Актуализация изучения инноваций и инновационной культуры в философии
ББК 87.25
Т.Ф. Кряклина, С.В. Реттих Актуализация изучения инноваций и инновационной культуры в философии
T.F. Kryaklina, S.V. Rettikh
Updating of the Study on Innovations
and Innovation Culture in Philosophy
В статье предложено актуализировать рассмотрение инноваций с точки зрения философского похода. Авторы излагают собственную концепцию анализа инновационной культуры.
Ключевые слова: инновации, инновационная культура, устойчивость, развитие.
In the article it is proposed to actualize the examination of innovations from the philosophical point of view. The authors propose its own concept of the analysis of innovation culture.
Key words: innovations, innovation culture, stability, development.
Новый взгляд на процессы общественной трансформации в 90-е гг. ХХ в. с учетом широкой холистической перспективы развития обусловил внимание к ранее малоисследованному культурному фактору -инновациям.
Устойчивость общественного развития сегодня непосредственно связывается с культурой. В документах и решениях ЮНЕСКО подчеркивается, что между сообществами и культурой в целом должны существовать отношения, которые бы характеризовались «прививкой» понятий «развитие» и «устойчивость», раскрывается содержание видов деятельности в области культуры, поддержка которых может реформировать стратегии развития в XXI столетии. Современное понимание устойчивого развития расширило его рамки от первоначальной экономической до сложной и диалектичной системы в целом, включающей экологические, социально-экономические и социо-гуманитарные компоненты. Поскольку человеческая цивилизация находится в состоянии перехода к новой эпохе, характеризующейся радикальным изменением целей, направлений и содержания различных сфер человеческой деятельности, сохранение культурных кодов, преемственности в развитии культуры приобретает актуальное значение.
Первое десятилетие XXI в. представляет собой своеобразный перелом в развитии социума, культуры, человека. Социокультурная ситуация в России и мире определяется многими проблемными вопросами, связанными прежде всего с модернизацией человеческой деятельности. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как изменение межкультурной коммуникации, внедрение в производство новых информационных технологий, рост высокотехнологичных товаров, инноватика
в образовании становятся логическим следствием развития социума на основе инновационных изменений.
Инновация является не только одним из факторов развития культуры, но прежде всего сложным социокультурным феноменом современной реальности. Провоцируемые инновациями изменения в системе общественных связей и производстве, отдельных структурах общества, а также вызываемый ими резонанс в культуре требуют теоретического осмысления и свидетельствуют об открытости инновационной проблематики. Характер влияния инноваций на культуру многозначен. Ситуация настоятельно требует научной рефлексии этой действительности и ее достаточно широких преломлений. Это объясняет рост числа научных работ, не только посвященных вопросам формирования инноваций, но и выводящих проблему нововведений из экономико-технологической среды на общесоциальный уровень культуры. Поиск фундаментальных оснований, дающих трансфертный эффект инноваций в культуре, в этой связи является одной из наиболее актуальных научных проблем.
Негативные стороны научно-технического прогресса, поиск способов их преодоления предопределили пересмотр ряда теоретических положений о характере взаимосвязи инновации и культуры. Поиски путей разрешения данной проблемы, альтернативные методологии получения теоретических и практических знаний, эклектика и субъективные критерии отбора инноваций в разных науках привели к серьезному отличию полученных результатов и размежеванию принципов построения познавательных систем.
Технологии внедрения инноваций привлекают внимание исследователей, практиков, широкого круга
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества. Так, по мнению ряда исследователей, отношение к новому, так называемый инновативный подход, является составляющей культуры любого социума, имеет исторические корни, с течением времени видоизменяясь (И. Кон [1, с. 86], Т. Шанин [2, с. 30], Е. Шацкий [3, с. 50]). Можно предположить, что в современной культуре индивида и общества существуют разные образующие ее элементы: традиции, социально-конформная привязанность, рациональность. Культурные основания дис-позиционной связи с индивидуальными интересами и потребностями индивида многообразны и могут быть исследованы по различным направлениям. Культура может управлять лишь некоторыми параметрами, формирующими индивидуализированную диспозицию личности. Вычленять в чистом виде данный параметр невозможно, однако можно обозначить общность и конкретные формы ее проявления.
Сегодня существует проблема, которая обусловлена противоречием между необходимостью формирования в условиях трансформирующегося российского общества инновационной культуры и отсутствием целостной, детально разработанной концепции такой культуры в современной отечественной философии. В то же время социокультурная проблематика новаций и нововведений частично отражена во многих областях знаний, так или иначе изучающих инновации, -в культурологии, философии, социологии, педагогике, менеджменте и др. Современная интерпретация инноваций в философском контексте предполагает выделение и анализ самого понятия инновационной культуры.
Инновационная культура понимается в большинстве исследований не как организация единства многообразия, обеспечивающего взаимодействие разных культурных традиций, а как унификация культурных
моделей по американскому и западноевропейскому образцам. В условиях формирования новых и модернизации ранее сложившихся социальных институтов большинство вопросов, связанных с повседневной жизнью конкретных граждан, организаций и коллективов, могут и должны оперативно и эффективно решаться, прежде всего, на уровнях социума (общества), управления (как процесса сознательного воздействия на него) и образования (обеспечивающего трансляцию культуры и подготовку необходимого типа личности). В связи с этим актуализируется проблема формирования на вышеназванных уровнях социальных организаций и институтов инновационной культуры особого типа, основанной на интеграции исторически сложившихся, проверенных временем традиций и современных, высокоэффективных социальных технологий, меняющих способы взаимодействия людей и виды их деятельности.
В XXI в. важно определить место и роль инновационной культуры в социокультурном совершенствовании общества, обозначить стратегические направления развития социума. Возрастание роли инновационной культуры в качестве фундаментального фактора развития общества ставит на повестку дня вопрос о выработке единых подходов к ее оценке, формированию и функционированию. Инновационная культура как социокультурный ресурс развития общества в философии исследована явно недостаточно, и есть некоторые резервы в изучении этой проблематики. Следовательно, изучение инновационной культуры в современной реальности, помимо прикладной научной значимости в таких сферах, как управление, экономика, образование, актуализирует рассмотрение инновационной культуры в философском контексте, который сможет раскрыть глубинные взаимосвязи инноваций и современной культуры и их влияние на поступательное развитие общества.
Библиографический список
1. Кон И.С., Шалин Д.Н. Дж. Г. Мид и проблема челове- 3. Шацкий Е. Утопия и традиции : пер. с польск. / под
ческого Я // Вопросы философии. - 1969. - №12. ред. В.А. Чаликовой. - М., 1990.
2. Шанин Т. Великий незнакомец : пер. с англ. / сост.
Т. Шанин ; под ред. А.В. Гордога. - М., 2009.