 46]. Чтение показывает авторское понимание явлений и событий нашей жизни, но чтобы разгадать текст и извлечь из него то, что осталось за строками, за пределами слов, необходимо понять, как текст организован.
Накануне парламентских выборов в Великобритании столкновение мнений и борьба за возможность получения мест депутатов в британском парламенте становится наиболее ожесточенной, так как успешность предвыборной кампании может реализоваться в дальнейших возможностях победившей партии определять политику на следующий период и способствовать конструированию социальной реальности. Таким образом, идеология социальных групп и индивида, исповедующего идеалы и суждения, свойственные данной социальной группе (в данной случае это сторонники консерваторов), сочетаются в едином дискурсе. Но именно когнитивный диссонанс, выстроенный частично и на понимании объективной действительности, позволяет выявить противоречия внутри одной социальной группы, не говоря уже о диссонансе в понимании одних и тех же явлений и представлений разных социальных групп.
Предметом нашего анализа публицистического дискурса послужила статья из газеты «The Daily Telegraph» за 5 февраля 2015 г. [6], которая рассматривает экономическую ситуацию в Великобритании накануне очередных выборов в парламент. Поскольку консервативная партия находится у власти уже 4 года, следовало бы ожидать оптимистический экономический прогноз на последующий период с учетом тех шагов в сфере экономики, которые были сделаны за это время правительством. Но сам заголовок предполагает возникновение сомнений у читателя, так как, начиная с заголовка, который, как правило, предвосхищает общий тон статьи, читатель сталкивается с четко выраженными сомнениями по поводу экономического будущего Великобритании. Заголовок содержит негативные оценки, которые вы-звают у читателя сомнения в отношении будущего экономики Великобритании. В заголовке «Changing Economic Times that May Finally End Britain's Age of Austerity» [6] содержится целый ряд указателей, которые не могут не вызвать если не тревогу, то сомнения в политике, проводимой главным образом консерваторами, при том, что в данном случае речь идет о коалиционном правительстве. Таким образом, уже заголовок приводит читателя в состояние когнитивного диссонанса,
когда уверенность в будущем подвергается сомнению. Заголовок ставит перед читателем на первый взгляд трудно разрешимую концептуальную задачу: с одной стороны, это определенная размытость смысла словосочетания changing economic times, что может формировать у читателя разноплановое или даже противоречащее здравому смыслу понимание того, что же на самом деле является стержнем высказывания, принимая во внимание общую направленность газеты. Заголовок содержит модальный глагол may, который предполагает возможность улучшения экономической ситуации в стране. Использование в заголовке наречия finally подводит читателя, при всей недосказанности заголовка в целом, к мысли о радужных возможностях развития экономики при новом консервативном правительстве. Эта недосказанность может быть интерпретирована как аллюзия к экономической политике противника, а именно лейбористов. Наличие в тексте заголовка словосочетания age of austerity, т. е. лишения, жестокая экономия, не может не быть воспринято как рефлексия на тему о состоянии экономики, которое является следствием пребывания лейбористов у власти (1997-2010). Лексическая единица austerity несет в себе много негативного смысла. По существу это означает demolition of welfare state.
Таким образом, уже заголовок выстраивает через тонко и умело подобранную систему лексических единиц взгляд консервативной партии на возможное улучшение экономической ситуации на фоне тяжелых последствий пребывания лейбористов у власти. Подбор лексических единиц changing, may, finally в противовес концептуальной метафоре age of austerity формирует представление читателя о нацеленности статьи, т. е. о возможности экономического улучшения положения страны.
В тексте статьи ясно прослеживается когнитивный диссонанс с помощью фразы The economy is on course for another year of strong growth and low inflation, причем следует иметь в виду, что рост экономики и низкая инфляция являются решающими факторами экономического успеха. При этом, в конце первого абзаца содержится риторический вопрос, в который удивительным образом включены разнонаправленные лексические единицы. С одной стороны, вопреки заголовку присутствует утверждение о звездном подъеме экономики (stellar growth), а с другой - сомнение в возможности Великобритании выбраться из финансовой дыры (fiscal hole). Таким образом, уже в первом абзаце присутствуют признаки, способствующие созданию
когнитивного диссонанса в сознании читателя, которые дальше прослеживаются на протяжении всей статьи. Далее мы читаем о некоторой потере темпов роста (growth lost some momentum), однако ожидается поступление больших финансовых средств (higher spending), несмотря на снижение цен на нефть (falling oil prices). Статья говорит о быстром росте потребления (this enabled a consumption to grow strongly). Хотя в следующем же абзаце употребляется художественный прием литоты (the forecast is not without its risks), что снижает радужность перспектив, причем в данном случае литота играет важную роль в желании умозрительно уменьшить вероятность рисков. Для создания положительного видения будущего в противовес очевидным негативным факторам очень важны в статье эмоционально окрашенные прилагательные (robust, strong growth, at a robust pace). Таким образом, очевидна противоречивость, с которой автор представляет ситуацию. По мнению Ю. М. Лотмана, при имманентной замкнутости текста в нем развиваются «структурно-контрастные подтексты» [2, с. 86]. Для нас в этом словосочетании представляется особенно важным указание на контрастность, что по существу и формирует когнитивный диссонанс у читателя.
