Научная статья на тему '«Акционерный» курс Сбербанка России'

«Акционерный» курс Сбербанка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Акционерный» курс Сбербанка России»

68

ВАШ БАНК

ВОПРОС СБЕРБАНКУ

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №07 (63) 2007

В планах Сбербанка России — вывести собственные акции на Лондонскую биржу, закрепить «дочек» в числе ведущих банков Украины и Казахстана, получить 100 миллиардов прибыли в 2007 году. Об этом рассказала 19 июня первый зампред банка Алла Алешкина на традиционной встрече с аналитиками инвесткомпаний.

Венера КАРПИНСКАЯ

— Расскажите, пожалуйста, о планах развития Сбербанка. Какие новые продукты вы намерены запустить и когда? Каковы намерения в отношении филиальной сети — собираетесь ли открывать новые отделения или закрывать старые? (Renaissanse Capital, АТОН, UBS)

— В декабре 2006 года Правление банка рассмотрело «Основные параметры развития Сбербанка до 2012 года». Главная стратегическая цель на этот период — обеспечение роста инвестиционной привлекательности банка и сохранение его лидерства на рынке финансовых услуг за счет модернизации технологических процессов.

Первым шагом в решении этой задачи стало увеличение в результате дополнительной эмиссии акций капитала банка, расширяющее возможности по наращиванию объемов бизнеса.

Для повышения доступности обыкновенных акций для инвесторов Правлением и Наблюдательным Советом банка было принято решение о проведении дробления акций. Этот вопрос включен в повестку собрания акционеров. Завершить сплит мы будем готовы уже в сентябре этого года.

Кроме того, значительное количество наших акций, находящихся в свободном обращении, обязывает банк более подробно раскрывать информацию о себе. Мы намерены внедрить лучший мировой опыт взаимодействия с акционерами и инвесторами, а также реализовать программу повышения информационной прозрачности банка.

В частности, уже на этот год запланирован шаг, которого аналитики давно от нас ждут, — переход на ежеквартальную форму отчетности по международным стандартам.

В условиях укрепления банковской системы, роста реальных доходов населения и усиления конкуренции задача Сбербанка по сохранению его лидерских позиций в различных

«Акционерный» курс Сбербанка России

сегментах рынка усложняется. Если вчера невысокие цены на продукты и услуги были нашим конкурентным преимуществом, то сегодня клиент требует большего — их высокого качества. Мы планируем использовать все возможности для решения этой задачи.

Уже на этот год запланирована технологическая модернизация, в частности, систем управления и организационной модели банка. Сегодня мы начали с инвентаризации всех технологических процессов по всем продуктам банка. Столь большой объем работ в 2007 году мы не успеем завершить, но значительная их часть будет проведена.

Кроме того, банк реализует проекты по созданию и внедрению он-лайновых технологий, позволяющих осуществлять такие операции, как погашение кредитов через банкомат с использованием банковской карточки. В самое ближайшее время банк предоставит своим клиентам эту услугу.

В то же время банк создает крупные ипотечные центры, кредитные дома. Эти точки дадут возможность более качественно обслуживать клиентов, особенно физлиц.

Для корпоративных клиентов уже сегодня мы создаем специальные новые продукты в сегменте трансграничных операций с Украиной и Казахстаном. Это особенный сегмент — не любые продукты можно «перенести» из России на Украину или в Казахстан, необходима их адаптация, то есть создание специальных продуктов.

Приоритет в развитии сбытовой сети — оптимизация территориального размещения точек продаж. Известно, что большая часть сети традиционно функционирует вне зоны «активных денег», активного населения. Таким образом, перед нами стоит задача в перенастраивании сети — развитии присутствия банка в крупных городах и одновременной оптимизации подразделений в районах страны, где востребованность банковских услуг не столь значительна.

Однако хочу отметить, что задача по закрытию точек не ставится. Оптимизация означает предложение других, менее затратных видов обслуживания. Напомню о передвижных кассах банка, перемещающихся по населенным пунктам по специальному графику (в зависимости от времени и частоты востребованности определенного вида услуг в конкретной точке). Начатый много лет назад эксперимент по предоставлению услуг через передвижные кассы показал эффективность такого варианта оптимизации сети. Определена степень зависимости эффекта от расстояния.

