Научная статья на тему 'Актуализация интерактивных практик в современном образовательном процессе на примере преподавания управленческих дисциплин'

Актуализация интерактивных практик в современном образовательном процессе на примере преподавания управленческих дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЦЕСС ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катаева В. И.

В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности системы государственного и муниципального управления, которая напрямую зависит от качества подготовки будущих управленцев. В настоящее время все большее значение приобретают такие процессуальные и социально-психологические функции управления, как мотивация, коммуникативность и делегирование полномочий. Это требование обусловлено и устойчивыми внешними тенденциями по применению способов организации современных управленческих процессов, опирающихся на закономерности мышления полного спектра, закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация интерактивных практик в современном образовательном процессе на примере преподавания управленческих дисциплин»

В.И. Катаева

канд. социол. наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, Москва

V.I. Kataeva,

PhD on Sociology, Associate Professor, Department of Management and Public Administration, Russian State Social University, Moscow

Email: [email protected]

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

The actualization of interactive tools in the modern educational process on the example of teaching of management disciplines

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о повышении эффективности системы государственного и муниципального управления, которая напрямую зависит от качества подготовки будущих управленцев. В настоящее время все большее значение приобретают такие процессуальные и социально-психологические функции управления, как мотивация, коммуникативность и делегирование полномочий. Это требование обусловлено и устойчивыми внешними тенденциями по применению способов организации современных управленческих процессов, опирающихся на закономерности мышления полного спектра, закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т.д.

Ключевые слова: процессуальные и социально-психологические функции, коммуникация, мотивация, процесс делегирования полномочий, проектный подход, качественные методы анализа

Annotation: the article discusses the issue of improving the effectiveness of the system of state and municipal management depending on the quality of future managers' training. Today there is an increasing importance of procedural and socio-psychological functions, such as communication, motivation, process of authority delegation. This requirement is due to a stable external trends on the application of modern methods of management processes organization, based on the patterns of the full range thinking, patterns of interpersonal relations, group dynamics, etc.

Key words: procedural and socio-psychological functions, communication, motivation, delegating authority, project approach, qualitative methods of analysis.

Современное общество находится на переходе от информационной цивилизации к цивилизации интеллекта. Эта нарождающаяся цивилизация формирует новый вид собственности - интеллектуальную. Сегодня она составляет более 50% в совокупном общественном продукте в разных странах. Она породила носителей этой собственности - творчески самодеятельных людей, новые формы их социальной организации, способные включить в управление устойчивым развитием созидательную энергию многих людей на основе разума. В связи с этим решение вопроса о повышении эффективности системы государственного и муниципального управления напрямую зависит от качества подготовки будущих управленцев.

В процессе исторического развития познавательная деятельность людей претерпела глубокие изменения. Из управленческого элемента, вплетенного в повседневную жизнь человека, она превратилась в особую отрасль профессиональной деятельности. Например, научное познание (наука) -особый вид познавательной деятельности направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Как самостоятельная отрасль профессиональной деятельности, она оформилась в конце XII - начале XIII в. В Европе в это время создавались первые научные общества, начали издаваться научные журналы, что, несомненно, способствовало развитию науки.

Предмет научного познания - природа, общество и мышление. Оно отражает мир в понятиях, категориях, законах, истинность которых доказывается общественной практикой. Характерная черта научного познания заключается в абсолютной обоснованности знаний, неприятии положений на веру, в опоре только на факты [8, с.62-63].

