Научная статья на тему 'Актуализация базовой эмоции страха в речевой манипуляции в период предвыборной кампании (на примере предвыборных агитационных речей Д. Трампа)'

Актуализация базовой эмоции страха в речевой манипуляции в период предвыборной кампании (на примере предвыборных агитационных речей Д. Трампа) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
529
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / БАЗОВЫЕ ЭМОЦИИ / ЧУВСТВО СТРАХА / SPEECH MANIPULATION / BASIC EMOTIONS / EMOTION OF FEAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полякова Алина Андреевна

В данной статье рассматриваются предвыборные агитационные речи Дональда Трампа с точки зрения их влияния на чувства и эмоции человека. Наша задача проанализировать, какие языковые средства, использованные продуцентом речи способны актуализировать базовое чувство страха в сознании массового реципиента.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Полякова Алина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper we analyzed pre-election agitational speeches of Donald Trump in the aspect of its influence on the personal emotions. Our aim is to study what kinds of language means, used by the speaker, can actualize the basic emotion of fear in the sense of mass recipients.

Текст научной работы на тему «Актуализация базовой эмоции страха в речевой манипуляции в период предвыборной кампании (на примере предвыборных агитационных речей Д. Трампа)»

 Д • 7universum.com

А UNIVERSUM:

№ 3 (37) /YV\ типология И Mrk"VrfTRriRFnFHHF март, 2017 г.

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВОЙ ЭМОЦИИ СТРАХА В РЕЧЕВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДВЫБОРНЫХ АГИТАЦИОННЫХ РЕЧЕЙ Д. ТРАМПА)

Полякова Алина Андреевна

преподаватель кафедры экономических и общеобразовательных дисциплин Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета

453300, РФ, г. Кумертау, пер. Советский 2а E-mail: [email protected]

ACTUALIZATION OF THE BASIC EMOTION OF FEAR IN SPEECH MANIPULATION IN THE PERIOD OF THE PREELECTION CAMPAIGHN (BY THE EXAMPLE OF PRE-ELECTION AGITATIONAL SPEECHES OF D. TRUMP)

Alina Polyakova

lecturer, Department of economical and educational disciplines, The Kumertau branch of Orenburg State University, 453300, Russia, Kumertau, per. Sovetskij, 2a

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются предвыборные агитационные речи Дональда Трампа с точки зрения их влияния на чувства и эмоции человека. Наша задача проанализировать, какие языковые средства, использованные продуцентом речи способны актуализировать базовое чувство страха в сознании массового реципиента.

ABSTRACT

In this paper we analyzed pre-election agitational speeches of Donald Trump in the aspect of its influence on the personal emotions. Our aim is to study what kinds of language means, used by the speaker, can actualize the basic emotion of fear in the sense of mass recipients.

Ключевые слова: речевая манипуляция, базовые эмоции, чувство страха.

Keywords: speech manipulation, basic emotions, emotion of fear.

Изучение процессов речевой манипуляции, а также языковые средства ее реализации в период предвыборной агитационной кампании все больше привлекает ученых-лингвистов. Наше исследование посвящено проблеме актуализации речевой манипуляции этофизиологических мишеней на эторецептив-ном уровне, где основными мишенями манипуляции являются эмоции людей, которые имеют тесную связь с инстинктами человека. Существует такое понятие как «базовые эмоции» человека, именно данная группа эмоций составляет основу этофизиологи-ческих мишеней манипуляции массовым реципиентом. Чтобы проанализировать процесс речевой манипуляции, который происходит благодаря актуализации эмоций человека, необходимо разобраться с сущностью такого явления как «эмоция».

Ученые издавна исследовали эмоциональное поведение человека, механизмы появления и проявления тех или иных эмоций, но до сих пор не пришли к

единому мнению о природе и функциях этого феномена. Существует множество определений понятия эмоции, предложенных учеными-психологами, которые отражают разные подходы к их изучению. Согласно К. Изарду, эмоции представляют собой «нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия (сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экс-прессивный и чувственный компоненты)» [3, с. 136]. П. Анохин рассматривает эмоции как «физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [1, с. 347]. Г. Шингаров воспринимает данный феномен как «форму отражения действительности, сущность ко-

Библиографическое описание: Полякова А.А. Актуализация базовой эмоции страха в речевой манипуляции в период предвыборной кампании (на примере предвыборных агитационных речей Д. Трампа) // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2017. № 3(37). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4512

№ 3 (37)

торой заключается в саморегуляции функций организма согласно требованиям условий внешнего мира» [6, с. 159].