Сегодня как бы сеть ни расширялась (как известно, она постоянно растет) и какие бы мероприятия по решению проблемы с очередями ни проводились (увеличение времени работы подразделений, наращивание коли-

чества точек, работающих в выходные дни и праздники, и т.д.) — загруженность наших окон остается высокой. В этой связи достаточно большую часть стандартных операций мы намерены осуществлять с помощью так называемых терминалов самообслуживания, таких как многофункциональные банкоматы, информационные киоски, автоматические обменные пункты и т.д. Пилотные проекты по внедрению таких схем в различных регионах уже реализуются. Другая часть сети станет развивать более сложные продукты.

Отвечу и на традиционно задаваемый вопрос о перспективе закрытия точек. Подразделения будут закрываться лишь при необходимости их перевода в связи с неудобством помещения, расширением либо по причине стихийных бедствий.

Сегодня вопрос о неэффективности какой-либо части филиальной сети не стоит.

— Как банк собирается конкурировать с более агрессивными игроками? (Renaissanse Capital, АТОН, UBS)

— Будут ли вноситься изменения в стратегию в связи с усиливающейся конкуренцией со стороны ВТБ, Рос-сельхозбанка и т.д.? (Deutsche UFG)

— По моему мнению, агрессивными являются игроки, активно разворачивающие рекламные кампании либо начинающие свой бизнес «с нуля» и демонстрирующие высокие темпы роста. Но такие участники рынка не являются конкурентами Сбербанка.

По нашим оценкам, постепенное снижение доли банка на отдельных сегментах является нормой, поскольку один участник рынка не может доминировать одновременно во всех секторах. Банковская система в условиях экономического роста начинает выздоравливать и демонстрировать значи-

После эмиссии банк может выдавать одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков почти $6 миллиардов

тельный рост. За минувший год мы наблюдали снижение доли активов всех крупных банков в совокупном объеме активов банковской системы. Возрастает доля средних и мелких банков.

Одновременно снижается доля всех основных игроков на рынке вкладов. Нам кажется, что такая тенденция стала результатом действия системы страхования вкладов, позволившей клиентам без опасений пользоваться услугами различных банков, в том числе без истории и репутации, предоставляющих более высокие ставки.

Отвечая на вопросы о конкуренции с ВТБ, отмечу, что если можно говорить о сопоставимости масштабов работы этих двух участников на корпоративном рынке, то на розничном картина иная — ВТБ только разворачивает работу. Так, на 1 января 2007 года на Сбербанк приходилось 53,3% вкладов населения, на группу ВТБ — только 4,8%. Аналогичная ситуация на рынке розничного кредитования. Несмотря на демонстрацию Внешторгбанком достаточно высоких темпов роста в этом сегменте (180% за 2006 год), абсолютный прирост задолженности составил 40 млрд. руб. Для сравнения: у Сбербанка этот показатель — 243 млрд. руб. Нельзя сопоставлять размеры абсолютного прироста и темпов роста.

При значительных объемах бизнеса обеспечить большие темпы прироста очень сложно. Сегодня мы должны констатировать, что при планируемом на следующие годы абсолютном приросте по всем направлениям бизнеса темпы роста будут снижаться. Удер-

живать их на прежнем уровне практически невозможно.

Мы рады появлению в сельской местности такого игрока, как Россельхозбанк, поскольку очень тяжело в одиночку обслуживать сельхозпредприятия—далеко не самых эффективных заемщиков.

Мы не ставим перед собой задачу по удержанию своих позиций любой ценой. Публичная компания, которой Сбербанк является уже не один год, стремится к обеспечению не только высоких темпов роста бизнеса, но высоких качества и уровня рентабельности, а также стабильности на долгосрочную перспективу.