Наряду с этой точкой зрения интенсивно развивается и другое направление. Его основателем считают М. Поланьи, который в 1966 г. ввел понятия «явное» и «неявное» знание, предположив, что мы можем знать больше, чем мы говорим. Наше знание - это не просто то, до чего мы дошли

106

своим умом или взяли из учебников. Оно включает то, что вообще узнало наше тело, действуя в окружающем мире, нашу интуицию, неуловимое взаимодействие руки и глаза, которое ведет нас к мастерству. Явное знание содержится в документах, инструкциях, графиках и в любом другом виде, который позволяет хранить его и передавать. Неявное знание индивидуально и обусловлено контекстом. Оно включает в себя предчувствие, которое говорит нам, купит клиент этот продукт или нет, сложный перебор и учет многих переменных, который дает ощущение того, что процесс может пойти неправильно. Поланьи предполагает, что неявное знание обычно обширнее явного знания [2, С. 181-182].

Но основе новых концепций в управлении и психологии управления студенты и магистранты должны осваивать в процессе обучения новые управленческие функции, такие как социальное конструирование, управление знаниями. Это требование обусловлено и устойчивыми внешними тенденциями по применению способов организации современных управленческих процессов, опирающихся на закономерности мышления полного спектра, закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т.д.

Инновационная функция «управления знаниями» в системе высшего образования включает: аккумуляцию интеллектуального капитала; выявление, накопление и распространение информации и опыта; создание предпосылок для распространения и передачи знаний. При этом надо учитывать, что знания сегодня динамичны, многослойны и разнообразны. Процесс передачи знаний, формирования умений и навыков, благодаря информационной революции, осуществляется в высоком скоростном режиме на основе принципов нелинейной динамики2.

Существенный вклад в концептуальное обоснование функции «управление знаниями» внесли японские теоретики-практики Икухиро Нонако и Хиротака Такеути в 1995 г, опубликовав книгу «Компания, создающая

2 Нелинейная динамика/ синергетика

знания». Они считают, что явное и неявное знание работают вместе; они взаимодействуют и взаимозаменяются в процессе нашей творческой деятельности, преобразуются одно в другое под воздействием социальных факторов. Авторы этой концепции разработали модель «создания организационного знания (organizational knowledge creation)», состоящую из пяти фаз. Знание, ставшее инновацией внутри организации, может послужить толчком для возникновения новых идей в других ее частях или стимулировать интерес и создание нового знания среди поставщиков, партнеров или клиентов организации. Процесс создания знания, таким образом, продолжается бесконечно, выйдя за рамки самого проекта в окружающую среду [2, С. 188-191].

Примером тому может служить процесс распространения Интернет сетей по всему миру. Поисковая система Google отвечает на 1800 вопросов ежесекундно - 150 млн. ежедневно - осуществляя поиск среди документов. Хотя несколько лет назад такие системы существовали лишь в мечтах. Тим Бернерс-Ли, отец Интернета, уже планирует дальнейшие шаги. Он называет их созданием «семантической сети» (Semantic Web) [11].

Для освоения этой функции необходимо совершенствовать систему подготовки студентов и магистрантов высших учебных заведений. Необходимо активно вводить интенсивные интерактивные технологии обучения и проектное образование, в частности, в основу индивидуальной и групповой подготовки студентов и магистрантов.

Современная методика подготовки должна быть мобильной в плане обновления базы знаний с учетом происходящих в обществе изменений. Поэтому учебно-методическая база помимо стандартизированных учебников и учебных пособий должна содержать сборники конкретных ситуаций, хрестоматии, проектные задания, интеллект-карты. Это будет способствовать развитию творческого мышления, поисковой образовательной способности, способности к социальному конструированию [7, С. 59].

Обязательно включение в учебный процесс тренингов, симуляций, деловых игр, компьютерного моделирования ситуаций с выходом на конкретный результат - проект. Это требует применения соответствующих технологий в обучении. Под технологией обучения здесь, понимается «такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер» [12, 14].