П. В. Симонов связывает возникновение эмоций с социальными и духовными потребностями человека. Например, ученый рассматривает тревогу как реакцию на неизбежность нежелательного воздействия [5, с. 154].

Функциональную классификацию эмоций предлагает К. Вилюнас. Он делит эмоции на две группы по функциональным признакам в соответствии с регуляцией поведения человека: ведущие эмоции и ситуативные, где ведущие сигнализируют о потребности, обуславливая направление деятельности; ситуативные эмоции возникают в результате деятельности, выражая отношение субъекта к этой деятельности [2, с. 98].

Признанным ученым в этой области является автор теории дифференциальных эмоций К. Изард. Он рассматривает каждую эмоцию по отдельности, как сложный процесс, на который оказывают влияние нейрофизиологические, нервно -мышечные и чувственно-переживательные аспекты. К. Изард выделяет эмоции радости, печали, интереса, удивления, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины на основе следующих критериев:

Существует несколько классификаций базовых эмоций, где их количество колеблется от двух до десяти. Тем не менее, почти в каждой классификации базовых эмоций можно встретить следующие: радость, доверие, гнев, страх, и отвращение.

Манипулирование эмоциями является очень эффективным механизмом управления сознанием массового реципиента. Зачастую именно эмоции человека заставляют его совершать те или иные поступки и действия без логического размышления. Можно сделать вывод о том, что базовые эмоции имеют признаки эффективных мишеней манипуляции: коллективность, универсальность, выполняют упрощенную функцию при принятии решений.

март, 2017 г.

• базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

• базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

• базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

• базовые эмоции возникли в результате эволю-ционно-биологических процессов;

• базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [3, с. 187].

Мировое признание также получила психоэволюционная теория Р. Плутчика, в которой он выделяет базовые эмоции, прототипами которых являются восемь базовых адаптивных реакций человека. Например, прототипом страха стала поведенческая реакция самосохранения, которая призвана обеспечить избегание опасности или вреда. Эмоция гнева возникает на основе поведенческой реакции разрушения, призванной разрушить барьер, мешающий удовлетворению потребности [9, с. 4]. Эмоции являются гипотетическими построениями, основанными на очевидных явлениях различных классов, которые можно наблюдать в Таблице 1.

В данной статье мы подробно рассмотрим базовую эмоцию страха, а также языковые средства, которые способствуют возникновению чувства страха у массового реципиента. Как показывает практика, чувство страха является мощным активатором действий и способствуют осуществлению задуманного оратором перлокутивного эффекта, то есть действий, являющихся результатом речевого воздействия продуцента на сознание массового реципиента.

Эмоция страха представляет собой состояние, которое отражает биологическую реакцию человека при возможной опасности для его здоровой жизнедеятельности. Данное эмоциональное состояние проявилось еще в период первобытной жизни человека как ответ организма на всевозможные опасности.

Таблица 1.

«Классификация эмоций по Р. Плутчику»

Стимульное событие Подразумеваемая когниция Переживание Поведение Эффект

Угроза «Опасность» Страх, ужас Бегство Самосохранение

Препятствие «Враг» Гнев, ярость Нападение, кусание Разрушение

Потенциальный партнер «Обладать» Радость, экстаз Ухаживание спаривание Воспроизводство

Потеря значимого индивида «Заброшенность» Печаль, горе Призыв к помощи и воссоединению Реинтеграция

Член группы «Друг» Принятие, доверие Ухаживание, содействие Аффиляция, присоединение

Отвратительный объект «Отрава» Отвращение, ненависть Извержение, отталкивание Отвержение

Новая территория «Что там?» Ожидание Обследование, организация Исследование

Неожиданное новое «Что это?» Удивление Остановка, тревога Ориентация

№ 3 (37)

Многочисленные эксперименты ученых показывают, что ситуации, связанные с болью и страданиями, откладываются в памяти человека, а чувство страха, сопутствующее данным ситуациям, заставляет человека в дальнейшем избегать их [7]. Если рассматривать эмоцию страха шире, то она может являться реакцией на угрозу неудовлетворения потребности, направленной на избегание этой угрозы [3, с. 115]. Чувство страха тесно связано с инстинктом самосохранения, родительским инстинктом и чувством безопасности. Поэтому политики часто обращаются к эмоции страха, поскольку это является очень эффективным рычагом воздействия на сознание массового реципиента.