Сравнительная характеристика Сбербанка с другими многофилиальными банками по различным показателям позволила сделать следующие выводы. Сбербанк, на активы которого приходится четверть всех активов банковской системы, обеспечивает 30% ее прибыли — вот наша эффективность. По такому показателю, как cost/ income ratio (отношение затрат к доходам), Сбербанк находится на одном уровне со многими другими банками или почти рядом. Таким образом, из крупных многофилиальных банков наш банк — один из самых эффективных.

— Каковы планы по использованию капитала, полученного от SPO? Ожидается ли ускорение темпов роста портфеля кредитов юрлиц, физлиц в 2007 году по сравнению с 2006 годом? (Deutsche UFG, Renaissance Capital, Альфа-Банк)

—Есть ли у Сбербанка намерение держать определенную часть от привлеченного в феврале-марте капитала на депозитах в ЦБ? (Альфа-Банк)

— Все средства, привлеченные в ходе до-

Не любые продукты можно «перенести» из России в Казахстан или на Украину, необходима их адаптация

пэмиссии, мы будем вкладывать на принципах экономической целесообразности, а также в целях поддержания ликвидности. У банка нет никаких обязательств по размещению привлеченных средств в инструменты ЦБ. Основную часть средств планируется направлять на развитие активных операций, в частности на кредитование корпоративных и частных клиентов. За пять месяцев текущего года работающие активы банка увеличились более чем на 0,5 трлн. руб. Кредитный портфель банка вырос на 234 млрд. руб. — до 2,9 трлн. руб., портфель ценных бумаг — на 284 млрд. руб. По нашим планам, рост объема ссудного портфеля юридических и физических лиц в этом году составит около 20%. Вместе с тем темп его роста будет замедляться — повторю, начнет сказываться эффект масштаба бизнеса.

— Какой объем средств Сбербанк вложил в 2007 году в госбумаги? (Тройка Диалог)

— 284,3 млрд. рублей.

— Как вы намерены развивать дочерние банки на Украине и в Казахстане? Планируется ли выход на другие рынки? (Deutsche UFG, Альфа-Банк)

— Покупка банков в Казахстане и на Украине совершалась в интересах наших корпоративных клиентов. Каких-либо планов по приобретению кредитных организаций в других регионах у нас пока нет. Однако мы не исключаем такой возможности в случае, если клиенты выразят желание развивать бизнес в этих направлениях.

У Сбербанка есть стратегия развития бан-

ка в Казахстане. Уже утвержден кадровый состав, намечены планы по развитию сети, ре-брэндингу. Очень много сделано по адаптации наших проектов к законодательству Казахстана. Мы уже запускаем продукт, которого нет на местном рынке, — это «блиц-переводы». Нам предложено заняться развитием биржи в сегменте розничных инвесторов.

Уже сегодня мы принимаем участие в реализации двух очень крупных проектов в Казахстане. Финансирование предоставляют как Головной офис, так и Казахстанский банк. Рассматривается еще ряд проектов. Сегодня мы развиваем технологии корпоративного кредитования и обслуживания и стремимся повысить их уровень до требований со стороны наших клиентов, ради которых мы вышли на этот рынок. В соответствии со стратегией развития банка в Казахстане наша «дочка» войдет в десятку ведущих банков страны уже в следующем году.

Процедуру приобретения украинского банка хотелось бы завершить в этом году. Мы отработали с «НРБ-Украина» систему взаимодействия, проанализировали кредитный портфель, клиентскую базу, продуктовый ряд, наметили планы по развитию сети. Сегодня уже решены все вопросы с кадровым составом «НРБ-Украина».

17 июля состоится собрание акционеров «НРБ-Украина», на котором мы рассчитываем войти в состав Совета директоров.

Не за горами процесс консолидации Сбербанком своих структур. Их не так много. Это «РГ-Пизинг» — 100-процентная «дочка» Сбербанка, демонстрирующая бурное развитие, — именно она дала основание говорить об объединении. И плюс два банка — в Казахстане и на Украине, если их развитие будет идти запланированными темпами.