В современной системе преподавания дисциплин гуманитарного цикла эффективен проектный образовательный процесс. Он позволяет включить студентов в конкретный проект. В процессе проектного образования у студентов формируется портфель компетенций. В реальной проектной работе формируются профессионально важные качества личности специалиста. Этот вид организации образовательного процесса позволяет «заложить» в студента модель менеджера первичного и среднего уровня, но и смоделировать набор компетенций для топ-менеджеров. Это касается, прежде всего, специальных компетенций, связанных с организацией управления в целом:

• выявления потребностей, интересов и ценностей;

• формализация видения и миссии организации;

• постановка целей и задач как стратегической, так и текущей деятельности с учетом факторов внешней и внутренней среды;

• определение стратегии;

• моделирование и прогнозирование деятельности;

• организация работ по достижению целей;

• управление персоналом и шире - человеческими ресурсами;

• разработка внешних связей на уровне внутриведомственного, межведомственного и межсекторного взаимодействия;

• самоорганизация и саморазвитие и др.

В рамках ряда управленческих дисциплин целесообразно проводить занятия в проектном режиме. С первого занятия студенты делятся на проектные группы. Каждой группе дается задание разработать комплексное управленческое решение в форме проекта. Тема сообщается преподавателем. Она основана на конкретной ситуации, которую студентам предлагается изучить, собрать нужную информацию и разработать предложения по ее разрешению. Поскольку у студентов навыки работы в группе не сформированы, даются знания и отрабатываются навыки командной работы. Для сопровождения данной работы студентам предлагается методическое пособие (Пособие) по разработке проекта как комплексного управленческого решения. В Пособии помимо теоретических выкладок предлагается ряд конкретных примеров по применению аналитических методов и иных методов по разработке проекта [6, С. 146-159].

Например, для анализа значимого окружения внешней среды предлагается подробное описание технологической цепочки по применению метода анализа значимого окружения3

Метод "Анализа значимого окружения" (схема 1) направлен на выявление наиболее значимых партнеров и оппонентов отдельного человека (социальной группы, организации, микросоциума) во внешней среде4. Членам проектной группы предлагается осуществить следующие шаги: 1) на чистом листе бумаги нарисовать (изобразить схематически) все субъекты внешней среды, оказывающие положительное или негативное влияние; 2) выстроить их в "круги", "квадраты" разной величины, причем величина круга или квадрата зависит от важности и значимости субъекта для членов группы, как это сделано на схеме 1, в каждом круге или квадрате отметить значками плюс или минус, что означает качество воздействия на субъект.

3 Метод «Анализ значимого окружения» в англ. варианте «81акеЬоИеге'Апа1уз1з».

4 Катаева В.И. Креативный менеджер: стратегия успеха. М.: РУСАКИ, 2003. 287 с.

Схема 1. Анализ значимого окружения

Этот метод позволяет не только включиться в осмысление объектов взаимодействия во внешней среде, выделяя доминирующие, но и определить для себя тех оппонентов, которые мешают продвигаться по пути достижения цели с наименьшими потерями; 3) определить, что хочет получить группа от конкретного объекта во внешней среде; 4) выбрать не более двух значимых оппонентов в настоящий момент и сформулировать проблему перевода их в разряд партнеров; 5) наметить пути и средства достижения этой конкретной цели. Определение партнеров и оппонентов во внешней среде с использованием данной методики дает группе реальную картину взаимодействия или его отсутствия.

При выполнении задания проектная группа может указывать как физические, так и юридические лица, стараясь быть предельно точной. Проходящий параллельно процесс ранжирования позволяет группе визуально

определить те объекты взаимодействия или противостояния, на которые нужно обратить внимание в первую очередь.

Приведем еще один пример «упаковки» аналитической информации по внутренней и внешней среде исследуемого объекта в рамках проекта (6). В данном примере представлен анализ внутренней и внешней среды организации, на основе которого осуществляется выбор оптимальных для проекта вариантов решений проблем /ы [6, С. 146-159]. При декомпозиции внутренней среды мы опираемся на структуру анализа, предложенную В.Д. Голиковым и В.С. Бабинцевым [1].

Анализ внутренней среды. Детский сад (комбинированного вида) №К

находится по адресу: _. Учредитель учреждения - N.