Восприятие читателем информации, как известно, происходит не совсем в плоскости текста, в его линейном понимании, а по мере его развертывания и с распределением внимания на одни или другие его элементы. Эмоционально выделенные элементы направлены на рефлексию по поводу трудностей, которые являются, по мнению газеты, следствием ошибочных действий правительств предыдущего десятилетия, но частично они также предупреждают о возможных трудностях на путях действия будущего консервативного правительства. Так, безусловно, как заголовок абзаца «Austerity», так и его использование в первом абзаце отсылает читателя к прошлому и возможному будущему в случае прихода лейбористов к власти (UK households would have endured more than a decade of austerity)
Наряду с этим, это же существительное повторяется в тексте еще один раз при ярком использовании метафоры (to tear up the austerity agenda), что возможно сделать, по мнению газеты, лишь при консерваторах. Вместе с тем нельзя не отметить вкрапление в текст возможных векторов развития экономики в противовес другим, что строится на антитезе, которая прослеживается на примере многочисленных противопоставлений и, в частности, на употреблении такой яркой
эмоционально окрашенной фразеологической единицы, как belt-tightening в сочетании с фразовым глаголом to tear up, который несет в себе значение резкости, решительности. Газета предупреждает читателя о наличии структурного дефицита в экономике, так как вопрос о дополнительном финансировании населения остается даже тогда, когда экономика достигнет приемлемого уровня, приписывая это также длительному пребыванию у власти лейбористов.
Когнитивный диссонанс создается не только с помощью лексических единиц, но и с помощью грамматических, особенно синтаксических структур, например с помощью повтора. Так, глагол to implement повторяется в статье шесть раз, причем необходимо отметить, что сочетания, в которых он употребляется, строго зависят от ближайшего контекста. Так, например, критикуя лейбористов, автор употребляет сочетания, несущие негативный оттенок (to implement cuts, to implement extra expenses). Диссонирующее сочетание to implement changes, которое используется в конце статьи, звучит обнадеживающе при изменении политической ситуации в случае победы консерваторов на выборах.
Графически выделенное существительное austerity (а также то, что это слово является последним в заголовке, а следовательно несет на себе основное значение всей фразы), при том, что оно неоднократно используется на протяжении всей статьи, как и значительное количество лексики с негативным значением, часто имеющей угрожающий характер, создает у читателей ощущение когнитивного диссонанса, когда на фоне предстоящих выборов избирателю придется сделать выбор между улучшением своего благосостояния и неизвестностью.
Примечательно, что в отличающейся либеральными взглядами газете от того же числа редакционная статья отмечает, что планы министра финансов консервативного правительства, если они будут реализованы, приведут к еще большей чем в любой другой стране напряженности в экономике. Здесь также употребляется существительное austerity, что нельзя не сопоставить с первым рассмотренным заголовком при разных акцентах, которые газеты делают в отношении своих идеологических установок.
Таким образом, в рассмотренной нами статье автор использует самые различные лингвистические средства, создавая у читателя чувство неопределенности с помощью хорошо выверенной техники. Автор
манипулирует средствами языка, в результате чего читатель оказывается в двойном капкане, по выражению антрополога Дж. Бейтсона [4, с. 94]. По существу, в статье содержится двойное послание: критика лейбористов и возможность улучшения экономического положения в стране в случае прихода к власти консерваторов. Читатель испытывает эмоциональное смятение на фоне концептуального диссонанса, но автор пытается донести до него надежды при возможной победе консерваторов на выборах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство,1986. -445 с.
2. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста. - Таллинн : Александра, 1992. - 240 с.
3. Цветаева М. И. Избранные сочинения: в 2 т. - Т. 2. Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе. - М. : Литература, 1999. - 653 с.
4. Bateson G. Mind and Nature, a Necessary Unity. - L. : Hampton Press, 1979. -176 p.
5. Dijk, T. A., van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. - L. : Abebooks, 2006. - 210 p.
6. Hope C. Changing Economic Times that May Finally End Britain's Age of Austerity // The Daily Telegraph. - 05.02.2015. - P. 3.
7. Festinger Leon (Ed.). Conflict, Decision and Dissonance. - Vol. 3. - Stanford University Press, 1964. - 140 p.
8. Turner J. C. Towards a Cognitive Redefinition of the Social Group // H. Tajfel (Ed). Social Identity and Intergroup Relations. - Cambridge : Cambridge Univ. Press. - 252 р.