— Планирует ли Сбербанк запустить полноценную программу GDR? (Deutsche UFG)

— Я по-другому отвечу. В наших планах — вывести акции на Пондонскую биржу. Но мы не готовы пока говорить о каких-либо конкретных сроках.

—Активное общение с инвесторами положительно влияет на стоимость и ликвидность акций. Что конкретного менеджмент делает в этом направлении? Недавнее размещение показало, что Сбербанку есть над чем работать. (АТОН)

— Вопрос подразумевает негативную сторону в работе банка по размещению. Если такой вывод сделан на основании объема эмиссии в 2,5 млн. акций при запланированном 3,5 млн. штук, тогда ответ прост. Достаточно длительная процедура принятия решений по эмиссии началась в конце сентября прошлого года. Тогда при определении параметров размещения мы исходили из

следующего: для сохранения темпов роста бизнеса на уровне предыдущих лет банку на трехлетнюю перспективу необходим запас по капиталу в размере 200-220 млрд. руб. Более того, ответственность банка перед инвесторами и акционерами предполагает высокое качество его показателей (известно, что эмиссия ухудшает такие показатели, как рентабельность активов, капитала и т.д., следовательно, мы обязаны вернуться на позиции, которые банк имел до эмиссии). Мы рассчитывали, что вышеназванный объем позволит нам решить эти вопросы. Объем был рассчитан на основании цены наших акций в тот период на уровне 59-63 тыс. руб. за штуку.

Количество акций в 3,5 млн. штук не могло быть изменено после запуска длительной процедуры эмиссии. Но повторю, приоритет банка — не в числе бумаг, а в объеме средств, который мы должны привлечь. Был взят именно необходимый объем. В наши планы не входило предлагать 3,5 млн. акций в условиях растущего рынка в ноябре-январе. Банк действовал по плану.

Кроме того, всеми участниками обсуждалась наша позиция по сплиту. Сплит — это двигатель роста цены акций. Неправильно проводить кампанию по дроблению в период роста бумаг. Мы считали, что выгоднее будет провести ее после эмиссии для поддержки акций в будущем. Такой план станет способствовать росту доходности на каждый вложенный инвестором рубль.

Но не забывайте, что это не первая и не вторая, и не третья эмиссия, проведенная Сбербанком. Мы считаем, что для банка с огромным количеством акционеров прирост на 30 тыс. человек является колоссальным успехом. Сегодня у банка 237 тыс. акционеров.

После того, как рынок закачался и число инвесторов снизилось, мы, по правде говоря, были очень довольны — ушла категория инвесторов, рассчитывавших на получение дохода в ближайшей перспективе и, следовательно, на скорую продажу бумаг.

Мы много работаем с инвесторами. Ограничения по раскрытию информации в период проведения эмиссии не позволяли проводить нам встречи с ними. Но после завершения процедуры размещения руководители банков и подразделений провели уже около 30 встреч с инвесторами как коллективными, так и индивидуальными. Около 60 компаний приняло участие в этих встречах.

Развитие комплексной программы повышения прозрачности — непростая задача.

Одно из первых наших мероприятий по достижению этой цели — проведение реструктуризации нашего сайта. Банк также рассматривает возможные формы и модели проведения конференций и презентаций.

В рамках доработки дивидендной политики на 2007 г. и 2008 г. банк по международ-

ному опыту запланировал так называемый «социальный» отчет о своих социальных программах и поддерживаемых благотворительных акциях. Пока ни один участник российского банковского рынка не имеет подобной программы.

— Какова основная, на ваш взгляд, движущая сила для роста депозитов Сбербанка? (Renaissance Capital)

— Основную часть ресурсной базы банка (64,5%), как и в предыдущие годы, составляют средства частных клиентов. По нашим оценкам, в ближайшие три-пять лет показатель принципиально меняться не будет, поскольку основным фактором, определяющим сегодня желание клиентов хранить деньги в банках, является доверие к финансовым институтам и внедрение системы страхования вкладов.

Кроме того, в условиях проводимой банком ценовой политики по вкладам основной группой вкладчиков являются пенсионеры. Эта категория традиционно пользуется в Сбербанке преимуществами. По нашим оценкам, в ближайшие три-пять лет ситуация также не изменится.