Вышестоящий орган управления - N

Образование персонала

18%

Учреждение работает по пятидневной рабочей неделе с 12-ти часовым пребыванием детей с 07.00 до 19.00 часов и с круглогодичным календарным временем посещения. В учреждении сформировано четыре группы: младшая группа (массовая, общая) - 25 чел.; средняя группа (ортопедическая) - 13 чел.; старшая группа (ортопедическая) - 14 чел. и подготовительная группа (ортопедическая) - 15 чел.

Штат организации включает следующие ставки: директор, восемь воспитателей, старший воспитатель (методист), четыре помощника воспитателя, повар, сторож, завхоз, кастелянша, рабочий по зданию,

физкультурный работник, психолог, медицинская сестра, логопед и музыкальный работник. В основном все сотрудники имеют профильное образование за исключением руководителя.

Общее количество работников: 23 человека. Низкая текучесть кадров (в течение года состав не менялся).

Организация управления. Учредитель осуществляет контроль над образовательной, финансовой и хозяйственной деятельностью учреждения, утверждает устав учреждения, изменения и дополнения, вносимые в устав, принимает решения о ликвидации или реорганизации. Общее руководство учреждением осуществляет Совет педагогов. Непосредственное управление учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий. Он /а действует в соответствии с Уставом учреждения, не является финансово-самостоятельным .

Новую информацию, распоряжения и указы заведующий учреждения доносит до сотрудников в устной форме. Также новая информация распространяется и обсуждается на собраниях и советах педагогов.

Заведующая выполняет функции организации, оперативного планирования и контроля.

Финансы и учет. Учреждение осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в строгом соответствии с законодательством РФ. Всё имущество учреждения находится в государственной собственности. Отражается в самостоятельном балансе и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника осуществляет Департамент имущества г. N.

Источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются:

1. Средства бюджета на основе нормативного финансирования из расчета на одного воспитанника 71490 руб./год. Сейчас в учреждении воспитывается 67 детей. Итого 4789830 рублей в год. Вторым источником финансирования является плата родителей (законных представителей) за содержание детей. Она составляет 1100 руб./мес. за воспитанника. Итого 73700 руб./месс. за 67 детей и 884400 руб./год. Организация также получает добровольные пожертвования и целевые взносы от физических и юридических лиц. Имеются и другие источники в соответствии с законодательством РФ. Заёмных средств в данном учреждении нет.

Средства из бюджета идут на оплату коммунальных услуг, оплату обслуживания холодильников, выплату заработной платы сотрудникам, премии, повышение квалификации.

Плата родителей идет на нужды учреждения, т.е. на оплату подписки на журналы, книги, покупку школьных письменных принадлежностей, чистящих, моющих средств, смену постельного белья и.т.д.

Деятельность учреждения является нерентабельной, поскольку на показатель рентабельности влияет количество воспитанников. Чем больше воспитанников, тем выше рентабельность. А поскольку данное учреждение -специализированное, то три из четырех групп - ортопедические, т.е. на половину меньше обычных.

Прибыль планируется исходя из запросов учреждения и из суммы денег, полученных от родителей воспитанников.

16%

А

84%

1 ^ И бюджет

■ деньги родителей

Маркетинг. Клиентами учреждения являются родители с детьми от 8 месяцев до 6 лет. Они получают следующие услуги: воспитание, обучение, обеспечение безопасности, питание и социальную реабилитацию. Цена услуги для клиента составляет 1100 руб./ мес. Услуга оказывается 5 дней в неделю с 7:00 до 19:00. В данном районе всего три детских сада, соответственно их доля на рынке распределяется следующим образом: 39% - ДОУ №1, 32% - ДОУ №2, 24% - ДОУ №3 и 5% - услуги няни, детские сады за пределами района.