Противоположным чувству страха является чувство спокойствия, безопасности, уверенности в удовлетворении потребностей. Манипулируя массовым реципиентом, продуцент стремится вызвать у массового реципиента чувство страха, связанного со внешней и внутренней социальной политикой страны, природными катаклизмами, но одновременно с этим продуцент создает ассоциативную связь, позиционируя себя как гарант безопасности и стабильном удовлетворении потребностей реципиента. Результатом такого приема будет получение большего числа голосов в день голосования.

Проанализируем несколько высказываний кандидата на пост президента США Дональда Трампа, в которых продуцент стремится вызвать чувство страха у аудитории и выясним, какими языковыми средствами оно может быть вызвано.

1. Now, a different threat challenges our world: Radical Islamic Terrorism. [5]

В примере 1 продуцент речи прибегает к использованию сочетания лексем-ассоциантов (threat challenges) и лексмы-ассоцианта (Radical Islamic Terrorism). Данные лексемы способны вызвать чувство страха и тревоги, особенно лексема-ассоциант (Radical Islamic Terrorism) в связи с участившимися случаями террористических атак. Именно на террористическую угрозу со стороны ИГИЛ продуцент делает акцент.

март, 2017 г.

2. In March of this year, terrorists detonated a bomb in the Brussels airport, killing 32 and injuring 340.[4]

3. This July, in the South of France, an Islamic terrorist turned his truck into an instrument of mass murder, plowing down and killing 85 men, women and children -and wounding another 308. Among the dead were 2 Americans - a Texas father, and his 11-year-old son.[8]

Примеры 2 и 3 демонстрируют стремление продуцента вызвать чувство страха у аудитории с помощью констатации факта террористических атак. На языковом уровне это реализуется при помощи лек-сем-ассоциантов (terrorists, a bomb, an Islamic terrorist, an instrument of mass murder), глаголов действия (detonate, kill, injure, wound). Убедительность речи и ее эффективность поддержана именами числительными, которые отражают масштаб произошедших террористических атак (32,340, 85, 308, 2).

4. It is a dangerous world, more dangerous now than it has ever been.[8]

Возникновению чувства страха в примере 4 способствует такое средство выразительности как гипербола, которая выражается в повторе определения с усилительной частицей (a dangerous world, more dangerous), а также сравнительная конструкция (more dangerous now than it has ever been).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с целью актуализации базового чувства страха в сознании массового реципиента, продуцент прибегает к использованию в агитационных обращениях к аудитории многочисленные лексемы-ассоцианты, глаголы действия, определения, которые ассоциируются у массового реципиента с такими понятиями как угроза, убийство, террористические атаки, жертвы. Подобные языковые средства актуализируют инстинкт самосохранения. И в данный момент продуцент может оказать дальнейшее влияние на сознание массового реципиента и получить необходимый ему результат.

Список литературы:

1. Анохин П.К. Эмоции. - БМЭ, 2-е изд., 1964. - т.35. - C.339-367.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 464 с.

4. Речь Дональда Трампа о терроризме / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politico.com/story/2016/08/donald-trump-terrorism-speech-227025 (дата обращения: 9.03.2017)

5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1961. - 215 с.

6. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М.: Наука, 1971. - 223 с.

7. Щербатых Ю.В., Ноздрачев А.Д. Физиология и психология страха /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koob.ru/shcherbatykh/psych_fear (дата обращения: 9.03.2017)

8. Ball M. Donald Trump and the Politics of Fear / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.theatlan-tic.com/politics/archive/2016/09/donald-trump-and-the-politics-of-fear/498116/ (дата обращения: 9.03.2017)

9. Plutchik R. The emotions: Facts, theories and a new model // New York: Random House, 1962. - P. 4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.