Сложившаяся структура по вкладам сохранится благодаря таким факторам, как увеличение доходов населения, экономический рост, укрепление рубля, снижение инфляции. Мы ожидаем, что в 2007 году темп роста вкладов составит 25-30%.

В секторе депозитов юрлиц востребуе-мым является управление ресурсами по системе «Банк-клиент». Многие наши клиенты используют эту систему, чтобы не строить корпоративное казначейство. Рост доли депозитов юрлиц в структуре наших пассивов в большей степени обусловлен этой услугой. Она удобна клиентам, предприятия которых разбросаны по всей стране. Они могут контролировать любой счет своей группы, давать различные указания по перечислению средств и т.д., устанавливать системы лимитов для предприятий группы. Это — штучный продукт и разрабатывается для каждого, причем чем крупнее клиент и чем профессиональнее его финансисты, тем сложнее запросы по техзаданию.

— Какова текущая структура портфеля кредитов юридическим лицам? (Deutsche UFG, UBS)

—Основная стратегическая линия банка — кредитование эффективно работающих предприятий. По этой причине структура нашего кредитного портфеля соответствует структуре ВВП. За период с начала 2006 года по апрель 2007-го опережающий рост кредитов малым и средним предприятиям сохранялся — портфель по этой группе заемщиков вырос за указанный период более чем на 50% (для сравнения: показатель по портфелю юрлиц в целом — 42%). Таким обра-

зом, в структуре кредитного портфеля юрлиц доля крупных клиентов снизилась почти до 40%, доля среднего и малого бизнеса повысилась до 43% и16% соответственно.

Развитие бизнеса многих наших клиентов очень часто наталкивалось на ограничения по кредитованию одного заемщика — норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) не позволял нам кредитовать наших клиентов в необходимых им объемах. По этой причине некоторые крупные клиенты проводили трансграничные операции. После эмиссии мы может выдавать одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков до $6 млрд.

При том, что темпы роста будут каждый год замедляться, доля Сбербанка на рынке корпоративных клиентов постепенно станет увеличиваться. Если в 2006 году наша доля составляла 31,8%, то в 2007 году она вырастет до 34,5%, в 2008 году — до 35,4%, в 2009 году — до 36-37%.

— В структуре кредитного портфеля произошло увеличение доли кредитов предприятиям авиационного, космического и транспортного секторов. Отражает ли это разовые проекты или у банка появились новые постоянные клиенты в этом сегменте? (Альфа-Банк)

— Действительно, по итогам 2006 года доля кредитов, выданных транспортной, авиационной и космической отраслям, выросла с 1,8 до 4,6%. Банк профинансировал проект «Транснефти» в объеме 65 млрд. руб. Кроме того, открыты кредитные линии многим новым клиентам, таким как Новороссийский морской торговый порт, Международный аэропорт в Сочи, Международный аэропорт «Шереметьево» и др.

— Кредитный портфель банка увеличился за 2006 год на 42%, в то время как в среднем по банковской системе — более 50% (Deutsche UFG). В 2006 году объем кредитов физлицам стал больше на 48%, существенно уступив росту рынка в целом — 75%. Ваши комментарии (Тройка Диалог).

— Действительно, в сегменте розничного рынка банк немного отстал от рыночных темпов роста. При этом темпы кредитования Сбербанком корпоративных клиентов соответствовали среднерыночным (по российским стандартам 37,3%—темпы Сбербанка, 38,6% — среднерыночные). По нашему мнению, главной причиной отставания является более консервативный, в отличие от рынка, подход при выдаче ссуд. Такая позиция позволяет банку обеспечивать высокое качество портфеля. Безусловно, определенную часть клиентов мы теряем, но при этом не печалимся. Еще раз повторю: при столь значительных масштабах бизнеса качество выхо-

дит на первый план. Более высокие темпы роста на рынке связаны в основном с развитием высокорисковых, так называемых ско-ринговых кредитных продуктов, выдаваемых в торговых точках. На рынок выходят новые игроки. Их темпы роста значительно выше темпов крупных участников рынка и могут достигать 1000%.