доля на рынке

24%

39%

пДОУ№1 пДОУ№2 пДОУ№3 и няни, др. услуги

32%

У данного учреждения хорошая репутация. Это обусловлено ортопедической специализацией (массаж, занятия с логопедом, с психологом, специальная гимнастика). Но количество мест ограничено нормами и

площадью помещения. ДОУ не проводит мероприятий по стимулированию сбыта.

Организационная культура. Нормы организационной культуры прописаны в режиме дня и в учебном плане. В учреждении соблюдаются определенные традиции:

в учреждении проводятся детские утренники; помещение учреждения каждый год украшают к Новому году; проводятся сезонные выставки детских работ; на масленицу пекутся блины для сотрудников и воспитанников. Человеческие ресурсы. В учреждении систематично ведется работа по повышению квалификации сотрудников. Один раз в пять лет каждый воспитатель должен подтвердить свой разряд. Подтверждение складывается из посещения курсов повышения квалификации, подготовки папки с проектом-исследованием, проведения открытого занятия. Педагоги систематически посещают курсы повышения квалификации (для освоения новых методик), логопедические и ортопедические курсы.

Обсуждение и оценка деятельности сотрудников происходит на совещаниях и педагогических советах. Соблюдается соответствие сотрудников следующим требованиям: среднее специальное или высшее образование, компетентность, профессиональные навыки общения с детьми, ответственность и работоспособность. В организации существует система премирования. Премии воспитателям выдают 2 раза в год. Её размер зависит от опыта работы сотрудника. Размер премии устанавливается и спускается в учреждение Департаментом образования.

Производство. Учреждение производит следующий набор услуг: воспитание, обучение, питание, обеспечение безопасности, социальная реабилитация.

Обеспеченность материалами:

Продукты с продуктовой базы привозят ежедневно по графику.

Письменные принадлежности и канцелярские товары приобретаются на деньги родителей.

Чистящие средства, средства для уборки и гигиенические средства покупаются ежемесячно.

Постельное бельё обновляется ежегодно. Оборудование:

Холодильники, плиты и другие кухонные приборы Посуда

Мебель для игровых комнат Мебель для спальни Массажный стол (2 шт) Контроль качества:

открытые занятия (присутствует методист и заведующий) проверка учебных планов воспитателей курсы повышения квалификации

регулярные проверки различными инспекциями (из департамента образования, из санэпидслужбы). Анализ внешней среды.

1) Микросреда: Конкуренты:

Детский сад 1 (9 групп) г. N ул. 9 мая, д. 16

Детский сад 2 (6 групп) г. N ул. Майская, 5а, стр. 1

Частные няни - стоимость от 75р/час

Поставщики товаров и услуг:

Воспитатели

Плодоовощная база

Бассейн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клиенты:

Родители

2) Макросреда

Социально-демографическая и экономическая ситуация. Население района - 12 тыс. чел., из них 7,1 тыс. - люди трудоспособного возраста. Жилищный фонд составляет 193 тыс. кв. метров.

Инфраструктура. В районе работают поликлиника со стационаром и амбулаторией, 3 общеобразовательных школы, 4 детских сада; к услугам жителей района 7 продовольственных и один промтоварный магазин, аптека, 2 музыкальные школы, стадион, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном.

К 2016 г. в г. N построено 200 новых детских садов и отреставрировано 100 старых. Это помогло 10 тыс. семей пристроить своего ребенка в ДУ, не потеряв работу.

Детские ДУ отличаются широким спектром услуг. Работают они по гибкому графику. Существуют группы кратковременного пребывания (3-4 часа, 12-14 часов) и круглосуточные.

Разнообразна форма собственности ДОУ (государственная, муниципальная, частная, смешанная формы собственности и форма потребительской кооперации).

Политическая ситуация. Для обеспечения прав граждан на получение дошкольного образования Минобразованием России, органами управления образованием субъектов РФ принимаются меры, направленные на сохранение и развитие сети ДОУ:

Ведется строительство новых ДОУ.

Получают развитие новые вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей, надомное обучение и воспитание дошкольников с отклонениями в развитии и др.