Сегодня наш розничный портфель превышает совокупный портфель следующих за нами 20 банков и в пять раз превосходит портфель самого крупного игрока после нас — банка «Русский стандарт». Наша позиция на рынке розничного кредитования не меняется. Напомню, что в свое время мы провели эксперимент по скоринговой выдаче в торговой точке и сделали вывод, что в этот сегмент мы не пойдем.

— Какие меры Сбербанк предпринимает для сохранения и увеличения рыночной доли и какие продукты и услуги для этого продвигает или планирует продвигать? (Тройка Диалог)

— Мы постоянно обновляем и совершенствуем наш продуктовый ряд. Проводится определенная либерализация и упрощение процедур. В сентябре 2006 года мы либерализовали условия предоставления автокредита. В декабре того же года был увеличен список целей по займам, предоставляемым предприятиям АПК. В мае этого года были снижены процентные ставки по жилищным кредитам, «Автокредитам» и «Образовательным кредитам».

Я уже говорила о внедрении технологии погашения кредитов через банкоматы. Запущенная в отдельных региональных банках в пилотном режиме более года назад программа уже отлажена и в этом году будет распространена на всю систему по стране. Решение проблемы упрощения процедуры получения кредита предполагает поиск баланса при достижении следующих целей. С одной стороны, упрощение не должно сказываться на уровне качества портфеля, с другой — процедура не должна тормозить развитие этого сегмента. Мы решаем проблему совершенствованием анализа платежеспособности заемщика, но выдаем физлицам кредиты только при условии предоставления справок о доходах клиентов. В этой связи мы теряем достаточно большую часть рынка.

По нашему мнению, удлинение сроков кредитов до 30 лет позволит значительно увеличить базу наших клиентов, поскольку при выдаче столь длинного кредита будет учитываться платежеспособность заемщика за достаточно длительный период — на десять лет больше, чем обычно. Кроме того, мы сокращаем сроки принятия решения о выдаче ссуд. В этом году проводится тестирование технологии кредитных карт, в следующем планируется их размещение среди клиентов.

По ценовым параметрам мы движемся и будем идти вместе с рынком. После снижения в мае ставок по кредитам каких-либо изменений в стоимости кредитования не планируется.

Проводится очень большая работа по расширению сети подразделений, выдающих кредиты, и увеличению численности кредитных работников. Приобрести на рынке таких специалистов практически невозможно.

По этой причине банк сам растит для себя персонал: наши сотрудники читают лекции в профильных институтах по курсу «Кредитование в Сбербанке». Мы также намерены решать проблему нехватки кредитных инспекторов дальнейшим развитием автоматизации операций кредитования. Несмотря на рост численности кредитного персонала, занимающегося кредитованием физлиц на 32% в прошлом году, нехватка этой категории сотрудников по-прежнему ощущается. Для сравнения: общая численность сотрудников Сбербанка выросла всего на 3,6%.

— Есть ли у банка ориентиры по доле розничного рынка? Если да, то на какие цифры ориентируется Сбербанк в перспективе трех-пяти лет? (Альфа-Банк, Deutsche UFG)

— Мы полагаем, что рынок кредитования физлиц во многом будет определять динамику всего банковского бизнеса в ближайшие годы. Удельный вес розничных активов в структуре банковских активов достаточно низок в сравнении с аналогичным показателем в европейских странах. Таким образом, потенциал роста этого сегмента в нашей стране огромен. По нашим прогнозам, темпы роста будут высокими у всех участников банковской системы. В частности, ежегодные темпы роста нашего портфеля составят 3040% в год. Мы планируем удерживать свою долю на рынке на уровне от 30 до 40%.

— Какова текущая структура кредитного портфеля физлиц? (Тройка Диалог)

— На 1 апреля 2007 года основную долю в структуре кредитного портфеля физлиц традиционно занимают кредиты на неотложные нужды — 69%. Этот кредит является самым популярным на рынке розничного кредитования. Бурными темпами развивается автокредитование — в прошлом году его портфель вырос более чем на 200%, в I квартале 2007 года—уже на 80%. Постоянно увеличивается доля жилищных ссуд. Сегодня на них приходится около 24% розничного портфеля. Остаток ссудной задолженности по этому виду вырос в прошлом году на 115%, за I квартал этого года — на 11%.

— Какова стратегия Сбербанка на рынке ипотеки, есть ли планы в отношении роста портфеля ипотечных кредитов? Сколько Сбербанк имеет заем-

щиков-физлиц? (Тройка Диалог, Renaissanse Capital)

— Мы рассматриваем сегменты автокредитования и ипотеки как самые перспективные. Именно эти виды кредитования будут развиваться наиболее высокими темпами в 2007 году и в ближайшие годы. Причем темпы роста ипотечного кредитования будут превышать темпы роста розничного кредитования в целом по всем видам. По нашим оценкам, доля ипотеки в структуре задолженности населения в стране к 2012 году может вырасти до 40%.

Каковы препятствия для активного развития этого рынка? В первую очередь это высокие цены на жилье. К сожалению, приходится признать, что в ближайшей перспективе снижения цен не произойдет. В стране достаточно много сделано для увеличения спроса — повысились доходы населения, внедрена накопительная система для военных, получивших возможность пользоваться ипотечными кредитами и приобретать жилье, снижаются процентные ставки по ипотечным кредитам во всей банковской системе. Эти элементы стимулировали спрос. Но предложения жилья в необходимом объеме на рынке как не было, так и нет. Для решения этой проблемы мало что сделано. Пресловутый ФЗ-214 достаточно серьезно затормозил процесс строительства жилья. В первый год после его принятия в Москве был зарегистрирован один договор, в Подмосковье — два договора. Кроме того, в стране практически разрушена строительная отрасль. Несложно вычислить, сколько материала (бетона, железа, щебня и пр.) необходимо для строительства 1 кв. м жилья. И становится очевидным, что объявленная жилищная программа не соответствует возможностям в нашей стране.

Так, например, если еще вчера проблема с цементом представлялась локальной, то в этом году она стала повсеместной и, очевидно, перешла в разряд хронических. Дальше будет еще хуже.

Кроме того, строительные компании фактически потеряли возможность получать двойную форму финансовой поддержки — со стороны физлиц и со стороны банков. В рамках закона ни один банк не возьмется кредитовать проект с участием дольщиков (положение закона о пропорциональном распределении денежных средств, вырученных от реализации заложенного имущества, между залогодержателем (банком) и участником долевого строительства делает кредитование застройщиков по-прежнему малопривлекательным и рискованным для банков. — «ВЕСТИ»).

Еще один фактор будет тормозить этот рынок — ограничения со стороны электроэнергетической отрасли. Если раньше крупные строительные компании могли автома-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отдельных региональных банках в пилотном режиме более года реализуется программа погашения кредитов через банкоматы. Она уже отлажена и в этом году будет распространена на всю систему по стране

тически подключать электроэнергию к своим объектам, то сегодня застройщик до начала реализации проекта обязан внести деньги за будущее подключение, которое предполагает строительство новой подстанции и т.д. Как правило, деньги собираются, но подстанции пока не строятся. Эта проблема также не может быть решена быстро.

Есть и другие препятствия, в частности административные: в регионы не пускают крупных игроков.

В перспективе, на наш взгляд, все условия на рынке должны выровняться—ставки, сроки, различные требования по страхованию у всех участников рынка будут на одном уровне.

Мы прогнозируем увеличение нашего портфеля жилищных кредитов в 2007 году не менее чем в два раза. При этом доля жилищных кредитов в портфеле физлиц к концу года достигнет 30%.

Большинство кредитов банк предоставляет в рублях. Процентные ставки не сопоставимы с текущим уровнем инфляции. В настоящее время ставки по жилищным кредитам находятся в диапазоне от 10,25 до 12% годовых в рублях и от 10,75 до 12,5% годовых — в долларах и евро.