Совершенствуются механизмы финансирования ДОУ.

Запущен новый механизм - материальная поддержка с федерального уровня семей, имеющих детей дошкольного возраста.

- Регистрация ДОУ в статусе автономного учреждения.

Налогообложение. Учреждение, согласно Уставу освобождается от уплаты всех налогов, в том числе платы за землю.

Законодательство. ДОУ №N руководствуется в своей деятельности следующими нормативно-правовыми актами [3, 10, 15, 16, 17]: Конституция РФ ст. 43 Закон «Об образовании» ст. 5, 18 Закон города N «Об общем образовании» Бюджетный кодекс РФ

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. SWOT-анализ учреждения проведен в два этапа. На первом этапе выявлены сильные и слабые характеристики внутренней среды организации и возможности и угрозы ее внешней среды. Сильные стороны:

персонал (73% имеют высшее образование)

устойчивый кадровый состав

полная укомплектованность штата

управленческий опыт заведующей (10 лет)

строгое соблюдение деловой этики

широкий спектр услуг

группы малой комплектации (15 человек)

2 2 оснащенность учреждения: помещение (1431,9 м ), территория (7473 м ),

материально-техническое обеспечение (орг.техника, мебель)

наличие системы подготовки, переподготовки и повышения

квалификации персонала

Слабые стороны:

Персонал (45%, из них 18% - имеют лишь среднее образование) Заведующая не имеет управленческого образования Нерентабельность деятельности

Ограниченное предложение услуг со стороны учреждения

Отсутствие маркетинговых исследований по выявлению потребностей и стимулированию сбыта

Неэффективная система мотивации персонала (например, размер заработной платы не зависит от эффективности работы) Дефицит материальных запасов Низкий уровень оплаты труда

Фиксированное государственное финансирование (по результатам работы)

Неформализированная деловая этика Возможности:

Наличие целевых федеральных и региональных программ: Наличие фондов (государственных и частных), финансирующих дошкольное образование

- Региональный благотворительный общественный фонд содействия дошкольному образованию

- программа «Газпром - детям»

Наличие вузов и учебных центров, обеспечивающих возможность непрерывного образования

Устойчивый спрос на дополнительные услуги (ночное и временное пребывание, группы выходного дня, дополнительные занятия с логопедом) Появление новых потребностей

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (что позволяет перейти к более эффективной форме управления) Бюджетное финансирование Угрозы:

Конкуренция в районе в связи с открытием двух детских садов

Отзыв лицензии на ортопедию

Ухудшение репутации

Резкое увеличение инфляции

Неблагоприятные демографические изменения

Лишение учреждения права пользоваться услугами бассейна На втором этапе составлена на основании выявленных характеристик матрица. В силовых полях матрицы SWOT прописаны возможные стратегии проекта.

Стратегии в силовых полях матрицы SWOT

Возможности Угрозы

Сила повышение квалификации и переподготовка работников; открытие новой группы освоение матричной структуры для реализации проектов ремонт помещения Введения новых услуг Использование новейших методик в области ортопедии Заключение нового договора с бассейном

Сила разработка методических пособий и их издание проведение маркетингового исследования для выявления потребностей клиентов (в том числе потенциальных) введение системы нематериального стимулирования персонала (грамоты, доска почета) Обращение в РОБФ содействия дошкольному образованию для получения дополнительных финансовых средств Открытие новой группы Переход в статус автономного учреждения увеличение платы за услуги поиск новых поставщиков введение дифференцированной платы

Работа со студентами и магистрантами в проектном режиме на протяжении многих лет показала, что проектное обучение развивает у них способности к критическому мышлению, анализу, поиску и использованию различных образовательных технологий для решения практических проблем.

Список литературы

1. Бабинцев В.С. Менеджмент и стратегическое управление. М. Изд-во МГТУ, 1998.

2. Баркер Ал. Алхимия инноваций. М.: ООО «Вершина», 2004.