Самыми популярными сегодня являются такие продукты, как «Кредит на недвижимость» и «Молодая семья», причем молодым семьям банк предоставляет много льгот, например при рождении ребенка и др. Портфели по этим займам демонстрируют высокие темпы роста. Жилищные кредиты предоставляются в размере 90% от стоимости жилья, молодым семьям — 95%. Как правило, банк заключает договор на максимальные сроки в целях снижения нагрузки на клиента. В любом случае при появлении свободных денег клиент направляет их на погашение ссуды. Люди не привыкли жить в долг и при первой возможности стараются его закрывать. Средняя сумма выданного в 2007 году кредита составила 708 тыс. руб., в 2006 году — 679 тыс. рублей.

Сегодня количество договоров Сбербанка с физлицами о выдаче кредита превышает 8 млн. штук. Кредитование физлиц осуществляется в 5649 подразделениях банка (около 28% от общей численности подразделений).

— Когда банком планируется полномасштабный запуск кредитных револьверных карт? (Deutsche UFG)

— Я уже говорила о запуске пилотного проекта по отработке и выпуску кредитных револьверных карт. Следующий этап, к реализации которого мы приступаем с 15 июня, предусматривает выдачу карт 10 тыс. клиен-

там. Полномасштабный запуск карт запланирован на следующий год. 2007 год уйдет на внедрение и отработку технологий.

— Вы не даете кредиты физлицам без предоставления справки из налоговых органов. При этом намерены развивать кредитные карты. Должен ли клиент для получения карточки предоставить такую справку? (АТОН)

— Нет.

— Использование кредитной карты означает кредитование физлица. Требование о предоставлении справки о доходах снимается только по карточным продуктам или по всем кредитным продуктам? (АТОН)

— Кредитные карты — это другой продукт, другой рынок и даже другая категория клиентов. Право на получение карт будет предоставлено клиентам, имеющим значительную историю в банке, например в рамках зарплатных проектов. По этому продукту действует другая система взаимодействия с клиентом. Именно так мы будем закрывать свои риски.

— Ваши прогнозы по уровню просроченных кредитов в сегменте потребительского кредитования? (Deutsche UFG)

— Банковский сектор идет по пути развития экспресс-кредитования в торговых точках. На наш взгляд, такой путь связан с очень высоким уровнем риска. Просрочка в банковском сегменте будет расти.

— Какие показатели рентабельности капитала и активов прогнозирует банк? Какова будет доходность? (Альфа-Банк, Renaissanse Capital, Deutsche UFG, UBS)

— В соответствии с поставленными планами на 2007 год темпы увеличения кредит-

ного портфеля корпоративных и частных клиентов превысят динамику роста привлеченных средств. Такая картина наблюдается второй год. По нашим оценкам, эта тенденция сохранится.

Увеличение доходов от кредитования и комиссионных доходов позволило банку обеспечить значительный рост финансовых результатов. Вместе с тем проведенная эмиссия обыкновенных акций, как я уже говорила, ознаменуется снижением показателя рентабельности — это неизбежно. Но в дальнейшем за счет размещения привлеченных ресурсов (в высокодоходные кредиты юридическим и физическим лицам) банк планирует не позднее 2009 года выйти на уровень рентабельности не ниже поставленного нами ориентира — 20%. В трехлетней перспективе банк ожидает сохранения рентабельности активов на уровне примерно 2,5%.

За полугодие мы планируем получить прибыль около 50 млрд. руб. Для сравнение: в прошлом году чистая прибыль за полугодие составила 40,7 млрд. руб. План на 2007 год

— около 100 млрд. руб.

— Назовите основные количественные показатели Сбербанка, запланированные в концепции до 2012 года (Ведомости).

— Я назову не финансовые показатели, а ориентиры. Рентабельность капитала — на уровне не ниже 20%. Доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе — не ниже 30% (этот параметр уже принят). Удельный вес в активах банковской системы

— 25-30%.

Активы на одного работника увеличатся в три раза, чистый операционный доход на одного работника — в 2,5 раза. Нагрузка на точку продаж снизится на 15%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.