3. Бюджетный кодекс РФ. http://vladrieltor.ru/budgetkodeks

4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие. Издательство: Речь, 2005 г. 320 с.

5. Драйден Г., Восс Дж. Революция в обучении. Москва, ПАРВИНЭ, 2003. С. 158.

6. Катаева В.И. Социальное проектирование в муниципальных образованиях. Москва, ГУ "Научно-методический центр социально-воспитательной работы", 2009. 178 с.

7. Катаева В.И. Креативный менеджер: стратегия успеха. М.: РУСАКИ, 2003. 287 с.

8. Катаева В.И. Принятие и исполнение государственных решений. Учебно-методическое пособие. Москва, РГСУ. 2012.79 с.

9. Конституция РФ. http://www.garant.ru/doc/constitution/

10. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80146/

11. Порт Отис. Следующая сеть (Otis Port, The next Web), статья в газете Business Week, 4 марта 2002 г.

12. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. М: ТЦ Сфера, 2007. 128 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. 1998. 256

с.

14. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в Высшей школе: учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-437с.

15. Федеральный закон РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

16. Федеральный закон РФ от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011) «Об автономных учреждениях».

17. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

18. P. Drucker. Managing in a Time of Great Change. Butterworth-Heineman, 1995.

19. Gordon Dryden, World Book Encyclopedia International Achievers'Conference, Barcelona, Spain, August 1996.

20. Rose C. Accelerated Learning, Accelerated Learning Systems, Aston Clinton, Bucks, England.

References

1. Babintsev V.S. Menegment i strategicheskoe upravlenie. Moskva. Izd-vo MGTU, 1998.

2. Barker A. Alhkimia innovatsiy. Moskva, ООО «Vershina», 2004.

3. The Budget Code of the Russian Federation. http://vladrieltor.ru/budgetkodeks

4. Golovanova N.F. Obshaya pedagogika. Izd-vo Rech, 2005 г. 320 s.

5. Kataeva V.I. Sotsialnoe proektirovanie v munitsipalnikh obrazovaniyakh. Moskva, GU "Nauchno-metodicheskiy zentr socialno-vospitatelnoy raboti", 2009. 178 s.

6. Kataeva V.l. Kreativniy maneger: strategia uspekha. Moskva, RUSAKI, 2003. 287 s.

7. Kataeva V. I. Acceptance and execution of state decisions. Educational-methodical manual. Moscow, Russian state social University. 2012.79 S.

8. The Constitution of the Russian Federation. http://www.garant. ru/doc/constitution/

9. The decree of the RF Government dated 12.09.2008 No. 666 "About the statement of Typical position about preschool educational institution". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80146/

10. Port O. Sleduychaya set (Otis Port, The next Web), Business Week, 4 marta 2002 g.

11. Salnikova T.P. Pedagogicheskie tekhnologii. Moskva, TZ Sphera, 2007.

128 s.

12. Selevko G.K. Sovremennie obrazovatelnie tekhnologii. 1998. 256 s.

13. Chernilevskiy D.V. Didakticheskie tekhnologii v Visshey Shkole. Noskva, YUNITI-DANA, 2002. 437s.

14. P. Drucker. Managing in a Time of Great Change. Butterworth-Heineman, 1995.

15. Federal Law of the Russian Federation dated 12.01.1996 N 7-FZ "On noncommercial organizations".

16. Federal Law of the Russian Federation dated 03.11.2006 No. 174-FZ (as amended on 14.06.2011) "On Avtonomos institutions".

17. Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ "On education in Russian Federation".

18. P. Drucker. Managing in a Time of Great Change. Butterworth-Heineman, 1995.

19. Gordon Dryden, World Book Encyclopedia International Achievers'Conference, Barcelona, Spain, August 1996.

20. Rose C. Accelerated Learning, Accelerated Learning Systems, Aston Clinton, Bucks, England.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.